В корне слова «растет» пишется буква «а» в соответствии с орфографическим правилом о чередующихся гласных а/о.
При произношении в слове «растет» ударным является гласный звук окончания:
В слабой фонетической позиции оказался гласный корня, из-за чего возникает затруднение в написании буквы «а» или «о» в интересующем нас слове.
Обычно безударные гласные проверяются ударением с помощью проверочного слова, в качестве которого подбирается однокоренная лексема или изменяется грамматическая форма самого слова.
Понаблюдаем, как можно проверить безударные гласные в следующих словах:
- гроза́ — гро́зы;
- гнездо́ — гнёзда;
- лине́йка — ли́ния;
- краси́вый — укра́сить.
«Растет» или «ростет»?
Но не всегда ударением можно проверить безударную гласную в корне слова. В написании слова «растет» не понадобится проверочное слово, так как следует помнить о чередующихся гласных а/о или е/и в корнях слов.
Что говорит о тебе первая буква твоего имени #Shorts
В данном случае в корне раст-/ращ-/рос- происходит чередование гласных а/о в зависимости от их позиции в слове. Если в корне имеется буквосочетание «ст» или буква «щ», тогда пишется буква «а», в остальных случаях пишется «о», например:
- росли, водоросль, недоросль, выросла, поросль.
Исключениеотрасль, росток, ростовщик, Ростов
и производные слова «отраслевой, подросток, ростковый, выросток, заросток, ростовщица» и др.
ВыводВ слове «растет» имеется указанное выше условие для написания буквы «а» — сочетание согласных «ст».
Примеры предложений
Под нашим окном растёт роскошный куст цветущего жасмина.
Наш малыш растёт не по дням, а по часам.
Я знаю, где в этом сосновом лесу растёт черника.
Источник: kupuk.net
wiki.eduVdom.com
Записаться
на занятия (831) 247 47 55
eduVdom.com
Русский язык – орфография:
Контакты
eduVdom.com
+7 910 874 73 73
+7 904 064 04 04
Больше контактов.
Оставить отзыв.
subjects:russian:корни_с_чередованием_о-а
Корни с чередованием о — а
Корни с непроверяемыми гласными
Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение
кос — кас , лож — лаг
В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).
клон — клан , твор — твар , гор — гар
В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: наклоня́ть, склоне́ние, поклони́ться; творе́ц, творе́ние, сотвори́ть; загоре́лый, загора́ть, горе́ть, горе́ние.
Исключениями являются у́тварь; вы́гарки, при́гарь.
зар — зор
В корне зар- — зор- (заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.
плав — плов
Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)
раст — рос
В корне раст- — рос- (расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́растить, во́зраст, нараста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́рос, вы́росший, во́доросль, не́доросль).
Исключения: росто́к, ростовщи́к, Росто́в, Ростисла́в; отра́сль, отраслево́й.
равн — ровн
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), подровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.
мак — мок — моч
Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), обмакнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги промокают, вымокнуть ( под дождём ), бумага промокает, промокательная бумага, промокашка.
Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, намочи, промочу, вымоченный ( ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см.Корни с проверяемыми гласными).
скак — скоч
В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: вскочи́ть ( но скака́ть), наскочи́ть ( но на скаку́), заскочи́ть, вы́скочка.
Источник: www.wiki.eduvdom.com
Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 14
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова.
- Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки? Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения.
Этот отрывок вызывает улыбку, потому что в нем не обозначены знаками препинания границы предложений, получается бессмыслица.
- Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.
В реке там рыба.
На бугре мычит корова.
В конуре собака лает.
На заборе поёт синичка.
В коридоре играют дети.
На стене висит картина.
На окне узоры инея.
В печурке горят дрова.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
● Повествовательное предложение содержит сообщение.
В хозяйстве и верёвочка пригодится.
● Вопросительное предложение заключает в себе вопрос.
Что ты сделал в жизни хорошего?
● Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв).
Пусть будет мир во всём мире.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
На опушке берёзового леса около муравейника вырос чистотел. Почему у растения такое название? Разломи стебелёк. На его изломе выступит яркая капелька сока. Соком чистотела лечат заболевания кожи.
- Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.
В тексте встретились три повествовательных, вопросительное и побудительное предложения. Автор употребил повествовательные предложения, чтобы сообщить информацию о растении. Вопросительное предложение помогает привлечь внимание читателя к названию растения. А побудительное предложение побуждает выполнить действие.
- Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
На опушке берёзового леса около муравейника вырос чистотел.
- Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.
Слово образовалось из словосочетания чистое тело путём сложения двух корней с помощью соединительной гласной о.
Состав слова:
корень — чис,
корень — тел,
основа слова — чистотел
Часть речи — существительное, части слова — чист/о/тел.
- Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.
- Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
- Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.
На опушке берёзового леса около муравейника вырос чистотел . Почему у растения такое название? Разломи стебелёк . На его изломе выступит яркая капелька сока. Соком чистотела лечат заболевания кожи.
В тексте встретились три повествовательных, вопросительное и побудительное предложения. Автор употребил повествовательные предложения, чтобы сообщить информацию о растении. Вопросительное предложение помогает привлечь внимание читателя к названию растения. А побудительное предложение побуждает выполнить действие.
Слово образовалось из словосочетания чистое тело путём сложения двух корней с помощью соединительной гласной о: чистотел
Состав слова:
корень — чист,
корень — тел,
основа слова — чистотел
Часть речи — существительное, части слова — чист/о/тел.
Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.
1. Будь своему слову хозяин.
2. Какой колокольчик не звенит?
3. У кого усы длиннее ног?
4. Плохая шутка до добра не доведёт.
5. Кто на себе свой дом носит?
6. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
7. Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
- Дайте характеристику каждого предложения: какое оно по цели высказывания?
- Спишите сначала повествовательное предложение, затем вопросительные, потом побудительные.
- Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.
Ответы на загадки:
2. Цветок.
3. Таракан.
5. Улитка. 1. Побудительное.
2. Вопросительное.
3. Вопросительное.
4. Повествовательное.
5. Вопросительное.
6. Побудительное.
7. Побудительное. Повествовательное предложение.
Плохая шутка до добра не доведёт.
Вопросительные предложения.
Какой колокольчик не звенит?
У кого усы длиннее ног?
Кто на себе свой дом носит?
Побудительные предложения.
Будь своему слову хозяин.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Не хвались, пока люди тебя не похвалят. 1. Будь своему слову хозяин.
2. Какой колокольчик не звенит?
3. У кого усы длиннее ног?
4. Плохая шутка до добра не доведёт.
5. Кто на себе свой дом носит?
6. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
7. Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
Источник: gdz-raketa.ru