Балет — м. зрелище, составленное из плясок и немого действия. Балетный, к такому представлению относящийся; балетчик м. балетчица ж. балетный плясун. Балетмейстер м. сочинитель, составитель балетов; содержатель общества балетных плясунов; начальник над ними.
Балет — Артисты, участвующие в таком представлении
Балет — Искусство сценического танца
Балет — Театральное представление — танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой
Балет — деревня, местоположение КАЛАБАРСОН, Филиппины, население составляет 8 662 человека. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Batangas, Каламба, Los Ba?os. подробнее
Балет — поселок городского типа, местоположение Западные Висайи, Филиппины. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Рохас, Баго Сити, Сан-Хосе, Kabankalan, Себу. подробнее
см. также морфологический разбор слова «балет».
Источник: makeword.ru
История русского балета за 5 минут
—>ОБРАТИ ВНИМАНИЕ —>
Материалы по теме:
- Авдотья Истомина. Жизнь и творчество
- Мария Тальони. История пуантов
- Балет в восемнадцатом веке
- Романтический балет
- Петр Чайковский. Жизнь и творчество
- ЖАР-ПТИЦА. И. СТРАВИНСКИЙ
Балет родился в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их пышные одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения.
Специальные учителя – танцмейстеры – заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцоров. Постепенно танец становился все более театральным.
Сам термин «балет» возник в Италии и означал танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.
Мастерство ранних итальянских учителей танцев произвело впечатление на знатных французов, которые сопровождали армию Карла VIII, когда в 1494 году он вступил в Италию, предъявив свои претензии на трон Неаполитанского королевства. В результате итальянские танцмейстеры стали приглашаться ко французскому двору. Тогда же возникла необходимость в нотации – системе записи танца. Автор первой из известных систем, Туан Арбо, начал передавать танцевальные па музыкальными знаками.
По приглашению французской королевы Екатерины Медичи итальянец Бальдасарино ди Бельджойозо (во Франции его называли Бальтазар де Божуайё) ставил придворные представления, наиболее известное из которых носило название «Цирцея, или Комедийный балет королевы», было поставлено в 1581 году и обычно считается первым в истории музыкального театра балетным спектаклем. В нем, как это было тогда принято, соединились музыка, речь и танец. Сюжет был позаимствован в античной мифологии и стал обрамлением для стихотворных монологов и танцев. А партии нимф и наяд исполняли молоденькие фрейлины. Так что 15 октября 1581 года можно считать днем рождения балета.
«Зарождение балета» Лекторий Особняка Мясникова
На протяжении всего семнадцатого века жанр придворного балета развивался главным образом во Франции. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
Король Франции Людовик XIII, с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, был автором балета, название которого благодаря роману «Три мушкетера» до сих пор у нас на слуху: это «Мерлезонский балет», впервые исполненный 15 марта 1635 года в замке Шантийи. За сюжетную основу были взяты приключения во время охоты на дроздов – одного из любимых развлечений короля. Его величество не только сочинил либретто, музыку, хореографию, набросал эскизы декораций и костюмов, но и исполнил две роли: торговки приманками и крестьянина.
Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал французский балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), живший и творивший во времена короля Людовика XIV. Тогда спектакли придворного балета достигли особого великолепия.
Людовик в молодости сам любил участвовать в спектаклях, и свое знаменитое прозвище «король-солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи». В 1661 году он создал Королевскую академию музыки и танца, в которую вошли 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью стало сохранение танцевальных традиций. Директором академии был назначен Бошан.
Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны.
Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца стали производными от этих позиций ног и рук. Эта классификация Бошана жива по сей день. Более того – в результате французская терминология стала общей для артистов всего мира, как латынь – для медиков.
Бошан разделил танцы на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический. Серьезный танец (прообраз современного классического) требовал академической строгости исполнения, красоты внешней формы, изящества – даже на грани жеманства. Это был «благородный» танец, он приличествовал персонажам трагедий – царям, богам, мифологическим героям.
Полухарактерный – объединял танцы пасторальные, пейзанские и фантастические, в которых на сцену являлись силы природы или персонифицированные человеческие страсти. Пляски фурий, нимф и сатиров также подчинялись его законам.
Наконец, комический танец отличался виртуозностью, допускал утрированные движения и импровизацию. Он был нужен для гротесковых и экзотических танцев, встречавшихся в комедиях театра классицизма. Так началось формирование балета, развившегося к восемнадцатому веку из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.
Вскоре была открыта Парижская опера, балетмейстером которой был назначен тот же Бошан. Под его началом была сформирована балетная труппа из одних мужчин-танцовщиков. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году. Первой профессиональной танцовщицей стала мадемуазель Лафонтен, выступив в опере-балете Люлли «Триумф любви». Вскоре ее прозвали «королевой танца».
В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.
Танцовщицы, исполнявшие серьезные танцы, носили платье с широкой юбкой, из-под которой чуть виднелись носки туфель. Юбка держалась на камышовых обручах, эта конструкция называлась «корзиной», по-французски – «панье». Танцовщики в серьезных балетах надевали парчовые кирасы и короткие юбки на камышовых каркасах, которые назывались «бочонки». Обувь и у мужчин, и у женщин была на высоком каблуке. Кроме того, они надевали круглые маски, закрывающие все лицо, – золотые, серебряные, иных цветов, в зависимости от характера персонажа.
В полухарактерных балетах костюмы были облегченные, зато добавлялись атрибуты, характеризующие танец, – серпы для крестьян, корзиночки и лопатки для огородников, тирсы и леопардовые шкуры для вакханок. В комедии Мольера «Мнимый больной», например, на сцене плясали аптекари и доктора с помощниками, в руках у которых были огромные клистиры. Костюм для комических танцев не был так строго регламентирован – постановщик доверял фантазии художника.
Тогда же зародилась целая система условных обозначений, которая достигла апогея в начале двадцатого века. Если артист, к примеру, проводил по своему лбу ребром ладони, подразумевая, что у него на голове корона, это означало «король»; сложил крестообразно руки на груди, значит, «умер»; указал на безымянный палец руки, где обычно носят кольцо, – «хочу жениться» или «женат»; стал делать руками волнообразные движения, значит, «приплыл на корабле».
Сформировавшись во Франции, новый балетный жанр распространился по всей Европе и вернулся в Италию. Во всех крупных городах появились в семнадцатом веке свои театры, балетмейстеры и исполнители. К восемнадцатому веку сложился свойственный итальянским танцовщикам стиль исполнения, отличавшийся от изысканной манеры, принятой во французской Королевской академии музыки и танца, технической виртуозностью и при этом большей непосредственностью.
Борьба французской и итальянской школ в классическом балете продолжалась чуть ли не до начала двадцатого века. В семнадцатом веке появился свой балет в Нидерландах – и там раньше, чем во Франции, на сцену вышли профессиональные танцовщицы. В конце семнадцатого и начале восемнадцатого века расцвел английский балетный театр. В 1722 году был создан первый придворный театр в Дании, где профессиональные танцовщики участвовали в комедиях-балетах Мольера.
В Россию балет попал во второй половине семнадцатого века. Царь Алексей Михайлович, приглашая в Москву украинских ученых монахов, еще не знал, что у них в багаже – заимствованная у поляков традиция ставить с учениками монастырских школ и духовных училищ спектакли на душеполезные темы. В эти школьные драмы, написанные тяжеловесными стихами, в которых герои произносили бесконечные монологи, часто вставлялись интермедии шутливого характера. В киевской школьной пьесе «Действо об Алексее, Божием человеке», поставленной в 1673 году, имелась интермедия с танцами – плясали гости на свадьбе главного героя.
Кроме того, русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике».
Сюжет о певце, который отправляется в подземное царство на поиски умершей жены, был у композиторов семнадцатого века в числе любимых. Возможно, в Москве поставили балет немецкого композитора Генриха Шютца. Сведений о нем сохранилось немного – особенно современникам почему-то запомнилось па-де-труа Орфея с двумя пирамидами.
Балетмейстер, видимо, буквально понял слова греческого мифа о том, что пение Орфея заставляло двигаться деревья и скалы. Колесницы, декорированные в виде фонтанов, замков и пирамид, в балетных спектаклях французских и итальянских трупп были обычным явлением Возможно, пирамиды первого русского балета передвигались на колесах. А может, это были танцовщики в костюмах, имеющих вид пирамиды. Правды уже не узнать.
Кто был постановщиком – история умалчивает. Она сохранила лишь имя театрального механика Николая Лима, который согласился принять участие в спектакле – сам он был «кадровым военным», офицером инженерных войск. Возможно, он и стал первым российским балетмейстером – во всяком случае, именно он исполнил партию Орфея в па-де-труа с пирамидами. Лим, по-видимому, был шотландцем, эмигрировавшим во Францию и получившим там военное образование, а для офицера тогда изучение придворных танцев было обязательным. Танцовщики же были, судя по всему, из той молодежи, которую набрал в придворную труппу пастор Иоганн Грегори среди жителей Немецкой слободы.
Первый балетный спектакль в России состоялся в 1673 году, в Преображенском. Затем было еще несколько – сведений о них практически не сохранилось. А после смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.
Каждый человек хочет наслаждаться отдыхом в своем доме в комфорте и уюте. Поэтому мудрый хозяин обязательно должен подумать об оборудовании систем безопасности для дома. Доверьте это дело профессионалам, которые установят качественное и современное оборудование. Это может быть сигнализация или домофонная система, которая позволит ограничить доступ в подъезд дома или в офис. Спокойно работайте или наслаждайтесь просмотром любимых телепередач, а «надежный сторож» подумает о вашей безопасности.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь. |
Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья «Как появился балет?» показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic . Ru интереснее и информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.
Источник: orpheusmusic.ru
История балета в России: как он стал синонимом русской культуры
Балет развивается в России уже более 300 лет. Сегодня этот прекрасный вид искусства является национальным достоянием и синонимом русской культуры. В стране созданы одни из самых почитаемых в мире балетных трупп и театров. Но как все это начиналось? В этом материале мы расскажем о невероятной истории русского балета.
Почему балет знаменит в России?
Балет является частью культурной самобытности России с XVII века, когда император Петр Великий начал культурную революцию. Было построено множество профильных институтов, но именно балетные училища оказали наибольшее влияние на развитие духовной жизни населения, затронув сердца почти каждого жителя России.
В отличие от Франции, где балет был доступен исключительно для богатых, этот элегантный танец в России мог учить почти каждый. С тех пор он остается сокровищем России.
Как балет пришел в Россию
Хотя балет, возможно, зародился во Франции и Италии, усовершенствовали его в России. Он появился в стране в 1700-х годах, когда Петр I начал заменять традиционные русские народные танцы балетом в рамках своей вестернизированной культурной революции. Популярность балета возросла во время правления Екатерины Великой. Русские аристократы учились танцевать балет, и даже сын Екатерины Павел I танцевал балет на придворных мероприятиях, прежде чем стать императором.
Когда цари начали покровительствовать этому виду искусства, из Франции и Италии были привезены иностранные таланты и учителя для преподавания в балетных школах, созданных в Санкт-Петербурге и Москве. Танцоры часто были выходцами из бедных семей, в том числе сироты, которых воспитывали, чтобы они стали артистами балета. Первая балетная школа была основана в 1734 году, а первая полноценная балетная труппа появилась в 1740-х годах в Императорской школе балета в Санкт-Петербурге.
Русский балет выходит на международный уровень
В 1740-х годах балетмейстер и педагог Жан-Батист Ланде основал в Петербурге первую русскую танцевальную школу, что оказало существенное влияние на становление балета в Российской империи. В 1783 году был создан Мариинский театр. Его танцевальный коллектив и по сей день остается одной из величайших балетных трупп мира. Мариинский театр принес русскому балету мировую славу, в нем работали многие знаковые фигуры русского балета, включая Шарля Луи Дидло, Жюль-Жозефа Перро, Карлотту Гризи, Кристиана Йохансона и Марию Тальони, одну из лучших танцовщиц романтической эпохи в балете.
Мариинский театр возглавлял знаменитый французский хореограф Мариус Петипа. Он провел 50 лет, ставя балеты в России в конце XIX века. Многие из его знаменитых балетов, такие как «Щелкунчик» и «Дон Кихот», до сих пор исполняются балетными труппами по всему миру. Возрождение балета «Лебединое озеро» – одна из его самых легендарных работ.
Новый век русского балета
Хотя итальянские и французские танцовщики оказали большое влияние на ранний балет в России, он также впитал в себя местные стили. В начале XIX века русский балетмейстер Иван Вальберх включил некоторые элементы русского народного танца в классические балеты. Как иностранные, так и местные артисты балета и педагоги начали разрабатывать уникальный русский стиль.
Новая эра русского балета началась, когда танцовщик и хореограф Большого театра Иван Хлюстин был выбран балетмейстером в знаменитой Парижской опере. Это ознаменовало перемены в европейском балете: Россия оказалась в центре внимания.
Это также проложило путь к созданию первой русской гастрольной труппы «Русский балет Дягилева» и знаменитых «Русских сезонов». Основанная в 1909 году известным меценатом Сергеем Дягилевым, она объединила самых передовых композиторов, хореографов и танцовщиков, таких как Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская и Мариус Петипа. Первоначально базировавшийся в Париже, «Русский балет Дягилева» продолжил гастроли по всему миру. Молодые люди на родине увидели, что балет открывает им путь к международной славе, и стали посвящать себя этому искусству. С тех пор Россия оказала огромное, совершенно уникальное влияние на развитие балета во всем мире.
Советский эффект
После окончания революции власти Советского Союза продиктовали строгий стиль социалистического реализма для искусства. Труппы ставили такие балеты, как, например, «Иван Грозный», чтобы соответствовать новым правилам. Однако многие танцовщики Большого театра в 1960-х годах покинули страну в поисках творческой свободы. Они начали распространять особый русский балетный стиль по всему миру.
Что отличает русский балет?
Кроме того, чтобы стать успешным артистом балета в России, юным дарованиям приходится идти на большие жертвы. В возрасте всего 10–12 лет первокурсники знаменитых балетных школ, таких как Академия Большого театра, уже обладают многими профессиональными навыками. В этой сфере в России невероятная конкуренция.
Многие отечественные балетные школы ежегодно отбирают менее 100 студентов из тысяч заявлений. Балетные школы известны своими интенсивными программами, и только около половины студентов, скорее всего, закончат обучение. Учеба начинается примерно с 10 лет (старше 12 лет дети считаются необучаемыми). У юных танцовщиков должно быть длинное, сильное и грациозное тело, а главное – непреодолимое желание танцевать балет.
Кто самый известный русский артист балета?
Россияне – большие поклонники балета, а это значит, что к лучшим артистам балета отношение в стране – как к суперзвездам. Многие выбирают конкретные балетные спектакли, чтобы увидеть любимого танцора, и аплодируют исполнителям эпизодических партий еще до их выхода на сцену. Билеты на выступления самых почитаемых танцовщиц, таких как Майя Плисецкая, Екатерина Максимова и Галина Уланова, считавшейся одной из лучших балерин XX века, всегда раскупались мгновенно.
Самые известные балерины последнего времени – Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева и Екатерина Кондаурова из Мариинского театра, Светлана Захарова из Большого театра и Наталья Осипова из Михайловского театра.
Лучшие театры балета России
Если вы задаетесь вопросом, какой театр балета посетить в России, то на ваш выбор – два самых известных в мире балетных театра: Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве. Обе балетные труппы воспитали величайших артистов балета, включая Михаила Барышникова, Анну Павлову, Вацлава Нижинского и Рудольфа Нуреева.
Мариинский традиционно считается лучшим балетным театром России, но Большой также всемирно известен своими экспериментальными постановками. В обоих театрах работают мастера классического и современного балета, и вы будете потрясены как красотой архитектуры театральных зданий, так и завораживающими представлениями.
Помимо этих двух великих театров, в России есть много других прекрасных мест, где можно насладиться балетом. Например, Михайловский театр в Санкт-Петербурге и Московский академический музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Театры Екатеринбурга, Перми и Новосибирска также становятся все более популярными у любителей балета.
Источник: tvbrics.com