1. Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному.
Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.
Основное значение вводных конструкций – значение модальной, эмоциональной, экспрессивной оценочности.
Вводные конструкции интонационно выделяются в предложении. Для них характерна особая интонация вводности – интонация включения или выключения.
Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми.
Например: Миша Алпатов, конечно , мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно , надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок (Сол.); Я увидел Наташу, кажется , на третий день моей больничной жизни (Расп.); Одно присутствие здесь декабристов, разбросанных в ссылке по всем просторам Западной и Восточной Сибири, имело на общественность такое влияние, что, во-первых , будучи во многих местах разрозненными умами, она стала общественностью и, во-вторых , обрела цели, которые в конце концов привели к открытию Томского университета (Расп.); Кто-то, видно , проходил в это время по улице (Расп.) Не впервые я уезжал из дома, но это были поездки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, быть может , поэтому оставившие чувство мимолетности (Кав.).
Отпетые мошенники — Люби меня
2. Вводные конструкции:
1) содержат оценку степени достоверности сообщения: не правда ли, без сомнения, по существу, само собой, право, наверное, наверно; надеюсь, полагаю; пожалуй, почитай; разумеется, кажется, оказалось, может быть; видимо, по-видимому; бесспорно, вероятно, действительно, конечно; без сомнения; в самом деле; по сути дела, как оказалось;
2) выражают эмоциональную оценку: к счастью, к удивлению, к сожалению, к огорчению; на счастье, на беду; по несчастью; грешным делом, чего доброго;
3) указывают на источник сообщения: по преданию, по-моему, по слухам; говорят, помнится; по убеждению, по словам, на взгляд;
4) характеризуют отношение к способу выражения мысли: по выражению, одним словом, другими словами; грубо выражаясь, так сказать, словом, буквально, короче;
5) подчеркивают экспрессивный характер высказывания: по правде, по справедливости, по душе, кроме шуток; честно говоря, между нами говоря;
6) указывают на отношения между частями высказывания: итак, кстати, к примеру; наконец; во-первых, во-вторых и т.д.; следовательно, в общем, таким образом;
7) служат цели привлечения внимания собеседника: видишь (ли), понимаете (ли), не поверишь; помилуйте; представьте себе; послушайте;
8) указывают на ограничение или уточнение высказывания: по крайней мере, в той или иной степени, по меньшей мере, тем более.
Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, к тому же, приблизительно, примерно, причем, решительно, якобы, по постановлению, по решению.
Отпетые Мошенники-«девушки бывают разные»
3. Вводные предложения, как правило, имеют значения, близкие к значениям вводных слов и сочетаний слов. Они выделяются запятыми либо как структурно более сложные – тире. Выбор знаков препинания зависит от степени выключения вводной конструкции из основного высказывания.
Например: Как выражаются моряки , ветер крепчал (Ч.); У нее, как говорят писатели , вырвался вздох облегчения (Бел.); На той стороне, шагах в ста отсюда, он это знал , к самой реке подходили австрийские окопы (А. Т.); Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему – было нелепо (Шол.); Обвинитель сломя голову летит в библиотеку – можешь себе представить ? – ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает (Фед.).
4. По своей грамматической соотнесённости вводные слова и конструкции могут восходить к различным частям речи и различным грамматическим формам:
• существительные в различных падежах с предлогами и без предлогов:
без сомнения, на радость, к счастью и др.;
• прилагательные в краткой форме, в различных падежах, в превосходной степени:
право, виноват, главное, в общем, самое главное, самое меньшее;
• местоимения в косвенных падежах с предлогами:
кроме того, к тому же, между тем;
• наречия в положительной или сравнительной степени:
бесспорно, конечно, вероятно, короче, вернее;
• глаголы в различных формах изъявительного или повелительного наклонения:
думаю, веришь ли, казалось, говорят, вообрази, помилуй;
• инфинитив или сочетание с инфинитивом:
видать, знать, признаться, смешно сказать;
• сочетания с деепричастиями:
правду говоря, короче говоря, грубо выражаясь;
• двусоставные предложения с подлежащим — личным местоимением и сказуемым — глаголом со значением волеизъявления, говорения, мысли и др.:
сколько я помню, я часто думаю;
• безличные предложения:
ей мнилось, нам всем хорошо помнится;
• неопределённо-личные предложения.
так думали о нём, как обычно говорили о нём.
5. Если вводное слово или сочетание слов стоит в начале обособленного оборота или в конце его, то оно не отделяется от него знаком препинания, т.е. запятые выделяют оборот в целом.
Например: В одну ночь, должно быть из озорства , списком был оклеен фасад городской думы (Фад.). К автобусу подошла девочка, по сути ребенок . Дана достаточно ясная характеристика, в частности декабриста Михаила Спиридонова (Чив.); Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав ее .
6. Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. Если союз включается в вводную конструкцию, то запятая после него не ставится; если же союз соединяет члены предложения, а вводное слово легко опускается (не нарушая структуры предложения), то запятая после союза ставится.
Например: Дедушка у него человечек сухонький и прямой, он сделан наскоро, но, видимо , и прочно, и ловко (М. Г.); Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском (Фад.); И то, что все эти люди были тем самым противопоставлены ему, то, что он был одинок среди этих людей и как бы стоял над ними, не только не пугало и не огорчало Семку, а наоборот – именно это и составляло главный интерес его жизни (Фад.); В темном тумане начали появляться обрывочные и бессвязные видения, настолько бессвязные и далекие одно от другого, точно они слетались ко мне от разных людей, а может быть , и не только от людей (Расп.).
Как правило, в виде цельных вводных конструкций употребляются сочетания слов а (и) значит, а (и) следовательно, а (и) наоборот. Однако если эти конструкции не включают в свой состав союза, то они отделяются от союза запятой.
Например: Именно тогда-то общество и кинет армию художников на оформление быта – жилищ, одежды, утвари, самых обыкновенных вещей, повседневно и не менее, чем книги, воспитывающих вкус и, следовательно, эстетическую требовательность тружеников в их собственном труде и поведении (Леон.).
Не отделяются запятой вводные слова после союзов, употребляемых в присоединительном значении.
Например: И действительно , он скоро уехал. А между прочим , магазин уже был закрыт. И пожалуй , он правильно поступил.
7. Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие функциональные различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.
Разные функции могут выполнять слова и сочетания слов однако, кстати, наконец, в конце концов, таким образом, действительно, может быть, по крайней мере, с одной стороны, с другой стороны и др.
Например: Может быть , и Полина тоже смотрела на этот же самый столбик из кабины (Зал.). – Она шла очень тихо, в ней было столько спокойствия, сколько его может быть в истинной и живой красоте (Зал.).
Дай мне удостовериться, по крайней мере , что теперь хорошо тебе (Леон.). – Изредка до земли прорезались бледные зигзаги молнии. Ясно было, что на нынешний день разойдется у нас по крайней мере (Л. Т.).
Иван Матвеевич не слишком торопился и, таким образом , допустил ошибку (Леон.). – Таким образом складывается образ леса как живого существа (Леон.).
Должно быть , к матери в гости направилась (Шол.). – Расписание должно быть стабильным.
Кстати , Вихров довольно рассеянно принял приятную новостъ (Леон.). – Ваш приезд был кстати .
Ганан, однако , никогда не был слишком щедр на похвалу (Тендр.). – Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уже изменилось (Бун.).
Слово «однако» в качестве союза стоит в начале предложения, между частями сложносочиненного предложения или между однородными членами предложения.
Например: Было что-то другое, что хотелось понять. Однако оно ускользало; Шел дождь, однако необходимо было ехать; Он обещал вернуться, однако не вернулся.
В предложении: Однако, распахнув пахнущую казенной краской классную дверь , он убедился, что все здесь обстояло по-старому (Фад.) – после союза располагается деепричастный оборот.
Вводные сочетания «с одной стороны, с другой стороны» выделяются (или отделяются) запятыми.
Например: Генерал не хотел допускать и того, чтобы дивизия его перестала существовать. С другой стороны , он знал, что выполнит свой долг до конца (Фад.). При пропуске слова стороны ставится тире: С одной стороны , знания студентов были глубокими, с другой – они оказались очень односторонними.
Сравните: Катались на салазках с горы, устроенной на дворе Хряпова, но подул сильный ветер, детей позвали в комнаты старика,– и они с ним сидели на теплой лежанке – Ваня с одной стороны , Л юба с другой (М. Г.); с одной стороны, с другой – члены предложения.
Слово «наконец» является вводным, если подытоживает какое-либо перечисление – явное (во-первых, во-вторых и наконец) или скрытое (как итог некоторых событий).
Например: Ребенок к вечеру совсем устал: во-первых, уроки в школе; во-вторых , кружок самодеятельности и, наконец , вечернее чтение; Вот пальцы уже определили предмет, и только страх перед новым обманом запрещает вырваться из груди ликующей радости. Вот в руке, наконец , сверкает золотой листок, и хочется стремительно бежать к людям скорей, как можно скорей объявлять им существование чудес на земле (Пришв.).
Сравните: Наконец в качестве обстоятельственного члена предложения: Явилась наконец и предводительница, вместе с Лизой (Дост.); Наконец-то пришел долгожданный праздник.
Двоякую функцию выполняет и слово «так»: оно употребляется и как обстоятельство образа действия, и как вводное в значении ‘например’.
Сравните: Так он работал – придумывал на ходу фразы, потом записывал их, потом опять придумывал (Пауст.). – Члены предложения бывают разные. Так , это могут быть обстоятельства, дополнения, определения.
Источник: videotutor-rusyaz.ru
Я конечно знал что дожди бывают разные
Подборки фраз
Дождь… в нем нуждаются не только растения, но и люди. Дождливая погода – это подходящее время для того, чтобы навести порядок в доме, в жизни, в мыслях. Дождь невольно наталкивает всех на размышления, он, словно дарит время, чтобы люди могли разобраться в себе. У многих дождь ассоциируется с грустью и одиночеством.
Но ведь это совсем не так, ведь в окружении родных, любимых и друзей невозможно быть одиноким. Предлагаем вам подборку философских высказываний и веселых «дождевых» статусов. Пусть они поднимут вам настроение и подарят вам радугу в дождливый день. Для одних дождь – это вполне обычная погода, и они не обращают никакого внимания на падающие с неба капли.
На других дождливые дни навеивают пессимистическое настроение, а третьи – любят дождь. А почему бы и нет? Разве дождь – это не прекрасно? Он поливает землю, дает ей глоток воды и вселяет в нее жизнь. Особенно дождь прекрасен в выходные дни, когда можно заварить чашку ароматного чая или крепкого кофе и сесть возле окна с любимой книгой.
Дождь словно приостанавливает жизнь, замедляет ее, ведь в обычные дни люди просто не находят времени на чтение, на общение, на размышления.
Цитаты и афоризмы
Все дело в отношении к ситуации. Я обожаю дни, когда хлестает дождь: он будто желает изранить мою бледную тонкую кожу. Однако все тщетно. Его удары воспринимаются мной как ласки. (Ирэн Огински)
Не так важна погода за окном, как ваше отношение к ней.
После дождя приходит вдохновение (А. Фет)
Дождь настраивает на творчество.
Дождь очищает весь мир от грязи и мусора. Но в такое безнадежное время, как сейчас, дождь больше обнажает ужас, чем скрывает его. (Чжин Гук Йо)
Дождь обнажает мир и показывает его настоящее лицо.
Во время дождя везде пахнет небом. (Акизуки Такао)
Дождь словно стирает границы между небом и землей.
Дождь делает контуры размытыми. Нет больше четких теней и границ между пешеходами и их отражениями в лужах. (Рю Мураками)
Дождь — это возможность увидеть свое отражение без зеркала.
— Если всё же дождь пойдёт, переждёшь его со мной?
— Даже если дождь стороной нас обойдёт, с тобой останусь я. (Такао Акидзуки)
Дождливый день — это повод провести время с любимым человеком.
Есть в дожде откровенье — потаённая нежность и старинная сладость примеренной дремоты, пробуждается с ним безыскусная песня, и трепещет душа усыплённой природы. (Федерико Гарсиа Лорка)
Дождь не только сам откровенен, от и людей вызывает на откровения друг с другом.
Дождь льет с упорством, уму не постижимым, и воздух настолько пронизан сыростью, что крыша над головой представляется всего лишь данью человеческим условностям. (Бернард Шоу)
Дождливая погода ощущается даже в доме, ведь дождь проникает в душу.
Смысл жизни не в том, чтобы ждать, когда закончится гроза, а в том, чтобы научиться от души радоваться дождю. (Вивиан Грин)
Зачем грустить и ждать солнца, если можно радоваться дождю.
Что такое дождь? Это — воздух с прослойкой воды. (Владимир Маяковский)
Дождь — это повод погрузиться в себя.
Дождь – это когда небо в осколках луж. (Владимир Борисов)
А еще дождь — это когда лужи с отражением неба…
Жизнь не о том, чтобы пережидать шторм. Она о том, чтобы учиться танцевать во время дождя. (Вивьен Грин)
Не приостанавливайте жизнь на время дождя, живите, как и в солнечный день.
Не жмись к стенам зданий, чтобы уберечься от дождя. Тебя там настигнут самые крупные капли, срывающиеся с крыш… (Джонатан Кэрролл)
Скрыться от дождя не поможет ни зонт, ни крыша, ни даже самый уютный дом, ведь дождь проникает в душу.
Смешные и грустные статусы
Дождь в лицо, под ноги слякоть,
Дождь с тобою говорит,
Шепчет он: “Не надо плакать”,
Ты ответишь: “Ведь болит”.
Дождик скажет: “Не печалься,
Расскажи мне, что с тобой?”
Ты лицо дождю подставишь,
Тихо скажешь: “Он с другой”…
Почему говорят, что дождь навевает одиночество, если с ним можно поговорить?
Небо, не плачь! У меня от тебя волосы завиваются…
Небу нет дела до твоего макияжа или прически)
Осенний прогноз погоды: если почти все друзья сидят онлайн в контакте, значит идет дождь, сильно похолодало и на улицу лучше не выходить.
А вот весной и летом все идут гулять даже в дождливую погоду.
Пусть смоет дождь грусть, пусть
Пусть ты меня не любишь, пусть
Пусть время нас рассудит, пусть
И больше слёз не будет пусть.
Если плачет небо, это не значит, что люди тоже должны плакать.
С дождём приходят грустные мысли в голову… Начинаешь вспоминать всех тех, кого обидел, и кто обидел тебя…
А ты вспомни лучше тех, кто сделал тебя счастливым, и кому подарил счастье ты…
Ты знаешь я очень люблю дождь — в нем можно спрятать слезы…
Плакать лучше всего на улице в дождливый день — тогда твоих слез никто не заметит.
Давайте все скинемся и купим хорошую погоду, а то дождь уже надоел!
Скинуться мало) Нужен дипломатичный подход)
Люблю дождь, он охлаждает мои чувства.
Даже дождь может дать понять, что былые чувства в прошлом.
Дождь — самое главное на Земле. Он помогает смыть старую жизнь и начать новую.
Дождь — это повод переосмыслить свою жизнь.
Шел снег пушистыми цветами,
И дождь оплакивал тот час,
Когда с безмолвными словами
Увидел обнятыми нас.
Дождь умеет напоминать о неудачных отношениях.
Дождь — утешение тех, кто не смог полюбить. Дождь — надежда тех, кого не смог простить. Дождь — слезы тех, кто ушел на небо. Дождь для тех, кто счастливым не был.
А по-моему, если счастлив, то любишь и дождь, и вьюгу.
Попал сейчас под дождь. Итог: постирал обувь, джинсы, кофту. + умылся помыл голову и руки.)
Вот видишь, на воде сэкономил.))
О дожде, настроении и любви
Дожди… Как я хочу, чтоб они
Умчали вдаль все наши чёрные дни. (И. Кашежева)
Пусть дожди смоют все плохое с Земли.
Любовь — это когда на дворе всегда хорошая погода, даже если там дождь и ветер.
Влюбленные не зацикливаются на непогоде, они принимают и дождь, и солнце.
Если бы поцелуй был каплей дождя, я бы послала тебе ливень…
А потом подарила бы тебе радугу…
Пускай идет дождь, пускай льются ливни, обещаю, мы будем счастливы, believe me…
Счастливыми можно быть независимо от погоды.
Дождь разделяет людей, но соединяет души…
В дождливую погоду встречаются родственные души.
Дожди, как люди, совершенно разные…
Одни тихие и спокойные, другие внезапные и проливные.
И повод разный, по какому льют,
А души у дождей всегда прекрасные…
Поэтому всегда их люди ждут.
Дожди нужны людям так же, как воздух.
На даче три времени суток: светло, темно, дождь.
И два понятия: пора сажать и пора убирать урожай…)
Нельзя приходить и уходить, когда вздумается. Нельзя просто оставлять человека на улице в дождь, а на следующее утро ждать, что он бросится к тебе на шею.
Хочешь, чтобы тобой дорожили, протяни руку помощи, как дают зонт в дождь.
Во время дождя один цветок ломается, а другой поднимается снова.
Кто-то любит дождь, кто-то не очень.
Я утоплю своё одиночество в дожде…
Дождь скорее напомнит о нем, чем заберет его.
Если вдруг дождём заплачут небеса, знай, что это я скучаю по тебе, если ночью вспыхнет яркая звезда — это я свою любовь дарю тебе.
Настоящая любовь связана с небесами.
Иногда я специально забываю зонтик, чтобы ты меня целовал под дождем.
А потом прихожу домой, вся такая зацелованная…) Вы из тех, кто любит дождь? Или вас по-прежнему смущает «плачущая» погода? Тогда нужно посмотреть на мир по-философски. Дождь оставляет после себя не только лужи и грязь, он дарит радугу, эти словно раскрашивая жизнь.
Дождь – это совокупность разноцветных зонтиков, а это еще одно подтверждение тому, что дождь не омрачает жизнь, а раскрашивает ее. Все, что от вас нужно – это научиться видеть эти краски и купить яркий зонтик. Тогда вы и оглянуться не успеете, как дождь будет вам приносить не меньше позитива, чем солнце!
Источник: frazy.su
Урок окружающего мира Почему идёт дождь?
дать возможность увидеть, услышать и принять другого человека в совместной деятельности.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А.А. Плешаков; оборудование для опытов, карточки со словами; проектор, мм презентация; рисунки дождя.
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
— Сегодня мы будем говорить о дожде. На зимние каникулы вам было дано задание: провести исследовательскую работу «Что мы знаем о дожде». Результатом этой работы, выполненной вместе с мамами стала выставка ваших работ.
III. Работа по теме урока
— А знаете ли вы, что такое дождь?
Дождь — это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.
— Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье».
Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!
В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад —
Вся земля промокла.
Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
— Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или веселое?
— Почему грустное настроение?
— А всегда ли дождь вызывает грустное настроение? Любите ли вы дождь? За что вы его больше всего любите?
— Как вы думаете, что стало бы с землей, если бы дождя не было?
— Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
— А как дождик попадает в тучу?
— Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в теплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим. (Вода испарилась)
— Да, вода испарилась. Только мы с вами, к сожалению, не видели, как это произошло. Но каждый из вас видел, что происходит, когда закипает вода в чайнике, что образуется на внутренней стороне крышки кастрюли с кипящей водой.
— Давайте послушаем и посмотрим, что нам расскажет о процессе образования дождя Даниил вместе со своей мамой. (Опыты , проведённые семьёй Даниила дома, видеосюжет)
— Посмотрите ещё один сюжет, который называется «Делаем облако»
— Можно налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставить его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар образует облако. К сожалению, мы не можем сейчас это видеть, но мы видим капельки воды на стенке банки, которые, охлаждаясь, скатываются снова вниз, а со дна блюдца начинают падать капельки дождя.
— Егор и Даниил проделали этот опыт дома, я думаю, они могут поделиться увиденным. (Рассказы мальчиков)
Этот опыт моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
— То же происходит и на поверхности земли. Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Вода под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве.
Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения. (Прикрепляется табличка Вода)
Этот теплый пар (табличка) вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако(табличка).
— Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча(табличка).
— Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем(табличка).
Учитель вместе с тремя учениками показывает опыт.
Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
— Ребята, представьте, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.
— Туча, туча, что несешь?
— Хотите послушать шум дождя?
Небо было чистым и ясным. Вдруг откуда-то появилась тучка, и упала первая капля дождя (1 хлопок, все повторяют его за ведущей). Затем упало две капли (2 хлопка, все повторяют их), потом упало три капли (3 хлопка с повтором), упало четыре капли (хлопки — повторы). И пошел ливень — сильный, сильный (все дружно хлопают). И вот дождь стал стихать.
Упало четыре капли, три капли, две капли. Слышите, упала последняя капелька? Дождик кончился! Выглянуло солнышко, и засияла Радуга!
V Работа с учебником
У. Вот так появляется дождь. Давайте откроем учебники и прочитаем слова Мудрой Черепахи на с. 92.
У. — Что же такое туча?
Д. — Темное, густое облако.
У. — Из чего состоят тучи?
Д. — Из тяжелых капель воды.
У. — Почему они падают на землю и что из них образуется?
Д. — Капельки тяжелые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.
У. — Процесс образования дождя хорошо показан в сказке «Заяц Коська и Родничок»
Слушайте и смотрите. (Мф «Заяц — Коська и Родничок)
VI. Работа по теме (продолжение)
У. — Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.
У. -Рассмотрите рисунки с различными видами дождя и соотнесите их с названиями.
— Почему так назвали дожди? Прочитайте.
Д. — Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льет как из ведра.
— Ситничек — мелкий дождь, как из сита.
— Косой дождь, или косохлест.
— Давайте послушаем стихотворение, сочинённое мамой Даниила, а рисунки к стихотворению на компьютере выполнил сам Даниил.
— Послушайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Поэзия дождя»
«Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).
Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.
Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке.
Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. »
— Какие дожди, описанные в этом отрывке, вам больше всего нравятся и почему?
— Какой из них может успокоить вас или, наоборот, расстроить? Какой дождь вызывает у вас мечтательное настроение?
— Какие из названных дождей вы наблюдали? Отгадайте, о каком дожде идет речь?
Всю малину исхлестал,
Наклонил он ветки груш.
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить? (Ливень)
— Правильно. Ребята, представьте, как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь. Можно простудиться и заболеть. Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов.
-Явление дождя очень часто любят воспевать в своём творчестве поэты, композиторы, художники, музыканты. Послушайте небольшую пьесу из «Детского альбома»
- Солнце садится в тучи.
- Дым припадает к земле.
- Ласточки летают низко.
- Без времени голосят по дворам петухи.
- Облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями.
Тихая светлая ночь без росы — к дождю.
Дождь, который начинается большими каплями, непродолжительный.
VII Итог урока — Подведём итог. Как образуется дождь? (Ответы детей) Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
VIII Рефлексия У. — Наш урок подошёл к концу. На ваших столах лежат капельки. Выберите капельку соответствующую вашему настроению. Если вам было интересно на уроке, возьмите каплю светлую голубую, а если урок вам не понравился — тёмную синюю. Прикрепите капли на доску. (Звучит песня «Дождя не боимся») — Мы узнали на уроке, что дожди бывают разные.
Но бывают совсем необычные. В 1978 году шёл дождь из креветок в Австралии. В 2002 шёл дождь из рыбы в Греции. В 2007 году шёл дождь из пауков в Аргентине В 2007 году шёл дождь из лягушек в Испании. А ещё бывают дожди сказочные (Фрагмент из мф «Земляничный дождик»)
Как хорошо теперь, после дождя!
Умыто всё, очищено от пыли.
Так дышится легко, как будто я
Виновною была — и вдруг меня простили.
Источник: botana.biz