Спустя десятки лет после смерти имя Зигмунда Фрейда, австрийского психиатра и психоаналитика, звучит почти так же громко, как и при жизни. Психоаналитик выдвинул ряд теорий, которые подтолкнули науку к дальнейшему развитию.
Чем известен Фрейд
Сегодня сложно найти психологическую школу, не использующую идеи и опыт наработок Фрейда. Триада «ид — эго — суперэго», защитные механизмы психики, бессознательное, перенос и контрперенос — только малая часть терминов, получивших распространение по всему миру благодаря работе известного психоаналитика.
Однако не все идеи Фрейда прошли «испытание» временем, а некоторые ошибки, вероятнее всего, были допущены им намерено. Множество концепций получили подтверждение и признание, другие же оказались разоблачены и опровергнуты.
1. Истерия и комплекс Электры
Первая ошибка Фрейда, или, возможно, его намеренное притворство — неверное определение «истерии» (сегодня диагноз является устаревшим), а точнее трактовка реальных воспоминаний клиентов на уровне фантазий. Согласно его теории, комплекс Электры (аналог Эдипова комплекса у мужчин) — это бессознательное сексуальное влечение девочки к отцу, которое начинается в трехлетнем возрасте. Так, многие годы Фрейд трактовал случаи сексуального насилия по отношению к детям с точки зрения фантазий и выдумок. Ту же ошибку вслед за Фрейдом (в точности неизвестно, намерено или нет) совершал в своей практике и Карл Густав Юнг, о чем стало известно из их переписки с Фрейдом.
Если ты спросишь, почему ошибка могла оказаться преднамеренной, то тебя может заинтересовать тот факт, что сексуальные пристрастия аристократии времен Фрейда и Юнга отличались особой специфичностью. И, вероятно, постановка неверного диагноза скрывала за собой огромный гнойный нарыв аморального поведения среди «особой» прослойки общества того времени, которой «можно все».
Именно этим можно объяснить тот факт, что Фрейд в начале карьеры совершенно иначе подавал информацию касательно темы «истеричек», заявляя о пережитом ими сексуальном насилии, но через пару недель после конгресса почему-то поменял свои взгляды на диаметрально противоположные и отказался от своих слов. Впрочем, почему и зачем — это только догадки.
2. Употребление запрещенных веществ
Во времена Фрейда исследователи еще не установили уровень фактического вреда, который получают люди при употреблении различных запрещенных веществ. Зигмунд Фрейд известен как человек, пропагандирующий лечение не самым «здоровым» способом. Изучая воздействие запрещенных веществ, он и сам пристрастился к ним (его зависимость продолжалась около 20-ти лет).
Современная психофармакология исследует воздействие различных компонентов на психику человека, а в частности, и процессы, связанные с регуляцией уровня нейромедиаторов. Однако эта работа на стыке биохимии, физиологии и нейропсихологии сильно отличается от обычного употребления «адского зелья», что как минимум сомнительно влияет на здоровье, а как максимум — ведет к болезненной фанатичной зависимости.
Такой путь неуклонно ведет к изменению ценностных ориентиров в жизни, и, соответственно, мотивации человека. Выглядит это довольно удручающе.
3. Самоубийство Мерлин Монро
Некоторые исследователи, изучающие биографию Мерлин Монро, обвиняют фрейдистский психоанализ (и, как правило, его отца-основателя), а также психоаналитика Ральфа Гринсона, ученика Зигмунда Фрейда, в ее смерти. Монро была сильно увлечена психоанализом и активно продвигала его идеи в своем окружении. Нельзя точно утверждать, что именно психоаналитик загубил жизнь актрисы, однако находятся и те, кто связывает эти два обстоятельства, по ходу дела обвиняя Фрейда в создании нерабочих концепций.
Известно, что актриса была на нескольких сессиях у дочери Фрейда, Анны. После смерти Монро Анна Фрейд писала Ральфу Гринсону: « Я думаю, никто не мог бы удержать ее в этой жизни».
И все же ободряющие слова поддержки коллег не сильно воодушевляли его.
Психоаналитик появился в жизни актрисы за 2 года до ее смерти. Некоторые исследователи дневниковых записей героев утверждают, что Гринсон не соблюдал этические принципы нейтральности и безоценочности: Мерлин стала близким другом семьи психиатра, присутствовала на всех званых ужинах в его доме, принимала от него подарки, наговаривала для него мысли на пленку магнитофона. Похоже, что сила взаимной привязанности была неизмерима.
Возможно, именно одержимая увлеченность своей пациенткой и желание управлять ее жизнью привели к такому трагичному концу. В 1961 году актриса попадает в психиатрическую клинику, а в августе 1962 года бездыханное тело Мерлин в ее же комнате обнаружила горничная.
Причина смерти — передозировка препаратами, которые актриса принимала для снижения уровня тревожности и симптомов депрессии.
До конца своих дней Ральф Гринсон не переставал думать о Монро и продолжал завуалированно писать о ней в последних работах, не называя имени. Доподлинно неизвестно, удалось ли психоаналитику избавиться от чувства вины по отношению к звездной пациентке, однако после ее смерти он на несколько лет бросил свою практику и перестал преподавать.
4. Доминирование полового органа мужчины над женским
Фрейд считал, что женщины завидуют мужской половине человечества, поскольку они не обладают таким же половым органом, который есть у мужчин. Зависть к недостающему женщине члену, по мнению Фрейда, лежит в основе формирования женской сексуальности. Психиатр был убежден, что природа женственности рождается из страха кастрации и Эдипового комплекса (комплекс Электры). Он приписывал девочкам фантазии о том, что половой член, которого у них нет, был трагически потерян, и чтобы компенсировать утрату, женщина стремится устроиться на работу или родить ребенка.
Такие убеждения главенствовали в мире психоанализа до тех пор, пока в поле видимости не появились сильные женские фигуры с феминистической суфражистской позицией. Так, Карен Хорни, представительница неофрейдизма, не соглашалась практически ни с одним утверждением Фрейда, и выдвинула собственные концепции и взгляды, с точки зрения равноправия между мужчинами и женщинами. Хорни раскритиковала «фаллоцентрическую» позицию Фрейда и предложила противоположную концепцию зависти мужчин к женскому половому органу, в том числе из-за невозможности пережить беременность. За что она в дальнейшем была исключена из сообщества психоаналитиков (членами которого в те годы были в основном мужчины).
Психоаналитик была убеждена в следующем: чувство неполноценности у женщин связано с экономическими, политическими и социальными условиями, что сложилось исторически, но не из зависти к мужчинам.
Работы Хорни были связаны с изучением невротического конфликта. Если Фрейд считал, что невроз — это борьба инстинктов и культуры, то Хорни разместила в центре невроза борьбу между взаимоисключающими тенденциями личности.
Также Хорни известна тем, что отмечала силу воздействия внешней культурной среды на формирование личности человека. С этой точки зрения невротизация — это общий диагноз для активно развивающегося общества. Тему формирования невротической личности Карен Хорни подробно раскрывает в книге «Самоанализ», которая остается довольно актуальной.
5. Разберешься с детством — будешь счастлив
Одной из главных проблем психоанализа традиционно считают «археологическое» погружение в прошлое клиента: излишнюю прикованность внимания к его детству. По сути, это и предполагал классический фрейдизм: анализ сложившихся в детстве особенностей психического реагирования «анализанта» (клиента).
«Все проблемы из детства» — это стигма психолога. Да, многие поведенческие паттерны закладываются в раннем детстве, но нельзя утверждать, что только то, что происходило далеко в прошлом, более важно, чем то, что происходит сейчас.
Культурологический бэкграунд, состояние экономической системы, семейный статус, карьерное положение — все это влияет на состояние клиента не меньше, чем ушедшие в пучину бессознательного детские поступки, мысли, конфликты и решения. Важно то, что происходит здесь и сейчас, вчера и позавчера, а не только 20-30 лет назад. Цепочка неудачных жизненных ситуаций может привести к неврозу, несмотря на счастливое безоблачное детство, где ты был любимчиком. И наоборот: события настоящего могут перекрывать все недостатки трудного детства.
Отсутствие объемной картины, всех деталей пазла не позволит по достоинству оценить работу психоаналитика, зацикленного исключительно на детском периоде жизни. С этой точки зрения важны не только «первые» надломы психики, но и все последующие, а также стратегии преодоления травматичных ситуаций, сценарии выхода из болезненных историй.
То, как психика справляется с трудностями — важный аспект изучения при работе с психологом. Главное, чтобы на сеансах осталось месту для тебя настоящего, с текущими проблемами и заморочками, которые важны не меньше, чем утерянные воспоминания из прошлого.
Фрейд был гениален, но он тоже ошибался. Поэтому в следующий раз, когда ты будешь сомневаться в своих действиях, помни, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Гении, как и все остальные, совершают промахи. Тем не менее о них помнят, их превозносят, их идеями дорожат. Эти поворотные пункты в развитии истории психологии похожи на коллекцию виниловых пластинок или картотеку фильмов, которые хочется пересматривать снова и снова.
Кто знает, каким мог быть мир, если бы не все эти открытия и… ошибки.
Источник: royalcheese.ru
«ФРЕЙД СКАЗАЛ, что ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ ДЕТСТВА и семьи, так что во всем виноваты мои родители, мои братья-сестры, мой класс и т.д., а я страдаю!» ⠀
— «ФРЕЙД СКАЗАЛ, что ВСЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗ ДЕТСТВА и семьи, так что во всем виноваты мои родители, мои братья-сестры, мой класс и т.д., а я страдаю!»
⠀
Лайк
⠀
Фрейд, действительно, гениально выявил, как люди копируют жизненные ценности и стандарты поведения своих родителей. Но важно понимать, что это было актуально для конца XIX века, когда не было радио, телевидения, интернета, книги и газеты читали 10% населения, не менее 70% граждан не ходили в школы, профессия обычно передавалась по наследству! Да и круг общения у людей, преимущественно живущих на селе, был очень ограниченным, люди мало путешествовали. В этих условиях, у обычного человека на самом деле не было широкого ассортимента сценариев жизни, мужчины и женщины элементарно не знали, кто можно жить как-то по-другому, чем их мамы-папы и иные родственники.
⠀
Но сейчас-то мы живет в эпоху всеобщей грамотности, у каждого дома есть телевизор, радио и интернет, человек ходит в детсад, школу, техникум или вуз, работает в коллективе. Соответственно, имея даже минимум интеллекта и памяти, к возрасту 16-18 лет любой современный человек точно знает, что жить можно по-разному! Десятки и сотни различных сценариев жизни он видел у своих знакомых и в кино, читал в книгах по школьной программе, в обсуждениях постов в социальных сетях и форумах Интернет. Человек легко может отказаться от любых тех сценариев своих родителей, что ему не нравятся.
Лишь бы он имел силу воли и самоконтроль, чтобы заставить себя поступать по-другому и вовремя прерывать отношения с теми людьми, кто поступает по отношению к нему не так, как ему бы хотелось. Все! И никакие сценарии родителей и «родовые проклятья» не помешают достойно жить тому, кто этого осознанно желает и готов приложить для этого серьезные усилия!
⠀
Поэтому, как психолог, очень советую: не ставьте себе в голову те выдуманные само-ограничители, что в развитых странах перестали действовать уже 50 лет назад! На самом деле, люди умели творить новое и кардинально менять свою жизнь даже тысячи лет назад! Иначе бы у нас не было огня, колеса, электричества и компьютеров. И нам стыдно опускать руки и изображать себя заложниками Судьбы в XXI веке.
В конце концов, Фрейд описывал схему жизненных сценариев не для того, чтобы их повторяли до бесконечности, виня всех вокруг, или ссылались в своих бедах на самого Фрейда, а чтобы каждый умный человек написал свой собственный сценарий. Вот и давайте это делать!
⠀
Вот такое мое профессиональное мнение!
Согласны вы или нет, что все проблемы из детства!
⠀
Если же трудно анализировать и исправлять вашу семейную ситуацию и потребуется помощь,
буду рад дать советы семейного психолога Зберовского
на личной (в Москве) или онлайн консультации (по скайпу, вайберу, ватсапу или телефону).
Запись на личную или онлайн консультацию по телефону: +79266335200
С уважением, д.к.н., семейный психолог, профессор Андрей Зберовский
Любишь читать книги по психологии? Тогда представляю вам мои книги:
Их можно приобрести в магазинах или через мой сайт:zberovski.ru
Источник: zberovski.ru
Все проблемы родом из детства: трудности взрослой жизни и их корни
Разбор 6 проблем из взрослой жизни и их корней из детства: неспособность радоваться, пассивность и самоподавление, сравнение себя с другими, неспособность построить близкие отношения, зависимые отношения, проблемы с пониманием и выражением эмоций. Рекомендации по преодолению.
Статьи по теме:
- Все проблемы родом из детства: трудности взрослой жизни и их корни
- Как работать с травмами из детства
- Чем может грозить отсутствие родительской любви в детстве
Фрейд полагал, что воспитание оказывает бОльшее влияние на становление личности и будущее человека, чем генетика. Он и сказал, что большинство проблем взрослых людей уходят корнями в детство, то есть в условия развития внутри семьи.
Разберем популярные проблемы во взрослой жизни и их корни из детства: неумение расслабляться и отдыхать, зависимости, запрет на выражение эмоций и многое другое. Поняв причины, можно помочь себе (дать то, чего не хватало) и избавиться от актуальных проблем.
Неспособность радоваться, отдыхать и расслабляться
За этим скрывается чувство вины и страх. А связаны эти чувства с родительскими установками типа:
- «Не дурачься»,
- «Веди себя нормально»,
- «Хватит хулиганить»,
- «Не шуми»,
- «Что ты, как маленький»,
- «Ты уже взрослый – нужно думать об учебе и работе».
Под каждой из этих фраз скрывается посыл «Ты мне мешаешь. Будь удобным и тихим».
Разрешите себе дурачиться и отдыхать. Убедите себя в том, что 10 или 20 минут отдыха не испортят вашу жизнь и не обнулят все предыдущие достижения. Для начала выделите специальное время, в которое разрешите себе быть «плохим мальчиком/девочкой», то есть быть неудобным своему внутреннему родителю. Постепенно увеличивайте это время, все больше раскрывая себя.
Пассивность и самоподавление
Дети, которых воспитывали фразами «Не позорь меня», «Сиди тихо и не высовывайся», «Почему ты не можешь просто быть нормальным, как все?» и подобными, вырастают в потерянных взрослых. Они запрещают себе заниматься тем, чем хочется, отматывают срок на нелюбимой работе и развлекаются при помощи алкоголя.
Нужно вспомнить все свои мечты и желания, начиная с самого раннего детства и вернуть себе хоть что-нибудь. Хотя бы обзавестись хобби, но еще лучше перестроить всю жизнь.
Сравнение себя с другими
Дети, которых постоянно критиковали или сравнивали с другими («Почему у Пети 5, а у тебя 3?», «Почему ты не можешь быть такой же послушной девочкой, как Маша у тети Веры?» и т.д.), вырастают с привычкой сравнивать себя с другими и болезненной тягой заслужить наконец-то любовь родителей. Ведь такие фразы воспринимаются ребенком так: «Если ты будешь таким же способным/хорошим/умным, как Петя/Саша/Паша/Маша, то я буду тебя любить. А пока нет».
Перестаньте пытаться заслужить любовь за что-то. Дайте ее сами себе просто так. Осознайте свою уникальность и безусловную ценность. Каждый человек обладает уникальным набором врожденных характеристик (скорость реакций, подвижность нервной системы, задатки и многое другое), а также уникальным опытом. Мы все разные, поэтому ориентироваться нужно только на личные успехи.
Даже в педагогике (по идее, на практике это встречается редко) учитель выставляет оценку на основе не только общих правил и требований, но и на основе личных достижений ученика. Например, если в прошлом диктанте было 7 ошибок, а в свежей работе – 4, но в целом это все еще тянет на тройку, то учитель все равно ставит четверку.
Неспособность построить близкие отношения (дружба, любовь)
Недоверие к миру возникает по двум причинам: или родители убедили ребенка в том, что мир опасный («Все люди обманщики», «Не ходи туда») или своим примером показали, что люди – это зло (били и унижали ребенка, предавали). И то и другое приводит к замкнутости.
Нужно вылезать из своей раковины. Безусловно, среди людей встречаются и обманщики, и негодяи, и опасные типы, но это, скорее, исключения. Нужно учиться социальному взаимодействию, потому что потребность в общении и принятии обществом – одна из базовых потребностей личности.
Зависимые отношения
Речь идет о тех случаях, когда человек занимает инфантильную позицию и видит в партнере своего родителя. Он ждет, что партнер будет все решать за него, содержать его, заботиться о нем и т. д. Правда, иногда зависимость сочетается с насилием.
Такое поведение развивается в двух случаях: если родители все время твердили ребенку «Ты еще маленький», лишали самостоятельности и если, наоборот, ребенку приходилось быть родителем для своих родителей (во взрослой жизни он как бы проживает то, что упустил).
В любом случае, нужно учиться брать на себя ответственность и понемногу осваивать мир взрослых. Он не такой страшный, как кажется.
Проблемы с пониманием и выражением эмоций
Тот, кому с детства твердили что-то в стиле «Не реви», «Терпи», «Хватит ныть», «Не кричи» и т. д., привыкает блокировать свои эмоции и чувства во взрослой жизни. Чтобы не чувствовать себя обесцененным и униженным, ребенок отключает эмоциональную сферу и во взрослой жизни уже не может ее включить. Внешне он превращается в робота, но внутри него кипят страсти (копятся подавленные переживания, собранные за всю жизнь). Внутреннее напряжение выливается в психологические и психосоматические проблемы. Нужно учиться выпускать эмоции.
В заключение рекомендую прочитать книгу Н.И. Шерстенникова «Дом нашего детства. Детские корни взрослых проблем».
Источник: www.kakprosto.ru