Одна из наиболее часто встречающихся проблем у новоиспечённых мам — нежелание ребенка отказываться от прикорма и садиться наконец за стол, кушая с помощью столовых приборов самостоятельно. Особенно насущным становится данный вопрос, если срок овладения таким навыком уже подходит по возрасту малыша.
Как правило, к году ребенок начинает жевать и кусать твёрдую пищу. К 1.5 годам он становится полноправным обладателем своей ложки, уверенно держит её и зачерпывает ею суп.
Но что же делать, если малыш уже давно переступил годовой порог, но до сих пор продолжает кушать с маминых рук, и каждая попытка усадить его за стол заканчивается провалом?
Возможные причины, почему ребёнок не начал есть самостоятельно:
1. Вы боялись, что малыш подавится твёрдой пищей, и каждый раз перемалывали её в кашицу? Увы, теперь ребёнок не хочет есть самостоятельно. Он просто привык к своему рациону и не хочет с ним расставаться.
2. Время. «Всему своё время» — гласит известная пословица. Если ребенку менее 1.5 лет, вполне возможно, что его «время» еще не пришло. Каждый ребенок индивидуален, и абсолютно нормально в каких-то навыках отставать от сверстников, а в каких-то, напротив, перегонять их.
3. Конституция тела. Кому-то достаточно горсти салата, политого оливковым маслом, а кому-то и куска мяса с гарниром и холодным блюдом на аперитив будет недостаточно для насыщения. Возможно, ваш ребёнок из числа тех счастливцев, что предрасположены есть чуть меньше, чем требуется. Или же он может быть просто не голоден. Во всяком случае не заставляйте малыша кушать насильно.
Он должен проголодаться, чтобы инстинкт потребления пищи начал работать в полной мере.
4. Ваша напористость. Из предыдущего абзаца вытекает то, что навязчивое желание накормить ребёнка лишь усугубляет проблему. Он запоминает ваши слёзные просьбы съесть блюдо или повышение тона на него, а после воспроизводит «застольные» воспоминания в негативном контексте. Не нужно заставлять ребёнка есть, если он не хочет. Захочет — сделает всё, чтобы получить желаемое.
5. Психологическая травма или невротические реакции. Возможно, во время приёма пищи малыш испугался — услышал громкий крик или подавился. Негативные эмоции остались в памяти, поэтому теперь малыш может принимать пищу только из рук мамы.
6. Слишком нежное воспитание. Представьте, что вы долгое время жили в своей зоне комфорта, вам всё было доступно, вас кормили «с ложечки», любовь и уют были с вами на протяжении всего дня. И вы ничего для этого не делали. А теперь у вас это отняли и сказали, чтобы вы сами предприняли какие-то действия. Сложно?
Вот и малышу сложно. Ему нужно время, чтобы выйти из зоны своего комфорта, где он спокойно жил и рос. Дайте ребенку немного времени и мотивируйте его на самостоятельный прием пищи. 7. Затяжное грудное вскармливание. Одна из самых часто встречающихся причин, почему ребенок не хочет есть самостоятельно.
Прикорм должен начать вводиться в рацион малыша не позднее 6-месячного возраста, а к году обычная пища должна составлять 90% от общего пищевого довольствия. Грудное молоко в этом возрастном периоде может быть дополнением к приему пищи, а также ночным докормом. В противном случае, если ГВ является основной едой для малыша в год, то вас ожидают не только проблемы с самостоятельным приемом пищи, но и отказ от потребления многих важных для гармоничного роста и развития продуктов питания. Решить данную проблему можно (и нужно) постепенной заменой грудного молока на обычную пищу. В случае, если «свернуть» ГВ не получается, лучше всего проконсультироваться со специалистом.
Проблемы, которые лучше продиагностировать у специалиста:
1. Психологический конфликт. Ребёнок не хочет есть самостоятельно в год из-за созданных в голове барьеров, обеспеченных родителями в первый год жизни малыша. Он жадно запоминает все привычки родителей, их приверженности, например, к здоровой пище или ненависть к мясу и т.д. Лишь тщательная беседа родителей со специалистом может помочь разрушить эти барьеры.
2. Руминация — особый вид рвотного рефлекса у детей грудного возраста. Он характеризуется обратным заглатыванием рвотных масс, при этом тошнота не отмечается. Если же рвота продолжается, приём пищи сопровождается неврозом. У таких детей также отмечается повышенная чувствительность желудка.
Поэтому лучше обратиться ко врачу как можно скорее и выявить нарушения в работе пищеварения. Специалист подберет индивидуальный план питания для малыша и выявит его непереносимость к различным блюдам.
3. Полный отказ от пищи. Опять же, это связано с нарушенной психикой ребёнка. Характеризоваться может как протест в сторону родителей, ненавистью к определённым продуктам питания, нежеланием менять вид пищи (затяжное ГВ) и т.д.
4. Плохое самочувствие. Ребёнок не хочет есть самостоятельно не из-за собственных капризов, а из-за болезни. Постарайтесь как можно скорее отвести его ко врачу, чтобы длительное недоедание не привело за собой новых проблем.
Как помочь малышу научиться есть самостоятельно?
Существует множество способов сделать так, чтобы ребёнок захотел есть сам. Главное убедить его в том, что он находится в достаточно комфортной для него обстановке. 1) Привлеките его к самостоятельному преодолению сложившейся проблемы. Не усложняйте себе жизнь — пусть ест, когда действительно этого хочет. 2) Обязательно учитывайте его индивидуальные предпочтения.
Разве мы едим то, что нам не по душе? Нет. Вот и ребёнок ест то, что ему нравится. Конечно, это не повод кормить малыша «вредной» едой, придите к консенсусу в этом вопросе. 3) Сопровождайте приём пищи небольшими интерактивами: игры «за маму, за папу», «самолётик летит» и т.д. Можете придумать всё, что пожелает ваша фантазия.
Только помните – ребенок в этот момент должен хотеть есть. 4) Украшайте блюда, покупайте разноцветную посуду. Например, теплые оттенки красного, желтого, оранжевого побуждают к приему пищи. Все оттенки голубого – тоже. Таким образом малыш будет ассоциировать приём пищи с позитивом, а это значит, что ему будет комфортно есть самостоятельно.
5) Сажайте за стол, когда кушаете сами. Малыш должен привыкать к семейным обедам. Предлагайте поначалу не стандартную порцию, а микро-. Например, кусочек огурца, хлебец или яблочко. Постепенно переводите за «общий» стол.
6) Не создавайте множественные перекусы. Попробуйте соблюдать режим питания. В год ребенку вполне хватает завтрака, обеда, полдника и ужина. В этом возрасте не исключают и одно ночное кормление. Если в промежутках между приемами пищи вы докармливаете малыша (фрукты, хлебобулочные изделия, молочная продукция и т.д.), не удивляйтесь, что за завтраком он не ест кашу, а за обедом — суп.
7) ГВ «по требованию» также, как и предыдущий пункт, не дает вам возможности приучить ребенка к самостоятельному приему пищи. Малыш уже сыт маминым молоком, поэтому куда менее вкусный суп навряд ли вызовет у него интерес.
Другая ситуация, если ребенок действительно был бы голоден к обеду, ведь с завтрака прошло более 3-х часов… Интервалы между приемами пищи (в т.ч. и грудное молоко) обязательно должны быть, особенно если ребенку уже более года. 8) Очень важно вырабатывать правильные пищевые привычки. Постарайтесь готовить здоровую (но вкусную) пищу и предлагать ее малышу.
Начинать делать это необходимо как можно раньше. Важно помнить, что придумывание проблем и самостоятельная постановка диагноза лишь навредят в деликатном вопросе питания ребенка. Разговор с грамотным специалистом всегда будет более эффективен, нежели самостоятельное лечение, и с большей долей вероятности поможет решить детское пищевое расстройство быстрее и проще.
Источник: altera-vita.ru
В каком возрасте учить ребёнка есть ложкой и как это делать?
Обычно родители кормят детей с ложки не из умиления, а из практических соображений: так быстрее и чище. Педиатр Ольга Кулакова объясняет, в каком возрасте ребенок сам может справиться с едой ложкой и вилкой и можно ли как-то ускорить этот процесс.
Вопрос. Дочке уже 1,5 года, а у нее никак не получается самостоятельно есть ложкой. К какому возрасту ребенок должен научиться пользоваться столовыми приборами? И есть ли способы его научить?
Ответ. Первое знакомство ребенка с ложкой начинается еще на первом году жизни и совпадает по времени с началом введения прикорма. В 6–7 месяцев ребенок может начать проявлять интерес к ложке как к предмету. Это повод купить еще одну детскую ложечку и положить её рядом с тарелкой. Пусть ребенок вертит ее в руках, рассматривает и пробует использовать по назначению.
В возрасте примерно 9 месяцев ребенок может начать самостоятельно брать ложку в руки. Но это не значит, что он сможет зачерпывать пищу и подносить ее ко рту. Скорее это про то, что ребенок пытается скопировать движения взрослых.
Полноценно ложку ребенок обычно осваивает примерно к полутора годам. Но и здесь важно помнить, что все очень индивидуально. Кто-то уже в год отлично орудует ложкой, а кого-то и в два года все еще кормят родители. И переживать, что ребенку больше года, а он все еще только учится и у него не получается, не стоит.
Ни в коем случае не нужно принуждать детей осваивать эту науку. Агрессивное обучение может вызвать обратную реакцию: ребенок больше не захочет брать в руки столовые приборы.
Как научить ребенка пользоваться ложкой:
- Посадите его за общий стол, пусть он наблюдает за тем, как едят члены семьи.
- Не докармливайте ребенка насильно. Позвольте ему есть руками. Кашу и суп он так есть не сможет — ему придется попробовать освоить ложку.
- Чаще играйте с ним в сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок кормит свои игрушки с ложки.
В этом возрасте ребенок активно копирует поведение своих близких, и важно, чтобы он видел, как вся семья ест столовыми приборами.
Пользоваться вилкой дети учатся примерно к трем годам: в этом возрасте они уже понимают, что вилка — острый предмет и ею можно пораниться.
Обращайте внимание, как ребенок захватывает столовые приборы:
- В 1–2 года он держит ложку в кулаке посередине ручки.
- К двум годам — ближе к широкой спинке.
- С трех лет он может начинать удерживать ложку уже тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Рано или поздно ребенок самостоятельно возьмет ложку и вилку как положено
Детям отведены большие временные интервалы для приобретения тех или иных навыков развития. Например, одни дети могут научиться ходить в 9 месяцев, а другие — к полутора годам, и то и то будет нормой. Та же история и со столовыми приборами: один ребенок может ими заинтересоваться в 7–8 месяцев, другой — в 9 месяцев или уже после года. Все это варианты нормы.
Однако к двум годам ребенок в норме должен взять ложку и попытаться есть самостоятельно. Это не значит, что он съест весь суп в тарелке, но хотя бы несколько ложек он должен суметь донести до рта.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Подготовила стажер Анастасия Широкова. Фото на обложке: Shutterstock / FotoDuets
Источник: mel.fm
Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно
Почему важно научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?
Навык кушать самостоятельно — один из этапов развития. Умение есть ложкой свидетельствует о том, что малыш способен не только накормить себя сам, но и выполнить достаточно тонкую и скоординированную работу — взять прибор так, чтобы еда не упала с нее, и поднести четко ко рту, чтобы пища попала в пункт назначения. Для этого ребенок должен уметь контролировать и управлять мышцами руки и своими пальцами. Помимо этого, есть ложкой самостоятельно — это один из навыков самообслуживания, по которому можно оценивать уровень нервно-психического развития.
Чему должен научиться малыш, прежде чем будет готов есть ложкой самостоятельно?
- берет еду руками;
- учится накалывать продукты на вилку (если родители используют этот столовый прибор);
- начинает пробовать зачерпывать еду ложкой.
С началом прикорма при наличии пищевого интереса ребенок стремится взять в руку то, что лежит у него на тарелке. Малышу важно изучить продукт, исследовать его текстуру, форму, консистенцию. Чуть позже ему становится понятно, что этот продукт можно положить себе в рот. Сначала движения неловкие, малыш зачерпывает еду всей ладонью и точно так же пробует себя кормить.
Важно
Чуть позже, через несколько недель, у ребенка появляются первые предпосылки к щипковому захвату: малыш берет кусочки несколькими пальцами. И затем уже появляется захват большим и указательным пальцами — важный навык для того, чтобы научиться держать ложку.
Освоив это умение, малыш начинает проявлять интерес к столовым приборам, которыми его кормят. Более простым предметом для малыша является вилка: стоит лишь прицелиться, наколоть кусочек на зубчики, чтобы тот не упал, и поднести еду ко рту.
Кушать ложкой сложнее: ребенку необходимо не только зачерпывать еду, но и доносить ее содержимое до рта, а это непросто. Поэтому этот навык может появиться позже, но тренироваться и развивать его однозначно необходимо.
В каком возрасте рекомендуется научить ребенка кушать ложкой?
Ребенку необходимо давать в руки ложку, как только появится интерес к ней. Как минимум до года малыш должен пробовать держать ложку сам, пытаться зачерпывать пищу и нести ее в рот. Конечно, в возрасте 8–9 месяцев не стоит ждать аккуратной трапезы, но важен сам факт приложения усилий и интереса со стороны ребенка.
Ближе к году стоит постепенно начинать учить малыша обращаться с этим столовым прибором. Нужно показывать, как правильно держать ложку, давая ее ребенку в каждое кормление, придерживая и направляя движения его руки. Сначала это будет упрощенный вариант, когда ложка захватывается сверху всей ладошкой.
Как научить ребенка есть ложкой и что для этого нужно?
Нередко удобные столовые приборы помогают быстрее освоить навык кушать самостоятельно.
Первая ложка должна быть безопасной и удобной. В качестве материала лучше всего подойдет пластик, резина или силикон. Кому-то и легкие металлические приборы приходятся по душе. А вот от ложек из керамики лучше отказаться — этот материал легко разбивается.
Очень важна эргономика, что очевидно: научить ребенка кушать ложкой самостоятельно гораздо проще, если ему удобно обращаться с ней. Основание (черенок) ложки должно удобно лежать в руке, не выскальзывать (например, прорезиненная основа), быть довольно коротким по длине. Немного изогнутая рукоять позволяет не проливаться еде и успешнее доносить ее до рта. Черпак у ложки лучше выбирать достаточно широкий, чтобы удобно было набирать еду, но комфортный по размеру для конкретного малыша.
Полезные советы, как научить ребенка есть ложкой
Старайтесь не оттягивать момент введения кусочков в рацион. У ребенка возникает интерес к той еде, которую удобно брать в руки, «пюрированные» продукты к ним не относятся. Сейчас в интернете и на полках книжных магазинов огромное множество информации о правильной подаче различных продуктов, т.е. о том, как нарезать или измельчить тот или иной продукт, чтобы ребенок мог при желании взять его руками и положить себе в рот, но при этом не подавиться.
Когда малыш начинает проявлять интерес к столовым приборам и выхватывать их из рук того, кто его кормит, можно попробовать дать ему собственную ложку (пластиковую или силиконовую). Так вы решите сразу две задачи: сможете научить ребенка держать ложку, а также отвлечете его внимание, чтобы он не мешал себя кормить.
Очевидный факт
ребенок не научится есть самостоятельно, если он не будет пробовать этим заниматься. Чем дольше родители не дают малышу ложку в руку, тем позже этот навык будет освоен. Конечно, гораздо быстрее (и чище) покормить ребенка взрослому, но это «медвежья услуга». Считайте эту трату времени «инвестицией» в самостоятельное будущее вашего чада.
Будьте готовы к тому, что научить ребенка кушать ложкой не так просто, как кажется, и первое время у него будет не получаться: еда будет в радиусе нескольких метров от стола, а малыш грязным. Используйте нагрудники (удобнее в уходе силиконовые или на клеенчатой основе), надевайте на малыша одежду, которую не жалко, или же сажайте в одном подгузнике, чтобы после трапезы просто помыть ребенка, а не стирать ворох вещей.
Есть ложкой — непростое занятие, которое требует концентрации внимания. Поэтому откажитесь от мультфильмов во время еды.
Для начала освоения навыка лучше предлагать более густые по консистенции блюда: рис (плов), пюре, вязкая каша. Пусть малыш оттачивает умения с минимальными «потерями» еды (мамам так тоже будет спокойнее).
Не давайте играть с ложкой, особенно вне приема пищи или за пределами кухни (столовой). Ложка должна ассоциироваться именно с процессом кормления, а не с играми.
Чтобы научить ребенка есть ложкой, нужно быть терпеливым, добрым и понимающим родителем. Не ругайте малыша за неаккуратность. Поверьте, он не роняет еду из ложки только ради того, чтобы позлить вас. Он учится. А лишние упреки, критика и крики могут вызвать страх и отвращение и к процессу кормления в частности, и к еде в общем.
Хвалите ребенка за самые маленькие успехи. Смиритесь, что далеко не сразу малыш начнет быстро и ловко орудовать ложкой. Но рядом со спокойным и уверенным взрослым любой навык осваивается быстрее. Все обязательно получится!
Источник: www.huggies.ru