Взгляд вправо вверх в разговоре что

4.6. Обнаружение обмана по отношению к передаваемой информации (невербальные признаки)

Признаки обмана по движению глаз и мимике лица

В отличие от голоса, человеку лучше удается контролировать свое лицо. Ориентироваться только на лицо затруднительно, так как лицо имеет слишком много параметров, требующих анализа при индикации лжи. Разнообразная мимика, движения глаз, направление взгляда, перемещение лица человека в ходе общения, а главное — неоднозначность проявлений различных состояний человека «во вне» часто приводят к неправильным выводам о степени искренности человека. С другой стороны, заметить ложь удается во многих случаях именно благодаря анализу выражения лица.

Известно, что глаза не только «окно в мир», но и «окно в душу», то есть к внутренним психическим процессам. Последние тесно связаны с мышлением и всем тем, что происходит в душе человека. Эта тема достаточно интересная. Как в жизни все пульсирует, так и зрачок постоянно находится в движении, и, согласно исследованиям в области НЛП (нейролингвистического программирования), именно по движению зрачков можно определить не только ход мыслительного процесса, но и искренность/неискренность в общении.

Движение глаз / Взгляд вправо / Взгляд влево @Верификатор

Речь здесь идет о так называемых ключах глазного доступа (см. рис. 7 прил. 1).

Остановимся на этом подробнее. Ранее уже было сказано, что движения глаз — индикатор хода мысли собеседника. Они не только отражают внутренние процессы; имеется и обратная зависимость: для того чтобы извлечь из подсознания какие-то воспоминания или намеренно создать желаемое внутреннее ощущение, часто достаточно установить глаза в определенном положении.

Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то можете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но также часто «фокусируются» и на внутреннем опыте. Иными словами, в момент поиска информации люди обычно не осознают внешние визуальные раздражители. Скорее, они концентрируются на внутренне хранимых и внутренне вырабатываемых образах, звуках, словах и чувствах.

Вы можете убедиться в этом, если зададите себе следующие вопросы и, отвечая, будете фиксировать движения своих глаз:

  • Вспомните дорогу, по которой вам приходится регулярно ездить. Сколько на ней светофоров? Или сколько поворотов и объездов вам приходится делать?

Вы почувствовали, что ваши глаза двинулись вверх и влево (или вверх и вправо, если вы левша), чтобы получить доступ к зрительной памяти?

  • Представьте себе розовую козу в зеленый горошек.

Вы заметили, что ваши глаза двинулись вправо и вверх, чтобы сконструировать картинку?

  • Какого цвета диван у вас в гостиной?

Ответ вы будете искать вверху и слева, чтобы «вытащить» из памяти вид дивана и вспомнить его цвет.

  • Допустим, что у вас дома нет напольной вазы. Как бы она вписалась в обстановку вашего холла?

Вы, наверное, почувствовали, что ваши глаза двинулись вправо и вверх, так как вам нужно сконструировать картинку, «мысленно» поставить вазу там, где ее нет и никогда не было.

О чем говорит взгляд?

Взгляд вверх и вправо: зрительное конструирование. Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода в новые части или в новые формы и последовательности или они могут быть созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители.

Взгляд вверх и налево: зрительное воспоминание. Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей.

Взгляд горизонтально и вправо: слуховая (аудиальная) конструкция. Слуховое представление звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Внимание! Это может быть связано и с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек «вкладывает в слова» то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и налево: слуховое (аудиальное) воспоминание. Этот паттерн (образец) включает в себя такую тональную репрезентацию, как «алфавитную методику», буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также сленг и ругательства. Он встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о воспринятых ранее слуховых образах, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения. Например, линия «Запомни — взять — молоко — на обратном — пути — домой — с работы» так часто произносится утром, что естественно выпадает из осознания.

Примечание: следующие два паттерна глазодвигательных реакций часто бывают обратными у правшей и левшей. Очень важно определить, какой паттерн «использовался» индивидом, перед тем, как вы сможете использовать информацию, полученную в результате наблюдения за движениями глазных яблок.

Взгляд вниз и вправо: кинестетические представления (чувства). В этом положении человек может получить доступ как к производимым чувствам (эмоциям), так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел в свои ощущения. Запомните, что для некоторых индивидов путем доступа будет взгляд вниз и налево.

Читайте также:  Как связать крючком цветок для шляпки

Взгляд вниз и налево: слуховой внутренний диалог. Обычно связан с «глубокой мыслью»; слова и звуки внутреннего происхождения сопровождают этот процесс. (Иногда эти звуки и восклицания могут «просачиваться» без опознавания этого человеком: «Пожалуйста, перестаньте бормотать себе под нос», — часто слышится реакция на эту утечку). Внутренний диалог является комментарием вашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления. Этот паттерн доступа для некоторых индивидов может выражаться взглядом вниз и вправо.

Расфокусированные глаза: визуализация.

Закрытые глаза: вкус и запах. Хотя люди часто закрывают свои глаза, чтобы запомнить определенный вкус или запах, поглядите за движениями глазных яблок под веками. Эти движения могут указать на любые из описанных выше ключей доступа и могут быть интерпретированы, как будто бы глаза были открыты.

В части, касающейся безопасности на воздушном транспорте, Инструкцией предусмотрен ряд обязательных вопросов пассажиру, проходящему досмотр. Сотрудник по глазам может определить внутренние переживания людей. Причем важно не то, смотрит ли человек при разговоре в глаза или нет, а то, когда посмотрел и когда отвел взгляд.

Что касается техники работы с ключами доступа, ведущими и репрезентативными системами, то необходимо иметь в виду одно важное правило:

Ключи доступа недостаточно знать, с ними нужно уметь работать.

Навык должен быть автоматическим, как навыки вождения автомобиля. Если же вы каждый раз будете соображать, какому внутреннему процессу соответствует движение глаз, вы не сможете вовремя на него отреагировать. Любое воспоминание связано с уходом в собственные репрезентативные системы, что закрывает каналы для внешней информации, и вы рискуете просто не увидеть своего собеседника [15] (см. прил. 4).

Взгляд человека почти не поддается тренировке и поэтому наиболее адекватно выражает эмоционально-психическое состояние партнера. Человек может скрыть на словах что угодно (горе, страдание, радость, гнев), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

В целом, ориентируясь на лицо партнера по общению для индикации лжи, чаще внимание наблюдателя обращается на следующие параметры:

  • Продолжительность контакта глаз. Известно, что при нормальном контакте, когда люди говорят правду друг другу, взгляды встречаются около 2/3 всего времени общения. Если человек неискренен или скрывает что-либо, то его глаза будут встречаться с глазами собеседника менее 1/3 части всего времени взаимодействия. Внимание! Возможен капкан Брокау. Некоторые особенно стеснительные, неуверенные в себе люди избегают прямого контакта глаз.
  • «Бегающий взгляд». Это традиционно отмечаемый признак, связанный с тем, что человек, не привыкший ко лжи или испытывающий по другим причинам тревогу в ходе ложного заявления, с трудом «держит взгляд» партнера по общению и отводит глаза в сторону.
  • Сужение глаз собеседника (прищуривание) — как правило, это свидетельствует о нежелании устанавливать доверительные отношения, «открывать душу»; настороженность (см. рис. 8 прил. 1).
  • Легкая улыбка (без подъема нижних век), по данным исследований, часто сопровождает ложное высказывание, хотя также может быть лишь формой проявления индивидуального стиля общения. Улыбка, сопровождающая ложь, позволяет скрывать внутреннее напряжение, однако не всегда выглядит достаточно естественной. Она имеет продолговатый вид (губы слегка оттянуты назад от верхних и нижних зубов, образуя продолговатую линию губ, а сама улыбка не кажется глубокой), показывает на внешнее приятие, официальную вежливость другого человека, но не на искреннее участие в общении и готовность к оказанию помощи (см. рис. 9 прил. 1).
  • Микронапряжение лицевых мышц. В момент ложного сообщения по лицу как бы «пробегает тень». Видеосъемка позволяет зафиксировать при этом кратковременное напряжение в выражении лица, длящееся доли секунды. По мнению американского исследователя Р. Беннета [14], эта непроизвольная реакция — очень надежный индикатор лжи.

Говоря о признаках неискренности, не следует забывать и о возможном контроле партнера в момент ложного высказывания. Человек, сообщая ложь, концентрирует свое внимание на лице партнера, как бы пытаясь оценить, насколько успешно удалось ввести его в заблуждение — пытливый взгляд.

Читайте также:  Почему парень зовет к себе домой

Когда человеком владеет контролируемый страх, в том числе и страх разоблачения, его брови слегка приподняты — как бы вытянуты в прямую линию. Если страх сильнее, к этому признаку добавляются другие: лоб пересекают горизонтальные морщины; глаза расширены, причем верхнее веко чуть приподнято, а нижнее напряжено; рот приоткрыт, а углы его сдвинуты назад так, что губы натянуты и распрямлены. Чем сильнее эти натянутость и распрямленность, тем страх сильнее (см. рис. 10 прил. 1).

Но возможен также и едва ощутимый подъем одной или обеих бровей без того, чтобы морщился лоб.

Горизонтальные складки на лбу, как правило, означают состояние повышенного внимания. Это повышенное внимание может иметь различные причины: ужас, страх или просто несообразительность, удивление, замешательство и неожиданность, — опять же в зависимости от контекста.

Вертикальные складки лба обычно указывают на то, что общее внимание, вызванное кем-либо или чем-либо, достигло наивысшей точки.

Сосредоточенность всегда означает «стягивание».

До какой степени можно манипулировать своими неязыковыми сигналами? Как можно незаметно скрыть свои эмоции и чувства? На эти вопросы можно ответить примерно так. Конечно, каждый может научиться довольно сильно влиять на язык своего тела. Но вот управлять мышцами лица и выражением глаз почти невозможно.

Кто-то вполне может внешне выглядеть совершенно спокойным, научившись контролировать свои руки (например, он может сплести пальцы рук и тем самым унять их нервную дрожь). Несмотря на это, если внутреннее беспокойство есть, оно все равно отразится, и прежде всего — на лице.

Почему же так тяжело манипулировать лицевыми мышцами?

  • Потому, что лицевые мышцы напрямую связаны с областями мозга, контролирующими эмоции.
  • И потому, что мы не настолько хорошо знаем наши лицевые мышцы, чтобы уверенно владеть ими.

Именно то, что другие так же, как и мы, мало осознают собственную мимику, позволяет нам положиться на информацию, получаемую от игры лицевых мышц.

Источник: yurpsy.com

Глаза – зеркало лжи

Глаза честнее других частей тела выдают самые потаенные мысли. На подсознательном уровне все мы “читаем” людей по взгляду. Сегодня попробуем научиться делать это осознанно.

Психология взгляда

О невербальных сигналах глаз можно говорить вечно, поэтому сегодня ограничимся взглядами вправо-влево:

  • Взгляд вправо – придумывание фактов. В зависимости от контекста это может быть как правда, так и ложь.

Например, если человек смотрит вправо, рассказывая ребенку сказку – это будет закономерно.

  • Взгляд вправо вверх – фантазирование. Данное движение глаз относится к творческой функции.

Можно считать сигналом к тому, что ваш собеседник что-то выдумывает.

  • Взгляд вправо вниз – воображение. Человек обращается к собственным чувствам и мыслям.
  • Взгляд влево – вспоминание. Попытка вспомнить какие-либо факты, чаще всего, приравнивается к правде.
  • Взгляд влево вверх – вспоминание образов. Задействуется функция памяти, можно считать признаком правдивости.
  • Взгляд влево вниз – контроль речи и внутренний диалог.

Изучение движения глаз собеседника – не панацея. Необходимо наблюдать за невербальными сигналами всего тела. Это поможет составить максимально точную картину и понять, лжет человек перед вами или говорит правду.

Кроме того, у людей с разным психотипом глазные сигналы доступа могут различаться.

Полезные ссылки по теме:

Источник: fiziognomika.com

Как ваши глаза выдают ложь

Может ли движение глаз показать, говорите вы правду или нет? Некоторые эксперты по языку тела полагают, что человек определённым образом двигает глазами, когда лжёт, но другие не соглашаются с ними.

Общепринято, что левая сторона нашего мозга связана с логикой, а правая сторона – с воображением. Поэтому любой, кто смотрит влево, использует свою логическую сторону, а те, кто смотрят вправо, получают доступ к творческой стороне. Из этого следует, что логика = правда, а креативность = ложь. Эта связь между движениями глаз и ложью появилась во времена расцвета нейролингвистического программирования (НЛП) в 1972 году.

Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бендлер разработали диаграмму «стандартных движений глаз» (Глазные Ключи Доступа). Эта диаграмма иллюстрировала, куда перемещаются наши глаза в зависимости от наших мыслей.

Когда мы думаем, наши глаза перемещаются согласно тому, как мозг получает информацию, которая хранится четырьмя различными способами:

1. Визуализация
2. Слух
3. Кинестетика
4. Внутренний диалог

Читайте также:  Почему нельзя жениться на родственниках

То, с помощью какого из этих четырёх способов мы получаем доступ к информации, диктует, куда перемещаются наши глаза.

• Вправо вверх: визуальное воспоминание
• Влево вверх: визуальное конструирование
• Вправо: слуховое воспоминание
• Влево: слуховое конструирование
• Вправо вниз: внутренний диалог
• Влево вниз: кинестетическое воспоминание

Движения глаз во время лжи более подробно:

Если кто-то попросит вас, вспомнить ваше подвенечное платье или первый дом, который вы купили, вы переместите глаза вправо вверх для доступа к части визуальных воспоминаний мозга.

Представьте свинью, летящую по небу, или коров с розовыми пятнами. Тогда вы переместите глаза влево вверх, поскольку будете визуально конструировать эти изображения.

Чтобы вспомнить вашу любимую песню, вы должны переместить глаза вправо, чтобы получить доступ к части слуховых воспоминаний мозга.

Если кто-то попросит вас представить самую низкую басовую ноту, вам нужно будет подумать, поэтому ваши глаза переместятся влево, чтобы попробовать сконструировать этот звук.

Если вас попросят вспомнить запах свежескошенной травы или костра, или вкус любимого пива, ваши глаза опустятся вправо вниз в попытке вспомнить этот запах.

Это направление движения ваших глаз, когда вы разговариваете сами с собой или участвуете во внутреннем диалоге.

Итак, как эти знания о движении глаз помогут нам понять, что кто-то лжёт?

Теперь мы знаем, на что обратить внимание в движении глаз, если мы подозреваем кого-то во лжи. Если вы задаёте кому-то вопрос, вы можете обратить внимание на движения его глаз и определить, лжёт человек или нет.

Таким образом, типичный правша должен посмотреть налево, если он обращается к фактическим событиям, воспоминаниям, звукам и чувствам. Если он лжёт, его глаза переместятся вправо, к творческой стороне.

Например, если вы спросите своёго партнера, на работе ли он задержался вчера вечером, и он ответит «Да, а где ж ещё?!» и отведёт глаза влево, знайте, что он говорит правду.

Это соотношение движения глаз и лжи применимо к типичному правше. Для левшей действуют противоположные значения движения глаз.

Можете ли вы действительно сказать, что человек лжёт, просто наблюдая за движением его глаз?

Однако существуют эксперты, которые не считают, что движение глаз и ложь связаны между собой. Исследование проводилось в Университете Хартфордшира. Волонтёров снимали на камеру, фиксируя движения глаз в зависимости от того, говорят они правду или лгут. Другая группа волонтёров посмотрела видео первой группы и должна была сказать, может ли она обнаружить, кто лжёт, а кто говорит правду – просто следя за движением их глаз.

Профессор Вайзман, психолог, который руководил исследованием, заявил: «Результаты первого исследования не показали связи между ложью и движением глаз, а второе показало, что сообщение людям о признаках, выявленных практиками НЛП, не улучшило их навыки выявления лжи».

Дальнейшие исследования связи движения глаз и лжи включали видео интервью, на которых люди призывали о помощи относительно пропавших родственников. Также были изучены ролики, на которых люди утверждали, что стали жертвами преступлений. В одних видео люди лгали, в других – говорили правду. После анализа не было обнаружено никаких доказательств связи между движением глаз и ложью.

Соавтор исследования, доктор Кэролайн Уотт из Эдинбургского университета, утверждает : «Большой процент общественности полагает, что определённые движения глаз являются признаком лжи, и эта идея даже преподаётся в организационных учебных курсах».

Доктор Уотт полагает, что настало время отказаться от этого способа мышления и сосредоточить внимание на других средствах идентификации лгунов.

Заключительные мысли

Несмотря на упомянутое выше исследование, которое разоблачило этот метод, многие продолжают полагать, что когда человек лжёт, его глаза совершают определённые движения глаз. Однако большинство экспертов считают, что распознать ложь намного сложнее, чем просто наблюдать за движением глаз.

Вайзман соглашается: «Существуют некоторые фактические сигналы, которые могли бы указывать на ложь – например, статичность, немногословность или спокойствие с точки зрения эмоциональности, но я не думаю, что есть причина продолжать держаться за эту теорию о движении глаз».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье с сайта learning-mind.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Если Вы что-то искали и не нашли, то у Вас есть шанс найти это прямо сейчас. Чуть ниже есть ссылка на то, что Вы недавно искали.

Буду рад если окажусь Вам два раза полезным.

Источник: slavikap.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today