Вальдорфская педагогика что это такое

педагогическая система, основанная на принципе природосообразности обучения и воспитания, имеющая целью развитие у детей свободного интереса к окружающему миру и умения общаться с ним [59, c. 31].

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Р. Штейнером на основе антропософии (учении о единстве духовного, душевного и телесного). Основные принципы: свободы, совместного творчества, вариативности видов деятельности, эвритмии.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

направление в теории и практике воспитания, в котором рассматривается система методов и приемов воспитания духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. (Методологические и дидактико-методические основы разработал Р. Штейнер для детей рабочих фабрики “Вальдорф-Астория”, Штутгарт, 1919 г.)

Вальдорфская педагогика, что я использую.

Вальдорфская педагогика

пед. система, основанная на идеях развития у детей свободного интереса к окружающему миру и умений обращаться с ним, создавая их «неразрушимый контакт». Основной принцип В.п. — природосообразность обучения и воспитания. Базисные составляющие содержания образования В.п.: хорошее общее эстетическое воспитание, обучение ремеслу, освоение искусств и гуманное общение.

«Вальдорфская педагогика»

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925).

ПЕДАГОГИКА ВАЛЬДОРФСКАЯ

научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861–1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель вальдорфской педагогики – посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (искусство телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства.

Вальдорфская педагогика

образовательная система духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения. Методологические и дидактические подходы разработаны Р. Штейнером (1861 – 1925 гг.) на основе антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов, искусства педагога увидеть и раскрыть в человеке природные задатки.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методология и дидактика разработаны Р. Штейнером и его последователями. Задача определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу.

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея воспитания ребенка – дать ему свободу от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861–1925). Применяется в так называемых свободных вальдорфских школах (первая открыта в 1919 г. в Штутгарте для детей рабочих фабрики «ВальдорфАстория», отсюда пошло название).

Педагогика вальдорфская

научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свои способности и свойства. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов.

Вальдорфская педагогика

система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как цело стного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы вальдорфской педагогики разработаны Р. Штейнером.

На принципах вальдорфской педагогики организованы сво бодные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сооб щества «Кемпхилл» – частные учрежден ия, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа была от крыта в 1919 г. в Германии (Штутгард) для детей рабочих фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда название). В 1933–1945 на территории фашистского рейха эти школы были закрыты, а педагоги под верглись репрессиям. Вальдорфская педагогика получила развитие с 60-х гг. 20 в. во мн. странах (в 90-е гг. насчитывалось около 500 школ и 1000 садов).

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. и дидактико-метод. основы «В. п.» разработаны Р. Штейнером.

Применяется в т. н. свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория»; отсюда назв.), вальдорфских дет. садах и в лечебно-пед. учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям.

Движение за открытие вальдорфских школ и др. возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. страны. К 1990 в мире насчитывалось ок. 500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. субсидированием (в разд. странах — от 30 до 80%).

Валь-дорфские школы дают полное ср. образование (12 лет обучения; для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. н. абитуриентский, класс).
Задача «В. п.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. о. действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. п.» видят в ней не систематич. и нормативную науч. дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич. идей И. В. Гете и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд осн. принципов пед. деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.
Гл. действующее лицо в «В. п.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподает осн. общеобразоват. предметы; создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-метод. подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гете о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в Значит. мере под влиянием биогенетич. закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. п.».
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. «В. п.» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом
только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. худож. деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. обучение ведется медленно, с преимуществ, использованием разл. образных форм, к-рые применяются и на ст. ступенях. Предметы уч-ся проходят т. н. эпохами: в течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках дается один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. предмет.

Читайте также:  Как использовать бесцветную хну для волос

Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит. внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. навыками от вязания до индустр. труда или полного цикла с.-х. работ. Не исключается и собственно проф. подготовка.

Оценки не выставляются. По окончании уч. года классный учитель составляет подробную психол.-пед. характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич. отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одаренных). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. и выпускные (в присутствии гос. шк. инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. процесса и др. решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Консультац. центрами для учреждений, применяющих «В. п.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. объединение вальдорфских дет. садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед. семинары (3—4 года обучения). Издается ряд пед. журналов, в т. ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).
Лит.: Grosse R., Erlebte Padagogik, Dornach. 1968; Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg; С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984; Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982; Kirsch J., Die Waldorfpadagogik, Stuttg., 1984.
Г. А. Бондарев.

Источник: didacts.ru

Вальдорфская педагогика

В стремлении дать своему ребёнку самое лучшее, многие родители еще до рождения малыша изучают различные методики раннего развития. Одно из популярных направлений — вальдорфская педагогика. Она направлена не только на детсадовский возраст, но может вести ребёнка вплоть до выпускного класса.

вальдорфская педагогика

Немного истории

История Вальдорфской педагогики берет свое начало в 20 веке, в Германии. Её основоположником стал австрийский философ Рудольф Штайнер. Этого ученого-основателя интересовала не только научная, но и духовная сфера. Благодаря такому симбиозу родилось новое философское течение – антропософия («знание о настоящей природе человека»). Суть, заключенная в Вальдорфской педагогике, — «триединство человека»:

  • Дух (когнитивные и мыслительные компетенции);
  • Душа (творческие умения, эмоциональная область);
  • Тело (практические способности).

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Основные принципы

В теории Вальдорфской педагогики Р. Штайнера дети по мере своего взросления проходят три семилетних «спирали знания». Краткая характеристика Вальдорфской педагогики – «всему свое время». Каждый виток – особый подход к обучению ребёнка. Так, первые семь лет (0-7 лет) упор делается на подражание.

На первый план выходят такие виды деятельности как:

  • творческие игры (пение, рисование, аппликация, шитье),
  • чтение/рассказывание/постановка сказок, басен и народных мифов,
  • строительно-конструктивная деятельность (строение башен, домиков),
  • развитие устной речи.

Второй виток (7-14 лет) большее внимание уделяет детской фантазии. Интересен отказ от учебников во время обучения. На первый план выходит личность учителя, способная заинтересовать школьников интересной подачей материала. Главным умением детей становится способность слушать и запоминать учебный материал, записывая при этом важные моменты в свои рабочие тетради, украшая «конспекты» собственными иллюстрациями. Можно сказать, что школьники сами пишут свои собственные учебники.

Основами изучения становятся:

  • мифология,
  • народные сказки,
  • литература,
  • музыка,
  • танцы (эвритмия – смесь пантомимы, танца, музыки, поэзии),
  • естественные науки,
  • полезные ремесла,
  • иностранные языки,
  • искусство.

Во время третьего витка – в старших классах – сосредотачиваются на мышлении. Появляются профильные учителя, обучающие детей точным наукам, основным предметам и социальной ответственности.

Основные методы системы

Главный метод Вальдорфской педагогики — приём «душевной экономии» (обучение должно проходить без внутреннего диссонанса, гладко и легко).

Читайте также:  Почему убрали иди из отчаянных домохозяек

Этому способствуют цели и задачи данной системы:

  • осмысленное (чувственное) развитие памяти,
  • персональный подход к каждому ребёнку,
  • поддержание интереса к процессу обучения,
  • баланс между активным и пассивным времяпровождением (цикличность активности),
  • ритмический цикличный распорядок дня (цикл: общеобразовательный предмет – творческие занятия – практическая деятельность),
  • гармонизирование социальной среды,
  • подача материала по «эпохам» (длительностью в 4 недели),
  • гармонизирование душевной жизни (мышление, чувства, воля),
  • объединенная классная деятельность,
  • высокие запросы к личности педагога.

вальдорфская педагогика обучения

Учитель и дети

Огромную роль в Вальдорфской системе играют учителя. Их задача – быть образцами для подражания, партнёрами в познании мира.

Педагог придумывает и проводит коллективные занятия, в которых новый материал не просто объясняется, но сочетается с творчеством и направлен на воспитание духовности.

Основная обязанность Вальдорфского учителя – создание гармоничной обстановки и дружелюбного микроклимата в классе. Он заботится и об окружающем убранстве: мебель и рабочие материалы должны быть выполнены из естественных материалов в лаконичном, но при этом уютном дизайне. Игрушки должны быть многофункциональными и направленными на развитие воображения.

Также педагоги стараются стимулировать любознательность, тягу к прекрасному, доброту.

вальдорфская система

Оценивание успехов

Экзамены, тестирование и прочие традиционные методы не применяются для оценки полученных «вальдорфцами» знаний. Ведь нет общего критерия оценки – каждый ребёнок развивается в собственном ритме. Вместо этого учителя рассказывают заинтересованным родителям, как прошёл день в классе, что было изучено, какие было сделаны поделки, демонстрируют «Древо Познаний». Периодически проводятся выступления и отчетные мероприятия.

Перспективы развития

Несмотря на ведущиеся споры вокруг Вальдорфской методики и обвинения в оккультной направленности, Вальдорфская система образования признается многими государствами, где применяются инновационные подходы к развитию детей, а школы получают государственные аккредитации. Исследования показали, что выпускники Вальдорфских школ успешно поступают в вузы и социально адаптируются в любых коллективах.

Огромным плюсом становится возможность выпускников не только воспроизводить готовые знания, но и творчески их применять и перерабатывать. Это имеет большое значение в век интернет-технологий, когда просто получить какое-либо знание не доставляет особых проблем.

Некоторые имена успешных выпускников школ гремят на весь мир: Йенс Столтенберг (занимает высшую руководящую должность в НАТО), писатель, автор знаменитой «Бесконечной истории» Михаель Энде, актрисы: обладательница «Оскара» Сандра Буллок и не менее знаменитая Дженнифер Энистон, нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Зюдхоф и мн.др.

Единственный минус, который не даёт развиться Вальдорфскому движению в РФ в полной мере, — наличие ЕГЭ. И желание учительского состава не научить детей, а «натаскать» на сдачу теста. Но ничто не мешает современным родителям использовать методы Вальдорфской педагогики дома, чтобы вырастить всесторонне развитого ребёнка.

Источник: friendlymama.ru

Вальдорфская система обучения в школе и детском саду

Вальдорфская система обучения в школе и детском саду

Вальдорфская система образования несколько лет назад была признана ЮНЕСКО самой популярной альтернативной системой образования. Эта педагогика до сих пор вызывает массу споров о ее пользе или вреде, школы Штейнера имеют миллионы поклонников по всему миру и примерно столько же ярых противников. Некоторые сравнивают вальдорфские школы с сектами, а некоторые считают их лучшим, что когда-либо было создано для обучения детей. В этой статье мы постараемся подробно ответить на самые популярные вопросы от родителей на тему обучения в вальдорфских школах и детских садах.

  • Историческая справка о вальдорфской педагогике
  • Что такое вальдорфская система образования
  • Основные принципы организации детских садов и школ
  • Вальдорфская кукла
  • Положительные стороны методики
  • Отрицательные моменты

Историческая справка о вальдорфской педагогике

—>Вальдорфская педагогика зародилась в начале ХХ столетия в немецком городе Штутгарте. Там жил Эмиль Мольт — немецкий предприниматель, владелец табачной фабрики «Вальдорф-Астория». В 1919 году до него дошли жалобы рабочих на систему образования в средних школах — в послевоенное время наблюдался кризис и упадок во всех сферах жизни и система образования не была исключением.

Знаете ли вы? Дженнифер Энистон, Рутгер Хауэр, Анджелина Джоди, Сандра Баллок и Фердинанд Порше — это лишь малая часть длинного списка выпускников, которые добились всемирного успеха.

Депрессия, безынициативность и отсутствие творческого подхода к обучению привели к тому, что дети рабочих испытывали жесткую неприязнь к школе, что отрицательно сказывалось на их личностном росте и стремлении к познанию мира.

Сам Эмиль Мольт имел довольно-таки прогрессивные мысли для того периода времени и его посетила идея создать абсолютно новую школу, с новыми методами обучения, которые помогут вернуть детям жажду к получению новых знаний.

Советуем прочитать как занимать, чем развивать и что должен знать ребенок в: 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет.

Историческая справка о вальдорфской педагогике

В этой школе все изучаемые предметы должны были бы преподаваться с учетом возраста детей и их увлечений. И тогда судьба свела его с Рудольфом Штейнером — автором прогрессивных методик по воспитанию детей. Ученый разработал специальную программу для новой школы, строительство которой началось в этом же году.

Из 256 новоприбывших учеников 119 были детьми рабочих с табачной фабрики. Но уже через год эта программа обучения обрела популярность, и в школу под руководством Рудольфа Штейнера стремились попасть дети со всей Германии.

Ознакомьтесь также с особенностями раннего развития детей по методикам: Домана, Зайцева и Монтессори.

Что такое вальдорфская система образования

Историческая справка о вальдорфской педагогике

Система образования в таких школах основана на предоставлении возможности ребенку быть ребенком и прожить период детства в гармонии. На деле это означает, что у детей пробуждают интерес к получению знаний, привлекая их к различным методам познания мира.

Вальдорфская система образования базируется на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику, формируя тем самым инициативность, эмоциональную зрелость и ответственность. Такое модное в последние годы раннее развитие детей, согласно вальдорфской методике запрещено. Раннее обучение цифрам, чтению, письму приводит к ограниченности и абстрактности мышления. Обучение точным наукам, чтению и письму начинается с 3-го класса — вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста идет полным ходом развитие творческих начал.

Важно! Обучение в вальдорфской школе длится 12 лет. Уйти после 9 класса, как это возможно в обычных школах, нельзя.

Основные принципы организации детских садов и школ

Вот главные принципы организации вальдорфских детских садов и школ:

Основные принципы организации детских садов и школ

  1. Каждый воспитанник в этой системе образования — отдельная и целостная личность. А это значит, что педагоги стремятся вырастить личность каждого ученика, в котором физическое здоровье, моральные качества, эстетическое восприятие мира и сила духа находятся в гармонии.
  2. Запретам — нет. Каждый ученик имеет право голоса, к его мнению прислушиваются, новые идеи — поощряются. Под запретом находится все то, что может принести вред ему или окружающим, в любых других случаях преподаватель помогает воплотить в жизнь идею ученика.
  3. Учебный процесс организован таким образом, чтобы ученик не чувствовал никакого дискомфорта при смене рода деятельности в течение дня — он распланирован таким образом, что предметы плавно перетекают из активных в творческие и наоборот.
  4. Обучающий педагог является авторитетом и наставником. Он своим примером задает принципы поведения в коллективе.
  5. Обучение проходит без оценок. Это означает, что каждого ученика не оценивают за знания и между учениками нет конкуренции. Приветствуется изучение предметов в своем темпе.
  6. Учеба проходит без современных гаджетов — телевизоры, телефоны и прочие технические игрушки запрещены. Весь процесс обучения построен на использовании натуральных материалов — с младших классов особое внимание уделяется поделкам из подручных материалов, пластилина, на уроках обучают гончарству, плетению и прочим ремеслам.
  7. Особое внимание уделяется природным явлениям (сбор урожая, день солнцестояния) и праздникам (день рождения одноклассников, Новый год, Пасха). Устраиваются настоящие представления, спектакли, дети учат стихи, шьют костюмы, делают поделки.
  8. Учебники практически не используются — вместо них есть одна тетрадь, в которую ученик записывает полученную информацию. Эта тетрадь со временем считается универсальным учебником. Начиная с 9 класса, преподаватель может использовать дополнительные книги, но это по его желанию.
Читайте также:  Что нужно чтобы пойти на стюардессу

Знаете ли вы? У детей возрастом до 9 лет обучение направлено на изучение сказок. Вальдорфские педагоги считают, что до этого возраста дети живут в своем мире — мире сказок и добра.

Вальдорфская кукла

Вальдорфская система образования дала толчок к изобретению необычной игрушки, которая способна стимулировать развитие воображения у детей — это вальдорфская кукла или кукла Штейнера. Для ее изготовления используют только натуральные материалы, каждая кукла индивидуальна и шьется, в основном, без использования швейной машинки и прочей техники.

Вальдорфская кукла

Одна из ее особенностей — реальные пропорции тела. Это помогает малышам познавать мир без искажения его общей картины. Для каждого возраста существуют свои особенности внешнего вида куклы:

Вальдорфские игрушки

  • Для детей от 0 и до 3 лет куклы имеют примитивный вид без выраженной половой принадлежности. Они сшиты из мягких и приятных на ощупь тканей, яркие расцветки не используются. У этой куклы ярко выражена голова и руки, которые можно двигать. Волос на голове нет — вместо них косынка или другой головной убор. Такие куклы для самых маленьких часто бывают безликими — вместо лица гладкий шар.
  • Для детей от 3 и до 5 лет куклы приобретают человеческий облик — личико с вышитыми глазами, носом и ртом, тело с ногами и руками, которые можно двигать и сгибать; на теле есть одежда, которую можно снимать или переодевать. На голове — головной убор, а под ним коротенькие волосы.
  • Для детей от 5 куклы изготавливаются максимально похожими на человека — более тщательно проработанное личико, длинные волосы, конечности с пальцами. Одежда содержит мелкие детали, которые требуют особой ловкости и развитой мелкой моторики рук.

Вальдорфские игрушки идеально подходят для сюжетных, ролевых игр. Кроме того, они не навязывают никаких образов, делая игру еще более многогранной.

Важно! В случае болезни своих воспитанников, преподаватели вальдорфских школ и детских садов настоятельно рекомендуют использовать для лечения гомеопатические средства, игнорируя при этом традиционные лекарственные препараты. Применение гомеопатических лекарственных препаратов не имеет доказанной эффективности в борьбе с различными заболеваниями.

Положительные стороны методики

Вальдорфская система образования имеет огромное количество поклонников и последователей по всему миру. Это неудивительно, ведь эта методика имеет много положительных сторон:

Положительные стороны методики

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику и всестороннее развитие его качеств. В вальдорфских классах к мнению и мыслям детей прислушиваются и всячески поощряют инициативность.
  2. Отсутствие оценок. Такой подход к обучению исключает соперничество в классе и помогает ученику полноценно охватывать учебный материал в своем темпе.
  3. Много времени отводится для выполнения творческих занятий. Ежедневно дети лепят, красят, клеят, учат стихи, играют на музыкальных инструментах, танцуют, поют и делают другие задания, тренируя мелкую моторику и развивая свое воображение и фантазию.
  4. Частые спектакли и концерты для родителей и педагогов помогают детям стать более артистичными, а также дают возможность проявить свои таланты. По мере взросления выступления перед публикой помогают справиться со страхом сцены.
  5. Домашнее задание не задается, тем самым экономя время ученика на собственное развитие.
  6. В классах царит дружественная атмосфера, дети хорошо ладят друг с другом. Такое отношение в коллективе благоприятно сказывается на детках, которые имеют различные отклонения: аутизм, синдром Дауна и прочие заболевания нервной системы.
  7. Обязательным является изучение двух иностранных языков.

Отрицательные моменты

Несмотря на очевидные плюсы и преимущества этой системы образования, существуют и отрицательные стороны:

Отрицательные моменты

  • В сравнении с обычными школами — позднее обучение счету, чтению и писанию. Если ваш ребенок после вальдорфского сада планирует посещать школу с обычной системой образования, он будет значительно отставать от сверстников. Конечно, родители могут параллельно обучать ребенка самостоятельно, но это не приветствуется, вплоть до его исключения из сада.
  • В этой методике преподаватели подают учебный материал, в котором тесно переплетены научные знания и мистические домыслы. За постоянное взывание к духовной стороне человека и оккультное направление обучения эта система образования подвергается постоянной критике со стороны православной церкви.
  • Запрет на так любимые всеми детьми игрушки — пазлы, конструкторы, машинки, куклы. Бесспорно, кукла Штейнера — однозначно интересное изобретение, но вряд ли маленький мальчик, увидев у друга со двора игрушечный самосвал, останется равнодушным и спокойно вернется к своей игре с тряпичной куклой.
  • Отсутствие ограничений и замечаний негативно сказывается на детях, имеющих очевидные проблемы с поведением.
  • Воспитание слишком доброго ребенка тоже не очень хорошо. Многие родители считают, что их детям будет тяжело адаптироваться после такого обучения во взрослом и не всегда доброжелательном мире.
  • Противники вальдорфской школы приводят очень весомый аргумент против этой системы: возраст этой методики обучения уже практически сто лет и в нее не вносились никакие изменения со дня основания. Стабильность — это хорошо, но мир развивается дальше; соответственно, обучать детей нужно, учитывая реалии нынешнего времени.

Индивидуальный подход к ребенку и полноценное развитие его личностных качеств — все это подкупает родителей, которые хотят для своих детей самого лучшего, в том числе и в системе образования. Но, учитывая имеющиеся отрицательные стороны, важно понимать, что вальдорфская педагогика все-таки должна быть адаптирована для каждой страны отдельно, учитывая менталитет ее жителей.

Источник: agu.life

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today