Вальдорфская педагогика имеет в арсенале все пожелания родителей и даже больше. В такой школе заботятся обо всем: о том, каков учитель, как он учит детей, как он относится к моему ребенку. Если ребенок слаб, то это не повод для усиленного репетиторства, а педагогическая задача учителя и родителя — сделать его сильнее.
Если ребенок сильный, изначально мотивированный, значит важно учить его так, чтобы эти качества сохранились бы и в школе, и после ее окончания. Вальдорфская школа повернута к ребенку. Задачи его индивидуального развития – главное в работе школы.
То, как ребенок проведет 11 школьных лет, будет влиять на всю его последующую жизнь, ибо войдя в школу ребенком, человек покидает ее почти достигнув совершеннолетия. Учитель и школа бережно относятся к биографии ребенка. Каждый ребенок – личность, каждый – ценность.
Целостное развитие человека
Вальдорфская школа интересна тем родителям, которые хотят целостного развития для своего ребенка. За годы школы в человеке важно развивать не только мышление, но и чувства, и волю. В учебном плане вальдорфской школы представлены все предметы: математика, родной язык, литература, история, география, физика, химия, биология, иностранные языки, информатика.
Вальдорфская педагогика, что я использую.
Однако, часть предметов имеет целью развитие чувств и воли. Чем тоньше я чувствую, тем сложнее мне сделать другому больно, тем больше мне открыто в мире красоты, образов, душевных переживаний. А это значит, что у меня богатый внутренний мир, для меня ценен и важен другой человек, я готов к контакту, мне интересен мир.
Умный, но бездушный деятель — серьезная проблема современного поколения. В вальдорфской школе целый комплекс предметов направлен на развитие сферы чувств – музыка, живопись, театр, эвритмия. Все эти предметы преподаются с 1 по 11 класс.
Воля так же важна для жизни, как чувства и мышление. Воля – это способность человека осуществить задуманное, совершать поступки или сознательно отказываться от них. Иначе говоря, воля – это действие.
Если ребенку не дают проявлять инициативу, «наказывают» тройкой или двойкой, постоянно ставят в ситуацию шаблонного поведения и определенных алгоритмов в мышлении и в поступках, он теряет мотивацию к действию. Его природная активность мало поддерживается учебным процессом.
Вальдорфская школа в каждом уроке содержит специальные элементы, направленные на развитие и укрепление воли ребенка. Например, в начале каждого дня на первом, главном уроке проводится ритмическая часть, где учебный материал буквально через движение входит не только в сознание детей, но и в тело: счет сопровождается топаньем, хлопаньем, прыганьем; буквы можно писать не только на бумаге, но рукой или ногой в воздухе; передавая мяч по кругу, можно учить таблицу умножения. Есть и специальные предметы, направленные на развитие воли: рукоделие и ремесло, строительство дома, сельское хозяйство. В старших классах к сфере воли относят иностранные языки, потому что они требуют постоянной ритмичной тренировки, что укрепляет волю.
Вальдорфская педагогика в картинках за 4 минуты
Здоровье и мотивация
Ученики в вальдорфской школе меньше болеют, чем в обычной и, как правило, с удовольствием ходят в школу. Ребенок, который не любит школу, здесь – редкость. Меньшее количество заболеваний (в нашей школе очень мало детей в очках и почти никого нет с заболеваниями желудочно-кишечного тракта) объясняется тем, что учеба ребенку в радость.
Отсутствует стресс: обучение в школе происходит без оценок, нет практики оставлять детей на второй год и сравнивать с другими учениками, только с самим собой. Портфель вальдорфского ученика лёгок — в начальных классах учебники не используются в преподавании. Каждый урок построен так, что обязательно происходит смена деятельности и часть ее — в движении. Учебная неделя имеет определенный заданный ритм, в котором интеллектуальная деятельность ежедневно разбавлена волевой или чувственной: уроки по основным предметам (математика, родной язык, история, география, биология, физика и т.д.) сменяются физкультурой, музыкой, гимнастикой, живописью, эвритмией, рукоделием. Количество неинтеллектуальных предметов может достигать 8-9 часов в неделю (более трети учебного времени).
Воспитание к свободе или цель вальдорфской школы
Ставя себе задачу увидеть индивидуальность в каждом ребенке, вальдорфская школа понимает, что эти индивидуальности очень разные: от одаренного ребенка, до ребенка, испытывающего трудности в обучении, от абсолютно здорового до часто болеющего, от активного и открытого до пассивного и закрытого. Но тем и ценен подход вальдорфской педагогики, что она каждому позволяет пробудить в себе то, что необходимо именно ему. Главное, чтобы став взрослым, человек смело брался за что-то новое, чувствовал интерес и способности к решению жизненных задач. Одно из важных качеств вальдорфских учеников, выявляемое при исследованиях учебных способностей, — креативность, нестандартность мышления; при исследованиях социальных взаимодействий – толерантность, открытость. Учителя вальдорфской школы заботятся о том, чтобы став взрослыми, ученики приобрели устойчивое стремление к свободе, как к способности осознанно менять свою жизнь.
Свободно самоопределяющаяся творческая личность, имеющая здоровье, способности и силы для осознанного выбора и самореализации, целостно и образно воспринимающая мир – вот цель вальдорфской школы в работе с каждым ребенком.
Источник: www.putzerna.ru
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская школа и в организационном плане отличается от традиционных школ. Она действует на основе самоуправления, там нет директора, школой управляет педагогический коллектив, в жизни школы участвуют родители. Школа свободна от централизованной государственной регламентации.
Сейчас в ФРГ 1% учащихся учится в вальдорфских школах. Обучение там платное, дифференцированное (для низко оплачиваемых родителей плата ниже). Оклад педагога — тоже дифференцирован. Школы самостоятельны, но государство их поддерживает и берет на себя примерно 70—80% суммарных затрат, не вмешиваясь в процесс обучения. «В «классических» вальдорфских школах обучение длится 12 лет. Желающие поступить в университет оканчивают 13-й, «абитуриентский», класс.
Процент поступающих в университеты ниже, а порой, и несколько выше показателя у выпускников обычных государственных школ».
Особенности вальдорфской школы: с 1-го по 8-й класс все занятия ведет один учитель, нет жесткого учебного плана, не ставятся отметки, используются содержательные оценочные характеристики. После 8-го класса занятия ведут учителя-предметники. Отличается и организация занятий.
Первые два утренних часа изучается один общеобразовательный предмет (математика или зоология и т.п.). Больше в этот день никакой другой предмет не преподается, но этот предмет будут изучать ежедневно в течение 3—6 недель, что создает так называемую «эпоху». (Похоже на модульное обучение?) В учебном году может быть, например, 1 «эпоха» по химии, 2 — по литературе и т.д. После двух часов «эпохи» проводятся занятия по направлениям художественного цикла (рисование, музыка, эвритмия), а также по иностранным языкам (их два).. Эти занятия не связаны с сидением в классе.
Р. Штейнер ставил своей педагогической целью «раскрытие «тайных» сил человека с помощью системы особых упражнений (занятия эвритмикой, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.» /99, с. 493/. Большое значение придается эвритмике (от гр. eurhythmia — «стройность, такт, благозвучие»), т. е. изучается равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. Эстетическое воспитание пронизывает все предметы, даже «преподавание предметов естественно-математического цикла ведется классным учителем не традиционно, а на образно-эстетической основе (гетеанизм)».
Большое место в вальдорфской школе занимает трудовое воспитание: переплет книг; столярничание; резьба по дереву; вязание; лепка; шитье кукол, костюмов и т.п. Мальчики приучаются работать в кузне, обрабатывать землю, молоть зерно, класть печи, выпекать хлеб.
Таким образом, вальдорфская школа отличается от традиционных. Она нашла своих последователей не только в Германии, но и в Голландии, Швейцарии, Скандинавии, Англии, Австрии, США, Южной Америке, а в России, в Санкт-Петербурге, например. Есть в Новочеркасске школа №22, которая обучает детей, используя вальдорфскую педагогику.
Что мы можем позаимствовать у вальдорфской школы, ставшей международным культурнообразовательным движением? Прежде всего, личностно ориентированную педагогику, гуманизацию и гуманитаризацию обучения, развитие способностей студентов чувствовать окружающий мир.
Источник: psyera.ru
Ведущий или ведомый? Разбираемся в вальдорфской системе образования
«Хочешь воспитать барана в стаде – отдавай в общеобразовательную систему», – говорят некоторые мои знакомые. В итоге их дети остаются на домашнем обучении или отправляются к вальдорфским педагогам. Что такое вальдорфская методика, и насколько она прижилась в Кирове? Разбираемся вместе с родителями и педагогами.
Вальдорфская педагогика – самая неоднозначная и обсуждаемая методика, известная с 1919 года, когда в Штутгарте появились первые вальдорфские детский сад и школа. Названием учебные заведения были обязаны фирме-спонсору «Вальдорф-Астория». Последователи этой системы убеждены, что воспитание свободных, творчески мыслящих людей полностью соответствует человеческой природе. Но их оппоненты считают, что предлагать детям в качестве игрушек жёлуди и листья неразумно.
Несмотря на то, что эта новаторская педагогика выступает против раннего обучения, ребёнок в вальдорфском садике учится постоянно. Только вместо мира цифр и букв перед ним открывают мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и эвритмии. «Подражание и пример – единственно верная формула воспитания». Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители не показывают дурной пример, не может вырасти плохой человек.
В Кирове вальдорфское течение пустило корни двадцать три года назад. Это был чисто западный вариант без занятий, где приветствовались свободная игра, пение и длительная прогулка. Но со временем зарубежный аналог уступил российским образовательным стандартам. В Кирове вальдорфскую методику практикуют в муниципальном детском саду №90.
Именно этот садик стал своего рода кузницей кадров для частной вальдорфской школы и четырёх частных вальдорфских детсадов в нашем городе. Краткий курс вальдорфа можно свести к нескольким положениям.
Первое говорит о важности сохранения детства, раскрытии его индивидуальности через разные виды деятельности.
Второе – о приоритете игры, причём свободной игры без навязанных сценариев и ограничения во времени.
Третье – это разновозрастный состав групп, в которой дети от трёх до семи лет, осознавая свою ответственность за других, лучше социализируются и быстрее развиваются. Яркий пример тому был ещё в Спарте, где уже семилетние управляли пятилетними, а семилетними – двенадцатилетние и т. д. В итоге, к восемнадцати годам такой подросток уже мог рассчитывать на командирское звание.
Детский сад №90 города Кирова – это единственный государственный садик, работающий в городе по вальдорфской системе. Три группы, десять педагогов и шестьдесят девять детей. «Таких детских садов в России всего три: в Казани, в Томске и в Кирове, все остальные – частные», – говорит воспитатель детсада №90 Екатерина Луткова. В этот садик так просто не попасть – очереди на много месяцев вперед. Почему? Ведь на полках деревянные машинки, в колясках – тряпичные куклы из натуральных материалов и никаких «магазинских» игрушек.
Играют тем, что смастерили сами, или подарила природа: даже жёлудь в руках ребёнка обретает жизнь. А вот и меч из двух хорошо обструганных палочек, подготовленный к сражениям на ближайшем празднике «Дня богатыря». Кстати, праздникам в этой педагогике отведено особое место.
– Как правило, они проходят либо в субботу, либо в конце дня, чтобы все родители могли принять участие в мероприятии. Один из самых красивых – это «Праздник фонариков», традиционный вальдорфский праздник, когда мы все вместе ставим сказку, делаем фонарики и дарим их ошеломлённым прохожим, – рассказывает А лёна Носкова.
Алёна, педагог по образованию, сознательно шла на вальдорфа. Двое её детей долго не принимали обычный садик. Особенно тяжело это давалось старшему ребёнку из-за неврастенических осложнений и плохой социализации. Речь не шла об индивидуальном подходе, хотелось более мягкого отношения с учётом всех психологических особенностей малыша.
Последний год детского сада и первый год школы в рамках вальдорфской системы помогли мальчику влиться в коллектив и компенсировать проблемы со здоровьем, говорит Алёна. Сейчас её сын – пятиклассник с кучей друзей, хорошими оценками и огромным желанием заниматься музыкой.
Назад в школу
Воспитатели детского сада №90 считают, что все их выпускники готовы к общеобразовательной школе. Большинство детей идут в лицеи, гимназии, но подготовку туда они проходят в этих же учебных заведениях.
– Первое, что отмечают школьные учителя, это то, что наши дети быстро находят друзей, очень контакты. Да, они отличаются от других, потому что с ними много говорили о нравственности и духовности, такой ребёнок не свяжется с драчуном, просто отойдёт в сторону, – говорит Луткова.
Первая частная вальдорфская школа в Кирове появилась двадцать лет назад, так и оставшись единственной в своём роде. В школе всего девять классов, десятиклассников набирают по числу желающих продолжить обучение. Их было бы больше, если бы не ежемесячная оплата – 7,8 тысяч рублей.
В числе преимуществ родители отмечают безболезненный переход из садика в первый класс, отсутствие оценочной системы в начальном звене и обучение с девяти часов утра. Мелочь, но важно, говорят родители. Ребёнок успевает проснуться, чтобы включиться в учебный процесс. К тому же, здесь большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, а английский и немецкий уже в начальном звене обязательны в качестве второго языка. И все поголовно играют на флейте с перспективой выбора второго инструмента, но уже в музыкальной школе.
У Марии Ручкиной двое детей. Старшему сыну двенадцать лет, дочке – восемь. Оба по окончании вальдорфского садика продолжили обучение в частной вальдорфской школе.
Учились в малочисленных классах: в среднем по 4-10 человек. В результате сложилось впечатление индивидуального подхода, чем-то напоминающего домашнее обучение, рассказывает Мария. По её словам, образовательная программа такой школы практически идентична учебному плану общеобразовательных школ, разница лишь в развитии творческого потенциала ребёнка.
– Очень много внимания уделяется творчеству, игре, развитию чувственно-эмоциональной сферы. Они много рисуют, поют, читают или ставят сказку, проживая её снова и снова, – поясняет Мария.
И если в начальном звене обучение ещё сохраняет элемент игры, то в среднем учитель вовлекает в работу преимущественно интеллект ребёнка.
Уроки в частной школе «Наша школа» начинаются с девяти часов утра. Сначала хор и спокойное чтение, общий сбор школы. Дальше дети расходятся на уроки с погружением в отдельный предмет, так называемые эпохи русского языка, истории или математики. Фишкой первоклассников является рукоделие. Все как один, и мальчики, и девочки, много вяжут.
По словам Марии, это делается для развития мелкой моторики детей, формирования аккуратного и красивого письма.
– Самое главное, чему здесь учат – это научится учиться самому и любить учёбу. А когда ребёнку нравится сам процесс обучения, то даже самые интенсивные перегрузки не помешают ему двигаться дальше, – считает Мария Ручкина.
Говорит, что уже к шестому классу среднего звена здесь закаляется характер, воля, развивается самостоятельность, и ребёнок сам ищет выход из сложных ситуаций.
– Это миф, что в вальдорфской школе нет преодоления. Здесь много внимания уделяется характеру ребёнка, его душевным качествам. Он становится сильнее и эмоционально устойчивее, хорошо подготовлен к повышенным нагрузкам. Я вижу, что сейчас передо мной уже сформированный человек, который в подростковом возрасте осилит большую интеллектуальную нагрузку, – делится Ручкина.
В этом году её сын прошёл отбор в пятый класс Кировского экономико-правового лицея.
– Среди детей, которые приходят к нам из частных школ, есть те, кто очень хорошо адаптируется. Но есть и такие, кому тяжело, потому что они привыкли к большему вниманию, и в классе, где 20-25 человек, они чувствуют дискомфорт, – рассказывает заместитель директора КЭПЛа Наталья Шулятьева.
А как же посвящение в первокурсники?
Выпускники вальдорфских школ легко поступают в ВУЗы, потому что раньше своих сверстников находят себя и чётко понимают, чего хотят. Всё дело в мотивации, которая у таких детей всегда на первом плане, – говорит Татьяна Городилова, заведующая учебной частью «Наша школа». Показатели ЕГЭ у учеников старшего звена здесь не опускаются ниже 60 баллов. Только в прошлом году один из старшеклассников «Наша школа» набрал 98 баллов по русскому языку, а его одноклассник преуспел в математике, выйдя на повышенный уровень с 74 баллами.
– Они сами выбирают и сами учатся. Работают сразу, целенаправленно и целеустремлённо. Это трудолюбивые дети, которые не могут халатно отнестись к учёбе или просто прогулять. Вряд ли сессия станет для них испытанием, – поясняет Татьяна Городилова.
Мой «не такой»
Евгения Смирнова, напротив, поняла, что вальдорфская педагогика далеко не совершенна. Она считает, что методика работы с разновозрастными детьми изначально была предназначена для адаптации неполноценных детей к коллективу. Взять хотя бы пример, что её шестилетка, оказавшись в группе с «пердышами», понял – дружить не с кем.
Сразу потерял интерес к садику, поведение стало хромать, да и школьное собеседование прошло не совсем гладко. Ребёнок всё чаще жалел себя, становился неорганизованным. Так мама поняла, что упустила момент. В ряде случаев родители, отдавшие малышей в вальдорфские детские сады, утверждают, что с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, не дают и основ математики и энциклопедических знаний о мире. Получается, они упускают тот уникальный возраст, когда малыш с лёгкостью, играючи мог бы научиться читать, писать и считать.
– Да, мы часто слышим, что вальдорфское образование – это создание «тепличных» условий или же показание для детей с определёнными проблемами развития, ослабленных детей. Однако все наши ученики – это обычные дети, которые способны учиться и в традиционной школе. Конечно, есть и те, кому сложно обучаться в традиционной школе и которых здесь корректируют. В этом году это 1-1, 5% от общего числа, – поясняет Татьяна Городилова.
Екатерина Луткова тоже считает, что вальдорфская система ориентирована на обычных детей. Лишь в крупных городах, таких как Москва и Петербург, есть группы «особый ребёнок», куда попадают «тяжёлые» дети:
– В наш садик такие дети попадают очень редко, как эксклюзивные. Сейчас у меня в группе есть девочка-аутист, но это становится нормой даже для обычной школы. У нас уже есть особые результаты, к примеру, был ребёнок-аутист, который поступил в вальдорфскую «Нашу школу», где проучился вплоть до второго класса. Затем перешёл в лицейский класс школы №28, а потом перешёл в пятый класс «КЛЕНа.
Уход от реальности
— Вальдорфская система очень специфическая. Когда я встала перед выбором, куда отдать своего двухлетнего сына, пересмотрела много воспитательных методик и остановилась на Монтессори. На мой взгляд, там весь процесс игры направлен на сплочение коллектива, тогда как в вальдорфском садике поощряется развитие эго ребёнка, а иногда и жалости к себе. Он словно оторван от мира, от других детей, погружён в себя, – делится Екатерина Сегарева.
Такое поведение детей, считают специалисты, может быть связано с философским учением антропософией, лежащим в основе вальдорфской педагогики. Оно связано с мистикой, эзотерическими учениями. И даже если это напрямую не отражается на жизни детсадовцев, в той или иной степени влияет на формирование личности ребёнка. К примеру, во многих вальдорфских детских садах и школах до сих пор практикуют вегетарианский стол, а кто-то берёт за правило произносить молитвенные изречения перед едой или учёбой.
По мнению педагога одной из кировских школ, вальдорфская система с точки зрения формы семейного воспитания – не лучший вариант для современного ребёнка. Дети, бравшие уроки на дому, как и выходцы из вальдорфской системы воспитания, одинаково не социализированы, говорит мой собеседник.
— Они не умеют общаться, поэтому часто становятся объектами насмешек. К тому же, для них не существует такого элементарного понятия, как субординация. Школа – это большой коллектив, микромир, который отображает взрослую жизнь. Все проблемы, которые возникают у ребёнка в школе, скорее всего, возникнут в его взрослой жизни, если он не научится их решать. Так от чего бежать? – спрашивает педагог.
Несмотря на признание вальдорфской системы дошкольного образования, директор КФМЛ Михаил Исупов считает, что школьное образование внутри этой методики не так жизнеспособно: «Если дети начинают и заканчивают своё обучение в рамках этой системы, а затем уходят во взрослую жизнь, то всё складывается удачно. Гораздо чаще ученикам вальдорфских школ приходится адаптироваться к коллективам обычных школ, и это проходит очень тяжело, если речь идёт о серьёзном обучении. Не надо забывать, что творчество и свобода – это внутреннее состояние человека, а отнюдь не внешняя среда».
А что вы думаете о вальдорфовской системе?
Источник: kirov-portal.ru