Если у вас уже скулы сводит от рафинированных красот туристических пригородов Петербурга, а попутешествовать всё же хочется, отправляйтесь в Волхов! Этот молодой промышленный город освежает не хуже ноябрьского дождя. Особенно, если приехать сюда в ноябре в дождь.
Неприятная погода не помешала мне выполнить главную задачу: поснимать с дрона прославленную Волховскую ГЭС. О ней кратко расскажу чуть ниже и более подробно — в отдельной статье. А пока можно просто посмотреть это короткое видео:
Съёмки прошли относительно быстро, и осталось много времени, чтобы погулять по городу. Начали мы с музея истории Волхова.
Музей истории города Волхова
Музей размещается в доме Генриха Осиповича Графтио, «отца» Волховской ГЭС. И дом, кстати, стоит прямо напротив неё, на противоположном берегу реки. Раньше музейная экскурсия включала в себя и посещение здания ГЭС: для этого достаточно было перейти реку по плотине. Но теперь на станцию не пускают. Надеюсь, временно.
Здание музея ➡
На последней картинке в галерее написано, кому положен бесплатный вход. Мы заплатили по 80 рублей за вход и 200 рублей за экскурсию. Итого 360 рублей на двоих.
Значительная часть музея посвящена жизни и работе Генриха Осиповича, строительству ГЭС и алюминиевого завода (первого в стране!), «блокадному» периоду в годы Великой Отечественной.
Алюминиевая карта Волхова — первое что видят посетители музея ➡
Нас в первую очередь интересует история самого города. Экспонатов, рассказывающих непосредственно о самом городе, в музее не так много. Но это полностью компенсируется подробным рассказом экскурсовода.
История города
Река Волхов была важной транспортной артерией, однако многочисленные пороги затрудняли судоходство. Их было так много, что Волхов даже называли Седым: вода пенилась на камнях, и река из-за этого казалась белой.
Седой Волхов на картине Юрия Гусева в музее истории Волхова.
Люди, жившие на берегах реки в районе порогов, занимались тем, что проводили через них суда. Обычно, успешно, но случались и неудачи. Лодки разбивались о камни, груз тонул, а его хозяева немилосердно секли оплошавшего лоцмана, «спускали с него шкуру». Отсюда и название места на берегу реки: Шкурина Горка. Впрочем, всё это может быть только легендой.
В 1904 году здесь появилась железнодорожная станция Званка. Рядом с ней возник рабочий посёлок с таким же названием. Интересно, что в рабочем посёлке с одной улицей и парой десятков бараков нашлось место для самодеятельного театра. В музее висит афиша 1916 года с анонсом спектакля «Прахом пошло».
Рисунок на стене — станция «Званка» ➡
С 1918 по 1926 год на реке Волхов велось строительство ГЭС, в Званке жили её строители, и в 1933 этот факт решили зафиксировать в самом названии: посёлок был переименован в город Волховстрой. А в 1940 году он превратился в просто Волхов. Но станция так до сих пор и называется Волховстрой.
Идём гулять по Волхову
После этого краткого исторического обзора можно смело выходить в город и начинать с ним знакомиться воочию. У нас в программе: железнодорожный вокзал, памятник Ленину и кафе Family с натуральным мороженым (очень вкусным). Волховская ГЭС такая огромная, что в эту статью она не поместилась, и про неё я напишу отдельно.
Железнодорожный вокзал
Железнодорожной станции Волхов не существует. Есть станции Волховстрой-1 и Волховстрой-2. Сам город разделён на две части: Волхов-1 (слева от реки) и Волхов-2 (справа). Красивый вокзал — это Волховстрой-1, поэтому искать его надо в Волхове-1.
Вокзал Волховстрой-1 ➡
27 января мы отмечаем годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Но её прорыв произошел на год раньше — 18 января 1943 года. И именно с этого вокзала 7 февраля 1943 года в ещё осаждённый город отправился первый поезд с оружием и продовольствием. Тот самый паровоз обрёл вечную стоянку на перроне станции Волховстрой-1.
Памятник Ленину
После слов о Ленинграде логично будет перейти и к самому Ленину. Следуя канону, памятник Владимиру Ильичу стоит на площади Ленина, в сквере напротив Волховского городского дворца культуры, прекрасного образца стиля Сталинский ампир.
Раньше это был ДК ВАЗа, Волховского Алюминиевого Завода, и перед входом стоял 7-метровый бронзовый памятник Сталину. После XX съезда началась борьба с памятниками, но наш экземпляр продержался дольше многих. Лишь в 1963 году его скрытно, за одну ночь, демонтировали. После этого 2 года здесь цвёл цветник, а 30 октября 1965 года был торжественно открыт нынешний памятник Ленину.
Источник: dzen.ru
Волхов и Волховская ГЭС
Наше путешествие по Ленинградской области началось с Волхова. Не видел на Туристере ни одного рассказа или фотоальбома, посвященного этому городу, а потому рискну выступить первопроходцем. Ночевали мы в гостинице «Металлург». Название несколько настораживало, но все оказалось вполне прилично:)
Гостиница располагается на центральной площади города, напротив дворца культуры
1
Архитектура необычная — это просто Пропилеи какие-то:)
Дворец культуры Волховского алюминиевого комбината был построен в 1952 году. Сейчас он передан городу и называется по-другому — городской досуговый центр.
Было 1 сентября, и с самого утра громкоговорители на площади не унимались, поздравляя всех с Днем Знаний. Кругом было много нарядно одетых школьников вместе с родителями. И это несмотря на субботу.
1
Школьники переходят улицу. Центральная улица в этой части города — Молодежная. К северу от площади Ленина она переходит в Кировский проспект. Туда мы пойдем попозже, а пока надо найти выход к Волхову.
Неожиданное граффити на трансформаторной будке — «В январе 1943 года войска Волховского фронта сыграли важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда». Ниже реклама фирмы, которая украшает дома подобным образом. Это, видимо, реклама?
2
Клумба. А мы идем по направлению к набережной Волхова.
Вот и набережная. Волхов здесь довольно широк, и это неспроста. На самом деле это не совсем река, а уже скорее водохранилище. Ниже по течению должна быть Волховская ГЭС, но отсюда ее не видно.
1
Инсталляция «Волховский сиг». Видимо, это самая известная рыба из тех, что водится в Волхове.
2
Волхов и другой берег
Тут городские власти решили построить набережную, чтобы жители города могли не только прогуливаться вдоль реки, но и спускаться к самой воде. По виду похоже на пристань, но это не пристань — три ряда заборов, в том числе и внизу. Любят в России заборы:)
2
С краю романтичная беседка:)
2
Вобщем, променад в Волхове есть, но очень короткий. Зато трехэтажный:)
2
На высоком берегу Волхова разбит парк, носящий имя 40-летия ВЛКСМ. Прибавляем 1918 и получаем год — 1958. Парк от города отделяет Волховский проспект.
В чем сила, брат?
А теперь пройдем в сторону Кировского проспекта. В Ленинградской области еще с советских времен царит культ Кирова. Памятники ему встречаются едва ли не чаще, чем памятники Ленину. Сергей Миронович Киров с 1927 по 1934 год был Первым секретарем Ленинградского обкома партии. 1 декабря 1934 года он был убит в коридоре Смольного Леонидом Николаевым.
В перестроечные годы нам постарались внушить, что сделано это было несомненно по приказу Сталина. Однако какой смысл для Сталина был убивать своего верного сторонника, не объясняли. Сейчас уже стало очевидно — Сталин там был ни при чем. Но правда использовал смерть Кирова для последующего уничтожения своих противников.
Цитату на памятник поместили довольно странную. Киров, как я прочитал, был хорошим оратором, неужели он ничего более содержательного не сказал?
1
Так, а что у нас в Волхове с промышленностью? Все послевоенное время главным предприятием Волхова был Волховский алюминиевый завод. Но сейчас он закрыт из-за нерентабельности, а на части его бывшей территории работает новое градообразующее предприятие — комбинат «Метахим» компании ФосАгро. Здесь из мурманских апатитов производят фосфорные удобрения. Если кто не знал, удобрения — один из основных экспортных продуктов России.
Тут мы набрели на башню, в которой располагается гостевой центр этого самого «Метахима». Мы попытались зайти, надеясь, что нам разрешат подняться наверх, но дверь была закрыта. Что понятно — суббота. На табличке были указаны телефоны и сообщалось, что посещение центра происходит по предварительной договоренности.
2
Мы попытались позвонить, но я уже не помню, то ли не дозвонились, то ли нам сказали, что сегодня экскурсий уже больше не будет.
А через дорогу, на базе пожарной части, действует музей Фосагро-Метахим. Туда мы уже не пошли:)
А теперь главная достопримечательность города — Волховская ГЭС. В поисках удачного ракурса мы подъехали к посту охраны. На территорию нас, конечно, не пустили, однако охранники были столь любезны, что предложили дать им телефон, чтобы они могли сделать фото изнутри:)
4
У Волховской ГЭС, надо сказать, довольно необычная конфигурация. Главное здание стоит не вдоль реки и не поперек, а под углом. С левой стороны заметны судопропускные шлюзы. Фото найдено в сети.
2
К электростанции можно подъехать с другой стороны, ниже по течению. Там есть и смотровые площадки, и информационный щит с информацией об истории строительства ГЭС. Далее текст курсивом — оттуда. Черно-белые исторические фотографии -найдены в Интернете.
2
Первенец плана ГОЭЛРО среди гидроэлектростанций, одна из старейших действующих ГЭС России. Объект культурного наследия — памятник истории. В настоящее время электростанция — важный энергоузел, обеспечивающий надежное энергоснабжение потребителей Ленинградской области. Установленная мощность Волховской ГЭС — 86 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 382 млн кВтч.
В 1912 году выдающийся инженер Генрих Графтио разработал проект строительства Волховской ГЭС. Но до Октябрьской революции его так и не осуществили из-за упорного сопротивления имеющих паровые станции акционерных электрических обществ, для которых получение Петроградом дешевой электроэнергии Волхова было невыгодно.
В январе 1918 года В. И. Ленин заинтересовался предложением Графтио, оценил значение ГЭС для электроснабжения Петрограда.
Постановлением от 13 июля 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил строительную организацию, известную под названием Волховстрой, и выделил более 17 млн рублей на выполнение первоочередных работ. В январе 1919 года начались первые строительные работы по сооружению станции.
16 сентября 1921 год Совет Труда и Обороны под председательством В. И. Ленина вынес постановление о признании Волховского строительства внеочередным ввиду исключительной государственной важности работ по электрификации Петрограда.
К берегам Волхова в поисках работы ехали ярославские и костромские плотники, череповецкие землекопы, тверские каменщики, калужские кессонщики, ехали целыми артелями со своими инструментами: топорами, пилами, лопатами. Из Петрограда прибывали слесари, механики, электромонтеры. На Волховстрой съехались студенты и выпускники петроградских институтов.
Новую гидроэлектростанцию строили всей страной. Из разных городов везли строительные материалы, численность работающих доходила до 15 тысяч. Волховстрой стал кузницей отечественных кадров гидроэнергостроения. Здесь впервые решались сложные инженерные и технические задачи проектирования и строительства плотины, здания станции, линий электропередач, электроподстанций, а также монтажа и наладки оборудования.
19 декабря 1926 года состоялась церемония торжественного ввода в эксплуатацию Волховской ГЭС. Ток, выработанный первенцем ленинского плана ГОЭЛРО, стал на регулярной основе поступать в город по линиям 110 кВ.
Летом 1941 года оборудование Волховской ГЭС демонтировали и увезли в тыл. Блокадный Ленинград остро нуждался в электроэнергии, а угроза захвата или разрушения ГЭС миновала. Военный Совет Ленинградского фронта и Государственный Комитет Обороны приняли решение возобновить работу Волховской ГЭС.
В мае 1942 года смонтированы и пущены в работу два турбогенератора. В Ленинграде разработан план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля по дну Ладожского озера.
Основная трудность заключалась в необходимости производить работы только ночью. Близость линии фронта делала любые операции в дневное время опасными.
Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС — Ленинград, включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, выполнили за 45 дней. В 9:40 23 сентября 1942 года в город вернулось электричество. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков.
Памятник гидроэнергетикам — на постаменте установлена старая гидротурбина
Здесь же с крутого берега открываются виды на Волхов и железнодорожный мост. Торчащий слева мол отделяет заход в шлюзы от основного русла реки.
Источник: www.tourister.ru
Достопримечательности Волхова – что посмотреть за 1 день
Волхов – город в Ленинградской области, который возник благодаря строительству Волховской гидроэлектростанции, которая была первой крупной ГЭС в России, и затем – строительству алюминиевого завода. В 1920-1930-е годы город привлекал молодёжь со всего СССР.
Во время Великой Отечественной войны здесь проходил Волховский фронт, сыгравший важную роль в освобождении Ленинграда от блокады. И через Волхов проходили грузы, которые отправлялись по «дороге жизни».
Город восстанавливался после войны, и сейчас сохраняет атмосферу тех времён. Его можно сравнить с европейскими городами вроде Копенгагена, где нет массовой застройки, но есть любовь жителей к своему городу, стремление содержать его в порядке. При этом в городе есть новенькие детские сады и детские площадки, а дома красят в интересные цвета.
Каково жить в Волхове зимой?
Средняя зарплата в городе составляет 37 792 рубля. Снять однокомнатную или двухкомнатную квартиру в городе можно за 15-20 тысяч рублей.
Из развлечений – есть кинотеатры («Портал» и «Седой Волхов»), рестораны ( «Рыжий кот», «Эдем», сетевые «Суши Шоп»). Есть сетевые магазины (вроде «Пятёрочки» и «Магнита»).
В городе интересно гулять, тем более с детьми. В центре города есть площадка-корабль с множеством горок. В принципе, хорошие площадки тут везде.
Такие площадки не во всех крупных городах есть.
Очень много пространства для прогулок.
Возможно, Волхову даже подошло бы определение «семейный город».
Детский сад, который пытается бороться с разочарованием детей от того, что им нужно куда-то ходить рано утром зимой. В темноте его хотя бы видно, в отличие от «классических» детских серых домов, нагоняющих тоску на детей и их родителей.
А подобные виды мигом переносят вас в прошлое.
Есть, где погреться котикам. Их здесь много. Лучше так, чем стаи бродячих собак.
Хороший показатель – чистота вокруг мусорных баков.
Та самая гидроэлектростанция, благодаря которой возник сам город.
Немного ночных видов города под Новый год.
Промышленность
Волховская гидроэлектростанция была заложена в 1918 году и запущена в 1926-1927 годах. Это одна из старейших ГЭС России, исторический памятник науки и техники. Сейчас она вырабатывает 332 млн кВт⋅ч электроэнергии. Её мощность изначально составляла 58 МВт, а сейчас она достигает 86 МВт.
У строительства ГЭС был и побочный положительный эффект – водохранилище затопило Волховские пороги, что обеспечило судоходство по реке Волхов.
Во время войны Волховская ГЭС помогла прорвать «энергетическую блокаду» Ленинграда в сентябре 1942 года, подарив жителям города свет.
Кроме того, ГЭС обеспечила энергоснабжение алюминиевого завода, на котором в 1932 году получили первый отечественный промышленный алюминий. Волховский алюминиевый завод стал вторым важнейшим предприятием, благодаря которому появился город.
В 1959 году на нём получили алюминий высокой чистоты, затем наладили комплексную переработку нефелинового сырья и сверхчистого алюминия.
Он был первым подобным заводом в СССР, но при этом маленьким заводом. Если в 2000-е годы российские завода на Урале и в Сибири выпускали по 700-900 тысяч тонн продукции, то на Волховском предприятии – всего 20 тысяч тонн.
Сейчас в городе есть ряд предприятий. «ФосАгро» за 23 млрд рублей строит комплекс по производству фосфорсодержащих удобрений на базе «Метахима». «Метахим» выпускает минеральные удобрения, серную кислоту и другие химпродукты, которые используются в моющих средствах, отбеливателях и препаратах для денизфекции. Продукцию экспортируют в Европу, Азию, Южную Америку и Африку.
На Волховском комбикормовом заводе производят корма для животных, в городе действует рыбообрабатывающий комбинат, а также рыбоводный завод, который сохраняет водные биологические ресурсы.
Почему Волхов снимают в кино?
В Советском кинематографе Волховская гидроэлектростанция играла роли в пропагандистских фильмах. Например, в фильме «Одиннадцатый» режиссёра Дзиги Вертова снимали станцию из подвесной люльки, находясь над потоком. Затем на этот кадр наложили изображение Ленина.
ГЭС участвовала в фильме «Инженер Графтио» 1979 года. Генрих Графтио – русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР. В 1918-1919 годах он составлял смету «Волховстроя» и ставил бараки, склады и другие сооружения для рабочих. Его роль сыграл Анатолий Папанов.
Городской вокзал – довоенный – был показан в фильме «Воспоминания о мужестве» 1972 года – использована кинохроника военных лет. На фото ниже – вокзал Волхова сейчас. Здание построено после войны, но содержится в идеальном состоянии.
Алексей Учитель в 2005 году снимал в Волхове фильм «Космос как предчувствие», в съёмках участвовали и местные жители в качестве массовки. В фильме «Еврейское счастье» главный герой на один день заглядывает в маленький город, где прошло его детство. Для того, чтобы передать эту атмосферу доброты и уюта, фильм снимали в Волхове. Фильм «Жили-были» 2022 года снимали на улице Молодёжной и в доме номер 34 на Авиационной.
Многие художественные фильмы, снятые в Волхове, объединяет необходимость показать исторически достоверный город прошлого. Дело в том, что Волхов, как, например, Копенгаген, Барселона, Амстердам и некоторые другие европейские города, бережно относится к тому, что у города есть: к домам, улицам, вокзалу, к архитектуре – пусть это и дома XX века постройки. В Волхове можно легко показать, например, 1950-е годы, но стоит сдвинуть камеру в сторону, как вы наткнётесь на новую детскую площадку или торговый центр.
Итог
Город Волхов стремится стать «умным» и делает первые шаги в сторону цифровизации и улучшения взаимодействия с горожанами.
А традиция бережного отношения к зданиям, вокзалу. В нем сохраняется атмосфера 60-80-летней давности. Что притягивает тех, кто хочет снимать фильмы про историю страны.
И хотя проблемы в виде мусора вылезают, можно надеяться, что их по жалобе коммунальные службы будут решать. Результаты мы увидим позже, когда вернемся в город летом.
Притоки
У Волхова 30 притоков.
Главные правые притоки – Вишера, Пчёвжа, Оскуя; левые – Кересть, Тигода, Оломна.
Длина Вишеры – 64 км. Приток впадает в Малый Волховец – правый рукав Волхова. Реку питают торфяные болота, поэтому вода в ней ярко-коричневого цвета.
Пчёвжа несет воды по Новгородской и Ленинградской областям. Длина русла — 157 км. Ширина – до 30 м. В верхнем течении река извилистая и узкая, а в нижнем – полноводная, спокойная. Пользуется популярностью у любителей сплава.
Оскуя судоходна. Длина реки – 114 км. Благодаря этой реке появилось слово «ушкуйники», которое называло в далеком прошлом новгородских речных разбойников. Они строили свои суда в устье Оскуи вблизи Новгорода, а на новгородском диалекте имя реки звучало как Ушкуя.
Кересть вытекает из болот и впадает в Волхов в Чудовском районе. Ее длина – 100 км, площадь водосбора – 933 км².
Тигода берёт начало у болота Тушинский мох. Длина – 143 км, площадь водосбора – 2290 км².
Оломна протекает по Ленинградской области. Длина реки составляет 52 км, площадь бассейна — 420 км².
Умный город
Весной в любом городе могут вылезать проблемы, связанные с дорогами, коммунальными услугами. Целые улицы подтапливает (как в Москве во время дождей в мае и начале июня). Для того, чтобы оперативно собирать жалобы от горожан и, соответственно, решать проблемы, используют различные платформы. В Москве есть, например, «Наш город», в других городах используют похожие решения. Кроме того, есть «Госуслуги», через которые нужно залогиниться, чтобы жалоба отобразилась везде – в этом случае ее просто нельзя не решать.
В Волхове обращение на такие темы можно написать на официальном сайте. Поступившее таким образом обращение по закону рассмотреть обязаны, оно регистрируется администрацией города.
Другой способ – написать о чем-то в социальных сетях. Можно задать вопрос и получить ответ, но это менее эффективное средство, хотя тоже к подходу «умного города» имеет отношение. Все-таки в первую очередь это про «омниканальность и человекоцентричность», как любят говорить.
Эти разрозненные попытки должны в итоге превратиться по-хорошему в сквозную систему взаимодействия власти, горожан и бизнеса. В прошлом году глава администрации Волховского района Алексей Брицун писал в Инстаграме о запуске целой системы: «Умный город», благодаря голосу жителя, осуществляет мониторинг качества работы муниципальных служб от ЖКХ и здравоохранения до благоустройства, безопасности, культуры, туризма и т.д. Время не стоит на месте, и сейчас всё больше появляется возможностей иметь обратную связь с жителями города. Этот сервис один из них. И вот благодаря этой системе любой житель может участвовать в управлении городом, чтобы сделать его лучше, комфортнее и безопаснее».
Аварии, конечно, случаются и здесь. Подход правильный: когда 16 мая без воды остались 125 многоквартирных домов и 25 частных, в тот же день организовали подвод питьевой воды к домам.
Но есть и еще одно важное направление: развитие предпринимательства. В Волхове есть бизнес-инкубатор, где проводят консультации по мероприятиям для предпринимателей и самозанятых, по аренде коммерческой недвижимости, предоставляют льготы по аренде и по кредитам, информацию о поддержке стартапов (например, Фондом поддержки предпринимательства), проводят бизнес-акселерацию и так далее.
Легкие развлечения и отдых
Отдыхать в Волхове лучше всего в спортивном комплексе или на рыбалке, которую очень любят местные жители. Летом можно искупаться в реке, посетив один из общественных пляжей. Есть также оздоровительный санаторий в живописной зоне города с видом на реку. Для маленьких туристов здесь в свободном доступе многочисленные детские площадки.
Источник: brcrussia.ru