Во сколько дети начинают есть ложкой

Вашему малышу уже исполнилось 4 месяца. Он заметно подрос, стал более активным, интересуется предметами, попадающими в его поле зрения, внимательно разглядывает и тянется к ним. Значительно богаче стали эмоциональные реакции ребенка: он радостно улыбается всем людям, которых часто видит все чаще, издает различные звуки.

Вы до сих пор кормите малыша грудью или пришлось перейти на смешанное или искусственное вскармливание. Ребенок активно растет, и только с грудным молоком или детской молочной смесью он уже не всегда может получить все необходимые питательные вещества. А это значит, что настала пора подумать о прикорме.

Оптимальное время для начала его введения – интервал от 4 до 6 месяцев, независимо от того, что получает малыш – грудное молоко или смесь. Именно в это время дети наилучшим образом реагируют на новые продукты. До 4 месяцев ребенок еще не готов воспринимать и переваривать какую-либо другую пищу.

А при позднем введении прикорма — после 6 месяцев, у детей возникают уже значительные дефициты отдельных пищевых веществ и, в первую очередь, микронутриентов (минеральных веществ, витаминов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот и др.). Кроме того, малыши в этом возрасте нередко отказываются от новых продуктов, у них задерживается развитие навыков жевания густой пищи и формируются неадекватные пищевые привычки. Важно знать, что, как это не покажется на первый взгляд странным, при отсроченном назначении продуктов прикорма на них чаще возникают аллергические реакции.

Вы научите малыша кушать самостоятельно! Ника Болзан

В каких случаях целесообразно дать прикорм уже в 4 месяца, а когда можно подождать до 5,5 или даже 6 месяцев? Чтобы решить этот вопрос обязательно посоветуйтесь с педиатром.

Как правило, в более раннем возрасте (4 – 4,5 мес.) прикорм вводится детям из группы риска по развитию железодефицитной анемии, а также детям с недостаточной прибавкой в весе и с функциональными расстройствами пищеварения.

Оптимальным временем для начала введения прикорма здоровому малышу является возраст 5 – 5,5 месяцев.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям, находящимся на грудном вскармливании, вводить прикорм с 6 месячного возраста. С точки зрения отечественных педиатров, которая основывается на большом практическом опыте и проведенных научных исследованиях, это возможно лишь в тех случаях, когда ребенок родился в срок, без гипотрофии (поскольку в этих случаях запасы минеральных веществ очень малы), он здоров, хорошо растет и развивается. Помимо этого мама также должна быть здорова, полноценно питаться и использовать либо специализированные обогащенные продукты для беременных и кормящих женщин, либо курсами витаминно-минеральные комплексы. Такие ограничения связаны с истощением запасов железа даже у абсолютно здорового ребенка к 5 – 5,5 месячному возрасту и значительным повышением риска развития анемии при отсутствии продуктов прикорма богатых или обогащенных железом. Возникают и другие дефицитные состояния.

Первым продуктом прикорма может быть овощное пюре или каша, пюре из фруктов лучше дать малышу позже – после вкусных сладких фруктов дети обычно хуже едят овощное пюре и каши, часто вовсе отказываются от них.

УЧИМ КУШАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗА 1 МЕСЯЦ: когда и как учить ребенка кушать ложкой

С чего же лучше начать? В тех случаях, когда у ребенка есть склонность к запорам или он слишком быстро прибавляет в весе, предпочтение следует отдать овощам. При большой вероятности развития анемии, неустойчивом стуле и малых прибавках в массе – с детских каш, обогащенных микронутриентам. И если Вы начали введение прикорма с каш, то вторым продуктом будут овощи и наоборот.

Если первый прикорм вводится в 6 месяцев – это обязательно должна быть детская каша, обогащенная железом и другими минеральными веществами и витаминами, поступление которых с грудным молоком уже недостаточно.

Еще один важный продукт прикорма – мясное пюре. Оно содержит железо, которое легко усваивается. А добавление мяса к овощам улучшает усвоение железа и из них. Мясное пюре целесообразно ввести ребенку в возрасте 6 месяцев. Только ежедневное использование детской обогащенной каши и мясного пюре позволяет удовлетворить потребности малышей в железе, цинке и других микронутриентах.

А вот соки лучше вводить позже, когда ребенок уже получает основные продукты прикорма – овощи, каши, мясо и фрукты. Ведь прикорм нужен для того, чтобы малыш получил все вещества, необходимые для роста и развития, а в соках их, в том числе витаминов и минеральных веществ, очень мало.

Соки следует давать не в перерывах между кормлениями, а после того как ребенок съел кашу или овощи с мясным пюре, а также на полдник. Привычка пить соки между едой приводит в дальнейшем к частым перекусам, прививается любовь к сладкому, у детей чаще возникает кариес и повышается риск развития ожирения.

С началом введения прикорма ребенок постепенно переводится на 5-разовый режим кормлений.

Правила введения прикорма:

  • предпочтение следует отдавать детским продуктам промышленного производства, они приготовлены из экологически чистого сырья, имеют гарантированный состав и степень измельчения
  • продукт прикорма следует предлагать ребенку с ложечки в начале кормления, перед прикладыванием к груди (кормлением смесью)
  • объем продукта увеличивается постепенно, начинаем с ½ — 1 ложечки, и за 7 – 10 дней доводим до возрастной нормы, последующие продукты внутри одной группы (каши из других круп или новые овощи)
  • можно ввести быстрее, за 5 – 7 дней
  • начинаем введение с монокомпонентных продуктов
  • нежелательно давать новый продукт во второй половине дня, важно проследить, как ребенок на него реагирует
  • новые продукты не вводят при возникновении острых заболеваний, а также перед и сразу после профилактической прививки (следует воздержаться в течение нескольких дней)

Вводя новый вид прикорма, попробуйте сначала один продукт, постепенно увеличивая его количество, а затем постепенно «разбавляйте» этот продукт новым. Например, овощной прикорм можно начать с чайной ложки пюре из кабачка. В течение недели давайте малышу только этот продукт, постепенно увеличивая его объем.

Читайте также:  Как вязать кофту спицами для начинающих

Через неделю к кабачковому пюре добавьте чайную ложку пюре из брокколи или цветной капусты и продолжайте каждый день увеличивать общий объем. Оптимальным будет овощное пюре из трех видов овощей. Порция должна соответствовать возрастной норме. Со временем можно заменять введенные овощи на другие уже быстрее.

После введения одного овоща (доведя его объем до необходимого количества) можно перейти к приему каши, а разнообразить овощной рацион позже.

Если блюдо пришлось ребенку не по вкусу, например, брокколи, не отказывайтесь от задуманного и продолжайте предлагать этот овощ в небольшом количестве – 1-2 ложечки ежедневно, можно даже не один, а 2-3 раза перед едой, и через 7 – 10, а иногда и 15 дней малыш привыкнет к новому вкусу. Это разнообразит рацион, поможет сформировать у малыша правильные вкусовые привычки.

Кормить с ложечки нужно терпеливо и осторожно. Принудительное кормление недопустимо!

В рацион здоровых детей каша, как правило, вводится после овощей (исключение составляют здоровые дети на грудном вскармливании, когда прикорм вводится с 6 месяцев). Лучше начинать с безмолочных безглютеновых каш — гречневой, кукурузной, рисовой. При этом важно использовать кашу для детского питания промышленного производства, которая содержит комплекс витаминов и минеральных веществ. Кроме того она уже готова к употреблению, необходимо лишь развести ее грудным молоком или той смесью, которую получает малыш.

Детям, страдающим пищевой аллергией прикорм вводится в 5 – 5,5 мес. Правила введения продуктов такие же, как для здоровых детей, во всех случаях он вводится медленно и начинается с гипоаллергенных продуктов. Обязательно учитывается индивидуальная переносимость. Отличие состоит лишь в коррекции рациона с учетом выявленных аллергенов. Из мясных продуктов вначале предпочтение следует отдать пюре из индейки и кролика.

Рационы питания на различные возрастные периоды

Объяснить, как можно составить рацион, лучше на нескольких примерах, которые помогут сориентироваться в составлении меню именно для вашего ребенка.

С 5 месяцев объем одного кормления составляет в среднем 200 мл.

Вариант 1.

Если ваш ребенок начал получать прикорм с 4 — 5 месяцев, то в 6 месяцев его рацион должен выглядеть так:

I кормление
6 часов
Грудное молоко или ДМС* 200 мл
II кормление
10 часов
Безмолочная каша**
Докорм грудным молоком или ДМС*
150 г
50 мл
III кормление
14 часов
Овощное пюре
Мясное пюре Растительное масло
Докорм грудным молоком или ДМС*
150 г
5 – 30 г
1 ч.л.
30 мл
IV кормление
18 часов
Фруктовое пюре
Грудное молоко или ДМС*
60 г
140 мл
V кормление
22 часа
Грудное молоко или ДМС* 200 мл

* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 2.

Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4 — 5 месяцев:

I кормление
6 часов
Грудное молоко или ДМС* 200 мл
II кормление
10 часов
Безмолочная каша**
Фруктовое пюре
150 г
20 г
III кормление
14 часов
Овощное пюре
Мясное пюре Растительное масло
Фруктовый сок
150 г
5 – 30 г
1 ч.л.
60 мл
IV кормление
18 часов
Фруктовое пюре
Грудное молоко или ДМС*
40 г
140 мл
V кормление
22 часа
Грудное молоко или ДМС* 200 мл

* — детская молочная смесь
** — разведенная грудным молоком или ДМС

Вариант 3.

Примерный суточный рацион для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 мес.:

I кормление
6 часов
Грудное молоко
II кормление
10 часов
Безмолочная каша**
Докорм грудным молоком
100 г
III кормление
14 часов
Овощное пюре
Мясное пюре Растительное масло
Докорм грудным молоком
100 г
5 – 30 г
1 ч.л.
IV кормление
18 часов
Грудное молоко
V кормление
22 часа
Грудное молоко

** — разведенная грудным молоком

До 7 месяцев следует увеличить объемы каши и овощного пюре до 150 г и ввести фруктовое пюре.

Материалы подготовлены сотрудниками лаборатории питания здорового и больного ребенка ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России и основаны на рекомендациях, приведенных в «Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», утвержденной на XVİ Съезде педиатров России (02.2009 г.)

Источник: nczd.ru

Как научить ребенка есть самостоятельно

Ребенку бывает сложно научиться пользоваться ложкой, да и от взрослых этот процесс требует внимания и терпения. Как научить малыша есть самостоятельно, какими должны быть кусочки пищи и нужна ли в полгода посуда? Полезные советы дает нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, в каком возрасте детей учат есть самостоятельно?

— Это очень важная тема и для родителей, и для врачей. Дети начинают самостоятельно питаться в разном возрасте. Но приучать их держать в руках приборы и пользоваться тарелочками можно с самого начала прикорма.

Педиатры рекомендуют пробовать предлагать ребенку есть самостоятельно с 6-7 месяцев. К этому моменту ребенок должен:

  • уверенно брать и удерживать в руке ложку;
  • сидеть без поддержки;
  • в течение трех-четырех недель есть прикорм.

Малыш должен понимать, зачем нужно садиться за стол и для чего ему дают столовые приборы — тогда ему будет проще научиться самостоятельности.

Ребенок и без родителей может освоить навык самостоятельного приема пищи, но все-таки ему стоит помогать. Личный или коллективный пример работает наилучшим образом. В противовес этому можно вспомнить истории детей-«маугли», которых никто не обучает социальным навыкам, что дает соответствующий печальный результат.

— Что делать, если родители упустили момент начала обучения? Как научить ребенка есть ложкой?

— Запастись терпением. По отзывам мам маленьких детей, в этом очень помогает максимальная социализация — например, пребывание в детском саду. В группе малыши повторяют действия друг за другом и втягиваются в процесс. Если ребенок не может ходить в детсад, то важно посещать больше общественных мест, чтобы он видел, как питаются другие дети.

Читайте также:  Где сделать эко в Москве форум

Можно учить играючи и под мультики, но главное — не заиграться

  • Игры с едой используют как дидактический материал: родители рассказывают про форму, размер, текстуру продукта.Важное условие: играть не во время еды.
  • Мультики должны нести смысловую нагрузку: их надо подбирать по теме питания.Телевизоры, планшеты и телефоны используются точечно для отвлечения малыша, а не ежедневно.

— В каком возрасте можно давать ребенку еду кусочками?

— Текстура продукта имеет большое значение во время знакомства ребенка с твердой пищей и первых шагов к тому, чтобы кушать самостоятельно. Жевать и глотать он учится постепенно, переходя от полужидких продуктов к плотным и твердым.

  • В 3-4 месяца некоторые выбирают педагогический прикорм с целью не накормить, а дать попробовать вкус продукта. И здесь кусочки будут размером со спичечную головку.
  • В 4-6 месяцев вводят первый настоящий прикорм — это гомогенные каши или пюре.
  • В 6-7 месяцев дают мягкие кусочки размером с ноготок мизинца, чтобы ребенок не подавился.

Врачи отмечают, что твердая взрослая пища помогает правильно формироваться всем структурам детского организма. Особенно она важна в развитии головного мозга, зубов и прикуса.

— Нужна ли термическая обработка овощей и фруктов или можно давать их ребенку в сыром виде?

— Лучше термически обрабатывать плоды, но нужно учитывать вид овощей и фруктов, а также то, даете вы продукт из магазина или выращенный на собственном участке. В любом случае маме желательно быть внимательной к малышу и в идеале вести дневник питания, отслеживая поведение ребенка, реакцию его организма, изменения стула и так далее.

— Как способность ребенка есть без помощи мамы связана с его развитием и здоровьем?

— Примерно к семи месяцам формируется ладонный тип захвата: ребенок может брать и удерживать руками мелкие предметы. С этого момента ему можно предлагать попробовать фруктовые дольки или печенье. Но раньше этого возраста давать их нежелательно.

К активному самостоятельному питанию приучают с 6 до 10-12 месяцев. Если упустить время, то дальше ввести в рацион твердую пищу будет проблематично.

К чему приводит отсутствие умения жевать:

  • ребенок начнет давиться едой, выплевывать пищевой комок, отказываться жевать и глотать предлагаемый продукт;
  • могут выработаться склонность к жидкообразному питанию, излишняя разборчивость в еде;
  • нарушаются пищеварение, становление навыков речи.

— Как не подавиться? Есть ли какие-то правила кормления?

— Маленький ребенок чаще давится едой и мелкими предметами от игрушек. Даже дети у груди могут поперхнуться молоком в случае индивидуальных особенностей организма малыша и матери. Чтобы избежать неприятных ситуаций при срыгивании, после кормления младенца нужно держать на руках вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Основная ошибка родителей — они торопятся. Рано начинают приучать ребенка есть самостоятельно или дают ему большую порцию, большие кусочки еды. Неподготовленный малыш просто не поймет, что делать с ложкой, тарелочкой, едой. Научить держать ложку или брать еду руками, подносить пищу ко рту и полноценно ее пережевывать можно только постепенно и не спеша.

— Если ребенок все-таки подавился, как ему помочь?

— К таким моментам важно подготовиться и заранее посмотреть обучающие видео.

Первая помощь подавившемуся младенцу

  • Руки ребенка поднимают вверх, чтобы шире открыть дыхательные пути, — тогда дыхание может нормализоваться само.
  • В сложных случаях можно выложить ребенка животом на предплечье, с небольшим наклоном, чтобы спина оказалась выше головы. Несильно похлопать по межлопаточной зоне.
  • Еда остановилась в гортани. Вызовите рвотный рефлекс, чтобы пища покинула орган.
  • Иногда до приезда скорой родителям приходится самим делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца малышу.

— Помогая подавившемуся ребенку, родителям нужно помнить, что любой кашель всегда эффективнее физических манипуляций с телом. И если ребенок пытается откашляться, не нужно вмешиваться, организм справится сам.

Если ребенок подавился чем-то твердым, не пытайтесь зажать и вытащить инородное тело пальцами или пинцетом. Оно может проскочить еще глубже и поцарапать нежную слизистую рта и органов дыхания малыша.

Критические ситуации, при которых нужно незамедлительно оказать помощь:

  • ребенок не может самостоятельно дышать;
  • у малыша широко раскрыты глаза;
  • ребенок испуган, обхватывает горло руками;
  • слышны хрипы;
  • повышено слюноотделение, рот широко открывается;
  • малыш краснеет, затем начинает синеть, теряет сознание.

— Нужно ли покупать ребенку личную посуду и другие аксессуары для еды?

— Приступать к еде из посуды лучше с шести-семи месяцев. Если молочные зубы начинают резаться рано, то с четырех-пяти месяцев можно пользоваться ниблером.

Личная детская посуда независимо от формы и размера, персональное и постоянное место за столом, определенное время кормления — все это приучает ребенка к самостоятельному питанию.

Начинают знакомить малыша с тарелками и ложками также с четырех-пяти месяцев. Первым делом мама может поиграть с ребенком и понарошку приготовить кашу в кастрюльке, положить ее на тарелочку и выдать ложечку.

Посуда для кормления малыша должна быть легкой и безопасной. Цвет и форма подбираются индивидуально. А вот рисунки на тарелке могут стать заменой мультикам, если их рассматривать или придумывать истории. Например, «Съешь кашу или суп и увидишь, что спрятано на дне тарелки» или «Давай спасать героя». Главное — не заиграться в этот момент, чтобы ребенок поел.

— Если ребенок не хочет есть с ложки, какие принципы обучения помогут родителям?

— Если ребенок отказывается от столовых приборов, пробуют другие варианты либо подбирают другую консистенцию пищи. Расскажу случай из личного опыта.

Младшей дочке 3,5 года, и она любит залезать в тарелку руками, особенно в суп, хотя с ложками дружит, вилками и ножом тоже пользоваться умеет. Возможно, она таким способом решает какие-то тактильные задачи, и мы ее за это не наказываем, но стараемся, например, не заказывать супы в кафе. Важно помнить, что на личном примере проще научить ребенка есть ложкой, и существуют психологические моменты, за которые не поругаешь и которые в то же время нельзя назвать отклонениями.

Читайте также:  Как определить правша или левша человек

— То есть у малыша может быть своя веская причина отказа от посуды.

— Нередко ребенок отказывается от еды, если он в ней не заинтересован, ему не нравится цвет посуды или форма ложки или же то, что мама настойчиво сует ложку в рот, поторапливает его. Ассоциации с едой должны быть положительными. Очень важно питание ребенка с семьей, поэтому желательно как можно чаще всем вместе собираться за столом: так малыш получит образец для подражания. Социализация сделает свое дело, и ребенок привыкнет, что все едят ложками и вилками, каши и супы подают в глубоких тарелках, а овощи, крупы и макароны — на плоских.

Еще одна интересная задача — как научить ребенка пить из чашки. Родители идут на хитрость и дают малышу питье из чашек с носиком, поильников с силиконовыми трубочками. Но все это помогает временно.

Когда ребенок уже умеет что-то держать в руках и координировать свои движения, нужно чаще давать ему обычную кухонную кружку или чашку, которую он может удержать, в том числе с жидкостью определенного объема. Например, если ребенок быстро привык к кружечке, заполненной наполовину, не наливайте ее до краев. Всегда нужно учитывать два момента — детский интерес к посуде и желание взрослых помогать в формировании нового навыка.

Самый оптимальный возраст для обучения ребенка есть самостоятельно — с шести до двенадцати месяцев. Мамы и папы должны быть на подхвате и помогать, чтобы малыш понимал, чем он занимается. Еда должна стать возможностью утолить голод, частью режима дня, увлекательным и безопасным процессом — это максимально приятно для ребенка и полезно для формирования навыка самостоятельного питания.

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии

Шалунова Анастасия Ивановна

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Эта статья была полезной для вас?
Поделитесь ею в социальных сетях!

Сколько должен съедать ребенок от рождения до года?

Сколько должен съедать ребенок от рождения до года? 0 – 3 месяцев

Аппетит у детей разный: некоторые предпочитают есть чаще, а другие отказываются от пищи, даже если пришло время кормления. Однако существуют общие правила и рекомендации по частоте и объему питания младенцев.

Нужно ли будить грудничка для кормления

Нужно ли будить грудничка для кормления 0 – 3 месяцев

Некоторые мамы беспокоятся, что их ребенок не просит есть ночью. Разбираемся, нужно ли будить младенца для кормления по ночам или для его роста и развития достаточно дневного питания, а также как правильно нарушить сон и покормить малыша, если это необходимо.

Груднички: стресс и режим, прививки, медосмотры, питание

Груднички: стресс и режим, прививки, медосмотры, питание 0 – 3 месяцев

Стресс во время карантина мы не раз обсуждали с российскими и зарубежными психологами. Но проблема затрагивает не только отношения в семьях с малышами. Родителям детей до года важно знать, что делать с плановыми осмотрами и прививками, как поддержать детский иммунитет, можно ли гулять с ребенком или детские площадки тоже на карантине.

Источник: kormilegko.ru

Как приучить ребенка держать ложку и есть самостоятельно?

Как приучить ребенка держать ложку и есть самостоятельно?

Первый прикорм – большое событие для малыша. Теперь кроха постепенно будет пробовать разнообразные пюре, каши и супы, это значит, что пришло время знакомиться и со столовыми приборами.

Во сколько ребенка приучать есть ложкой самостоятельно – частый вопрос молодых мам. Согласно усредненным данным, годовалый малыш уже должен уметь крепко держать ложку в руке, а к полутора годам дети могут сами управляться со столовым прибором. Однако это только статистические данные, каждый ребенок развивается в своем темпе.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам приучить ребенка есть ложкой самостоятельно:

  1. У малыша должна быть своя специальная первая ложка. Сегодня в детских магазинах представлен широкий ассортимент подобных товаров. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь к продавцу, консультант поможет подобрать ложку в соответствии с возрастом ребенка.
  2. Не разрешайте карапузу играть со столовыми приборами вне кухни. Кроха должен уяснить, что ложка нужна во время еды, а не для забавы.
  3. Регулярно показывайте на собственном примере, как нужно обращаться с ложкой. При этом разговаривайте с малышом: «Запомни, это ложка, с ее помощью можно кушать супчик».
  4. Еще один важный вопрос: как приучить ребенка держать ложку правильно. В первое время кроха будет стучать ложечкой по столу, может начать кусать и грызть ее. Не волнуйтесь, так карапуз знакомится с новым для себя предметом.
  5. Ни в коем случае не ругайте малыша, если первое время он будет просыпать еду, пачкаться. Наберитесь терпения, помогайте ребенку в процессе обучения, не спеша направляйте ручку крохи, так карапуз будет чувствовать себя увереннее.
  6. Когда малыш научится пользоваться ложечкой самостоятельно, не торопите его во время приема пищи. В первые недели процесс может затянуться, подождите немного, буквально через месяц движения ребенка станут четкими и слаженными.
  7. Завтракайте, обедайте и ужинайте вместе. Усадите кроху в детский стульчик, а сами расположитесь за обеденным столом. Наблюдая, как вы управляетесь с ложкой, малыш будет подражать вам.
  8. Не отчаивайтесь, если ваш ребенок не ест с ложки, может быть, ему просто не нравится предложенное блюдо. Ведь одни детки больше любят пюре из кабачка, другие — тыквенное или морковное.

Умение самостоятельно пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков. Это – новый этап развития вашего крохи. Вспомните, ведь совсем недавно он даже не умел сам держать головку, а теперь уже учится есть сам. Запоминайте моменты, не успеете оглянуться, и ваш малыш вырастет.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

Источник: www.proaist.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today