Сложные вопросы — как быть? Наша жизнь ярка и многолика. День за днем мы встречаем десятки людей, общаемся на улице, на работе, дома. Прохожие, друзья, коллеги, родственники — тонкими нитями общения мы связаны друг с другом. Но не всегда общение доставляет нам радость. Как часто неожиданный вопрос компрометирует, выбивает из колеи, да и попросту ставит в тупик.
Очень хочется выйти из такой ситуации красиво, не потеряв лица. Но как? Как уйти от ответа на вопрос, отвечать на который Вам хочется или Вы просто не знаете, как на него ответить?
Как уйти от ответа, не обидев человека
- Самое простое – сменить тему. Например, на вопрос: « Не Вы ли были в этом ужасном клубе?», — ответить: « В нашем городе столько развлекательных центров! А на следующей неделе к нам приезжает выставка самого Шагала!»
- Когда в нужную минуту не находится ответ на прямой вопрос, можно искусно заменить его на ответ обобщающий: «И вы совершенно ничего не знаете о Бородинской битве?» — «О, это была великая битва, но наша история знает столько грандиозных сражений!»… И развивать повествование уже в этом направлении.
- Можно попробовать заставить человека посмотреть на тебя с другой стороны: «Ты всегда так медленно делаешь такую работу?» — «Возможно, но в моей работе преобладают качество и осмысленность!»
Как ответить на неприятный вопрос
- А если оппонент пытается нас унизить, можно задавить его интеллектом: «Где ты научился так коряво писать?» — «О, друг мой, что ты знаешь о каллиграфии? О ее развитии, о западноевропейском, индийском направлениях? Тебе ли судить об этом?»
- Нередко нас обижают самые близкие люди. Из такой ситуации можно выйти, нажав на моральную сторону отношений: « Ты когда последний раз на себя в зеркало смотрела?» — «Ты же мне самый близкий человек! И понимаешь, что время над нами не властно! Как твоя совесть позволяет тебе так говорить?»
- Можно смутить спрашивающего вопросом на вопрос: «Тебе не надоело читать в рабочее время?» — « А кто у нас весь день не расстается с чашечкой кофе?»
- А на некоторые вопросы мы имеем право и вовсе не отвечать. Нас несправедливо обидели вопросом? Смерим обидчика презрительно – снисходительным взглядом, гордо изогнем бровь, и попросту уйдем, оставив его одного купаться в своем негативе!
Из таких отношений пора бежать! Как понять, что вы не нужны своему партнеру?
Межличностные отношения – вещь очень тонкая. Один неловкий вопрос может перечеркнуть веру в себя и разрушить близкие, доверительные отношения. Да и сама жизнь постоянно задает нам сложные вопросы. Важно нести в себе свет, позитив, веру в себя, творить добро. И тогда нужные ответы найдутся сами! И ничто не сможет помешать нам идти по жизни легкой задорной походкой!
И ставить себя в неудобное положение вы никому не дадите, вы же знаете теперь, как уйти от ответа в любой ситуации.
С этой статьей также читают:
- Как начать новую жизнь после расставания с парнем
- Как жить после развода
- Самопомощь после развода: как начать жизнь заново
- Поддержка друзей и близких при разводе: как это важно
- Как изменить свою жизнь к лучшему
- Можно ли изменить отношение человека, который долгое время не уважал Вас
- Как научиться забывать обиды
- Я — спокойна! Как перестать быть истеричкой
- Как успокоиться перед экзаменом по вождению
- Выйти замуж после 30
Источник: mne-30.ru
Как реагировать на провокации. Как разговаривать с манипулятором. Как провоцировать провокатора.
Как эффективно задавать вопросы?
Задумывались ли вы, каким мощным оружием могут стать правильно заданные вопросы? Вопрос может направить мысли собеседника в нужное русло, или наоборот – увести от темы разговора. Вопросом можно сбить с толку или придать уверенности. Искусство спрашивать и получать нужные ответы может стать тузом в рукаве у менеджера по продажам, но оно также может помочь и в обычных жизненных ситуациях. Разбираемся, как эффективно задавать вопросы.
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы построены так, что выбор возможных ответов собеседника ограничен двумя словами: «Да» или «Нет». Они существенно сужают у него «пространство для маневра». Закрытые вопросы хороши во всех случаях, когда нам необходимо просто получить утвердительный ответ либо установить конкретные факты, чтобы скорректировать свои дальнейшие действия в процессе общения.
Примеры закрытых вопросов:
-
- Вас устраивает (вам подходит, вам нравится) мое предложение?
- Может быть, вам необходима дополнительная информация?
- Могу я считать, что развеял ваши сомнения?
Закрытый вопрос можно задавать собеседнику, если:
-
- ваш собеседник ведет себя сдержанно и сторонится активного общения;
- вам необходимо получить от него короткий и однозначный ответ;
- вы хотите быстро проверить его отношение к чему-либо;
- вы уверены, что задав ряд закрытых вопросов, получите необходимую информацию;
- вы хотите убедиться, что правильно поняли собеседника.
Закрытые вопросы также можно использовать и для стимулирования положительных ответов собеседника, апеллируя к общепризнанным ценностям. Например: «Для вас является важным качество продукции?», «Вам нравится работать с надежным поставщиком?», «Вы хотели бы иметь надежные гарантии?». Этот прием полезен, если собеседник негативно настроен, сомневается либо просто у него недостаточно информации для принятия решения.
Вам следует помнить, что в ряде случаев закрытые вопросы могут «напрягать» собеседника, так как накладывают на него дополнительные обязательства. А кому это понравится?
Ситуация, наверняка знакомая каждому, кто хоть раз прогуливался по торговому центру или магазину, когда уже при входе в торговый отдел улыбчивый и «обученный» продавец спрашивает: «Вам чем-нибудь помочь?» Вопрос из категории «запрещенных», ибо помощь следует предлагать исключительно больным людям, а мы все считаем себя здоровыми. И в подавляющем большинстве случае на этот вопрос задавший его услышит в ответ: «Нет».
Существует много «глупых» закрытых вопросов с прогнозируемыми вариантами ответов. Вот лишь некоторые из них:
-
- Вас что-нибудь интересует? Вам помочь с выбором? Подсказать что-нибудь? Гарантированный ответ на эти и подобные им вопросы: «Нет». А еще можно услышать: «Помочь! Деньгами»; «Добрым словом»; «Сумки подержите».
-
- У вас будет 5 минут, чтобы поговорить со мной? Вопрос, на который чаще всего в ответ мы услышим: «Нет»; «Не сейчас»; «Позже»; «Давай завтра»; «Извини, мне некогда»; «Не будет никогда» и т. п.
-
- Ты сейчас занят? В большинстве случаев, конечно же: «Да».
Вопросы «с хвостиком» являются разновидностью закрытых вопросов. Эти вопросы гарантируют ответ «Да», так как они предполагают запрограммированный ответ собеседника в нужном вам направлении. В качестве «хвостика» могут быть словосочетания: «Не правда ли?»; «Не так ли?»; «Правда?»; «Согласны со мной?»; «Правильно?»; «Ведь так?». Примеры:
-
- Все хотят жить долго и счастливо, согласны со мной?
- Никто не хочет переплачивать, ведь так?
- Вы же заинтересованы в том, чтобы приобрести качественный товар, не правда ли?
В заключение отмечу, что очень часто, помимо ответов «Да» и «Нет», на закрытые вопросы люди отвечают: «Может быть»; «Посмотрим»; «Надо подумать» и т. д. Психологически подобные ответы мы воспринимаем как положительные. Ведь в хорошее так хочется верить. Будучи «молодым», я частенько попадался на эту удочку.
Клиент лишь сказал, что он, «может быть», будет сотрудничать с нашей компанией. Фактически же, он ничего не пообещал, не взял на себя никаких обязательств. Ему нужно было время на «подумать», и он с легкостью произнес: «Может быть». А ты уже начинаешь жить с ощущением, что все решено. Клиент — твой.
Проходит день, неделя. Ты начинаешь потихоньку злиться на клиента за долгое отсутствие телефонного звонка. А когда, наконец, перезваниваешь сам, то узнаешь, что на клиенте заработают деньги другие консультанты.
Альтернативные вопросы
Альтернативные вопросы предоставляют так называемый «выбор без выбора» и предполагают несколько (обычно два) возможных вариантов ответа собеседника, каждый из которых нас устраивает. Эти вопросы предполагают быстрое решение со стороны вашего собеседника. При этом союз «или» чаще всего является основным компонентом такого вопроса.
Примеры альтернативных вопросов:
-
- Для вас является более интересной поездка в Таиланд или Египет?
- Вам удобна доставка утром или вечером?
- Мы с вами встретимся в понедельник или в четверг?
Задавая альтернативные вопросы, мы сосредотачиваем внимание собеседника на предлагаемых вариантах. Это упрощает принятие им решения и облегчает процесс выбора.
Альтернативный вопрос можно задавать собеседнику:
-
- при подведении промежуточных и окончательных итогов;
- при обсуждении планов последующего взаимодействия;
- для мотивирования нерешительных собеседников к принятию решения;
- для того, чтобы успокоить собеседника и дать ему выбрать «оптимальный» вариант дальнейших действий.
Следует помнить, что альтернативный вопрос уже сам по себе является манипуляцией. Поэтому в разговоре с собеседником используйте лишь один. Череда подобных вопросов, например: «Мы встретимся в первой или второй половине недели?»; «А в четверг или в пятницу?»; «А в первой или второй половине среды?» и т. д. Ничего, кроме нарастающего раздражения у вашего визави не вызовет и скорее всего будет ответ, что он вам сам как-нибудь перезвонит.
Когда вы задаете своему собеседнику альтернативные вопросы, у вас нет никаких гарантий, что он станет довольствоваться предоставленным выбором и не предложит в ответ «третий», не устраивающий уже вас вариант. Например:
-
- Мне перезвонить вам в первой или второй половине дня? Ответ: «Ночью».
- Мы с вами встретимся в четверг или пятницу? Ответ: «Ранним утром в воскресенье».
- Вы будете оплачивать наличными или в кредит? Ответы: «Лучше за ваш счет. Приму в подарок».
Наводящие вопросы
Наводящие вопросы заведомо построены таким образом, чтобы ваш собеседник при ответе на них соглашался с озвучиваемым вами утверждением. Обычно предпринимаются попытки несколько его завуалировать, чтобы собеседник не понял, что на него давят.
Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в себя следующие слова: «конечно», «безусловно», «однозначно», «тоже», «также», «ведь», «наверняка» и т. п.
Примеры наводящих вопросов:
-
- Вы, конечно, согласитесь, что…?
- Вы, наверняка, хотите, чтобы…?
- Вы, безусловно, стремитесь к…?
Наводящий вопрос рекомендуется использовать только в случае крайней необходимости:
-
- при подведении итогов разговора, когда собеседник, наверняка, даст утвердительный ответ;
- в случае, когда мы хотим вернуть словоохотливого собеседника к обсуждаемой теме;
- если нашим собеседником является сомневающийся и нерешительный человек.
Задавая наводящие вопросы, обязательно обращайтесь к своему собеседнику по имени. Впрочем, и в других случаях это будет полезно. Собственное имя — одно из самых ласковых слов, которые каждый из нас слышит с раннего детства.
Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать вашу правоту. Поэтому применяйте вопросы данного типа очень осторожно. Помните, что задаваемый вами вопрос должен вызывать у собеседника положительную реакцию.
Уточняющие вопросы
Уточняющие, или, как их еще называют, полуоткрытые вопросы предполагают, что собеседник будет давать краткие и лаконичные ответы. Их следует задавать только в том случае, если вы упустили или недопоняли что-либо из сказанного собеседником или у вас возникли сомнения, понимает ли он вас.
Уточняющие вопросы помогают:
-
- получить конкретную информацию;
- уточнить желания и намерения собеседника;
- побудить его к совершению определенного действия.
Уточняющие вопросы включают в себя следующие слова и выражения: «Правильно ли я понимаю…»; «Таким образом, вы хотите сказать…»; «Вы имеете в виду…»; «Вы считаете…»; «Иными словами, вы полагаете…» и т. п.
Примеры уточняющих (полуоткрытых) вопросов:
-
- «Почему?» Один из универсальных уточняющих вопросов, с успехом применяемый детьми.
- «Правильно ли я понимаю, что вас интересует уровень сервисного обслуживания?»
- «Иными словами, вы предпочли бы поехать в Лапландию. Я вас правильно понял?»
Общаясь, перефразируйте высказывания своего собеседника и уточняйте, правильно ли мы его понимаем. Он подтвердит либо опровергнет наши сомнения и предоставит дополнительную информацию. Тем самым мы, скорее всего, произведем впечатление человека, стремящегося досконально разобраться в обсуждаемом вопросе и акцентировать внимание на важных моментах разговора.
Открытые вопросы
Открытые вопросы — это вопросы, на которые невозможно односложно ответить «Да», «Нет» или «Может быть». Они нацелены на получение от собеседника развернутой информации и, как правило, начинаются со слов: «Что?»; «Кто?»; «Как?»; «Когда?»; «Где?»; «Сколько?»; «Какой?».
Примеры открытых вопросов:
-
- Какие впечатления вы ожидаете от предстоящего отпуска?
- Что для вас наиболее важно при выборе нового поставщика?
- Когда вы будете готовы представить результаты работы?
Преимущества открытых вопросов:
-
- побуждают собеседника отвечать;
- стимулируют думать, анализировать, выдвигать новые суждения и идеи;
- дают возможность открыто высказывать собственное мнение.
Недостатки открытых вопросов:
-
- могут спровоцировать развернутый и подробный ответ, что не всегда приемлемо в условиях ограниченного времени;
- могут вызвать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
- способны смутить неуверенного в себе собеседника;
- предполагают задавание уточняющих вопросов. Перебивание собеседника может его обидеть и привести к затруднениям в дальнейшем общении.
Наивно полагать, что, услышав открытые вопросы, наш собеседник обязательно включит все свое красноречие и даст на них полные и развернутые ответы. Да как бы не так. Каков вопрос, таков может быть и ответ. Порой, услышав вопрос, который начинается с «как», хочется тут же в ответ срифмовать «никак». «Когда» подсказывает продолжение «никогда».
«Сколько» легко превращается и «нисколько», и в «столько», и во встречный вопрос: «А сколько надо?». «Где» отыскивается «в Караганде». «Откуда», ну, конечно же, либо в никулинское «оттуда», либо «от верблюда». А на «почему» народная мудрость мгновенно предлагает «да по кочану».
Приведу еще некоторые варианты своих «вредных» ответов на открытые вопросы, которые с успехом позволяют сбивать собеседника с толку и перехватывать инициативу в разговоре:
-
- «Что вас интересует?» Ответы: «Только вы»; «Ничего».
- «Как вас представить?» Ответы: «Мужчина средних лет»; «В душе»; «Рядом с собой»; «На себе»; «С цветами»; «Как вам нравится, так меня и представьте» и т. д.
- «Почему ты мне это говоришь?» Ответ: «По телефону».
Помните, что открытые вопросы дают собеседнику возможность уйти от конкретного ответа, предоставить только выгодную для него информацию, ввести вас в заблуждение и даже увести разговор в сторону от обсуждаемой темы.
-
- Сколько-сколько? Как отвечать на возражение «дорого»
- Как создать корпоративную книгу продаж
- Как влияет самооценка собеседника на ход переговоров
- В продажах нужны люди, которые видят возможности
- 10 важных компетенций менеджера по продажам
Статьи
- Выступления и презентации (10)
- Идеи и решения (53)
- Книги месяца (47)
- Лидерство и эффективность (55)
- Менеджмент (51)
- Мотивация (20)
- Наставничество (31)
- Новости компании (45)
- Продажи и переговоры (52)
- Развитие персонала (71)
- Сервис (10)
- Социальные сети (15)
Источник: donskih.ru
Как отвечать на каверзные вопросы: 12 правил ответов
С помощью правильно поставленных вопросов и ответов на них можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение. Вот двенадцать правил ответов на вопросы и ведения дискуссий, которые помогут вам достичь успеха в общении.
В дискуссии или в беседе вопросы задают в основном ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:
- делать вопросы короткими;
- убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
- исключить отгадывание;
- избегать вопросов, требующих публичных откровений;
- не отвечать самому на собственные вопросы.
Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?» Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, «расскажите о…», «как вы считаете…», «что вы думаете о возможностях. »)
Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:
- позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;
- предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;
- поощряют немедленную обратную связь;
- помогают более детально анализировать мнения и ценности;
- проверяют степень понимания.
Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да», «нет». Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, «эта технология эффективна?» или «часто ли вы поступаете таким образом?»)
Закрытые вопросы применяются:
- когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;
- для получения или уточнения информации;
- подтверждения понимания фактов;
- подтверждения согласия или договоренности;
- принятия решения в случае существования только двух альтернатив.
Наводящие вопросы используются для того, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидают от него услышать. Правда, такой подход в коммуникации считается манипулятивным, поэтому во взрослой аудитории злоупотреблять им не стоит. Во-первых, говорящий, как правило, может сформулировать собственную мысль, во-вторых, такое поведение может вызвать защитную реакцию собеседника, что проявится, например, в его неприемлемой позиции.
Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются так называемыми «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно.
Возвратные вопросы позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор (например, «вы отметили, что для того, чтобы изменить ситуацию в учебном заведении, нужно создать необходимую мотивацию участников взаимодействия, это так?»)
Зондирующие вопросы — это дополнительные вопросы, позволяющие получить полную информацию, не предоставленную в ходе ответов на предыдущий вопрос. Предоставление неполного ответа может быть связано с самыми разными причинами, поэтому зондирующие вопросы могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности.
Задавать зондирующие вопросы труднее всего. Они могут включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что с их помощью можно получить недостающую информацию, но и в том, что они помогают осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.
Две следующие зондирующие техники являются основными в дискуссии и во время беседы:
- «техника воронки», когда вы начинаете с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую стремитесь получить;
- «техника сверла», когда вы заранее определяете области, о которых необходима дополнительная информация, и постепенно в них углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный ответ.
Гипотетические вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что если. », «Как насчет того, что. » Они могут быть полезными в случае, когда обсуждаются новые идеи или направления деятельности, когда нужно поставить собеседника в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же если вы хотите проверить, правильно ли оцениваете последствия ранее полученного ответа. Такой вопрос целесообразен во время коммуникации лишь по отношению к тому собеседнику, который обладает достаточными знаниями и пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять.
Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:
- З — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;
- И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;
- П — повторение ответов собеседников теми же словами;
- П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;
- О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.
С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам.
12 правил ответов на вопросы
1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления.
Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»).
2. Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации.
Например: «Спасибо за вопрос (следование правилу 1). Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества (следование правилу 2). Я сейчас дам вам необходимую информацию».
3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале.
Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.
4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:
- попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно. Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован. В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача — незаметно помочь собеседнику самому разобраться в том, что его беспокоит и смущает, а уж потом отвечать;
- повторите сами вопрос так, как вы его поняли (следование правилу 2), что заставит собеседника внести поправки в ваши поправки, и у вас окажется больше времени на то, чтобы подумать над ответом;
- попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;
- если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.
5. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора,
что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.
6. Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как агрессию.
Отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь. Иногда вопросами хотят поставить в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть сказанное. Тогда нужно репозиционировать этот вызов путем перефразирования сути вопроса.
Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV. Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений. Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:
- Скажите, маэстро, что вы думаете о разговорах при дворе? Говорят, будто вы ничего, кроме голов, писать не умеете. Это так?
- Своим вопросом ваше величество оказывает мне слишком большую честь. Я не встречал еще и не знаю человека, который умел бы писать головы так, как это делаю я.
7. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него позже.
Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».
Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:
- прикидываться непонимающим: «Что-то я никак не пойму, о чем вы спрашиваете?»;
- давать негативную оценку самого вопроса: «Это наивный вопрос» или «Это незрелый вопрос»;
- использовать сарказм и насмешки, придавая вопросу меньшую значимость. Например: «Вы задаете такие «глубокомысленные» вопросы» или «Вопрос такой трудный, что вряд ли на него можно ответить в принципе», или «И вы считаете свой вопрос серьезным?» и т.п.
8. Не затягивайте ответы на вопросы.
Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.
9. Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению.
Всего две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.
10. Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку.
Сообщите собеседнику, что вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились. Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации. Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».
11. Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:
- вежливый отказ от ответа;
- отсрочка ответа;
- переформулирование вопроса;
- прямой ответ;
- вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.
12. После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте.
Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.
Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:
- заранее составьте список возможных вопросов;
- подготовьте и отрепетируйте на них ответы, чтобы быть твердо уверенными в своих фактах и аргументах;
- всегда повторяйте или перефразируйте вопрос;
- выявляйте суть каждого, пересказывайте именно эту суть.
Вместе с тем целесообразно избегать неэффективных действий:
- не думайте над ответом, не успев перефразировать вопрос; если соблюсти правильную последовательность, то ответ сам собой придет в голову;
- не отвечайте, обращаясь к спрашивающему напрямую, так он непременно задаст еще несколько вопросов. В публичном общении необходим диалог со всеми его участниками, а не с одним человеком;
- не уверяйте себя, что можно обойтись и без репетиции ответов на возможные вопросы. Лучше не экспериментируйте, от этого зависит ваш авторитет;
- не стоит возражать спрашивающим, обычно собеседники (и тем более аудитория) этого не прощает.
Таким образом, чтобы общение дало позитивные результаты, нужно действовать определенным образом:
1. Используйте открытые вопросы: «как?», «что?», «зачем?»
2. Настаивайте на описательном, а не на оценочном характере комментариев и высказываний.
3. Говорите только о том, что было сказано, а не о том, что могло бы быть.
4. Ищите альтернативные теории, практические примеры, аналогии для объяснения иных возможностей.
5. Добивайтесь подведения итогов в виде конкретных действий со стороны участников общения.
6. Выявляйте самых активных и компетентных участников взаимодействия, благодарите их, поощряйте, закрепляйте успех.опубликовано econet.ru
Автор Baлeнтин Koдин
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Источник: econet.ru