Во сколько звонят колокола в церкви ежедневно

Впервые века христианства Церковь часто подвергалась гонениям и не имела возможности открыто призывать верующих на службы. Верующие были уведомлены о времени богослужений при личном контакте или от председательствующего духовенства по окончании богослужений. После того как гонения прекратились, возникли различные средства объявления богослужений, но предпочтительным способом стал колокольный звон.

Молитва, которая спасает от бесовских нападений, именно её Пресвятая Богородица сказала написать на стенах дома преподобному Елеазару Анзерскому. Какую? Переходи по ссылке в наш телеграмм канал и защите свою семью и свой дом, https://t.me/molitvaikona/7238 .

Хотя колокола известны с древности, первое использование колоколов в христианском контексте было в Западной Европе. Традиция, хотя, возможно, и неточная, приписывает изобретение колоколов в конце четвертого века святому Павлину Ноланскому. Однако в Европе нет записей об использовании колоколов в религиозных целях до начала седьмого века.

Влог. Звон Колоколов. Предпраздничный.

Колокола стали использоваться в восточной греческой церкви в 865 году, когда дож Венеции подарил императору Михаилу двенадцать больших колоколов. Эти колокола были подвешены на башне возле собора Святой Софии.

Колокола были завезены на Русь почти одновременно с Крещением Руси в 988 году, попав к восточным славянам через Западную Европу. Эти колокола, как правило, были небольшими. Однако к четырнадцатому веку появились колокольные литейные заводы, производившие очень большие колокола. Самый большой из отлитых тогда колоколов — Царь-колокол, стоящий у основания колокольни Ивана III Васильевича (Ивана Великого) в Московском Кремле. Этот колокол весит 202 тонны.

Так какую же молитву принято проговаривать, когда мы слышим звон?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Когда слышите звон, принято читать молитву «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Сам по себе этот текст — задостояник праздника Благовещения, то есть песнопение, которое в этот день во время Божественной литургии поется вместо «Достойно есть», заменяет его.

Звонари же, согласно указаниям Типикона, во время благовеста читают Псалом 50 или Непорочны, то есть псалом 118, который так называется по первым словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…»

Молитва – путь к обновлению и духовной жизни. Сначала это всего лишь искра, но позже она становится огнем, освобождающим и заряжающим энергией нашу душу.

Источник: dzen.ru

Время Церкви: Часы

Где, когда и почему можно позвонить в церковные колокола

П осле Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы — это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом — по три), а также песнопения, связанные с днем недели, с памятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.

Читайте также:  Как связать детские варежки без пальчиков

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте. И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм (Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год — накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения — Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя.

Источник: www.mgarsky-monastery.org

Эй вы, там, наверху! В России веками звонили в колокола. На Пасхальной неделе это может сделать каждый

С 24 по 30 апреля православные христиане празднуют Пасхальную неделю — радуются, едят куличи, крашеные яйца и звонят в колокола. Звонить в колокола в эти дни могут все желающие, есть даже такая поговорка: «В Светлую седмицу кто не звонарь». Традиция колокольного звона сопровождала русского человека от рождения и до самой смерти. Под него новорожденного крестили, молодоженов венчали, а покойников несли на погост. О традициях и правилах колокольного звона, о личном опыте и незабываемых ощущениях читайте в пасхальном материале «Ленты.ру».

Читайте также:  Как открыть вино подручными средствами

Колокола на христианских церквях появились в глубоком Средневековье. По одной из легенд, пустынник и основатель отшельнического монашества Антоний Великий, живший в III-IV веке, собирая средства на восстановление монастыря, звонил в колокольчик, чтобы люди понимали: идет монах, и надо что-то ему пожертвовать.

Металлический церковный колокол IX века в музее города Кельн

По другой версии, епископ Павлин Ноланский веком позже увидел вещий сон. В нем ему явилось замысловатое изделие, по форме напоминающее купол, внутри которого болтался язычок, издававший при ударах о стенки весьма приятные звуки. Проснувшись, епископ распорядился немедленно отлить колокол из меди и повесить его у храма.

Поначалу к колоколам относились с подозрением, считая их наследием языческих времен. В Германии есть жутковатое предание о колоколе по имени «свиная добыча», который однажды откопало в кучи грязи стадо свиней. Колокол помыли и подвесили, но звонить он никак не хотел, проявляя явную «языческую сущность». Пришлось звать местного священника, чтобы освятить упрямую железяку и наставить ее на путь истинной веры.

На Руси колокола появились в X веке, с принятием христианства. Их звон собирал народ на службы, в них били при пожарах, всяческих безобразиях и во время сбора на войну. Люди полагали, что у колокола, как и у человека, есть голова, поясница, губа, язык и уши. И, разумеется, душа. Душа колокола — непокорная, призывающая людей к мятежу.

Участник ХII Московского Пасхального фестиваля на звоннице собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве

За непокорность колокола наказывали. После жестокого бунта в Угличе, в 1591 году, Борис Годунов вместе с крестьянами наказал и их колокол — за подстрекательство. Колокол сняли, перетащили на городскую площадь, отхлестали плетьми, кузнец-палач вырвал ему язык, отрубил уши, после чего его сослали в Сибирь.

В России любили колокола внушительных размеров, имевшие громкий и очень низкий звук, чтобы был слышен издалека. На богатых колокольнях висело по пять-шесть колоколов, и каждый весил не меньше центнера. И на все это был один звонарь!

Техника колокольного звона у российских и европейских звонарей различалась. На Западе для получения звука колокол раскачивали или били по нему железным молотом. Русские колокола дергали за язык, поэтому их часто называли язычными. Европейцы, которые посещали Россию в XVI-XVII веках, поражались количеству колоколов на русских церквях, их весу и искусству нашего звона.

Сейчас трудно сказать, когда в России появился обычай звонить в колокола на Пасхальной неделе. Целодневные, во все колокола звоны упоминаются в церковных уставах как обычай народный. Австрийский дипломат Иоганн Георг Корб, посетивший Москву в 1698 году, недоуменно писал: «Весь день слышен непрерывный звон церковных колоколов, хотя в храмах не проходит никакой службы. »

Немецкий посол при русском дворе в царствование Петра I Христиан Фридрих Вебер сообщал:

В большие праздники, и особенно на Святой неделе, простолюдины неудержимо теснятся на колокольни, чтобы позвонить хорошенько. Они верят, что от такого усердия и уши их, и другие дела на целый год будут благополучны

Еще один немец, барон Генрих фон Гюйссен утверждал, что в России «звонить женскому полу дозволяется только на Святой неделе».

На колокольне храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге

В Пасхальную ночь колокол ударял, знаменуя воскрешение Христа. А потом всю неделю над городами и селами стоял трезвон, разгонявший темные силы. Духовное значение этого обычая заключалось в том, чтобы каждый мог «благовестить земле радость великую».

А вот на Страстной неделе, с четверга по субботу, колокола в храмах должны были молчать — считалось, что в это время на земле царят тьма и смерть. И их лучше не тревожить.

Люди верили, что звон колоколов обладает особой магической силой — отгоняет нечистую силу, хищных зверей, непогоду и болезни. Поэтому в дни Пасхи на колокольни в первую очередь пускали блаженных и болеющих. Много было и детей — опытные звонари, наблюдая за ними, могли выбрать самых способных, чтобы потом обучить звонарскому делу, которое считалось очень почетным.

С пасхальными звонами было связано немало примет и суеверий. Чтобы избавиться от веснушек и приманить завидного жениха, под колокольный звон девушки умывались святой водой. А крестьяне загадывали желания, изгоняли из домов нечистую силу и трясли плодовые деревья, чтобы те дали хороший урожай

Читайте также:  Приснилось девушке что изменяю своему парню

Сегодня звонить в колокола можно во многих российских храмах. В Воронеже для посетителей открыт Благовещенский собор — чтобы позвонить, нужно подняться на 80-метровую колокольню. Колокольня Кафедрального собора Христа Спасителя на главной площади Калининграда тоже доступна для гостей. В Екатеринбурге горожане могут прийти в любой храм, где есть колокольня, и приобщиться к звонарскому искусству. А вот в Пензе в этом году у Спасского Кафедрального собора установят небольшую звонницу — храм пока находится на реконструкции.

Но самая знаменитая звонница находится в Ростове Великом в Успенском соборе Кремля. Ее колоколам более трех сотен лет, и у каждого сохранились свое имя и свой голос. Так, самый большой колокол «Сысой» в 32 тонны весом звучит басом. «Полиелейный», поменьше (16 тонн), подпевает баритоном, а малыш «Лебедь» (8 тонн) звучит красивым «полетным» голосом.

Ростовские звоны можно послушать во время фестиваля колокольного искусства. В этом году он пройдет с 29 апреля по 1 мая в музее-заповеднике Ростовского кремля. А вот подняться на колокольню, чтобы позвонить, в Ростове нельзя — все колокола охраняются государством. Взамен устроители фестиваля предлагают гостям посетить пять других храмов и четыре монастыря в городе и его окрестностях, позвонить в колокола, полюбоваться видами, открывающимися с колоколен, и загадать желания.

Звонница Успенского собора на территории музея-заповедника «Ростовский Кремль»

Прежде чем подняться на колокольню, важно знать несколько правил. Так, если колокола находятся в доступном месте, например на звоннице в церковном дворе, то звонить можно свободно в любой час дня, кроме времени службы. Если же колокола висят на колокольне, то надо обратиться к церковнослужителю и подняться туда с сопровождающим. В некоторых храмах отведено специальное время для звона, после утренней и вечерней службы.

Поднявшись на колокольню, верующий православный христианин должен сначала выполнить небольшой ритуал: повернуться на восток, или к алтарю, и три раза прочитать пасхальный тропарь. Только потом можно приступать к звону.

Звонить в колокола правильно так. В левую руку возьмите одну-две тяги от колоколов низкого тона — это бас, которым задают простой ритм. В правую — тяги более высокого звука. Постарайтесь попадать правой рукой между ударами левой. Когда приноровитесь, можно будет разнообразить бой другими колоколами.

Важно не волноваться и внимательно слушать мелодию, чтобы понять, что в ней можно улучшить, сделать быстрее или медленнее, добавить высоких или низких тонов.

Опытные звонари отмечают: чтобы хорошо управлять сразу несколькими колоколами, важна не сила удара, а чувство ритма и координация движений. Если же бить изо всех сил, то колокол будет «визжать» резким неприятным звуком. Недаром в старину говорили, что Светлая седмица — неделя рождения звонарей и смерти колоколов. Потому что иногда, если кто-то звонил с большим воодушевлением, колокол не выдерживал и лопался.

Есть несколько видов колокольного звона. Благовест — одиночные удары в самый большой колокол — используется на главных церковных праздниках. Трезвон — когда звонят в несколько колоколов одновременно. Перезвон — удары по порядку, от больших колоколов к меньшим. И перебор — наоборот от меньших к большим

Наталья Соловьева

«Было даже неловко — меня слышала вся деревня»

Впечатлениями о первом в жизни пасхальном звоне делится писательница Наталья Соловьева:

Звонить на колокольню мы ходили всей семьей: я, муж и сын Миша. Это было весной 2020-го, во время пандемии, в деревне Берново Тверской области, где у нас родовой дом. Я написала роман «На берегу Тьмы», в котором многие события связаны с Берновским храмом.

Когда я собирала материалы для книги, нашла информацию, что Пасхальную неделю называют звонильной и что любой желающий может прийти позвонить в церковные колокола. В романе есть сцена, где мои герои поднимаются на колокольню. Писала ее, полагаясь на воображение — как оказалось, не ошиблась.

Мы были дома и услышали необычный колокольный звон. Кто-то звонил — неумело, как попало. Я вспомнила про традицию. Мы пошли в храм и попросили пустить нас на колокольню. Именно там стало особенно заметно, насколько же наш храм старый, какая старая лестница, в пролетах лежала какая-то старинная церковная утварь.

Колоколов в нашей церкви немного — храм бедный, деревенский. Некоторые колокола связаны и звонят одновременно, к некоторым, особенно звонким, привязаны веревки. Мне не удалось найти ритм, правильную последовательность и звонить мелодично. Было даже неловко — меня слышала вся деревня, а звон выходил не очень-то красивым. Даже стыдно стало мучить окружающих такой какофонией.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today