Рассмотрим примеры.
Пример №1.
первое простое предложение Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) второе простое предложение громкая песня разлилась над просторами Волги.
Внимание! Нужно мысленно «убрать» придаточную часть (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) и посмотреть, что же конкретно соединяет союз И.
В данном случае союз И соединяет два простых предложения, поэтому перед ним ставится запятая (1).
Пример № 2.
начало простого предложения Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3) конец простого предложения взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Снова мысленно «убираем» придаточные предложения (когда мама ушла на работу (3); хотя настроение было совсем не радостное).
У нас осталось простое предложение с однородными сказуемыми, поэтому перед союзом И нет запятой (1).
Я немного успокоился и взялся за свои привычные дела.
Запятая на стыке союзов.
Стык союзов – это когда два союза стоят рядом.
Между данными союзами запятая ставится, если после придаточного предложения нет слов ТО, НО. Если же такие слове есть, то нет запятой.
Рассмотрим два примера.
Пример № 1.
Я немного успокоился (1) и стык союзов (2) (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Алгоритм действий:
— смотрим, есть ли ПОСЛЕ придаточного (когда мама ушла на работу) слова НО, ТО;
— в данном случае их нет, поэтому на стыке союзов ставим запятую (2);
— запятая (3) ставится, так как конец придаточного.
Пример № 2.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) и стык союзов (2) (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.
Алгоритм действий:
— смотрим, есть ли ПОСЛЕ придаточного придаточное (когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет) слова НО, ТО;
— в данном случае есть слово ТО, поэтому на стыке союзов не ставим запятую (2);
— запятая (3) ставится, так как конец придаточного.
Запятая при придаточных предложениях в СПП.
Чаще всего в конце предложений есть придаточные, их мы определяем по подчинительным союзам или союзным словам (обычно это слова -вопросы, а также если, хотя, потому что, чтобы и др.)
Придаточное предложение выделяется с обеих сторон (или с одной, если находится в самом конце предложения) запятыми.
Пример.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.
В данном предложении запятая (4) ставится перед придаточным предложением.
Запятая между двумя однородными придаточными.
Запомните!
Если ДВА однородных придаточных (то есть относящихся к одному главному предложению, отвечающих на один вопрос, являющихся одинаковыми типами придаточных) соединены союзом И, то между ними НЕТ запятой.
Перед первым придаточным запятая ставится по правилу, после второго она ставится всегда. А вот МЕЖДУ ними, если есть союз И, запятой нет.
Помните! Перед вторым однородным придаточным подчинительный союз может опускаться (то есть его нет).
Пример № 1.
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) первое придаточное когда солнце взошло (3) и втрое придаточное городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
Алгоритм ответа.
- Находим два придаточных предложения:1) когда солнце взошло ; 2) городские стены остались за кормою последнего струга;
- Главное предложение: громкая песня разлилась над просторами Волги.
- Обратите внимание, что перед вторым придаточным нет подчинительно союза, но его (когда) легко можно подставить.
- Между этими двумя однородными придаточными времени стоит союз И, поэтому нет запятой (3).
- Запятая (4) ставится, так как это конец второго придаточного.
- Запятая (2) ставится, так как после второго придаточного НЕТ слов ТО, НО.
Итак, вот верная расстановка знаков препинания в данном предложении.
Резвый ветер с моря надул паруса, и, когда солнце взошло и городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над просторами Волги.
Пример № 2.
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
Алгоритм ответа.
- Находим два придаточных точных (они выделены; обратите внимание, что внутри второго придаточного есть ещё одно придаточное, главным для которого будет уже это второе придаточное).
- Главное: выяснилось (выяснилось что?)
- Обратите внимание, в данном случае перед каждым придаточным есть союз что.
- Между этими двумя однородными придаточными времени стоит союз И, поэтому нет запятой (2).
- Запятая (1) ставится, так как это начало первого придаточного.
- Запятые (34) выделяют придаточное: сдавать её в типографию нельзя (до каких пор?), пока не будет проведена дополнительная работа.
Итак, вот верная расстановка знаков препинания в данном предложении.
Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и что, пока не будет проведена дополнительная работа, сдавать её в типографию нельзя.
Общие выводы.
- В задании № 20 могут быть запятые по нескольким правилам.
- Всегда начинайте с нахождения основ предложений, потом только определяйте, ставятся по правилам запятые или нет.
- Помните, что вам необходимо в предложении верно расставить знаки по двум правилам: перед союзом И и в сложноподчинённом предложении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: testy-klass.ru
ЕГЭ. Русский язык. Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. ПОДСКАЗКА.
Находим союз И. Определяем, что он соединяет: два однородных члена (тогда перед ним НЕТ запятой) или два простых предложения в ССП (тогда перед ним ЕСТЬ запятая).
Рассмотрим два примера.
Пример № 1.
первое простое предложение Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) второе простое предложение громкая песня разлилась над просторами Волги.
Внимание! Нужно мысленно «убрать» придаточную часть (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) и посмотреть, что же конкретно соединяет союз И.
В данном предложении – ССП, поэтому перед союзом И ставим запятую (1).
Пример № 2.
начало простого предложения Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3) конец простого предложения взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Снова мысленно «убираем» придаточные предложения (когда мама ушла на работу (3); хотя настроение было совсем не радостное).
У нас осталось простое предложение с однородными сказуемыми, поэтому перед союзом И нет запятой (1).
Я немного успокоился и взялся за свои привычные дела.
Стык союзов – это когда два союза стоят рядом.
Между данными союзами запятая ставится, если после придаточного предложения нет слов ТО, НО. Если же такие слове есть, то нет запятой.
Рассмотрим два примера.
Пример № 1.
Я немного успокоился (1) стык союзов (2) и (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
Алгоритм действий:
— мысленно «убираем» придаточное (когда мама ушла на работу);
— смотрим, есть ли ПОСЛЕ него слова НО, ТО;
— в данном случае их нет, поэтому на стыке союзов ставим запятую (2);
— запятая (4) ставится, так как конец придаточного.
Пример № 2.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) стык союзов (2) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.
Алгоритм действий:
— мысленно «убираем» придаточное (когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет);
— смотрим, есть ли ПОСЛЕ него слова НО, ТО;
— в данном случае есть слово ТО, поэтому на стыке союзов не ставим запятую (2);
— запятая (3) ставится, так как конец придаточного.
- Запятая при придаточных предложениях в СПП.
Чаще всего в конце предложений есть придаточные, их мы определяем по подчинительным союзам или союзным словам (обычно это слова -вопросы, а также если, хотя, потому что, чтобы и др.)
Придаточное предложение выделяется с обеих сторон (или с одной, если находится в самом конце предложения) запятыми.
Пример.
Класс с нетерпением ждал свою новую учительницу (1) и (2) когда Наталья Аркадьевна вошла в кабинет (3) то все ребята дружно встали (4) чтобы поприветствовать её.
В данном предложении запятая (4) ставится перед придаточным предложением.
- Запятая между двумя однородными придаточными.
Запомните!
Если ДВА однородных придаточных (то есть относящихся к одному главному предложению, отвечающих на один вопрос, являющихся одинаковыми типами придаточных) соединены союзом И, то между ними НЕТ запятой.
Перед первым придаточным запятая ставится по правилу (стык союзов), после второго она ставится всегда.
Помните! Перед вторым однородным придаточным может быть союз, а может не быть.
Пример № 1.
Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) первое придаточное когда солнце взошло (3) и втрое придаточное городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
- Находим два придаточных точных.
- Главное: громкая песня разлилась над просторами Волги.
- Обратите внимание, что перед вторым придаточным нет подчинительно союза, но его (когда) легко можно подставить.
- Между этими двумя однородными придаточными времени стоит союз И, поэтому нет запятой (3).
- Запятая (4) ставится, так как это конец второго придаточного.
- Запятая (2) ставится, так как после второго придаточного НЕТ слов ТО, НО.
Пример № 2.
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
- Находим два придаточных точных (они выделены; обратите внимание, что внутри второго придаточного есть ещё одно придаточное, главным для которого будет уже это второе придаточное).
- Главное: выяснилось (выяснилось что?)
- Обратите внимание, в данном случае перед каждым придаточным есть союз что.
- Между этими двумя однородными придаточными времени стоит союз И, поэтому нет запятой (2).
- Запятая (1) ставится, так как это начало первого придаточного.
- Запятые (34) выделяют придаточное: сдавать её в типографию нельзя (до каких пор?), пока не будет проведена дополнительная работа.
- В задании № 20 могут быть запятые по нескольким правилам.
- Всегда начинайте с нахождения основ предложений, потом только определяйте, ставятся по правилам запятые или нет.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: poznaemvmeste.ru
У гарика было очень важное дело
Это задание состоит из предложения и вариантов расстановки знаков препинания. Необходимо выбрать все верные варианты расстановки знаков препинания.
Алгоритм выполнения задания:
- Выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль.
- Определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками препинания.
- Проанализируйте, чем осложнена каждая часть, проверьте постановку знаков препинания при них.
- Сопоставьте результат с вариантами расстановки знаков препинаний.
- Запишите верную последовательность цифр.
Я имел несчастье представить вам барона (1) и (2) если вы немедленно не отдалите его от себя (3) то я вынужден буду вызвать его на дуэль (4) чтоб разрешить наш спор.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.
6. Расставь.
уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.
8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ольга пошла безлюдной площадью (1) и (2) когда каблуки стали тяжело срываться с круглых булыжников мостовой (3) она вспомнила (4) как однажды уже возвращалась домой этой дорогой.
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.
10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.
Вариант411. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Об удивительной душевной доброте этой женщины можно судить только по тому (1) что (2) когда случилось наводнение на побережье (3) она забрала осиротевших детей (4) и своей заботой и любовью буквально вернула их к жизни.
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старик знал (1) что (2) пока не зацветёт чертополох и (3) не созреют семена льна (4) он не сможет приготовить необходимое лекарство.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Длинный ряд этот показался особенно труден Левину (1) но зато (2) когда ряд был дойдён до конца (3) а Тит медленными шагами начал заходить по следам (4) Левин точно так же пошёл по своему прокосу.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Громову казалось (1) что (2) если бы он держал свёрток покрепче (3) то тот остался бы у него в руке (4) что позволило бы сохранить в целости его содержимое.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Может так случиться (1) что (2) пока остальные ребята будут готовить свои костюмы к выступлению (3) нам придётся заниматься совсем другими делами (4) чтобы успеть к премьере.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Выделите в предложении смысловые части, определите их синтаксическую роль.
- Определите, чем связаны части предложения, разделите их соответствующими знаками препинания.
- Проанализируйте, чем осложнена каждая часть, проверьте постановку знаков препинания при них.
- Сопоставьте результат с вариантами расстановки знаков препинаний.
- Запишите верную последовательность цифр.
- Губерман стихи смешные с матом
- Очень смешные коты с надписями
- Прикольные города для вконтакте
- Душевные строки
Источник: statuslife.name