Каждая мама с трепетом берет впервые свою кроху на руки, и первое, что показывает неопытной маме в палате медсестра – как правильно поддерживать голову малыша. Беспомощный и хрупкий на вид новорожденный еще не управляет своим телом, а слабые шейные мышцы не позволяют ему держать голову самостоятельно. Родители, беря грудничка на руки, обязательно должны создавать опору для головы – класть головку ребенка на локтевой сгиб или класть подбородок младенца себе на плечо, когда носят его «столбиком».
В течение первых недель папа и другие близкие родственники постепенно убеждаются, что они не нанесут вреда крошечному человечку. Привыкают постоянно поддерживать голову грудничка. Эта необходимость уже не доставляет неудобств, но даже самые неопытные родители знают, что существуют обязательные общие этапы развития ребенка, и первый шаг крохи к самостоятельности – умение держать голову.
Как научить ребенка держать головку ?
Этот навык должен соответствовать определенному возрасту, поэтому даже мамы и папы «со стажем» ожидают данный момент с нетерпением и постоянно уточняют, во сколько месяцев грудничок сможет держать голову самостоятельно. Волнуются и спрашивают у врача, почему этого не происходит?
Когда новорожденный должен научиться держать голову
- Уже ко 2-й неделе 1-го месяца жизни груднички проявляют интерес к окружающему, задерживая взгляд на лицах близких людей, а в конце первого месяца поворачивают голову в сторону, реагируя на звук. Большинство родителей сразу же после заживания пупочной ранки начинают ненадолго выкладывать грудничка на животик – это прекрасная профилактика колик, мучающих всех младенцев до 3-х месяцев, а также тренировка, помогающая укреплять мышцы шеи.
- К 3-ей неделе жизни лежащий на животе малыш уже пытается приподнять голову и удерживать ее столько, сколько сможет. Это ему удается приблизительно в 1- 1,5 месяца. Следует помнить, что развитие каждого ребенка следует его индивидуальному графику, а возрастные нормы просто обозначают временные границы появления конкретного умения или навыка.
- В 2 месяца малыш пытается удержать голову на одной линии с туловищем, когда взрослые во время гимнастики за ручки приподнимают ребенка в сидячее положение. В вертикальном положении ребенок оглядывается по сторонам, заинтересованно рассматривает неподвижные предметы, но держать голову самостоятельно в этом положении ему еще рано.
- Доношенные активные детки с нормальным мышечным тонусом уже в 2 месяца могут держать голову лежа на животе, но в среднем малыши довольно уверенно держат голову к середине-концу 3-го месяца. Для недоношенных детей все нормы развития сдвигаются – к возрастной норме надо приплюсовать столько недель, сколько малыш должен был провести в мамином животе (если роды были раньше на 1,5 месяца – прибавляем 1,5 месяца). Недоношенный ребенок начинает все делать позже детей, родившихся в срок, и это норма.
- В трехмесячном возрасте кроха способен держать ровно голову в положении «столбиком», но подстраховывать малыша все еще необходимо.
В каком возрасте ребенок начнет самостоятельно держать голову, во многом зависит от родителей: играйте с малышом, разговаривайте с ним, дарите любовь и ласку, тогда развитие будет максимально правильным.
Ребенок в 3 месяца не держит голову. Что делать?
Многие родители, оценивая развитие своего ребенка, ориентируются на развитие деток знакомых, и стремятся научить тому же своего малыша. При этом родители часто не знают, что на сроки развития определенных навыков кроме фактора недоношенности может влиять масса тела. Стоит также опасаться неврологических проблем.
Во время первого же похода к педиатру (в месячном возрасте) невролог во время осмотра проверяет рефлексы малыша. Если доктор заподозрит наличие каких-либо проблем, он обязательно скажет, за чем должны внимательно наблюдать родители и как нужно заниматься с малышом. Через сколько месяцев им надо принести грудничка на повторный осмотр.
Довольно распространенными проблемами (благодаря которым малыш плохо держит впоследствии голову) у новорожденных являются:
- Кривошея
- Гипертонус. Почти у всех новорожденных тонус мышц в послеродовой период повышен (именно поэтому кулачки у крохи сжаты, а ножки всегда подогнуты). Но когда головка у крохи в положении лежа и при плаче запрокидывается назад, и при этом малыш способен удерживать ее практически с рождения, у крохи наблюдается выраженный гипертонус.
- Гипотонус. Ручки и ножки у малышей расслаблены, ребенок вяло кушает, много спит и не делает попыток приподнять голову или перевернуться. Ножки у деток с гипотонусом обычно разведены и они спят в позе «лягушки».
- Дистония. Это состояние вызывается сочетанием гипертонуса и гипотонуса. При неравномерном тонусе тела ребенок начинает принимать патологические позы (одна рука расслаблена, вторая поджата и т.д.).
Наличие этих явлений влияет на задержку развития навыков у малыша – именно по этим причинам обычно кроха начинает позже положенных сроков держать голову и т.д., даже если его пытаются научить этим навыкам.
Кривошея
При кривошее благодаря травмированной грудинно-ключично-сосцевидной мышце малыш старается поворачивать голову только в одну сторону. Эластичная ткань мышц в результате такой травмы замещается фиброзной неэластичной тканью, и мышца с поврежденной стороны растет медленнее. В результате головка ребенка наклоняется в сторону поврежденной мышцы, а личико малыша слегка поворачивается вверх.
Обычно кривошею неопытные родители не замечают на начальных этапах развития ребенка, так как малыш почти все время лежит. Но уже тогда, когда кроха начинает самостоятельно переворачиваться, видно, что он предпочитает это делать в одну определенную сторону.
Обратить пристальное внимание на малыша надо и если ребенок упорно поворачивает голову в одну конкретную сторону независимо от того, как его положили родители. Кривошея на ранних стадиях хорошо лечится консервативными методами – курсом массажа, физиотерапией и др. Также используются валики, не позволяющие ребенку постоянно поворачиваться в одну сторону. В тяжелых случаях малыша направляют к хирургу.
Гипертонус
При гипертонусе ребенок:
- спит мало и беспокойно
- болезненно реагирует на раздражители
- часто срыгивает
Кроме того, ножки и ручки ребенка поджаты, а развести ножки в стороны можно, преодолевая сильное сопротивление. Так как физиологический гипертонус сохраняется до 3-х месяцев, невролог должен проверять наличие выраженного гипертонуса по рефлекторным тестам.
Лечение включает специальный массаж, лечебную физкультуру, плаванье, электрофорез, а в крайних случаях используются расслабляющие мышцы медицинские препараты.
Гипотонус
Гипотонус также диагностируется при помощи рефлекторных тестов, но и самостоятельно родители могут заметить это отклонение от нормы – детки не оказывают никакого сопротивления, когда им разводят ножки или пробуют посадить, потянув за ручки. Гипотонус также лечится курсом массажа и лечебной физкультурой.
Дистония
Дистония требует дополнительных исследований, которые назначаются врачом.
Если малышу уже 3 месяца, а он еще не держит в приподнятом положении голову или держит ее плохо, не стоит впадать в панику и подозревать страшные нарушения у ребенка, если невролог при осмотре не выявил явной патологии. Помните – не стоит без рекомендаций повторять манипуляции врача, стремясь побыстрее научить ребенка какому-либо навыку (ставить на ножки, садить и т.д.), пока малыш к этому не готов. Голову ваш ребенок начнет уверенно держать тогда, когда у него окрепнут шейные мышцы, а вы должны ему в этом помочь.
Как помочь малышу научиться держать голову
Лежа на животе даже двухнедельная кроха будет инстинктивно стараться повернуть голову в сторону, чтобы иметь возможность свободно дышать. Самым простым и эффективным способом научить малыша держать голову является регулярное выкладывание его на животик. Поверхность должна быть ровной и довольно твердой. Приучать малыша к лежанию на животе нужно постепенно, начиная с 1 минуты.
Нельзя выкладывать на живот:
- недавно поевшего или голодного ребенка
- уставшего или заболевшего малыша
Если карапуз выражает недовольство и не желает лежать на пеленальном столике, положите перед ним яркую игрушку или переложите его себе на живот. Чтобы научить малыша с удовольствием лежать на животике, превратите процесс в интересное занятие:
- меняйте ткани, на которых лежит малыш (способствует развитию тактильных ощущений)
- выкладывайте перед ним разнообразные предметы (следите, чтобы плохо удерживающий голову ребенок не уткнулся в них лицом!)
- общайтесь с ним
Для развития мышц шеи полезно также носить малыша в вертикальном положении, показывая ему достопримечательности окружающего мира. Приносит пользу и легкий поглаживающий массаж.
Если у родителей есть возможность, можно посещать с малышом бассейн – раннее плаванье помогает правильно развиваться всем мышцам организма.
Способствуют развитию мышц и занятия на гимнастическом мяче (фитбол). Его начинают использовать, когда малышу исполняется 2 недели. Первые упражнения – покачивания, расслабляющие мышцы, развивающие вестибулярный аппарат и помогающие научить кроху опираться на стопу и т.д.
Как правильно выбрать пустышку для грудничка
О чем говорит привычка высовывать язык у младенца?
Методы проверки слуха у новорожденных деток. Способы врачей .
Источник: ogrudnichke.ru
Во сколько ребенок начинает держать голову, ползать, ходить?
Что должен уметь ребенок в 4, 9 месяцев, в год: нормы развития детей
- Ребенок родился, чтобы двигаться
- Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?
Полноценное развитие ребенка в первую очередь зависит от его способности управлять своим телом. Темпы развития разных отделов тела различаются: физическое развитие начинается именно с головы, а верхние отделы туловища развиваются раньше, чем нижние.
Так, младенец научается сначала поднимать головку, затем плечики, потом приходит способность управлять ручками и в конце концов ножками. Наличие достаточно тонких и координированных двигательных реакций свидетельствует об уровне развития нервно-мышечной системы.
Наиболее рано тонкие двигательные реакции устанавливаются в мышцах лица. Мимика младенца уже к рождению достаточно развита, какие только гримасы он ни способен делать!
Ребенок родился, чтобы двигаться
Физическое развитие ребенка идет по пути освоения им сначала простых движений, а потом сложных.
Новорожденный способен лишь на непроизвольные движения, многие из которых составляют его младенческий «багаж» — комплекс врожденных рефлексов. Только по мере развития малыша и при его непосредственном участии в этом процессе «строительства» тела закладывается возможность совершения им координированных произвольных движений. Поэтому состояние активного бодрствования, в котором пребывает ребенок какое-то время суток, — важнейший период в развитии и совершенствовании его двигательных функций.
Моторная активность новорожденного — разнообразные движения рук и ног, повороты головы, движения глаз, туловища, гримасы. Создается впечатление, что на вас обрушивается какой-то хаос беспорядочных и некоординированных движений. Что это такое? К чему они?
Несмотря на то что подобное явление, безусловно, свидетельствует о незрелости младенца, само движение как таковое есть необходимое и обязательное (!) условие нормального роста и развития ребенка. Можно сказать, что человек (как и все живое на Земле) рождается с потребностью совершать движения — это заложено в его генетическом аппарате.
Более того, именно через движение достигается возможность познания человеком окружающего мира. Как же развивается этот процесс?
Когда ребенок научится сидеть, ползать, ходить?
У новорожденного большинство внешних воздействий вызывает общую (диффузную) моторную активность. Так как малыш пока не в состоянии оторвать голову от поверхности кроватки из-за недостаточной развитости мышц шеи и плечевого пояса, он может поднимать ручки и ножки; когда же лежит на животике, рефлекторно поворачивает головку, чтобы не закрывался нос. Необходимо закрепить у малыша этот навык: несколько раз в день выкладывать его на животик, чтобы стимулировать поддержание головки.
К 3 неделям, если малыша взять на руки и держать у плеча в вертикальном положении, он в течение нескольких секунд сможет удержать голову прямо. К 6 неделям это время увеличивается до 1–2 минут, и у новорожденного появляется возможность рассматривать окружающие объекты.
В 2 месяца новорожденный уверенно поднимает грудную клетку, держит головку, лежа на животе. В 3 месяца уверенно держит головку в любом положении, осваивает поворот со спины на бок, подтягивается в сидячее положение, сидит при поддержке за обе руки, делает поочередные сгибания и разгибания ног; пытается протянуть руку за игрушкой.
В 4 месяца ребенок лежа на животе уже может приподнимать грудную клетку, опираясь на вытянутые руки; осваивает навык перекатывания (спина — бок — живот — спина); пытается подтягиваться, держась за руку взрослого, сидит с поддержкой.
В 5 месяцев самостоятельно переворачивается со спины на живот; лежа на спине, осваивает навык сидения: самостоятельно приподнимает голову и плечи, пытаясь сесть, при подтягивание за ручки может садиться; сидя на коленях у взрослого, захватывает предметы.
В 6 месяцев самостоятельно сидит в течение нескольких секунд, опираясь на ручки; осваивает навык стояния: делает первые попытки подняться на ноги и стоять, держась за руку взрослого или другую опору; сидя на стуле захватывает висячий предмет.
В 7 месяцев процесс освоения навыка сидения продолжается: малыш уже сидит с прямой спиной без помощи взрослого, садится из положения стоя на ногах. Уверенно стоит в течение более 10 секунд, лишь слегка опираясь на руку взрослого. Начинается освоение навыка ползания: передвигается, подтягиваясь на животе, осваивает поочередные движения ног; переступает, держась за опору.
В 8 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и обратно, стоит какое-то время при поддержке за руку, самостоятельно может сесть, встает на четвереньки и может проползти полметра, опираясь на колени и руки.
В 9 месяцев ребенок садится из любого положения, устойчиво и длительное время сидит, делает первые попытки подняться на ноги и встать, держась за опору (прутья кроватки), ползает быстро на четвереньках, преодолевая значительные расстояния. Начинает осваивать навык ходьбы: совершает поступательные движения ног, ставя одну ножку впереди другой. К концу 9-го месяца он уже может ходить, поддерживаемый подмышки или за руку взрослым.
В 10 месяцев встает и стоит без поддержки взрослого; пытается самостоятельно встать и идти.
В 11 месяцев малыш уже может уверенно стоять один; самостоятельно встает из сидячего положения; ходит, держась за руку взрослого; может даже совершить несколько шагов без посторонней помощи.
В 12 месяцев поставленный на пол может самостоятельно подойти к матери, если та позовет.
В 13 месяцев 50% малышей уже ходит самостоятельно; научаются карабкаться по лестнице.
В 14 месяцев самостоятельно стоит.
В 15 месяцев 90% детей уже ходят самостоятельно.
Вот такой поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.
Источник: www.ourbaby.ru
Когда новорожденный начинает держать головку
Родителям важно знать нормы развития детей. Ориентируясь на них, можно контролировать, насколько новорожденный правильно развивается. Одним из показателей является то, когда младенец начинает самостоятельно держать головку.
Помесячное развитие
Весь период развития мышц и формирования опорных косточек у младенца можно разбить на несколько этапов. Лучше всего использовать в качестве ориентира помесячное развитие.
В первый месяц после рождения ребенок не может о себе позаботиться даже в отношении таких простых вещей. Он не способен контролировать движения своего тела, в том числе и удерживать голову на весу. Однако уже на вторую-третью неделю малыш начинает совершать первые попытки. Эти движения, скорее, неосознанные и еще настолько неуклюжие, что новорожденного ребенка нельзя оставлять без поддержки. Чтобы не нарушить положение шейных позвонков, необходимо правильно поддерживать младенца.
К 6 — 8 неделям малыш может самостоятельно удерживать головку в течение нескольких минут
На второй месяц количество попыток стремительно возрастает. Теперь малыш учится самостоятельно оглядываться, лежа на плече у мамы. К середине второго месяца кроха должен быть способным удерживать голову под углом 45 градусов около минуты или даже больше. Он начинает вертеться, пытаясь лучше рассмотреть окружающий мир. Следите, чтобы не было резких движений и заваливаний на бок.
При соблюдении тренировок к третьему месяцу мышцы уже окрепнут настолько, что новорожденный начинает держать голову без поддержки родителей. Тем не менее, без присмотра его оставлять нельзя, чтобы предупредить травмирование вследствие неуклюжего движения.
К четвертому месяцу дети держат головку прямо в течение нескольких минут и уже могут рассматривать окружающий мир в положении лежа на животике, опираясь на предплечья.
Начиная с полугода, можно говорить о том, что ребенок полностью стал самостоятельным в этом вопросе. Теперь повертеть головой или выглянуть из кроватки для него не составляет особого труда. Далее нужно лишь следить за тем, чтобы малыш не травмировался и уделять больше внимания развивающим играм и физкультуре.
Причины недержания головы
Если анализировать развитие детей с момента рождения, можно сказать, что малыш должен держать голову к 3-4 месяцам. Если ему удается опередить график развития, это может быть как хорошо, так и служить сигналом некоторых нарушений. Нормальным считается, если к 6-й – 8-й неделе ребенок может самостоятельно удержать голову, хоть и ненадолго.
Если малютке уже в первый месяц удается фиксироваться в таком положении, это не обязательно является положительным достижением. Обязательно сходите к педиатру и проведите обследование, ведь такое ускоренное развитие может быть симптомом повышенного внутричерепного давления. Также это может свидетельствовать о гипертонусе мышц.
Советуем почитать: Норма прибавки в весе новорожденного
Задержка в физическом развитии и неспособность держать головку в те сроки, которые установлены нормами, могут быть связаны с некоторыми нарушениями в организме или неправильным уходом. Основными из подобных причин можно считать следующие:
- преждевременное появление на свет (недоношенность);
- патологические роды с осложнениями;
- маленькая масса тела новорожденного;
- низкий мышечный тонус, в частности в шейном отделе;
- дефицит питательных веществ;
- неправильное кормление, особенно это касается искусственно выкармливаемых деток;
- редкое выкладывание на живот;
- кривошея;
- другие врожденные травмы.
Как помочь ребенку
Чтобы ускорить физическое развитие грудного ребенка, родителям нужно чаще заниматься со своим чадом. Также нужно уделить внимание питанию. От его качества зависят и другие аспекты здоровья младенца.
Первое, на что нужно обратить внимание, – это качество питания. Лучший вариант – грудное вскармливание. При этом мама должна соблюдать диету и следить за тем, чтобы организм насыщался витаминами и микроэлементами. Если по каким-либо причинам приходится переводить кроху на искусственные смеси, следите за их составом и используйте по рекомендации педиатра витаминные добавки.
Чтобы мышцы малыша быстрее окрепли, надо его носить столбиком, выкладывать на животик, выполнять специальную гимнастику
Чтобы младенец тренировался держать голову, его нужно носить в вертикальном положении, то есть столбиком. Особенно хорошо это делать после кормления, чтобы согнать воздух из желудка, который может привести к появлению кишечных колик. Также следует ежедневно проводить тренировки и выкладывать малыша на животик. Придерживайте его голову до тех пор, когда он сможет сам поворачиваться и приподниматься.
Чтобы предотвратить развитие кривошеи, нужно, перед тем как уложить ребенка в кроватку, попеременно перевернуть его на правый бок и левый. Постепенно можно будет вводить дополнительные упражнения. Особенно хорошо развивают шейные и плечевые мышцы занятия на животе, а также плаванье или физкультура с использованием фитбола.
Зная, во сколько по нормам дети должны держать голову, легче отследить правильное развитие своего чада. Однако конкретные выводы может делать только педиатр, поэтому регулярные визиты в поликлинику являются обязательными.
Источник: floragaz.ru