Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа — не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования — воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.
Вальдорфская педагогика — является товарным знаком (в отличие от Монтессори), поэтому не каждая школа имеет право носить это название.
История создания вальдорфской школы
История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной фабрики «Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу. в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа.
Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ. Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию . Итак, Рудольф Штайнер — философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии.
А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании — в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?
Антропософия — философия, «наука о духе», как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение. что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком. Основная идея антропософии заключается в триединстве человека — Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело. Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи — ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.
Плюсы вальдорфской образовательной системы
- в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
- ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
- дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
- происходит гармоничное развитие личности
- обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
- большое внимание уделяется творческому развитию детей
Миролюбивая политика вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например, в вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи.
Минусы вальдорфской образовательной системы
- если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
- в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
- учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми — в классах и за пределами школы
- дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
- в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
- в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
- в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
- так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения
Источник: dzen.ru
Чему учат в вальдорфских школах в России
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Выбирая школу для детей, многие родители находятся в поиске альтернативных подходов к обучению. Те, для кого важно комплексное развитие ребенка, часто останавливаются на вальдорфских школах. Чем они отличаются от обычных общеобразовательных, Педсовету рассказали директор и учителя таких учебных заведений.
Как появились вальдорфские школы
Первая вальдорфская школа открылась в Штутгарте в 1919 году по инициативе австрийского философа, ученого, педагога и художника Рудольфа Штайнера.
После Первой мировой войны Штайнер пришел к выводу, что социум нуждается в серьезных преобразованиях и начинать их нужно со сферы воспитания и образования. Он создал педагогическую систему, которая по сей день помогает детям сформировать потребность в познании и стать образованными, разносторонними и гармоничными личностями.
Открытие первой школы, основанной на педагогических воззрениях Штайнера, профинансировал его друг — прогрессивно настроенный предприниматель Эмиль Мольт, директор табачной фабрики «Вальдорф-Астория», в честь которой и получила свое название новая образовательная структура.
Это событие стало революционным, так как именно вальдорфская школа стала первым образовательным учреждением, в котором девочки и мальчики из разных социальных слоев учились вместе.
Сейчас в мире насчитывается около 1000 таких школ и 1500 детских садов в 60 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1994 году в Москве.
Основные принципы вальдорфской педагогики
1. Обучение через образы
«Один из краеугольных камней в вальдорфской педагогике — образное преподавание. Есть устные образы, когда мы строим картину путем рассказывания, а есть образы конкретные. Когда дети начинают проходить науки, они имеют дело с химическими и физическими феноменами. Мы их наблюдаем, потом описываем и обязательно зарисовываем. Так мы пытаемся понять, какие закономерности и какая идея стоит за этим явлением.
После того, как мы фиксируем то, что мы чувствовали, как это пахло, мы можем делать какие-то выводы. Это позволяет потом образы соединять, и возникает так называемое живое мышление», — рассказывает Сергей Ивашкин, директор самарской вальдорфской школы, член Европейского совета вальдорфского образования, классный учитель, преподаватель истории и обществознания.
Самодельная тетрадь со стихами и иллюстрациями
2. Отсутствие оценок
«Отметки в школе — это как деньги в отношениях между людьми у взрослых. Где деньги появляются — отношения сразу заканчиваются, работает система «товар-деньги-товар». А когда отметок нет, возникают отношения «человек с человеком».
Для учителя двойки и пятерки — это кнут и пряник, которым он управляет всеми, включая родителей. Очень удобно! Для ребенка удобство оценок в том, что он добился пятерки, она у него есть — и все, на этом «отстаньте». Как он ее получил и что за этой пятеркой стоит — это другой вопрос.
А если нет ни двоек, ни пятерок — как узнать, как ребенок учится? Это уже некоторая работа. Родители должны заглядывать в тетрадки и смотреть, что там происходит, что их чадо делает.
У учителя тоже появляется проблема — как сделать, чтобы дети хотели учиться, если их нельзя «шпынять» пятерками и двойками? Он должен думать, что предпринять, чтобы ученики реально смогли получить ответы на свои внутренние вопросы.
И школьник учится не оттого, что ему поставят пятерку или двойку, а потому, что ему это важно и интересно. То есть каждый ребенок, родитель и педагог берут свою долю ответственности за то, чтобы учиться и двигаться к каким-то результатам», — говорит Сергей Ивашкин.
В старших классах все же происходит переход на балльную систему:
«В экзаменационных классах, когда идет подготовка к выпускным испытаниям, мы говорим детям: «Дорогие, вы все прекрасные и замечательные, вы развиваетесь в своем темпе, но у государства есть критерии, по которым вас будут принимать в высшие учебные заведения, поэтому в 9-х, 10-х и 11-х классах мы будем ставить отметки. Жизнь меняется: хотите поступать в институт — тренируйтесь».
Письмо пером и чернилами на уроке русского языка в самодельной тетради
3. Процесс познания важнее готовых ответов
«Самое главное в вальдорфской педагогике, на мой взгляд, — это то, что все закономерности дети имеют возможность открыть сами. Обычно учитель пишет формулу, а дальше ученики упражняются. А здесь ты, наоборот, сначала делаешь какие-то упражнения, чтобы они вывели этот закон, или показываешь им какой-то опыт, если это химия или физика.
Но на то, чтобы осознать этот опыт, вывести закономерность, сделать вывод и проработать его, уходит время, а времени у нас столько же, сколько в обычной школе. Поэтому важные законы я, как правило, открываю.
Тем не менее, есть сообразительные ребята, которые настроены на исследование и могут открыть что-то быстро, за один день. И если один-два ученика открывают закон, то всему классу кажется, что они его все вместе открыли. Это очень здорово, когда ты являешься первооткрывателем», — рассказывает Лилия Герасимова, учитель математики, химии и физики в НОУ «Центр искусства воспитания».
Взаимопомощь на перемене
4. «Эпохи»
Основные предметы в школе преподают «эпохами». Эпоха — период, в течение которого один из основных предметов становится главным на три-четыре недели: на него отводятся первые 1,5-2 часа занятий. И это не только русский и математика, но и, например, музыка или театр. Считается, что они не менее важны для гармоничного развития человека.
«Проведено много экспериментов, которые показали, что в классах, в которых эпоха музыки проводилась вместо одной из эпох математики, социальность была гораздо сильнее, чем у тех, кто занимался только математикой пять дней в неделю — при том, что математические знания на выходе и способности у детей были одинаковые. Это связано с тем, что с помощью музыки происходила гармонизация душевного состояния детей», — объясняет Сергей Ивашкин.
Театральная постановка «Оловянные кольца»
5. «Здоровьесбережение»
Гармоничного человека сложно представить без гармоничного, здорового тела. В вальдорфских школах используется термин «здоровьесбережение». Одна из задач учителей — организовать учебный процесс так, чтобы дети учились внимательно относиться к своему организму, чувствовали себя после занятий выносливыми и здоровыми, несмотря на продолжительное сидение за партой. Поэтому в вальдорфской школе теоретические предметы чередуются с подвижными играми и ботмеровской гимнастикой, которая развивает владение своим телом, ловкость, выносливость и концентрацию внимания.
Ботмеровская гимнастика (эстетическая гимнастика) — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Включает в себя гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой.
Также дети занимаются эвритмией. Это вид художественного движения, основанный на закономерностях речи, музыки и жеста. В эвритмии движения исполняются в определенном ритме, иногда одновременно с произнесением стихов в унисон с исполняемыми комбинациями. Таким образом развивается и чувство прекрасного, и владение телом, и ментальная сфера.
Семинар по эвритмии для учителей
6. Социальная практика и творческие проекты
«В нашей школе есть такая прекрасная вещь, как практика. Существует две практики: производственная в 10-м классе, когда дети непосредственно должны делать здоровую рутинную работу, и социальная — в 11-м классе, когда они ходят в дома престарелых, детские дома, дома для инвалидов. Они видят, что мы счастливые люди, потому что у нас двигаются руки и ноги, ведь есть те, кто не может даже выходить на улицу, потому что их никто не вывозит. Это сильные переживания.
Проходят и съезды детей из разных вальдорфских школ. Например, после пятого класса у нас проходят Олимпийские игры, после шестого — рыцарский турнир. После седьмого — русские забавы, а после восьмого — театральный фестиваль. У нас проводится конференция старшеклассников по проектной деятельности. Бывают и неформальные встречи — например, совместные походы, ярмарки, поэтические вечера», — рассказывает Лилия Герасимова.
Подготовка к рыцарскому турниру
Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.
Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.
А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Доступна рассрочка.
7. Отношения на равных
В школе нет иерархии в отношениях между учителями и директором — каждый выполняет свои обязанности и может внести свои предложения в формате обратной связи и конструктивного диалога.
Обсуждение насущных тем с коллегой
«Никто не может зайти в класс и сказать: учи так и так. Учитель имеет право менять темы местами, что-то удлинять, что-то сокращать, понимая, что для данного класса именно сейчас очень важна эта тема.
Мы работаем с главными феноменами, какие-то детали опускаем, меняем тему — может быть, в программе она стоит, но есть какие-то особенности. Например, ее можно поставить ближе к какому-то празднику, а какую-то тему лучше пока не начинать вовсе. У учителя есть такая свобода, если он может это объяснить своим коллегам, которые вместе с ним отвечают за то, как дети выполняют учебную программу и учебный план», — объясняет Сергей Ивашкин.
Обучающий семинар для педагогов
8. Визуальная составляющая и среда
В вальдорфской школе царит атмосфера творчества: на стенах — рисунки на разные темы, стеллажи со скульптурами из глины, витрины с минералами. Перед началом урока или перемены звучит не звонок, а приятная мелодия.
Игра на скрипке в школьном классе
В классах стены выкрашены в разные цвета, и в этом есть своя логика. Создавая первую школу, Штайнер опирался на «Учение о цвете» Гете, где описывалось, какое влияние цвет может оказывать на человека. Он развил теорию о том, какие цвета благотворно влияют на детей в определенном возрасте и способствуют обучению, и воплотил ее в оформлении учебных кабинетов.
Можно заметить, что в школах нет искусственных материалов: парты деревянные, некрашеные, в некоторых учебных заведениях осознанно отказались от линолеума. Считается, что изменение природного цвета мешает детям знакомиться с миром, создает эффект обмана — у ребенка возникает противоречие между восприятием и фактическими ощущениями.
Самодельные куклы для спектакля в школьном классе
9. Ремесла
В школе дети много рисуют, мастерят поделки из разных материалов, шьют, учатся создавать вещи «с нуля». В учебных заведениях проходят ярмарки, на которых можно увидеть и даже купить посуду, сделанную руками детей из керамики, одежду, обложки для книг, вещи для украшения дома.
«Все мы, взрослые люди, живем в мире интеллектуальных идей. Когда ты вдруг чувствуешь, что каждый твой шаг отражается на всем мире, что ты связан со всем миром, это непередаваемое, потрясающее ощущение. Но пережить это можно только в деятельности — это понимание приходит через работу. А здесь (в вальдорфской школе — прим. ред.) дети все время что-то делают, потому что это важно для их развития. И учителя вместе с ними», — рассказывает Анастасия Кузнецова, классный учитель в НОУ «Центр искусства воспитания»
Список действующих вальдорфских школ России:
- Вальдорфская школа «Семейный лад» (1-11 классы), г. Москва
- АНО СОШ «Путь зерна» (1-11 классы), г. Москва
- Московская вальдорфская школа им. А. Пинского (№ 1060), г. Москва
- АНО «Центр непрерывного образования св. Георгия Победоносца» (1-11 классы), г. Москва
- АНО «Росток» (1-6 классы), г. Москва
- НОУ «Общеобразовательная свободная школа» (1-11 классы), г. Жуковский, Московская область
- АНО «Школа «Согласие» (1-11 классы), деревня Голубое, Московская область
- Вальдорфские классы МБОУ СОШ № 29 (1-5 классы), г. Владимир
- АНОО Школа «Радуга», г. Воронеж
- НОУ «Средняя общеобразовательная школа «Школа на Воскресенской» (1-7 классы), г. Калуга
- Инициатива «Никольск-Горка», г. Никольск, Вологодская область
- АНОО «Школа-сад «Луч Солнца» (1-6 классы), г. Ростов-на-Дону
- МБОУ «Самарская вальдорфская школа» городского округа Самара (1-11 классы), г. Самара
- ГБОУ СОШ № 658 Кировского района Санкт-Петербурга (вальдорфская школа «В Дачном») (1-11 классы), г. Санкт-Петербург
- НОУ «Центр искусства воспитания» (1-12 классы), г. Санкт-Петербург
- Смоленская вальдорфская школа «Созвучие» (1-11 классы), г. Смоленск
- АНОО «Первая сочинская вальдорфская школа «Добрый путь» (1-8 классы), г. Сочи
- МБОУ СОШ «Эврика-развитие», г. Томск
- НГОУ «Педагогика сердца» (1-7 классы), г. Уфа
- НОУ «Школа-сад на улице Вольная» (1-11 классы), г. Ярославль
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
5 главных вопросов о вальдорфских школах
Одни считают вальдорфские школы единственным верным выбором, который не загубит индивидуальность ребёнка. Другим кажется, что в ней воспитывают сектантов. В 2019 году системе Рудольфа Штайнера исполнится 100 лет, и списывать её со счетов пока рано.
1. Что такое вальдорфская система и кто её придумал?
Австрийский философ Рудольф Штайнер был основателем не только системы вальдорфских школ, но и создателем антропософского общества. Его целью было открытие методов саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Поэтому вся его педагогическая система ориентирована в первую очередь на духовное развитие ребёнка.
Первая школа, где использовалась методика Рудольфа Штайнера, была открыта в Штутгарте в 1919 году. Её финансировала табачная фабрика «Вальдорф-Астория», но учились в ней не только дети рабочих, но и все увлечённые идеями философа. Эпитет «вальдорфская» закрепился за всеми школами-последователями, где использовалась программа.
Основа вальдорфской педагогики — раскрытие потенциала ребёнка, его мышления, чувств и воли
Всё должно быть в гармонии. Задача педагогов — развить природные таланты учеников и дать веру в собственные силы. Один из главных принципов — всему своё время, поэтому приверженцы этой системы так против раннего развития. Упор делается на чувственное переживание, поэтому в фаворитах гуманитарные предметы. Науки, требующие логики и анализа, уходят на второй план.
Главное — привить интерес к получению знаний, чтобы учиться было в удовольствие, сохранялась мотивация.
Ребёнок проходит через три этапа взросления: от рождения до семи лет главной считается забота о физическом развитии ребёнка; с семи до 14 лет происходит формирование его чувств; с 14 лет до 21 года развивается мышление и в итоге у повзрослевшего человек появляется способность самостоятельно познавать окружающий мир.
2. Чем она отличается от других?
Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).
Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.
- Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.
- Конечно, нет и школьной формы.
- Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.
- Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.
- В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
- Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.
- С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).
- В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.
- Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.
- Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.
- В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.
3. Где учить ребёнка по вальдорфской системе?
Почти в 90 странах сейчас насчитывается более тысячи вальдорфских школ. И свыше 3 000 детских садов. Больше всего учеников вальдорфской системы на её родине, в Германии — свыше 80 тысяч человек.
В России первая вальдорфская общеобразовательная школа была открыта в Москве в 1992 году. Сейчас их 19, в том числе в Санкт-Петербурге, Владимире, Самаре, Ярославле. Общее число учеников в России — чуть больше 2500 человек. Часть школ — государственные, другие имеют статус некоммерческих образовательных учреждений. Среди российских вальдорфских преподавателей есть даже победители конкурса «Учитель года».
Первая детсадовская вальдорфская группа появилась ещё в СССР в 1989 году. Сегодня их около 70 и ещё 30 дошкольных студий. Большинство из них состоят в Содружестве вальдорфских детских садов России.
4. А моего ребёнка возьмут?
В общеобразовательные вальдорфские школы набирают обычных детей. Зачастую надо пройти собеседование, в котором участвует не только ребёнок, но и родители (оценивается их позиция по вопросам обучения, воспитания и совместной деятельности в школе).
Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы
Требования к ребёнку предъявляют стандартные, как и при приёме в обычную школу. Согласно закону «Об образовании» отказать в приёме в учебное заведение школа не имеет права, но легко может не хватить мест. Например, в школу № 1060 попадают только из основной очереди — детям с пропиской в другом районе Москвы уже не остаётся мест.
Единственная лазейка — начать с детского сада, который относится к школе. Выпускникам дошкольного отделения даётся приоритет при приёме, даже если они прописаны в другом районе.
Педагоги не скрывают, что при переходе из вальдорфской школы в обычную могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов.
К концу второго класса ученики в вальдорфской школе могут писать только печатными буквами
При этом в математике они даже опережают сверстников. Все различия в уровне знаний стираются к средней школе.
Есть отдельная категория лечебно-педагогических школ и классов (где используют вальдорфскую методику), куда набирают особенных детей, например, класс особых детей «Навстречу» при школе «Путь Зерна».
5. Почему её критикуют?
Один из основных из аргументов критиков — позднее, по меркам классической педагогики, начало обучения чтению, письму, математике. Также ставят под сомнение отсутствие оценок, экзаменов, контрольных работ. Родители волнуются, сможет ли ребёнок адаптироваться к учебным и дисциплинарным требованиям обычной школы и вуза.
Качество образования, которое получает ребёнок, напрямую связано с личностью педагога-классного руководителя, его профессионализмом и одарённостью (ведь он преподаёт основные предметы первые 7-8 лет в школе).
В качестве недостатка системы часто называют эзотерический аспект обучения. Сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику «взойти» к его так называемым «высшим духовным телам» — так называемому «эфирному» и так называемому «астральному». Часто это приводит к тому, что вальдорфские школы воспринимаются как секта.
Источник: mel.fm