В какой стране появился термин балет

Страна волшебная - балет

Зарождение балета
В конце Средневековья появился интерес к классическому
прошлому, который привёл к Ренессансу. Во время
ренессанса внимание сместилось с общества в целом на
отдельную личность. В результате, в этот период на танцоров
стали смотреть как на идеальных людей.
Наиболее выдающиеся усовершенствования в хореографии
во время Ренессанса были произведены в городахгосударствах на территории современной Италии. Балет
возник при дворах как развитие торжественных спектаклей,
которые ставились во время праздников для аристократов.
Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в
развлечении знати.
Балет Ренессанса был гораздо беднее современного. Пачки и
пуанты ещё не были в использовании. В ранних балетах
зрители также могли принимать участие в танцах в последних

Азбука БАЛЕТА. Объясняем и показываем, что означают балетные термины


действиях.

3.

Во Франции расцветает пышное торжественное зрелище – придворный балет.
Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября
1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища,
которое принято считать первым балетом – «Комедийный балет королевы»,
поставленное итальянским скрипачом, Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную
основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную
сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры,
такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится
балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но
самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во
второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским
балетмейстером Жан Жоржем Новерром.

4.

Балет в России достиг истинного расцвета, став одной из визитных карточек
страны и русского искусства. К XVI веку относятся первые большие поселения в
Москве иностранцев, привезших с собой европейскую культуру и европейские
развлечения, среди которых немалое место занимал театр. Укреплялись связи с
Европой – появлялись и европейские культурные мероприятия. Развитие балета на
Руси тесно и неразрывно связано с развитием театрального искусства вообще.
Ю.Бахрушин пишет: «По театральным законам того времени, независимо от
жанра пьесы каждый акт должен был заканчиваться театральным танцем,
именовавшимся балетом. За рубежом эти балеты носили название выходов, так
как исполнители выходили танцевать в антрактах из-за кулис на авансцену. В
России балеты стали называться междусеньями, в связи с тем что ставились они
между актами, которые именовались сеньями, то есть сценами»

5.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе

Как появился балет?


царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Его
подготовил иностранец Николай Лима. Точно неизвестно, кто он был по
происхождению – скорее всего, шотландцем, эмигрировавшим во Францию, а
затем приехавшим в Россию в качестве офицера инженерных войск. Однако
вполне достоверным фактом является то, что его познания в балете были
весьма велики. Он стал руководителем зарождающейся балетной труппы, её
педагогом, балетмейстером и первым танцовщиком. В обучение Лиме были
отданы десять «мещанских детей», а через год их число удвоилось. Это был
первый профессиональный балетный спектакль, поставленный на русской
сцене.

6.

В России, балетный танец понастоящему раскрылся благодаря
композитору Чайковскому. Музыка
стала не просто сопровождением, но
и сильным инструментом. Она
открывала все чувства танцующих
героев. А будущие композиторы
перестали останавливаться на
стереотипах, развивая и подавая
новые идеи в искусство.

7.

Балет — (французское ballo, буквально — танец).
Музыкально- хореографический спектакль, в
котором органически сочетаются музыка, танец,
драматическое действие и элементы
изобразительного искусства.

8.

9.

Кто исполняет балет?
Балерины – солисты
Кордебалет
Танцоры – солисты
Дирижер
Симфонический оркестр

10.

Балетные термины
Вариации – сольный танец героя.
Pas-de-deux – танец двух героев.
Pas-de-trois– танец трех героев.
Кордебалет – большой общий танец .
Характерный танец – отличается пантомимой
и необычной хореографией.
Батман – поднятие ноги на 90 градусов.
Гранд-батман – поднятие ноги на180 градусов.
Фуэте – вращение на месте на одной ноге.
Плие – приседание на выворотных стопах.

11.

Иветт Шовире – прима-балерина и
педагог Парижской оперы. В 1930 годах,
маленькая, желающая добиться успеха,
девочка училась у русских эмигрантов
Князева и Гзовского. В 20 лет стала
танцевать в первых рядах, а после
получила звание первой танцовщицы.
Исполняла важные партии «Жизель» и
«Мираж». В 1972 году, в последний раз
вышла на сцену Оперы Гранье. А после,
Франция получила премию имени Иветт
Шовире.

Читайте также:  Как провести выходные с пользой для ребенка

12.

Плисецкая Мая Михайловна – русская
балерина 1940 годов. Как говорят
хореографы: «Ее танцевальный почерк,
не спутаешь ни с каким другим». Она
окончила московское хореографическое
училище, а с 1943 года стала работать в
театре. Прима, выделялась своей
четкостью, лаконизмом движений и
артистичностью. Она достигла больших
высот в мире театра и балета,
порадовав зрителей своей игрой и
манерой.

13.

Анна Мария Прина – итальянская
прима-балерина, педагог, переводчик и
организатор театра. В 1963 году по
обменному контракту с СССР, приехала
в Москву, где проходила стажировку.
Побывав в Питере и Москве, вернулась
в Италию, где ее пригласили возглавить
балетную школу Ла Скала. За свою
деятельность была награждена
множеством русских и международных
наград.

14.

Петипа Мариус Иванович – русский
артист балета. Балетмейстер
родившейся во Франции,
проработавший всю жизнь в России. С
самого детства мальчик пробыл на
сцене, поскольку его родители были
известными балетмейстерами. Он сразу
был отдан в танцевальную
консерваторию на скрипку, а случайным
образом попал к своему отцу в
балетный класс. Где все и узнали о
великом таланте. В 1911 году на сцену
балетного театра вышло сразу три брата
Петипы, вместе с двумя сестрами. А
первое выступление балетмейстера в
России – поразило зрителей в 1850
годах, собственно с чего и началась его
работа в Российской Империи.
Считается, что именно Петипа
превратил балет в хореографическое
повествование.

15.

Николя Ле Риш – современный актер
балетного театра Франции. Родился в
1972 году, в 10 лет поступил в балетную
школу. В 16 лет его приняли в
кордебалет, и он стал подниматься по
карьерной вершине танцора. В 1990
году парень достиг сольных
выступлений, а в 1991 году стал
премьером балета. Имеет множество
международных наград. А исполнив
партию Ле Риш – становится «этуалью»
— звездой современного балета.

16.

Нижецкий Вацлав Фомич – русский
танцовщик и хореограф польского
происхождения. Он является новатором
балетного танца в России, и ведущим
участником балета Дягилева. Парень
родился в Киеве в 1889 году, в семье
балерины. В 1907 году он окончил
танцевальное училище и был принят в
Мариинский театр, где проработал
долгое время. Хореографы выделяли
его ловкость, легкость и
непринужденность движений. За что в
будущем, он стал известным и начал
ставить уже личные балеты «Весна
священная» и «Игры». Молодой артист
сумел стать успешным хореографом и
удивить публику экспрессионистским
балетом.

17.

Никто не поспорит, что именно хореографы России, считаются самыми
высококлассными мастерами своего дела. Такие люди и двигатели
искусства достойны нашего внимания.
Знаменитые хореографы:

18.

Мариус Петипа

19.

Игорь Моисеев

20.

Леонид Якобсон

21.

Алла Сигалова

22.

Геннадий Клыков

23.

Татьяна Баганова

24.

Ольга Пона

25.

«Лебединое озеро», Петр Ильич Чайковский
Сегодня «Лебединое Озеро» считается одним из самых популярных и
востребованных в мире балета. Это уже давно не просто история, это
символ, это глубокие характеры, это больше чем балет.
Впервые Лебединое озеро было поставлено 1877 году. На сцене большого
театра, его исполняла труппа императорского театра.
На создание знаменитого балета Чайковского вдохновил Нойшванштайн знаменитый замок Людовика Второго. Этот замок принято называть
«лебединым».

26.

«Ромео и Джульетта», Прокофьев Сергей Сергеевич
Сегодня этот знаменитый балет (балет-симфонию) успешно ставят на лучших
сценах мира.
Идея создания возникла у Прокофьева на родине. Вдохновившись
шекспировским романом Прокофьев принялся за создание своего творения.
Балета был закончен в 1936 году, но в версии композитора был сочинен
счастливый конец, где главные герои живы и живут долго и счастливо. Такой
финал, по мнению Прокофьева, был обусловлен тем, что сыграть на сцене
смерть — это очень сложно.
Вскоре, смелого композитора осудили шекспироведы. Его жест с изменением
концовки, показался им неуважительным по отношению к великому писателю.
В итоге финал стал схож с оригиналом. Первая постановка балета «Ромео и
Джульетта» прошла в Чехословакии в 1938 году.

27.

Балет «Конёк-Горбунок», Родион Константинович Щедрин
Знаменитый балет берет свое начало в 30-х годах 19 века, когда начинающий, но уже
перспективный литератор Ершов создаёт произведение «Конек-Горбунок». Сказка
была по достоинству оценена самим Александром Пушкиным. В двадцатом веке про
сказку вспоминают снова. Хореограф Большого театра желает возродить произведение
на сцене, но подходящей музыки к данной постановке нет.
Заказ на создание музыки для балета поступило знаменитому композитору Дмитрию
Кабалевскому, но его это произведение не вдохновило.
И тогда идея попала в руки юного аспиранта Московской консерватории Родиона
Щедрина. За год плодотворной работы Родионом был создан шедевр.
Сам Щедрин всегда говорил, что вдохновлялся знаменитой балериной Майей
Плисецкой. Она была для него мечтой и музой, а на репетиции балета «КонекГорбунок» они познакомились.
Впоследствии девушка стлала его женой, и все последующие великие произведения
Щедрина так же были посвящены его возлюбленной.

Читайте также:  Как нельзя себя вести на работе

28.

Перечислите название балетов, данных композиторов
П.И.Чайковский
И.Ф.Стравинский
С.С. Прокофьев
Р.К. Щедрин

Источник: ppt-online.org

Франция — родина балета

Балет собрал в себя несколько видов искусства. Это единение музыки, пластики и танца. Балет — это художественная мысль, которую смогли передать в танце и донести ее до зрителя. Многие думают, что этот вид искусства возник относительно недавно, но лишь немногие знают, что история балета начинается в XVI веке во Франции.

Возникновение балета во Франции

Первые сцены, которые состояли из набора хореографических движений, стали входить в состав оперы впервые были показаны в Италии. Но там это искусство не получило должного развития.

Только во Франции небольшие хореографические сценки получили мощное развитие и превратились в самостоятельные пышные действия при дворе короля. Моду на данный вид искусства ввела Екатерина Медичи, которая была уроженкой Италии.

Первый балет, представленный во Франции, был творением итальянского балетмейстера Бальтазарини. Балейтмейстер назвал свой балет «Церцея». Само действие было представлено на суд зрителей 15 октября 1581 года и длилось без малого пять часов.

Первые балетные постановки сочетали в себе как народные, так и танцы, которые исполнялись при дворе. Также танцевальные движения чередовались репликами и драматическими сценками.

Период развития французского балета

В 1654 году новым королем Франции стал Людовик XIV. Именно в период его правления балет как искусство набирает популярность среди дворянства и знати. В то время при дворе Людовика XIV создавались балетные постановки, которые поражали своей пышностью. В них с удовольствием принимали участие как дворяне, так и сам король. Именно после одной роли в балете, в котором он сыграл солнце, он получил прозвище «Король-солнце».

Уже к концу XVI века балет стал самым популярным видом искусства во Франции. Это искусство полностью финансировалось из казны короля. Балет стал инструментом для восхваления в танце французской монархии и знати. Танцевальные постановки становились неотъемлемой частью различных праздников, которые длились при дворе не один день.

Людовик XIV считается основателем первой школы балета. Она была основана 1661 году, и руководить ею было поручено композитору и балетмейстеру Люлли. Именно он стал центральной фигурой для развития балета на следующее столетие. Люлли смог соединить танцевальные па и музыку и передать с помощью них смысл постановки.

Для обучения основам танцевального мастерства приглашались учителя из разных стран. Особо влияние на развитие балета оказали Мольер и Пьер Бошан, который был учителем танцев самого Людовика XIV.

Балет в период романтизма

Особое влияние на балет во Франции, собственно как и на другие направления искусства, оказала эпоха романтизма, которая характерна для XIX века. Фантазии и фольклор переплелись в балетных постановках того времени. Именно тогда балерины исполнили первый танец на кончиках пальцев. Однако еще в то время не было специальных танцевальных туфель и балерины могли встать на кончики пальцев лишь на короткое мгновение.

После были изобретены пуанты. Самой первой балериной, которая станцевала в них, была Мария Тальони, дочь итальянского балетмейстера.

Для балетных постановок периода романтизма характерна легкость и даже некоторая невесомость в исполнении сложных движений. В постановках на первый план выходят балерины. Они легко порхают по сцене, едва касаясь ее. Мужчинам на сцене теперь отводилась второстепенная роль. Их даже называли двигающимися статуями, которые нужны лишь для того, чтобы балерины опирались на них.

Каждая эпоха оставляла свой след в развитии балета. Появлялись новые движения, техники, делая балет уникальным и способствуя его популярности не только среди знати, но и простых людей.

Источник: www.oslo.ru

Самый первый балетный спектакль: когда он состоялся и каким он был?

Париж, XVI век. Осень 1581 года была очень праздничной. Полным ходом шли торжества по случаю свадьбы Маргариты Лотарингской, сестры королевы Луизы, и герцога де Жуайеза. Апофеозом стало грандиозное представление в Малом Бургундском дворце. Оно носило звучное название — «Цирцея, или Комедийный балет королевы».

«Урок танцев», фрагмент картины

«Урок танцев», фрагмент картины Эдгар Дега, 1874 год wikipedia

Перед зрителями была разыграна история, как прекрасные нимфы, превращённые волшебницей в каменные статуи, смогли сбросить с себя злые чары и вновь обрести свободу. Пять часов подряд гости с восторгом следили за изумительно красивым зрелищем. Именно благодаря ему та свадьба осталась в истории на века.

Читайте также:  Что случилось с Алисой аршавиной почему

15 октября 1581 года стало днём рождения нового вида искусства. «Цирцею» по праву называют самым первым балетным спектаклем. Это была та отправная точка, от которой отталкивались последующие поколения хореографов. Но возник легендарный балет не на пустом месте.

Дворцовые праздники

В эпоху Возрождения танцевальное искусство развивалось очень активно, особого совершенства оно достигло в Италии. Фундаментом для этого стали богатые народные традиции. У самого слова «балет» итальянские корни. Правда, первоначально оно означало не спектакль, а лишь танцевальный эпизод. Как правило, ему придавалось определённое настроение.

Во дворцах знати часто устраивались праздники, которые не обходились без красочных танцев.

Французы познакомились с искусством итальянских мастеров в конце XV века. Произошло это при отнюдь не мирных обстоятельствах. Карл VIII вошёл с войсками в Италию, дабы предъявить свои права на Неаполитанский престол. Среди командующих было немало знатных дворян. Их-то и заинтересовало искусство танца.

Со временем итальянских хореографов стали приглашать к французскому двору.

Гениальный замысел

Прошли ещё десятилетия, прежде чем в Париже состоялся необычный спектакль. По одной из версий, идея принадлежала королеве Луизе, супруге Генриха III Валуа. Но скорее всего, своим появлением балет обязан её свекрови — Екатерине Медичи. Итальянка по происхождению, она в четырнадцать лет стала женой Генриха де Валуа, будущего Генриха II.

Однако Екатерина не забыла танцы, столь любимые на её родине. Более того — немало способствовала их популярности во Франции.

Екатерина Медичи — довольно противоречивая фигура в истории. Однако она была большой любительницей искусства и активно покровительствовала талантливым мастерам. Некоторые работали при её дворе. В их числе — Бальтазарини ди Бельджойозо — итальянский музыкант, композитор и хореограф. На французский манер его называли Бальтазар де Божуайё.

Именно ему было поручено поставить торжественный спектакль.

«Цирцея, или Комедийный балет королевы»

Само название весьма показательно. Слово «комедийный» означало вовсе не «весёлый» или «смешной», а «театрализованный». Конечно, в «Цирцее» не только танцевали, но и пели, а также декламировали стихи. Однако именно это представление называют первым балетным спектаклем. В нём танец был не просто интермедией, а органично вплетался в ткань действия.

Подобный опыт в то время был совершенно новым.

Одна из первых картин открывалась выходом юных нимф. Танцуя, они выстраивались в живописные группы. В сцене участвовали морские нимфы — наяды, и лесные — дриады. Это очень выразительно обыгрывалось в костюмах. Наяды были в белых платьях, а дриады — в зелёных. Но вот появлялась волшебница Цирцея.

При виде непрошеных гостей она приходила в ярость. Взмах жезла — и танцующие нимфы тотчас же замирали неподвижно. Они каменели.

Были в спектакле и другие танцевальные эпизоды. Юпитер и Минерва посылали своих воинов на штурм дворца злой волшебницы. При помощи ритмичных движений изображался бой. Однако стоило Цирцее вновь взмахнуть жезлом, как все воины застывали на месте. Несколько раз волшебница отражала нападение. Но в итоге чары рассеивались.

Нимфы оживали. Бальтазарини применил интересный эффект — танцовщицы выстраивались в геометрические фигуры: квадраты, круги, треугольники.

Гармония прекрасного

Оформление первого балета поражало роскошью и великолепием. На самой Цирцее было платье, затканное золотом. Головной убор украшали драгоценные камни. Наряд одной из главных нимф был настолько густо усеян бриллиантами, что их блеск слепил глаза. Вдоль стен зала размещались декорации — они изображали живописную рощу, таинственный грот и дворец волшебницы.

Листья и цветы были сделаны руками искусных ювелиров.

Поэтичность подобных зрелищ резко контрастировала с жестокими реалиями эпохи. Вражда между католиками и гугенотами делала обстановку во Франции крайне напряжённой. Екатерина Медичи надеялась, что распространение прекрасного поможет установлению мира в стране. В танцевальном искусстве она видела олицетворение той гармонии, которой так не хватало человеческим отношениям.

К глубокому сожалению Екатерины, мир во Франции не восторжествовал. Однако родился новый вид искусства.

…Давно отзвучала свадебная музыка, закончился праздник. Но первый балет остался в истории на века. Конечно, он был мало похож на те спектакли, которые знакомы современным зрителям. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем танцевальное действие сможет отделиться от драмы и оперы и стать самостоятельным видом искусства. Но начало было положено в далёкий день 15 октября 1581 года. «Цирцея» стала прообразом тех балетных спектаклей, которые начали создаваться в более поздние эпохи.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today