Во сколько в садике тихий час

В СанПинах, регулирующих распорядок дня в российских детских садах, 2-2,5 часа отводится на обязательный дневной сон. Дети, которые спать не хотят, не могут дождаться, когда «пытка лежанием» закончится и снова разрешат играть. Насколько необходимо заставлять детей спать? В поисках ответа на вопрос Педсовет обратился к опыту садов США и мнению кандидата психологических наук, сомнолога Алексея Мелехина, который знает американскую систему дошкольного образования изнутри.

Зачем нужен «тихий» час

Алексей Мелехин считает, что отношение ребенка к дневному сну зависит от когнитивно-поведенческих моделей в голове у родителей, психологического благополучия в семье. Условно говоря, сон ребенка — это сон матери, а сон матери — это поддержка мужа и других членов семьи. Бывает, что родители искусственно заставляют малыша спать, по привычке считая это правильным. Но по маме видно, что она уставшая и тревожная. Ребенок это считывает и спать не хочет, потому что он гиперстимулирован.

Алексей Мелехин:

«Надо понимать, что современные дети настолько взбудоражены сенсорными перегрузками, ярким светом, гаджетами, определенными продуктами питания, тревогами и родительскими сверхтребованиями, что они отказываются от дневного сна, потому что не могут справиться со всем этим накалом. И поведение взрослых здесь, конечно, играет огромную роль».

Задача взрослых в саду и дома — способствовать поддержанию определенного расписания дня ребенка, необходимого для переключения с гипервозбуждения на спокойный режим. Так, в детских садах после приема пищи идет какая-то размеренная деятельность:

  • порисовать;
  • умыться;
  • полепить;
  • полистать книжку с картинками.

Эти поведенческие ритуалы учат ребенка произвольной и эмоциональной регуляции, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни.

Дневной сон у дошкольников решает сразу несколько важных задач:

  • упорядочивает эмоциональные впечатления;
  • помогает обработать полученный когнитивный (учебный) опыт;
  • разгружает нервную систему;
  • запускает в головном мозге работу глимфатической системы, которая поддерживает иммунитет.

Люди, которые ходили в отечественный детский сад, хорошо помнят, как с полудня до 15:00 все дети обязаны были спать, даже если им этого не хотелось. В садах США все устроено иначе.

Ольга Браун, мама Насти и Макса, живет в Америке много лет. Она рассказывает, что ее дети вообще не знают, что такое «тихий час» в саду. Сын и дочка ходят в детский сад при церкви (распространенная система в США), где с ними занимаются всего несколько часов в день — с 9:00 до 12:00. В это время их не кормят и спать не укладывают.

Но дети, которые остаются в «daycare» на полный день, делятся на две группы — тех, кто спит после обеда, и тех, кого спать не заставляют:

«В начале года воспитатели кладут спать всех, а потом смотрят по ситуации — есть дети, кому правда нужно поспать днем, и дети, которые просто не засыпают. Их так и разделяют по комнатам. Такой обязаловки, какая была в нашем детстве, здесь нет».

Другая молодая мама, Ксения Гонзалез, говорит, что в американских садах разрешается спать не во время «тихого часа», а вообще когда хочется:

«Я часто видела такое, что все проснулись, а кто-то один спит, и его не трогают. Да, никто не будет специально вести себя рядом с ним тихо, но если сквозь крики-вопли других детей он спит, его не будят».

«Для тех, кто не спит»

Дети, которые отказываются от дневного сна, во время сончаса тихо играют или помогают воспитателям с простыми делами. Каждый из малышей живет в своем ритме.

В младших группах общего режима дня нет вообще, он появляется у детей постарше. Учителя (в американской практике не принят термин «воспитатель») всегда подстраиваются под ребенка и его потребности, наблюдают.

Если решение относительно сна принимают за ребенка, то делают это для его же пользы.

Павел и Франческа Гонзалез, начали ходить в сад полного дня при Минобороны США еще до года. И идея спать днем их не слишком вдохновляла.

Ксения Гонзалез:

«Младшая, Франческа, у нас очень активная… Она не хочет спать, кричит. Учителя быстро поняли, что, если ее не уложить, это приведет к истерике. Поэтому они хлопают по спинке, гладят, читают что-то специальное, чтобы убаюкать. Но если ребенок не хочет спать и ему это не вредит, его оставят в покое: не хочешь — не надо».

Система исключений из правил работает в американских садах безукоризненно. Например, в группу нельзя приносить игрушки из дома, но если есть игрушка, с которой ребенок чувствует себя спокойнее, то можно.

Читайте также:  Симаева невролог Ростов-на-Дону где принимает

Ксения Гонзалез:

«Свои вещи приносить нельзя, потому что все теряется. Но если ребенок не спит во время сончаса и конкретная игрушка поможет ему уснуть или сидеть тихо, — приносите».

Не все дети, отказавшиеся от дневного сна, готовы спокойно сидеть несколько часов и тихо играть. Неспящий ребенок, который нарушает порядок во время тихого часа, может оказаться и за пределами сада.

Ксения Гонзалез:

«Павлу в какой-то момент не хотелось тихо сидеть и играть два часа. Был период, когда я сидела и ждала — позвонят мне из сада или нет. Потому что ребенку становилось скучно, он начинал бегать, кричать, будить других детей. В результате мне звонили, просили его забрать и успокоить».

К крайним проявлениям нарушения тишины в садах США действительно нетерпимы, но и «на цыпочках» ходить не принято.

НЕтихий час

В грудничковых группах полного дня никогда не бывает тихо. Кто-то спит, кто-то «гулит» и «агукает», кто-то проснулся и плачет. Да и в старших группах об абсолютной тишине говорить не приходится. Бодрствующие дети разговаривают между собой и с учителями.

Хорошо еще, если в саду несколько помещений, но часто бывает так, что сад умещается в одной комнате-трансформере. Тогда пространство зонируют, и ребята играют в нескольких метрах от своих спящих одногруппников.

Впрочем иногда учителя «шумят» даже намеренно.

Ксения Гонзалез:

«Учителя включают детские колыбельные. Это работает, как белый шум, но музыка очень громкая. Если нужно что-то кому-то сказать, приходится кричать, потому что по-другому не слышно. Загадочным образом детям это не мешает».

Алексей Мелехин подчеркивает, что тишина и покой во время сна ребенку нужны, но заключаются они в том, чтобы не было резких стимуляторов — ярких световых вспышек, резких запахов и голосов:

«Подобные явления приводят к тому, что ребенок начинает перевозбуждаться, у него появляются раздражительность, истерики, плаксивость и даже нарушения пищеварения: запоры, диарея».

Спать в обуви — why not?

История о том, что в американских садах детей кладут спать в обуви, похожа на легенду. Но сын и дочка Ксении Гонзалез действительно в ней спят. Руководство сада при Минобороне США объясняет это соображениями безопасности: в случае эвакуации нет времени обувать ребенка, поэтому на всякий случай лучше уложить его прямо в ботинках.

Алексей Мелехин сон в обуви не поощряет:

«Когда на ребенке надета обувь — это говорит о том, что надо не спать, а бежать что-то делать или играть. У малыша появляется тревога ожидания. Развивается, как это раньше называлось, „военный невроз“. А здоровый сон — это регрессия, это сигнал „я в порядке“, приятные ощущения в теле. Поэтому обувь во время сна нежелательна».

Но здесь снова вступает в силу система американского детского сада: у нас есть правила, но при необходимости мы сделаем исключение.

Ксения Гонзалез:

«Моей Франческе сейчас почти два года. Ее не заставишь спать в обуви. Если она сама снимет ботинки, что с ней сделать? В случае эвакуации, если она порежется, у меня не должно быть претензий, потому что дочь сама так решила».

Ольга Браун с детским сном в обуви не сталкивалась, но про это явление слышала не раз:

«Я думаю, это зависит от садика, от организации, менеджмента. Кажется, такое не так часто встречается. Тем не менее, мне про это периодически говорят».

Современная реальность американских детских садов такова, что учителя применяют гибкий подход и подстраиваются под потребности каждого малыша, пытаясь при этом соблюдать режим дня. Поэтому, хоть сад и американский, в отношении организации «тихого часа» на ум приходит старая русская поговорка: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Распорядок дня в детском саду: расписание прогулок, занятий и приемов пищи

Распорядок дня в детском саду для всех возрастных групп детского сада строится по нормам СанПиH, и рассчитан на 12-часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Распорядок дня в дошкольном учреждении — это строгая, вплоть до минут, последовательность прогулок, приемов пищи, занятий, игр и дневного отдыха.

Благодаря подобной регламентированности распорядка дня в детском саду у дошкольника вырабатывается дисциплинированность, любовь к порядку, умение распоряжаться собственным временем, что в будущем облегчит адаптацию к школе.

В дошкольных учреждениях нашей страны принято деление детей на группы по возрастам. Так, группа раннего возраста — от 2-х до 3-х лет; младшая группа — 3-4 года; средняя группа — 4-5 лет; старшая группа — 5-6 лет; подготовительная группа 6-7 лет.

Однако, вне зависимости от возраста дошкольника распорядок дня в детском саду начинается с 7 утра, когда воспитатели принимают детей, и с 8 утра «рабочий день» в детском саду начинается.

Приблизительный распорядок дня дошкольника

7.00—8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 — Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Прогулка
18:00 — Ужин
19.00 — Уход детей домой

Читайте также:  Не важно какая погода на улице

Как видно из расписания, по рекомендациям СанПиН для воспитанника детского сада предусмотрено четырехразовое питание, с интервалом 4 часа между приемами пищи, также есть две прогулки, одна из которых во второй половине дня (время которых может сокращаться ввиду погодных условий), кроме того, обязателен дневной сон, и, конечно же, есть время для занятий и игр.

Стоит отметить, что в распорядке дня каждой группы в детском саду есть небольшие различия, которые учитывают возрастные особенности детей.

Например, если длительность занятия в младшей группе детского сада составляет всего 10 минут, то дошкольники старшей и подготовительной группы занимаются по 20-30 минут, что приближено к школьным занятиям. То же самое относится и к подготовительным моментам и сборам — ребятам постарше нужно меньше времени, чтобы одеться к прогулке, или помыть руки перед обедом.

Далее мы рассмотрим несколько важных пунктов из распорядка дня в детском саду подробнее.

Занятия в детском саду

Как было сказано выше, продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Занятие в младшей группе длится 10 минут, 15 минут в средней, 20—30 минут в старшей и подготовительной.

На этих занятиях дошкольник узнает много нового, начинает формировать свой кругозор, знакомится с основами письма и математики. Если детский сад специализированный, с определенным уклоном, то в расписании могут присутствовать и дополнительные занятия. Также расписание в средней и старшей группе может включать дополнительные тематические занятия и развивающие кружки.

В детском саду регламентировано не только время занятий, но и их распределение в течение дня. Расписание составляется с тем, чтобы дети не только не переутомлялись, но и максимально задействовали свою активность.

Так, занятия, требующие повышенной концентрации внимания, проводят в первой половине дня, между 9 и 12 часами, все остальные — во второй половине дня, между 16 и 18 часами. Занятия, требующие усидчивости и внимания, чередуются с подвижными играми и гимнастическими разминками.

Кроме того, наиболее сложные предметы, такие как основы математики и письма, развитие речи ставят в расписании в первые дни недели, когда дошкольники наиболее собраны, для остальных (музыкальные занятия, рисование и т.д.) обычно отводится вторая половина недели.

Приемы пищи

Основными приемами пищи в детском саду являются завтрак, обед, полдник и ужин, если ребенок находится в детском саду до 19:00.

Во всех дошкольных учреждениях, вне зависимости от их направленности, приемы пищи в расписании стоят примерно в одно и то же время: в 8.000-8. 30 завтрак, в 12.00-13.00 обед, в 15.00-15.30 полдник, в 18.00 ужин.

В распорядке дня по СанПиН каждому приему пищи предшествует подготовка: дети моют руки и рассаживаются за столики. Время на эту подготовку также регламентировано и сокращается в зависимости возрастной группы.

Прогулки и тихий час

Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.

Дети из группы раннего возраста выходят на прогулку раньше других, в 9.00- 9.30. Также увеличен тихий час — малыши спят в среднем с 12.30 до 15.00.

Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.

Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.

Игры, совместные и самостоятельные занятия

Игры и совместные занятия очень важны для детей. Они учат детей общаться, развивают творческое мышление и фантазию. Во время совместных занятий группа детей выполняет задания, предложенные педагогом, таким образом дошкольники учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки.

Для самостоятельных игр и занятий отводится в общем три часа, что позволяет ребенку уделить время и своим интересам. Играют дети в оставшееся время в столь плотном расписании: до утренней гимнастики, до и после занятий, во время прогулки.

Источник: dailybaby.ru

Режим дня в детском саду

Воспитание детей

Автор Рима На чтение 5 мин. Просмотров 12k. Опубликовано 31.05.2014

rezjim-v-detskom-sadu1

Режим в детском саду для всех детей одинаковый. Поэтому если дома вы привыкли спать до обеда, не укладывать ребенка в сончас и кушать, когда вам захочется, то перед поступлением в дошкольное учреждение необходимо максимально приблизить домашний режим дня к режиму в детском саду. Это поможет ребенку в адаптационный период.

Обычно трехлетки легко переносят адаптацию к детскому саду. В этом возрасте они уже готовы общаться со своими сверстниками и другими взрослыми и получать новые знания. Воспитываясь дома, ребенок не получает необходимого социального общения. К тому же в детском саду занятия с ребенком проводятся по специальной программе, соответствующей его возрастным особенностям.

Читайте также:  Что значит во сне кататься на мотоцикле

В коллективе сверстников ребенку намного проще учиться общению или получать навыки самообслуживания, глядя на других деток. А для того, чтобы ваш ребенок еще легче перенес период адаптации, нужно месяца за 2-3 приучать его к режиму. Дома очень сложно соблюдать жесткий распорядок дня. А в детском саду он построен оптимально для маленького человека и способствует его физиологическому и психологическому развитию.

Режим в разных детских садах может отличаться, но принцип его везде одинаков.

Примерный режим дня в детском саду

примерный режим дня

Постоянным в распорядке дня остается прием пищи и сончас. Прогулка зависит от погодных условий и времени года. Если погода плохая, в это время проводятся игры или занятия. В некоторых садиках есть еще и второй завтрак.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите ТЕСТ НА НАШЕМ САЙТЕ и узнайте нужно ли что-то менять

Также читайте на нашем сайте: Опыт веков или как растить счастливых людей

Требования к режиму дня в детском саду по СанПиН

Четырехразовое питание детей организуется в помещении группы. Интервал между приемами пищи не более 4-х часов. Более подробно о режиме питания, рационе и меню смотрите здесь.

2 раза в день организуется прогулка: в первую половину дня и после сончаса, что в общей сложности составляет 3 — 4 часа. При температуре ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Дневной сон для детей от 3 до 7 лет составляет 2 — 2,5 часа. Во время сончаса присутствие воспитателя в спальне обязательно. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных и эмоциональных игр и занятий.

Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет должна занимать не менее 3 – 4 часов в день. Сюда относятся самостоятельные игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена.

Все помещения должны ежедневно проветриваться. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В присутствии детей допустимо проветривание только в теплое время года без сквозняка. При проветривании температура воздуха не должна опускаться более чем на 2-4°С.

Смена постельного белья проводится не реже одного раза в неделю.

Вы уже выбрали, что подарить малышу на Новый год? Чем обрадовать и удивить любимого кроху? Семейный праздник Новый год — это возможность подарить ребенку яркие эмоции от совместных развлечений. Пусть малыш запомнит на всю жизнь эти волшебство и сказку! Лучшие новогоднее поздравление малышу — персональное интерактивное поздравление!

Режим дня в детском саду

Один из отзывов заботливого дедушки: «Внучка была ещё совсем маленькой, когда я купил ей самый первый диск. Сказать, что это волшебно — не сказать ничего! Детёныш с открытым ртом сидел и верил, что это правда Дед Мороз с ней разговаривает. Покупал каждый год и ни разу не пожалел. Сейчас уже, конечно, подросла и удивить Дедом Морозом её сложно… Спасибо вам, что смогли подарить малышу на Новый год сказку!»

Скачайте серию в подарок к Новому году и вы увидите как много счастья получит ваш ребенок от просмотра сказочно-игрового сюжета! Посмотрите все необычные варианты новогодних поздравлений малышу ЗДЕСЬ !

Организация занятий

zanyatiya-v-detskom-sadu

Обязательно для гармоничного развития ребенка в режим дня по СанПиН включаются развивающие занятия, которые впоследствии служат и подготовкой к школе.

Также читайте на нашем сайте: Игры с детьми 3 — 4 лет дома

Занятия в детском саду ведутся по основным направлениям:

  • музыкальные;
  • физкультура;
  • изобразительное искусство;
  • занятия на развитие мелкой моторики;
  • занятия на развитие речи;
  • знакомство с начальными математическими знаниями.

Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и чередуются с физкультурными и музыкальными занятиями, чтобы избежать переутомления ребенка.

Непрерывная длительность образовательного занятия дошкольника не превышает:

  • 10 минут для детей 3 — 4 лет (младшая группа);
  • 15 минут для детей 4 — 5 лет (средняя группа);
  • 20 минут для детей 5 — 6 лет (старшая группа);
  • 30 минут для детей 6 — 7 лет (подготовительная группа).

В день проводится не более 3-х занятий. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Занятия по физическому развитию

sportivnye-zanyatiya

Занятия по физическому развитию проводятся не менее 3-х раз в неделю. Их длительность составляет от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Летом такие занятия рекомендуется проводить на открытом воздухе.

Помимо занятий по физическому развитию используются и другие формы двигательной активности: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, в некоторых детских садах — занятия на тренажёрах, плавание и др.

Утренний прием детей

Прием детей должен проводиться воспитателями и (или) медицинскими работниками. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание не принимаются. Если ребенок заболел в течение дня, его изолируют от здоровых детей (размещают в медицинском помещении) до прихода родителей или их госпитализации с информированием родителей.

Источник: be-happywoman.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today