Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс знакомства с собственным именем может происходить совершенно по-разному. Несмотря на общепринятые нормы, большинство родителей очень беспокоятся за полноценное развитие своих детей. Считается, что отсутствие реакции на собственное имя является одним из первых симптомов аутизма.
Нормы
Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, интересует всех родителей без исключения. Обращение по имени к малышу является частью речи, поэтому кроха должен реагировать на свое имя задолго до появления речевого навыка. Обычно это происходит в период, когда закладывается первичное понимание окружающих предметов: приблизительно в 7-10 месяцев жизни.
Большинство мамочек уверяют, что их детки начали реагировать на собственное имя не позднее полугода. Но, возможно, это просто реакция на мамин голос. Не стоит бить тревогу, если малыш не проявляет реакцию в сроки, установленные нормами. Каждый малыш индивидуален и развивается в соответствии с этим правилом. Конечно, отклонения от усредненных показателей должны быть небольшими, об этом следует помнить.
Реакция
Когда ребенок начинает откликаться на свое имя, довольно актуальный вопрос для всех людей, которые стали родителями относительно недавно. Молодые мамочки должны понимать: чем раньше они начнут называть кроху по имени, тем скорее малыш начнет его проговаривать, а затем и реагировать на него.
Многие родители замечают, что изначально малыш пытается улавливать интонацию, а потом уже понимает смысл произнесенного слова. Звать кроху по имени необходимо как можно чаще. Старайтесь это делать четко, громко, тихо, ласково и шепотом. Более того, ваша мимика не должна быть одинаковой.
Некоторые специалисты советуют произносить имя малыша с использованием шуршащей бумаги. Продолжать такие занятия рекомендуется до тех пор, пока малыш не научится практически постоянно откликаться на свое имя. В особенности такие занятия полезны, когда кроха играет с детками. Таким образом, он учится переключаться с игры на слова.
Возможные причины отсутствия реакции
Если ребенок в год не откликается на имя, то, возможно, у него:
- Проблемы со слухом.
- Недостаток общения.
- Существуют отклонения в психологическом развитии.
- Проблемы в воспитании: кроха просто балуется или игнорирует родителей.
Как научить ребенка откликаться на свое имя?
Начиная с 3–4 месяцев кроху необходимо знакомить с его именем. Постарайтесь ему дать понять, что оно обозначает его самого. Сделать это можно следующим образом:
- Показывая ребенку различные предметы, всегда произносите их название, а потом укажите пальчиком на малыша и назовите его имя.
- При обращении к грудничку используйте одну или две производные от его имени. Избегайте такого обращения, как «зайчик», «котик», «солнышко» и прочее — это только введет малыша в замешательство.
- Собираясь подойти к ребенку и взять его на руки, первоначально окликните его по имени, дождитесь реакции.
- Старайтесь как можно чаще обращаться по имени к крохе.
Так когда ребенок начинает откликаться на свое имя? Иногда происходит так, что малыш игнорирует, когда его зовут. Обычно такое явление появляется после года. В данной ситуации родителям следует обратить внимание на свое поведение: возможно, кроха настолько избалован вниманием со стороны взрослых, что ему просто не обязательно реагировать на свое имя. Можно обратиться к детскому психологу, он поможет грамотно выстроить поведение в семье по отношению к малышу.
Знакомство с другими детками
Иногда случается так, что ребенок не всегда откликается на имя. Для развития деток очень полезно знакомить между собой. Чтобы запоминание имен других малышей происходило лучше, можно использовать игру в мяч.
Деткам необходимо встать в круг, затем ведущий подкидывает мяч и называет имя игрока. Владелец названного имени должен постараться поймать мяч. Более того, во время такой игры активизируется слуховой аппарат, а также развиваются моторика рук, мышление и координация.
Деткам дошкольного возраста можно передавать мяч по кругу и называть имена сверстников. Деткам младшего возраста отлично подойдет такая игра: посадить малышей в круг, а затем попросить каждого из них назвать свое имя.
Что делать?
Вы ознакомились с информацией о том, когда ребенок должен откликаться на свое имя, и поняли, что ваш кроха не соответствует нормам развития? Если малышу уже год, то вам следует обратиться к следующим специалистам:
-
Отоларингологу — он проверит слух малыша. Даже если в роддоме кроху проверяли и сказали, что со слухом все отлично, повторная проверка не помешает. Дело в том, что заболевания органов дыхания, горла или воспаление ушей могут приводить к возникновению проблем со стороны слухового аппарата.
Перед посещением врача нелишним будет провести проверку слуха в домашних условиях, чтобы подробнее рассказать о возникшей проблеме. После проведенного обследования отоларинголог даст необходимые рекомендации, возможно, назначит лечение, и вскоре кроха начнет полноценно реагировать на свое имя.
Вот мы и разобрались в вопросе, когда ребенок начинает откликаться на свое имя. Особое внимание обращайте на поведение своего малыша. Если он отлично понимает просьбы, команды, интересуется звуками и происходящим, то с развитием у него, вероятнее всего, все нормально. А отсутствие реакции на собственное имя носит временный характер и, скорее всего, связано с непониманием того, что это его имя. А если он знает об этом, то не хочет откликаться по причине своего темперамента или характера, заложенного природой.
Источник: fb.ru
Ребенок не откликается на свое имя: 5 причин и несколько рекомендаций
Причин, по которым ребенок не отзывается и вообще не реагирует на собственное имя, может быть несколько. При этом природа такого поведения зачастую скрывается не только в банальном игнорировании взрослых, но и является следствием вполне определенных заболеваний.
Первое, что стоит сделать родителям, столкнувшись с подобной ситуацией – это не паниковать. Излишняя эмоциональность не решит проблему и не поможет опередить причину подобного поведения.
Что это может быть?
Для начала стоит выявить природу подобного поведения малыша, так как от этого зависит и дальнейшая диагностика ситуации.
В нормальных условиях дети откликаются на свое имя, начиная с 4-х месяцев и заканчивая возрастом в 6 или 10 месяцев. Такой временной разброс вызван тем, что каждый ребенок имеет собственный темп развития. И если ваш малыш не реагирует на собственное имя ранее указанных сроков, то это еще не повод бояться самого страшного.
С другой стороны к возрасту полутора лет ребенок должен не только понимать, что его зовут, но и быть способным воспринимать и выполнять сложные поручения. Фраза «Пойди в комнату принеси мячик» не должна вызывать затруднений, если это все же происходит, то обследование будет вполне обосновано.
- Игнорирование. Не самая очевидная для многих родителей ситуация, когда ребенок попросту не желает с вами общаться. Понять, что проблема кроется в своенравном характере, довольно просто, если он все-таки иногда откликается на имя, но чаще предпочитает этого не делать, при этом нет никаких дополнительных отличий в развитии.
- Проблемы со слухом. Ребенок может быть глуховат и разобраться с этой ситуацией в младшем возрасте, бывает сложно. Однако со временем все станет очевидным. Проследите за вниманием ребенка в момент, когда вы ему что-то говорите. Если, не видя вас, он не реагирует на речь, то вполне возможно он просто вас не слышит.
- Слуховая агнозия или сенсорная алалия. Относится к речевым нарушениям и связана с проблемами распознавания речи. Если упростить ситуацию, то ребенок вас попросту не понимает. Для него ваша речь звучит как иностранный язык, который он никогда не слышал. На первый взгляд можно подумать, что ребенок страдает аутизмом, однако это далеко не так. Хотя схожие черты поведения, такие как отсутствие реакции на имя, просьбы, полное игнорирование говорящего, вполне естественны для подобного состояния. Очень часто дети попросту не смотрят в глаза родителя.
- Моторная алалия. Это состояние затрагивает способность говорить. Ребенок не знает, как произнести звуки на физиологическом уровне. Правильно приоткрыть рот или повернуть язык для него становится непосильной задачей. При этом данное расстройство нередко встречается вместе со слуховой агнозией.
- Аутизм. Причин, по которым ребенок с аутическим расстройством не отзывается на собственное имя, может быть несколько от задержек в речевом, психоречевом или умственном развитии до сенсорных перегрузок. Находясь с ним в комнате, вы обращаетесь к нему напрямую, при этом работает телевизор, шумит чайник и поет птица за окном, вы, скорее всего, сконцентрируетесь на общении с ребенком, и все окружающие звуки станут лишь фоном, но для него ситуация выглядит кардинально иначе. Он не сможет выделить главный звук, а весь шум, гул, голоса будут для него одинаково сильны. Это приводит к тому, что окружение «наваливается» на малыша, и он испытывает перегрузку, с которой мозг попросту не справляется.
Но независимо от того игнорирует вас ребенок или испытывает затруднения иного характера, разобраться самостоятельно в причинах и симптомах лучше под присмотром профессионалов. Они смогут не только отследить реакции малыша, но и дадут ценные советы по корректировки сложившейся ситуации.
Как научить ребенка реагировать на свое имя?
Если малыш не откликается на свое имя, это не говорит о наличии аутизма, хотя проверить данную версию будет не лишним.
- Прорабатываем реакцию в спокойной и изолированной обстановке. Важно оградить ребенка от внешних раздражителей, а обстановка комнаты не должна пробуждать в нем интерес к посторонним играм или предметам.
Сядьте напротив ребенка и предложите ему игру. Суть занятия заключается в позитивном подкреплении его действий. Называйте имя малыша, как только он отзовется на него, вознаградите его сладостью, объятием или поцелуем. Не получилось с первого раза? Не отчаивайтесь, это упражнение потребует времени. Назовите его имя, при необходимости повторите его чуть громче. Нет реакции? Добавьте дополнительный шум в виде шуршания пакета или листа бумаги, как только ребенок после произнесенного имени посмотрит на вас, подкрепите результат приятным бонусом.
Первостепенная задача научить ребенка реагировать на свое имя хотя бы 8 раз из 10. После этого можно усложнить ситуацию и перейти к следующему этапу. - Закрепляем результат с усложнением задачи. Теперь в уже отработанное упражнение необходимо добавить шума. Пусть это будет телевизор, пара игрушек на заднем плане.
Начните с того, чтобы ребенок отреагировал на имя и посмотрел на вас после того как вы его произнесете. При необходимости повторяйте попытки, говорите громче. Помогайте себе дополнительными звуками и размахиванием руками. Имея опыт прошлых занятий, ребенок адаптируется к новым обстоятельствам и выполнит задачу.
При этом получив желаемое 2 раза подряд, дайте ребенку время отвлечься на игру или иное занятие. В противном случае малыш просто не успеет переключиться и будет получать вознаграждение не за реакцию, а зрительный контакт без сопутствующих условий.
К концу практических занятий малыш должен уметь реагировать на свое имя 8 раз из 10 без дополнительных звуковых раздражителей и сигналов руками со стороны родителей. - Практика в окружающем мире. Если до этого ваша задача состояла в том, чтобы
- стимулировать ребенка к определенным действиям, то теперь цель занятий переключить внимание ребенка на звук своего имени. Проводите упражнение в момент, когда он увлечен игрой или смотрит в окно во время поездки. Если обстоятельства позволяют, то встаньте рядом с малышом и произнесите его имя, повторяя его до тех пор пока не получите необходимую реакцию. Получилось? Вознаградите ребенка таким же образом, как делали это раньше. Если он испытывает затруднения, то помогите ему изменить громкость голоса или привлеките его внимание своим поведением. Однако количество таких уловок необходимо уменьшать.
Постепенно вы сможете добиться реакции ребенка, даже если вы находитесь в другой комнате.
Это длительный и трудоемкий процесс, однако, внимание и любовь родителей поможет малышу преодолеть трудности. Стоит также помнить, что даже дети без задержек в развитии не всегда откликаются на собственное имя. Поэтому не пытайтесь довести результаты до 10 из 10.
Если же проблема имеет корни в аутизме, то действия во многом будут похожи. Однако помимо звуковых раздражителей важно добавить и тактильный контакт.
- Если ребенок не поглощен своим занятием на 100%, то подойдите и прикоснитесь к нему.
- Произнесите его имя и сразу же постучите его по плечу. Иногда допускается аккуратно поднять его голову за подбородок, так, чтобы он посмотрел прямо на вас. Главное, не пытайтесь добиться контакта «глаза в глаза», это вызовет лишь сильный дискомфорт и разрушает всю мотивацию к награде.
- Если ребенок посмотрел в вашу сторону, даже случайно, назовите его имя и похвалите за то, что он отзывается на него.
Подобная игра должна стать частью жизни и повторяться 10-50 раз и более. Цель взаимодействия – добиться реакции малыша еще до того как вы произнеся его имя, похлопаете по плечу или повернете его голову.
Подобные практики используются как на сеансах со специалистами, так и в домашней практике. В зависимости от способностей малыша устойчивые результаты можно получить как через несколько часов, так и дней.
Специалисты логопеды помогут выявить причину поведения, когда ребенок не откликается на свое имя, предложат оптимальный курс развития. Под пристальным контролем врача вы добьетесь быстрых и устойчивых результатов, ведь помимо общих рекомендаций и практик, вы получите индивидуальные советы и инструменты для взаимодействия с ребенком. А бескрайняя любовь и постоянная смена мест, помогут малышу лучше адаптироваться в этом мире и научиться слышать свое имя.
09.2021. Последнее изменение: 02.08.2022.
Источник: karkusha.su
Когда ребенок начинает откликаться на свое имя?
Каждый малыш, вне зависимости от своего возраста, проходит индивидуальный процесс развития. Одни раньше положенных общепринятых стандартов начинают переворачиваться со спины на животик, другие уже в 8 месяцев уверенно стоят на ногах и даже больше – ходят без поддержки мамы. Однако современных родителей больше волнует восприимчивость их ребенком собственного имени, ведь отсутствие реакции может говорить о наличии отклонения в развитии.
Нормы
«Малыш начинает откликаться на свое имя в 4 месяца» – именно эти слова произносят современные педиатры при вопросе о правильном развитии ребенка. На самом деле это общепринятый стандарт, но это не значит, что каждый новорожденный должен развиваться в соответствии с указанными сроками. При такой картине каждый второй современный ребенок стоял бы на учете с подозрением на те или иные отклонения.
Как правило, каждый малыш развивается индивидуально. Те, кто в 4 месяца не могли понять, что мама или папа называет их по имени, начинают реагировать на обращения к себе позже. Это может произойти в 7, 8, 9 и даже в 10 месяцев. В зависимости от возраста и приобретенных навыков ребенок начинает откликаться. В возрасте 4-5 месяцев он поворачивает голову на звук своего имени, начинает двигать ножками и ручками, может в ответ что-то лепетать.
Бывают случаи, когда дети в 1-1.5 года плохо знают свое имя, но и это не проблема, если остальные успехи ребенка соответствуют нормам.Родителям будет достаточно проводить с ребенком ряд занятий, чтобы малыш в возрасте 2-х лет мог четко знать свое имя и реагировать на него в любой среде.
Не всегда педиатрические нормы развития малыша соответствуют действительности.Ребенок не обязан развиваться согласно конкретному графику. Родителям же для исключения возможных отклонений рекомендуется вести «дневник развития» своего чада и записывать в него все достижения малыша. На основании этих данных специалисты смогут выявить наличие проблем в развитии, если таковые имеются, и правильно скорректировать их устранение
Почему дети не отзываются?
Прежде чем начинать переживать и бить тревогу, следует выявить природу отсутствия реакции ребенка на собственное имя. От этого будет зависеть дальнейшая диагностика. Некоторые родители считают, что их ребенок перестал отзываться на собственное имя, но такое невозможно. Дети не теряют приобретенные навыки. Малыш просто поворачивал голову и начинал активничать руками на мамин или папин голос.
Согласно общепринятым нормам ребенок в годовалом возрасте должен откликаться на свое имя.А в полтора года – уже выполнять сложные поручения, например, «сходи в комнату и принеси машинку». При такой постановке задачи ребенок не должен теряться, а должен четко следовать указанной в предложении инструкции. Если же малыш не реагирует на свое имя и в дополнение к этому не выполняет задания родителей, уже стоит отправить ребенка на обследование.
В ходе тщательного осмотра специалист сможет выявить причину проблемы и в зависимости от прогрессии отклонения скорректировать лечебные процедуры.Возможных диагнозов в данном случае немного, но с ними родителям следует ознакомиться заранее.
Игнорирование
Для многих родителей это весьма неприятная проблема. Она предполагает нежелание ребенка общаться со своими мамой и папой. Такие дети, как правило, откликаются на собственное имя при обращении к ним других людей.
Но когда малыши слышат голос родителей, они просто игнорируют их.
Слуховые проблемы
Определить наличие данной проблемы у малышей очень сложно. Даже специальные аппараты для проверки слуха порой могут выдавать ошибку.Понять наверняка, что у ребенка есть слуховые отклонения, удастся, когда он станет постарше. Достаточно будет попробовать несколько раз позвать ребенка, не находясь при этом в поле его зрения. Если малыш никак не реагирует на голос мамы и папы, скорее всего, он просто не слышит.
Сенсорная алалия или слуховая агнозия
Данная проблема связана с нарушениями в развитии речи и ее распознаванием. Говоря простыми словами, ребенок слышит, но не понимает, что ему говорят.Это как у взрослых людей, не имеющих знаний иностранных языков при общении с французами или испанцами. При такой ситуации можно предположить наличие аутизма, но это не так.
Основная проблема заключается в детском нежелании смотреть в глаза родителям. А ведь именно внимательный взгляд ребенка является залогом правильного речевого развития.
Моторная алалия
Данное состояние затрагивает речевые способности ребенка. Малыш не понимает, как ему произнести слова и звуки на физиологическом уровне. Он не может правильно открыть рот, поставить и повернуть язык. Довольно часто это расстройство сопровождается слуховой агнозией.
Аутизм
Один из страшных вердиктов специалистов для каждого родителя. Дети с аутическим расстройством не откликаются на свое имя, у них проявляются задержки речевого развития, сопровождаемые психоречевым и умственным отклонениями.Такой ребенок не может в звуковом социуме понять, что к нему обращаются. Во множестве окружающих звуков он не способен концентрироваться на определенном голосе. Весь шум нагружает мозг ребенка, и с такой нагрузкой малыш просто не способен справиться.
Вне зависимости от причины отсутствия реакции на собственное имя, диагноз должен ставить только специалист. Он же сможет правильно скорректировать лечение и дать ценные советы родителям.
Как научить ребенка реагировать на имя?
При отсутствии у ребенка реакции на собственное имя затрудняется его взаимодействие с окружающим миром, с другими людьми, детьми. Чтобы такого не произошло, родителям следует проводить комплекс занятий, благодаря которым ребенок научится откликаться, когда к нему обращаются.
Изолированная среда
Прежде всего необходимо научить ребенка распознавать свое имя и откликаться на него в условиях отсутствия предметов, способных отвлечь его внимание, и звуков. Это может быть комната, где нет игрушек, как вариант можно посадить ребенка на кухонный стол, чтобы рядом с ним не было никаких бытовых принадлежностей.
Родителю следует подготовить что-то для поощрения стараний ребенка.Это может быть игрушка, любимый порезанный фрукт или же щекотка, если она доставляет удовольствие ребенку.
Родитель должен сесть рядом и, дождавшись момента, когда малыш отвернется, обратиться к нему по имени. Если ребенок отреагирует, его можно поощрить заготовленной наградой. Если со стороны малыша не последовало реакции, родителю следует громче произнести имя чада, сопровождая голос шуршанием бумаги или пакета, допускается стук по столу. И так надо делать, пока ребенок не повернется и не посмотрит на родителя.
Каждая награда малыша должна сопровождаться словами хваления, что он молодец.Важно научить ребенка откликаться без использования сопроводительных звуков. Дополнительный шум необходим лишь для привлечения внимания.
По времени урок должен занимать порядка 10-15 минут, далее малыш устает, и ему становится скучно.Данное занятие следует проводить каждый день, пока ребенок не научится откликаться на собственное имя в показателе 80% из 100%. Только после этого допустим переход на следующий уровень обучения.
Структурированная среда
Когда ребенок начал откликаться на собственное имя в изолированной среде, занятия переводятся в более шумную обстановку с наличием отвлекающих элементов.
Когда ребенок будет занят игрой, а на заднем фоне слышен звук телевизора, родитель должен сесть рядом с ребенком и обратиться к нему по имени.Если малыш реагирует, его необходимо поощрить. Если реакция отсутствует, родитель должен назвать имя ребенка громче, чтобы тот обратил внимание. Если реакции опять нет, следует громко произнести имя малыша и сопроводить свой голос дополнительным шуршанием бумаги или пакета.
Родителям стоит проявлять терпение.Данный этап обучения для ребенка более сложный, так как ему приходится воспринимать окружающие звуки, при этом умудряться распознавать среди них свое имя. Данное занятие проводится несколько раз в день. Главное, следить, чтобы малыш действительно был сконцентрирован на чем-то, и в этот момент попробовать его позвать по имени.
Отличным результатом является также показатель 80% реакции из 100%.Однако переходить на следующий уровень обучения можно лишь тогда, когда родителю не придется махать руками, привлекая тем самым внимание ребенка.
Неструктурированная среда
На данном этапе ребенку необходимо научиться реагировать на собственное имя при его отдаленном звучании в многообразии шумов. Говоря простыми словами, малыш должен распознавать обращение к себе при отдаленном произношении родителями.
Маме и папе необходимо дождаться, когда малыш будет сосредоточен на игрушке или книжке, и в этот момент, находясь на некотором расстоянии от ребенка, позвать его по имени.Если малыш не реагирует, необходимо попробовать его снова окликнуть, но более громким голосом. Наличие реакции поощряется детской вкусняшкой.
На данном этапе обучения нельзя использовать дополнительные сопроводительные звуки, только произношение имени.Постепенно расстояние между родителями и ребенком должно увеличиваться. Кроме того, эти занятия следует осуществлять не только в домашней обстановке, но и на улице.
Итоговым результатом должно быть 100% из 100%.
Эти занятия базовые. Их необходимо проводить с каждым маленьким ребенком. Даже если малыш откликается на свое имя, следует закреплять его знания и умения. Можно использовать и иные методы обучения, однако выработать их следует вместе с педиатром. Главное, заранее показаться специалистам, таким как отоларинголог и невролог.
Первый проверяет слух, второй определяет наличие задержек развития. Если невролог находит отклонения, он отправляет ребенка на ЭЭГ.
Для дополнительного развития малыша и закрепления всех его приобретенных знаний можно начать посещать логопеда-дефектолога, нейропсихолога, заниматься сенсорной интеграцией.Иногда можно посещать психолога, но если другие специалисты не видят отклонений у ребенка, то и психолог не потребуется.
Источник: vplate.ru