На предыдущем занятии мы с вами обсудили, как без заучивания огромного количества правил, опираясь на законы логики, справиться с тестовой частью ОГЭ по русскому языку. На примере задания 2 ОГЭ мы потренировались исключать лишнее, находить недостающее, сравнивать и сопоставлять.
ОГЭ по русскому языку без зубрёжки
Счастливый Кормчий 16 ноября 2022
Сегодня мы продолжим работу с заданием 2 ОГЭ по русскому языку, уделив особое внимание подлежащему.
Казалось бы, в нахождении подлежащего нет ничего сложного. Действительно, чего проще – найти то, о чём говорится в предложении. С лексической точки зрения подлежащее найти просто. А вот грамматическая составляющая этого члена предложения не так проста. Что входит в состав подлежащего, а что нет? Как определить границы подлежащего?
На какие знаки препинания нужно обратить внимание при нахождении подлежащего? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.
Рассмотрим примеры из реальных вариантов ОГЭ.
Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо.
Составители ОГЭ в ответе предлагают в качестве подлежащего словосочетание «луч солнца». Большинство 9-классников считают этот ответ правильным, принимая сочетание «луч солнца» за синтаксически неделимое.
Чтобы не стать жертвой такой ловушки, присмотритесь внимательнее к сочетаниям такого типа: луч солнца, листва берёз, инструменты хирурга, день торжества. Ничего они вам не напоминают? В задании 4 ОГЭ по русскому языку вы перестраиваете подобные словосочетания: луч солнца – солнечный луч, листва берёз – берёзовая листва, инструменты хирурга – хирургические инструменты, день торжества – торжественный день. Когда такое перестраивание возможно, перед нами не часть подлежащего, а несогласованное определение. Исключение составляют метафоричные выражения, но их я в заданиях ОГЭ не встречала.
1. В психологии считается, что взрослый человек в состоянии запомнить от двадцати тысяч слов до ста. 2. Однако существуют люди, которые имеют феноменальную память. 3. Например, Александр Македонский, который помнил имена абсолютно всех своих воинов. 4. Или академик Абрам Иоффе, который наизусть знал всю таблицу логарифмов.
5. Великому Моцарту достаточно было один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы потом исполнить его самому и записать на бумаге.
Ответы по этому варианту задания – сплошь ловушки! По второму предложению составители предлагают ответ «люди имеют», по третьему – «Александр Македонский помнил», по четвёртому — «Абрам Иоффе знал». Так ли это? Давайте разбираться!
Все три предложения сложноподчинённые. Во всех придаточная часть присоединяется к главной при помощи союзного слова «который». Это слово должно стать для вас сигналом «Опасность». Во всех придаточных предложениях местоимение «который» занимает место существительного из главного предложения.
Во втором предложении оно заменяет слово «люди», в третьем – «Александр Македонский», в четвёртом – «Абрам Иоффе». Эти слова, будь они на месте местоимения «который», выполняли бы роль подлежащего. Следовательно, «который» во всех придаточных предложениях и будет подлежащим.
Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега.
Одними из самых сложных примеров задания 2, на мой взгляд, являются предложения с обобщающими словами при однородных членах. Двоеточие в предложениях задания 2 должно вас насторожить. За ним могут следовать однородные члены. Нужно помнить, что однородные члены и обобщающее слово являются одним и тем же членом предложения.
В составе этого предложения два простых. Первое (главное): «Всё казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега», второе (придаточное): «что окружало нас». С придаточным всё понятно. Разбираемся с главным: луна, облака – однородные подлежащие, всё – обобщающее слово, которое тоже является подлежащим.
Завершим нашу сегодняшнюю работу авторским заданием.
(1) Зимний городской парк завораживал своей холодной, величественной красотой. (2) Деревья, напоминающие сказочных великанов, фонари, похожие на постовых, — всё вокруг погрузилось в дремоту. (3) Ветки сосен отяжелели под снежным грузом. (4) Даже игривые облака притихли в вышине. (5) Они не торопились, не летели, а медленно плыли, обнимая небеса.
Источник: dzen.ru
ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ предложения
1. (1) Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2) Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3) Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4) Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5) Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
1) Он бродил (предложение 1)
2) Рыба уплывала (предложение 2)
3) Он радовался (предложение 3)
4) Ихтиандр нёс её (предложение 4)
5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предл. 5)
6) Можно спасти (предложение 1)
7) Оживали (предложение 3)
2. (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2) Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь чёрно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3) Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши тёмно-бурый медведь. (4) Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5) Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
1) Полна тайн (предложение 1)
2) Свет проникает и освещает (предложение 2)
3) Дремлет (предложение 3)
4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)
5) Медведь объелся (предложение 5)
6) Не беспокоят (предложение 4)
7) Спит сном (предложение 5)
3. (1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни не решена (пр. 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера и гидросфера (предл. 4)
5) они безжизненны (предложение 5)
6) уникальность заключается (предложение 1)
7) возраст – около миллиарда лет (предлож. 3)
4. (1) Летнее, июльское утро! (2) Ещё свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдаёт накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
1) Утро (предложение 1)
2) Свежо (предложение 2)
3) Вас обдаёт (предложение 3)
4) Небо пышет (предложение 4)
5) Лес стоит (предложение 5)
6) Чувствуется близость (предложение 2)
7) И блестит, и алеет (предложение 5)
5. (1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.
1) Наклонились вниз кольца (предложение 1)
2) Мастер придал (предложение 2)
3) Превратятся в бусинки (предложение 3)
4) Камни попали (предложение 4)
5) Ландыш представляется символом (предлож. 5)
6) Кажется (предложение 2)
7) Они превратятся (предложение 3)
6. (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
1) Милосердие определяется характером (предл. 1)
2) Вкладывать понимание (предложение 2)
3) Дети копируют (предложение 3)
4) Модель становится основой (предложение 4)
5) Научить любить (предложение 5)
6) Важно вкладывать (предложение 2)
7) Научить невозможно (предложение 5)
7. (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.
1) Считается (предложение 1)
2) Люди имеют (предложение 2)
3) Александр Македонский помнил (предложение 3)
4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)
5) Исполнить и записать (предложение 5)
6) Который знал (предложение 4)
7) Достаточно было (предложение 5)
8. (1) Лишь за 70 миллионов лет до наших дней континенты приобрели свои нынешние очертания. (2)И если бы космонавты могли взглянуть тогда с поднебесья на нашу планету, они бы, наверно, не узнали её. (3) Геологические катастрофы не раз изменяли лик Земли. (4)100 – 150 миллионов лет назад моря и континенты имели совсем иные очертания, чем в наши дни.
1) Приобрели очертания (предложение 1)
2) Космонавты могли (предложение 2)
3) Они бы не узнали (предложение 2)
4) Катастрофы изменяли (предложение 3)
5) Очертания имели (предложение 4)
6) Континенты имели (предложение 5)
7) Изменяли лик (предложение 3)
9. (1) Придворные женские чины были введены Петром Великим отдельным пунктом в историческом документе «Табель о рангах» 1722 года. (2) Во главе придворного женского штата стояла обер-гофмейстерина, в распоряжении которой находились 12 статс-дам и 12 фрейлин. (3) Звание фрейлины жаловалось, как правило, девушкам из семей новой аристократии. (4) Екатерина II, заботясь о подготовке придворных кадров, основала в 1764 году специальный Институт благородных девиц, который стал школой будущих фрейлин.
1) Чины были введены (предложение 1)
2) 12 статс-дам находились (предложение 2)
3) Жаловалось (предложение 3)
4) Который стал школой (предложение 4)
5) Институт стал школой (предложение 4)
6) Екатерина II основала (предложение 4)
7) Стояла обер-гофмейстерина (предложение 2)
10. (1)К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения возникали на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и большие города, центры княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)В список городов иногда включались и очень крупные поселения, которые не имели укреплений. (6) Самым известным из таких исключений является Белоозеро, один из северных русских городов.
1) поселения возникали (предложение 2)
2) называли города (предложение 4)
3) все были городами (предложение 3)
4) располагалась усадьба (предложение 4)
5) поселения не имели укреплений (предложение 5)
6) насчитывалось более трёхсот городов (предл. 1)
7) Белоозеро один из городов (предложение 6)
11. (1) Наша задача — сказать о Красной площади в тысячный раз. (2) Площадь известна каждому человеку раньше, чем он открывает букварь. (3) И если жизнь пройдёт даже в глухомани и человек ни разу не покидал дома, всё равно он знает этот мощенный камнем кусок земли. (4) Познавая землю собственным опытом, сюда мы тянемся в первую очередь, хотя, кажется уже известна до мелочи эта площадь. (5) Красная площадь в Москве имеет неповторимую красоту, строгость, своеобразие.
1) Задача — сказать (предложение 1)
2) Известна каждому (предложение 2)
3) Человек не покидал, знает (предложение 3)
4) Мы тянемся (предложение 4)
5) Красная площадь имеет красоту (предложение 5)
6) Он открывает (предложение 2)
7) Известна площадь (предложение 4)
12. (1) Историческая география населения — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2) Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3) Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4) Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) Грамматическая основа предложения 2 — пути являются.
3) Первая часть сложного предложения 3 — односоставное неопределённо-личное предложение.
4) Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
6) Грамматические основы предложения 3 – можно сравнить и которые способствовали.
7) Грамматические основа второй части предложения 4 – верно реконструировать.
Источник: moslingvist.ru
15 признаков психологически взрослого человека (нет, не серьёзность) — Om Activ
В паспорте уже 20+, по физическим параметрам — тоже взрослый человек. От такого иногда можно услышать фразы: «родители сделали меня несчастным», «тёща виновата, что наш брак распался», «я виню во всех своих бедах правительство», «мой муж не делает меня счастливой». Так этот человек взрослый или нет? По законодательству — да. Но есть ещё ментальная зрелость, без которой человек не может считаться взрослым. И с которой не всё так просто…
Прежде чем перечислить признаки психологически взрослого человека, хотим отметить, что быть взрослым вовсе не означает быть всегда серьёзным, ответственным, скучным и не позволять себе спонтанно радоваться жизни, совершать ошибки или вести себя непосредственно, как это делают дети.
Это значит лишь то, что у взрослого человека есть в запасе несколько ролей, которыми он способен осознанно управлять. Иными словами, он может выбирать, когда быть серьёзным и ответственным, когда позволить себе реагировать на ситуацию по-детски, а когда стоит примерить роль родителя или учителя.
Ведь в каждом из нас живут эти три состояния, которые покрывают всю жизнь: взрослый, ребёнок и родитель. И зачастую проблемы начинаются тогда, когда мы включаем роли не в своё время. Например, надо принять ответственность, а ты ведёшь себя как ребёнок и избегаешь её. Когда нужно чему-то учиться, а тебе так не хочется, так лениво. Или когда можно искренне порадоваться чему-то, а ты и забыл, как это делается, и жизнь потеряла волшебство…
Вот для этого и надо взрослеть — чтобы жизнь становилась ярче, разнообразнее и гармоничнее.
И еще кое-что: человек, описанный ниже, не существует в природе. Идеальных людей нет. Этот список не для того, чтобы осознать, что вы не соответствуете и расстроиться, что вы совсем не взрослые. Это ориентир, к которому стоит стремиться, и возможность выявить слабые места, с которыми можно работать. Поэтому читаем, анализируем, но не впадаем в печаль за несоответствие идеалу.
Подходим к делу конструктивно, по-взрослому, можно с ручкой и бумагой для более продуктивной работы.
Итак, психологически взрослый человек:
- 1Самостоятельно принимает решения и делает выбор.
- 2Самостоятельно справляется не только с позитивными (да-да, иногда можно быть неготовым и к хорошим последствиям), но и с негативными последствиями своих решений.
- 3Позволяет себе и другим совершать ошибки.
- 4Несёт ответственность за свои ошибки, но в то же время умеет себя за них прощать.
- 5Адекватно обходится со своими чувствами и эмоциями: не подавляет их, но и не проявляет не к месту и в неприемлемой форме.
- 6Не строит иллюзий по поводу окружающих людей, мира и себя в нём, относится к реальности максимально трезво.
- 7Удерживает баланс между адекватным восприятием критики в свой адрес и зависимостью от общественного мнения. Активно общается с людьми, принимая во внимание их мнение.
- 8Не зависит от поддержки, принятия и внимания со стороны других людей, но при этом умеет выстраивать прочные отношения.
- 9Грамотно дозирует работу и отдых, не доводя себя до изнеможения и потери интереса к делу, но и не попадая в капкан лени и безразличия.
- 10Умеет мотивировать самого себя, концентрируется на задаче, преодолевает трудности на пути к целям.
- 11С одной стороны, принимает и любит себя, но с другой — строг к самому себе и не поддаётся самообману. Для этого надо знать о своих слабостях. Знать, но не ненавидеть себя за них.
- 12Знает и умеет отстаивать свои личные границы, умеет защищать себя, свои ценности, достоинство.
- 13Знает и уважает личные границы других людей. И не нарушает их.
- 14Умеет любить, прощать и принимать людей с их недостатками.
- 15Умеет просить и принимать помощь, когда нуждается в ней.
Можно ли повзрослеть? Безусловно, ДА! Причём, в любом возрасте. Но нужно действительно захотеть этого и быть готовым к работе. И тогда жизнь обретёт порядок, гармонию, красочность и глубину.
Делать это или нет? Выбор за вами.
Источник: omactiv.md