Виды конфликтов в школе

Содержание

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

В конфликтологии, педагогике, психологии существуют многовариантные типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. По характеру причин конфликты разделяют на объективные и субъективные; по сфере их разрешения — на деловые или личностно-эмоциональные. По направленности конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними; к первым относятся внутриличностные; ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По значению для коллектива конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные. Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее: быстротекущие; острые длительные; слабовыраженные вялотекущие; слабовыраженные быстропротекающие [1; 9; 11 и др.]. Зная причины и условия конфликтов в образовательном учреждении, можно лучше разобраться в природе самого конфликта, а потому определить методы воздействия на него или модели поведения в данной ситуации (рисунок 1).

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

Одним из наиболее широких и очевидных оснований классификации конфликтов является разделение их по субъектам, или сторонам конфликта. С этой точки зрения конфликты делятся на: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные (или между коалициями государств).

Содержание внутриличностного конфликта выражается в острых негативных переживаниях личности, порожденных ее противоречивыми стремлениями [6, c. 247]. Эти конфликты по своей природе и содержанию являются во многом психологическими и вызываются противоречиями мотивов, интересов, ценностей и самооценок личности и сопровождаются эмоциональным напряжением и негативными переживаниями сложившийся ситуации. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным. По своему содержанию и форме сам внутриличностный конфликт не является однотипным. В его основании могут лежать самые разнообразные внутриличностные причины, например: противоречие потребностей; противоречие между внутренней потребностью и социальной нормой; противоречие между различными ролями индивида; трудность выбора между различными ролями поведения.

Рисунок 1. — Классификация конфликтов в организации

Межличностный конфликт — это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Конфликты этого типа возникают на каждом шагу и по самым разным поводам.

Примерами таких конфликтов являются: противоборство между студентами из — за влияния в группе; противоречие между руководителем и подчиненным из — за размера зарплаты; между пассажирами общественного транспорта. Такие противоборства могут происходить в различных сферах общественной жизни: бытовой, экономической и политической.

Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликте

Причины, которые привели к возникновению межличностного конфликта, также могут быть самыми разными: объективными и субъективными; материальными и идеальными; временными и постоянными [6, c. 253]. Как отмечает Шаленко В.Н., межличностные конфликты на 75 — 80% порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей, так как, реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному [23]. В межличностном конфликте особое значение имеют личностные качества людей, их социально-психологические и нравственные характеристики. В этой связи часто говорят о межличностной совместимости или несовместимости людей, которые играют важнейшую роль в межличностном общении.

Конфликт между личностью и группой — этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он более многоплановый. Группа включает в себя целую систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как правило, имеются формальный и/или неформальный лидер, координационная и субординационная структуры и т.д.

Читайте также:  Какая самая длинная дистанция в плавании

К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляются еще и причины, обусловленные групповой организацией [2, с. 24]. Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельных личностей, и в этом случае возникает конфликт. Конфликт между группой и личностью может возникнуть при принятии руководителем заведомо непопулярных, жестких, вынужденных решений [17].

Межгрупповой конфликт выражается в столкновении интересов различных групп. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты порождаются различиями во взглядах и интересах.

Конфликты могут возникать во взаимодействии стабильно существующих микро-групп внутри данной группы. Такие группы, как правило, существуют в рамках любой малой социальной общности, их численность колеблется от двух до 6-8 человек, при этом чаще всего возникают мини-группы численностью в 3 человека. Более многочисленные подгруппы, как правило, не очень устойчивы.

Мини-группы играют большую роль в жизни группы в целом. Их взаимоотношения влияют на общий климат группы, продуктивность деятельности. Руководитель в своей деятельности также должен действовать с оглядкой на реакцию мини-групп, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции.

Причины возникновения конфликтов в образовательном учреждении разнообразны. Иногда можно видеть сразу несколько причин, например, старт конфликта вызвала одна причина, а затяжной характер ему придала другая. Педагог в своей профессиональной активности строит межличностные отношения не только с детьми, но и взрослыми (коллеги, администрация и др.).

Причинами возникновения межличностных конфликтов могут быть:

— «дележ общего объекта притязаний» (оспаривание материальных благ, лидирующего положения, признания славы, популярности, приоритета); ущемление чувства собственного достоинства; источником конфликта зачастую становится не подтверждение ролевых ожиданий;

— отсутствие интересного дела, перспектив, что усиливает неприязнь и маскирует эгоизм, нежелание считаться с товарищами, коллегами;

— предметно-деловые разногласия, с одной стороны, они нередко способствуют совместной деятельности, поиску возможных путей сближения точек зрения, но с другой — могут служить «камуфляжем», внешней оболочкой;

— расхождение норм общения и поведения; подобная причина может вызвать конфликты между личностью и группой, представителями различных этнических групп;

— относительная психологическая несовместимость людей, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом;

Но можно выделить специфические причины педагогических конфликтов:

— конфликты, связанные с организацией труда учителей;

— конфликты, возникающие из-за стиля руководства;

— конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.

Конфликт «Учитель-Администратор» является распространенным и наиболее трудно преодолимым. Его специфические причины: недостаточно четкое разграничение между администраторами школы сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога; жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований; перекладывание на учителя «чужих» обязанностей; незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя; неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития; частая смена руководства; недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога; нарушение принципов морального и материального стимулирования труда учителя; неравномерная загруженность учителей общественными поручениями; нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога; предвзятое отношение учителя к ученикам; систематическое занижение оценок; самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.

Для учителей наибольшую психологическую нагрузку имеют такие обстоятельства как возможность личной и профессиональной самореализации и удовлетворенность стилем руководства педагогическим коллективом. Одной из причин неудовлетворенности коллектива образовательного учреждения стилем управления является нехватка опыта руководящей работы большинства директоров школ.

При достаточно большом опыте преподавательской деятельности, у многих из них отсутствует практический опыт управленческой деятельности. Как показывают исследования Р. Х.Шакурова, директора школ отмечают, что у них складываются дружественные отношения с членами учительских коллективов. Учителя же в свою очередь отмечают, что эти взаимоотношения носят лишь формальный характер. Такая диспропорция в ответах (37,9% и 73,4 %) позволяет предполагать, что многие директора школ не имеют объективного представления о реально сложившихся взаимоотношениях между ними и учительскими коллективами. Исследование показало, что директора школ имеют весьма ограниченный арсенал инструментальных средств регуляции конфликтов [22].

Р. Х. Шакуровым установлено, что учителя в возрасте от 40 до 50 лет часто воспринимают контроль за своей деятельностью как вызов, угрожающий их авторитету; после 50 лет у учителей наблюдается постоянная тревожность, проявляющаяся нередко в сильном раздражении, эмоциональных срывах, ведущих к конфликтам. Наличие кризисных периодов развития личности (например, кризис середины жизни) также обостряют возможность возникновения конфликтных ситуаций. Каждый пятый учитель считает достаточно сложной обстановку в педагогическом коллективе. Большинство же директоров считают, что существующие конфликты не дестабилизируют работу коллектива [22]. Это еще раз подтверждает недооценку руководителями школ существующей проблемы конфликтов в педагогических коллективах.

Конфликт «Учитель-учитель» также относится к нередким; его специфические причины:

— особенности отношений субъектов: между молодыми учителями и учителями со стажем работы; между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками); между учителями, преподающими один и тот же предмет; между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их; между учителями начальных классов и среднего звена. Специфическими причинами конфликтов между учителями, чьи дети учатся в школе, могут быть: недовольство учителей отношением к их собственному ребенку своих коллег; недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости; особенность положения ребенка учителя в школьном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»; запредельно частое обращение учителей к коллегам, чьи дети учатся в школе, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.

Читайте также:  Все что я умею делать это дышать

— «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения в случае: необъективного или неравномерного распределения ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения); неудачного подбора учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости; косвенного «сталкивания» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).

Каждый из конфликтов бывает вызван своими причинами. Рассмотрим, к примеру, возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе. Непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов, приводит нередко к тому, что учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи. С одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны — завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей могут служить причинами конфликтов между ними [7]. Более углубленное изучение причин конфликтов типа «Учитель-учитель» является одним из перспективных направлений исследования конфликтов в образовательном учреждении.

Конфликт, являясь следствием взаимоотношений людей, выполняет различные функции как позитивные, так и негативные (таблица 2).

Таблица 2 — Функции конфликтов

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Источник: studbooks.net

Конфликты в образовательной среде

Деятельность органов опеки и попечительства Медведевского района в 2016 году

1. Конфликты в образовательной среде: понятие, виды и причины

КОНФЛИКТЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
К. ист. н., доцент кафедры социологии и психологосоциальных технологий ИПССО ГАОУ ВО МГПУ
ТКАЧЕНКО Александр Владимирович

2. Конфликт в образовательной среде – это столкновение целей и интересов участников образовательного процесса

КОНФЛИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ –
ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. Виды конфликтов в сфере образования

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Межличностные
— Между учителем и
учащимся
— Между учителем и
учителем
— Между учителем и
родителями учащегося
— Между учителем и
директором учебного
заведения
— Между учащимся и
учащимся
Межгрупповые
Внутригрупповые
— Между классами
учащихся
— Между группами
преподавателей
— Между коллективом
педагогов и
руководством учебного
заведения

Между классом и
учителем
Между педагогом
и
администрацией
учебного
заведения
Между учащимся
и его классом

4. По данным опроса ВЦИОМ (ноябрь 2017 года)

ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЦИОМ
(НОЯБРЬ 2017 ГОДА)
75 % россиян считают, что для
школьников нужно проводить
специальные уроки по навыкам
общения в реальной жизни

5. Мнение родителей о том, как учителя справляются со своими обязанностями (по данным опроса ВЦИОМ августа 2016 года, в %)

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ, КАК УЧИТЕЛЯ
СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ
(ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЦИОМ АВГУСТА 2016 ГОДА, В %)
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Затрудняются
дать оценку
34
41
14
11

6. Претензии участников образовательного процесса друг к другу (по данным опросов ВЦИОМ июня-августа 2016 года)

ПРЕТЕНЗИИ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДРУГ К ДРУГУ
(ПО ДАННЫМ ОПРОСОВ ВЦИОМ ИЮНЯ-АВГУСТА 2016 ГОДА)
Претензии
родителей к
учителям

Плохое отношение к работе
Отсутствие
профессионализма —
Претензии
учителей к
родителям
Воспитание детей в духе
вседозволенности
Нежелание
воспитывать
детей

Претензии
учителей к
системе
образования
Претензии
родителей к системе
образования
Низкая зарплата Большая
рабочая
нагрузка
Много
отчётности
Частая смена
требований
Сложная школьная
программа
ЕГЭ (натаскивание
школьников на
сдачу тестов без
учёта их
индивидуальных
особенностей)

7. Мнение родителей о том, каким должен быть учитель

МНЕНИЕ
РОДИТЕЛЕЙ О
ТОМ, КАКИМ
ДОЛЖЕН БЫТЬ
УЧИТЕЛЬ
По данным опроса
ВЦИОМ
(сентябрь 2014
года)

8. Мнение родителей о том, чем должна заниматься школа в первую очередь (по данным опроса ВЦИОМ ноября 2014 года)

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ,
ЧЕМ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ ШКОЛА
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
(ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЦИОМ НОЯБРЯ 2014 ГОДА)
Давать знания
Воспитывать
Выстраивать
бесконфликтные
отношения между
учителями и учащимися
1 место
2 место
3 место

9. Мнение родителей о том, с чем учителя справляются лучше всего (по данным опроса ВЦИОМ ноября 2014 года)

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ,
С ЧЕМ УЧИТЕЛЯ СПРАВЛЯЮТСЯ ЛУЧШЕ
ВСЕГО
(ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЦИОМ НОЯБРЯ 2014 ГОДА)
Обучение детей
Воспитание детей
Построение
бесконфликтных
отношений в
школе
Помощь детям,
у которых есть
проблемы в
семье
Хорошо
Удовлетворительно
Удовлетворительно
Плохо

10. Расстрел 10-классником учителя, сотрудника вневедомственной охраны и сотрудника полиции в школе № 263 г. Москвы (3 февраля 2014

РАССТРЕЛ 10-КЛАССНИКОМ УЧИТЕЛЯ, СОТРУДНИКА
ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ И СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
В ШКОЛЕ № 263 Г. МОСКВЫ
(3 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА)

11. Сергей Гордеев: умный, странный, трудный в общении, недружелюбный, неконфликтный (по словам учителей и одноклассников)

СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ:
УМНЫЙ, СТРАННЫЙ, ТРУДНЫЙ В ОБЩЕНИИ, НЕДРУЖЕЛЮБНЫЙ,
НЕКОНФЛИКТНЫЙ
(ПО СЛОВАМ УЧИТЕЛЕЙ И ОДНОКЛАССНИКОВ)

12. Сергей Гордеев

13. Цветы в память об убитом учителе школы № 263 г. Москвы Андрее Кирилове

ЦВЕТЫ В ПАМЯТЬ
ОБ УБИТОМ
УЧИТЕЛЕ ШКОЛЫ
№ 263 Г. МОСКВЫ
АНДРЕЕ
КИРИЛОВЕ
Суд признал Сергея
Гордеева невменяемым
и направил его на
психиатрическое
лечение.
Многочисленные
апелляции оставлены
без внимания.
По делу отца Сергея
Гордеева следствие
отказалось признать
родственников убитых
потерпевшими и
отказало им в какойлибо компенсации.
У Андрея Кирилова
остались мать, жена и
ребёнок

Читайте также:  Что входит в переходный возраст у девочек

14. Расстрел 9-классником учительницы в школе № 1 города Ивантеевка Московской области (5 сентября 2017 года)

РАССТРЕЛ 9-КЛАССНИКОМ УЧИТЕЛЬНИЦЫ
В ШКОЛЕ № 1 ГОРОДА ИВАНТЕЕВКА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(5 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА)

15. «Ивантеевский стрелок» Михаил Пивнев

«ИВАНТЕЕВСКИЙ
СТРЕЛОК»
МИХАИЛ ПИВНЕВ
«Он это сделал,
потому что у него
накопилось за три
года»
(сестра Михаила
Пивнева)

16. Михаил Пивнев

Агрессивный,
Замкнутый,
Странный,
Недружелюбный,
Обиженный на
сверстников
(характеристики,
данные
одноклассниками)

17. Выводы, сделанные россиянами из трагедии в Ивантеевке (по данным опроса ВЦИОМ сентября 2017 года)

ВЫВОДЫ, СДЕЛАННЫЕ РОССИЯНАМИ
ИЗ ТРАГЕДИИ В ИВАНТЕЕВКЕ
(ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЦИОМ СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА)
Необходимость
психолога в школе:
— 85 % высказываются
за сохранение в школах
ставки психолога
— 76 % считают, что
психолог мог бы
предотвратить
случившееся
Необходимость
воспитательной
работы родителей с
детьми:
48 % возлагают вину за
случившееся на семью
школьника

Источник: ppt-online.org

Разрешение конфликтных ситуаций в школе

Конфликты и пути их разрешения

3. Виды психологических конфликтов

3
Виды психологических конфликтов
• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально –
личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их
общения в процессе педагогической деятельности;
• конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения
учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне
школы;
• конфликты деятельности,
возникающие по поводу
невыполнения учениками учебных
заданий, неуспеваемости, вне
учебной деятельности.
МОУ СОШ №12

4. Пример конфликтной ситуации

4
Пример конфликтной ситуации
Рассмотренный конфликт может быть разобран следующим
образом:
• конфликт здесь – класс разбит на два враждующих лагеря;
• конфликтная ситуация – превосходство девочек – лидеров
над одноклассниками;
• инцидент – спор ребят из-за постановки танца.
Роль классного руководителя была неразрывно связана с
формулой решения конфликта.
Сначала педагогу необходимо попытаться устранить
конфликтную ситуацию, для чего учитель беседует отдельно
с девочками, затем при помощи психолога проводит
практикум со всем классом.
МОУ СОШ №12

5. Пример конфликтной ситуации

5
Пример конфликтной ситуации
Классным руководителем (педагогом) для решения конфликта
был применен ряд правил поведения в конфликте:
1. Возможность участникам спора «выпустить пар».
2. Требование обоснования претензий двух конфликтующих
сторон.
3. Использование неожиданных приемов для погашения
агрессии (см. слайд 6).
МОУ СОШ №12

6. Пример конфликтной ситуации

6
Пример конфликтной ситуации
• доброжелательность, как основной принцип общения;
• принцип неприкосновенности личности;
• уважение индивидуальности личности;
• допускается право каждого на ошибку, оплошность,
неудачу в деятельности и поведении;
• бескорыстная помощь друг другу.
МОУ СОШ №12

7. Технология разрешения конфликта

7
Технология разрешения конфликта
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
• конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия,
содержащие истинную причину конфликта;
• инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся
поводом для конфликта;
• конфликт – это открытое противостояние как следствие
взаимоисключающих интересов и позиций.
Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент
независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является
следствием или проявлением другого.
МОУ СОШ №12

8. Технология разрешения конфликта

8
Технология разрешения конфликта
Разрешить конфликт – это значит:
• устранить конфликтную ситуацию;
• исчерпать инцидент.
Формула успешного решения школьных конфликтов
• доброжелательность;
• установить причину конфликта, стараясь услышать и
правильно понять друг друга;
• тактичность;
• разговор по существу;
• поиск компромисса;
• способность признать свою ошибку;
• соблюдение чужого персонального пространства;
• правильный выбор роли;
• умение слушать и слышать друг друга;
• справедливость.
МОУ СОШ №12

9. Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций

9
Общие рекомендации по разрешению конфликтных
ситуаций
• самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения
конфликта;
• разберитесь в истинных причинах и сосредоточьте внимание
на проблеме и на том, как ее разрешить;
• в прощении ваше освобождение от того негатива, который
накопился в результате конфликта;
• дайте возможность партнеру высказаться, внимательно его
выслушайте;
• предоставьте собеседнику психологическую паузу для снятия
эмоционального накала;
• признавайте свои ошибки до того, как собеседник начнет вас
критиковать;
• не спешите реагировать на чужое раздражение;
МОУ СОШ №12

10. Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций

10
Общие рекомендации по разрешению конфликтных
ситуаций
• идите на все возможные
компромиссы;
• не критикуйте личность партнера.
Никогда не наносите эмоциональный
ущерб личности;
• уступайте в мелочах, чтобы добиться
победы в главном;
• создайте возможность достойного
выхода из конфликта, чтобы сохранить
время и здоровье;
• не избегайте конфликтов (они неизбежны!), а
старайтесь их разрешить или избежать
отрицательных последствий;
• помните, что безвыходных ситуаций не бывает.
МОУ СОШ №12

11. Заключение

11
Заключение
1. Ознакомление с понятиями конфликт, конфликтная ситуация,
определение причин возникновения конфликтов, а также их
решение мирным путем.
2. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда
будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти
противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы
сохранить душевное, психическое и физическое здоровье,
нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт
уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
МОУ СОШ №12

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today