Если вспоминать главные достижения советской власти, то в первую очередь нужно говорить о системе дошкольного детского воспитания. Ни в одной стране мiра не было и тем более нет сейчас подобной реальной, эффективной помощи родителям, независимо от их положения и достатка. Становление личности человека продолжается примерно до 7 лет.
После этого возможно что-то развить, приглушить или усилить, но в принципе уже ничего не изменить. Ни школа, ни армия, ни работа кардинально поменять личность человека не в силах. Вот почему так важно правильно воспитать детей до школы, а именно дать им возможность расти в максимально благоприятных условиях, чтобы они на всю жизнь получили представление о том, что такое хорошо. Радостные воспоминания детства – главное условие развития в человеке уважения к окружающим и к самому себе, любви к родителям и к Родине.
К сожалению, нянечки и медсёстры не пишут мемуаров. Очень трудно найти заслуживающие доверия воспоминания и факты о том, как воспитывали советских детей в детских яслях и садах. В огромной стране, в разные периоды её развития, условия содержания детей в дошкольных учреждениях на местах не могли быть одинаковыми. Поэтому неудивительно, что личные воспоминания, многие из которых политизированы под влиянием современной обстановки в России, разнятся от чрезмерно восторженных до крайне негативных. Не берусь обобщать, поэтому расскажу о том, что происходило конкретно со мной, в славном городе Стерлитамаке, в 1950-е годы.
Моя мама вынашивала и родила меня, когда ещё действовали суровые сталинские законы и декретного отпуска не было. В возрасте 2-х месяцев я попал в детские ясли. Как моя бедная мама выкручивалась первые два месяца моей жизни — одному Богу известно.
Буквально на следующий год, Президиум Верховного Совета СССР, Указом от 26 марта 1956 года, восстановил продолжительность отпуска по беременности и родам, существовавшую до 1938 года, — 112 календарных дней (56 дней до родов и 56 дней после родов). Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1 года, предоставляли (помимо общего перерыва для отдыха и питания) дополнительные перерывы для кормления ребёнка не реже чем через 3 часа, продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии двух или более детей в возрасте до 1 года, продолжительность перерыва устанавливалась не менее часа. При этом перерывы для кормления ребёнка включались в рабочее время и оплачивались по среднему заработку. Грудное вскармливание оставалось основным условием для здорового развития ребенка, поэтому кормящим матерям предоставлялись специальные перерывы в рабочем дне, чтобы сходить в ясли и покормить младенца. Зачастую, женщине приходилось так «отлучаться» по 2-3 раза в день, и сегодня, когда многие из нас работают не то что вдали от дома, а вообще в других городах, сложно представить подобные «перерывы на еду».
Вот свидетельство, из полученного мною письма: «Диву даёшься, как справлялись нянечки и воспитатели с малышней. Мой муж был отдан в круглосуточные ясли, как только ему исполнилось 72 дня. Мать приходила его покормить один раз в день, сцеживала молоко и оставляла в садике. Страшно подумать — работала она на стройке штукатуром-маляром».
Считалось, что ясельный уход и воспитание если и не превосходят домашнее, то уж точно ему не уступают, поскольку в яслях работали квалифицированные нянечки и медсёстры.
В 1956 году на весь Стерлитамак были одни-единственные муниципальные Детские ясли № 1 (имелись, конечно, ведомственные, например, при железнодорожном ведомстве, при кожзаводе). Детских садов было уже достаточно много, а муниципальные ясли — одни. Попасть туда было чрезвычайно сложно, слишком много желающих. Моей маме помогло то, что она работала в Стерлитамакской объединённой детской больнице. За неё хлопотал Горздравотдел, как за молодого специалиста.
Ясли № 1 располагались на углу улиц Худайбердина и Халтурина (часть Оренбургского тракта), через дорогу от городской бани. Бывший купеческий бревенчатый дом с нижним полуэтажом, большим двором, в прекрасном состоянии, как нельзя лучше подходил для детского учреждения.
Мои воспоминания о яслях весьма отрывочные. Тем не менее, на основании опроса бывших работников яслей, анализа фотографий и данных городской жизни тех лет, с полным основанием утверждаю, что моё поколение получило в детских дошкольных учреждениях Стерлитамака максимально комфортные условия содержания, при этом абсолютно безплатные. Эти условия и качество работы современным детским учреждениям просто недоступны. Это касается и детских учреждений в других развитых странах.
Начнём с главного: со здоровья детей. В Советском Союзе детские ясли относились к государственной системе здравоохранения. В них осуществлялись мероприятия по охране здоровья, физическому и психическому развитию детей. Например, грудничков ежедневно тщательно осматривали медицинские работники, взвешивали, вели записи.
С первых лет образования Советского государства обслуживание детей до 3-х лет было передано Наркомздраву, а воспитание детей от 3-х до 7-ми лет — Наркомпросу, вследствие чего детские учреждения (ясли и детские сады) были подчинены различным комиссариатам (министерствам). В детских яслях выделяли 4 возрастные группы: грудных детей (до 9-ти месяцев), «ползунковую» (9 — 14 месяцев), среднюю (14 — 24 месяца) и старшую (2 — 3 года). Для каждой группы устанавливался соответствующие режим и периодичность врачебного осмотра.
Перед войной 30 процентов детей в СССР умирало от болезней — каждый третий! А в 1955 году детская смертность снизилась до 5 процентов. Это был настоящий прорыв.
Огромное внимание уделялось укреплению здоровья детей, ослабленных детей направляли в санаторные детские сады. Такой санаторный детский сад, до 1957 года, находился на улице Халтурина, в её южной части, и моя мама в нём работала медсестрой.
Да, до 1957 года Старый город Стерлитамака был курортным микрорайоном. Сегодня в это трудно поверить, но климат и состояние окружающей природной среды Стерлитамака изначально были действительно курортными. Губительное дыхание Большой химии ещё не достигало Старого города. Продолжительность солнечных дней была достаточно высокая, даже больше, чем на Северном Кавказе.
Так, количество солнечного времени в средней полосе Башкирии, в районе города Стерлитамака, больше количества солнечного времени в городе Кисловодске, составляя соответственно 2023 и 2007 часов. Для сравнения заметим, что в Москве это составляет 1560 часов или почти на 20 суток меньше.
В 1950-е Старый город Стерлитамака утопал в зелени. Полноводный, чистый Ашкадар создавал прекрасный микроклимат вдоль своих берегов. Городские власти всё это прекрасно понимали и использовали на благо жителей, в первую очередь детей. Только на улице Халтурина, к югу от улицы Садовой, располагались, кроме детских яслей: детский дом, два детских сада и санаторный детский сад.
Дети росли в идеальных условиях чистого степного воздуха, освежённого речной прохладой. Движение автотранспорта было минимальным, заметного влияния на качество воздуха не оказывало, городской шум отсутствовал. Весной воздух наполнялся ароматом молодых листочков тополя бальзамического, затем цветущей сирени, акации.
Помещения обязательно проветривались, особенно во время тихого часа, дети спали на кроватках из настоящего дерева, накрывались одеяльцами из чистой шерсти. Очень много времени проводили на прогулках. Гуляли по улицам, по берегу Ашкадара. Обширный двор, залитый солнцем, с тенистыми деревьями, круглый год обеспечивал всевозможные активные игры.
В группах было не более 10 детей. На каждую группу – нянечка, иногда две. Каждого ребёнка ежедневно осматривала медсестра или детский врач. В случае необходимости, выполняли все санитарно-гигиенические и медицинские процедуры, незамедлительно! Персонал работал не за страх, а за совесть.
Дети ни на минуту не оставались без присмотра. Если нянечке нужно было выйти, кто-то её подменял. Кашляющие, сопливые, чешущиеся, грязные, запачканные дети – в те годы картина немыслимая.
Все дети, независимо от статуса их родителей, получали равный уход и заботу, выглядели ухоженными, причёсанными, опрятными. Высокий уровень воспитания. Соответственно, поведение детей было достойным, без диких воплей, потасовок и рёва.
Обстановка внутри здания яслей была не просто хорошая. Она была шикарная.
Городские власти буквально и добросовестно претворяли в жизнь советский лозунг: «Всё лучшее – детям!». На полу каждой комнаты лежал огромный ковёр ручной работы, очень дорогой. Вся мебель – цельнодеревянная, лакированная. Стулья – в белых чехлах. На столах – белые льняные скатерти. В дверях – гардины, на окнах — занавески.
На полочках – кружевные белые салфетки. Персонал – в белоснежных халатах и шапочках. Старших детей переодевали перед каждым мероприятием. На время обеда надевали фартучки. На время игр – комбинезончики, для сна – пижамки.
Возможно, что одеждой снабжали централизованно, у всех были одинаковые, в цветочках. Некоторые девочки были в своём, более дорогом. Все игрушки – новые, не ломанные. Во время обеда или чаепития – на столах вазы с фруктами, фарфоровые чайные детские приборы.
Еда была простая, но очень здоровая, экологически чистая. Свежее мясо, домашние яйца, цельное молоко, сметана, творог, овощи, фрукты. На десерт – компот из сухофруктов, кисель. Напомню, всё это было безплатно. Таких проблем, как ожирение, аллергия на продукты или, упаси Бог, недоедание, тогда просто не существовало.
Пищевое отравление, если бы оно случилось, расценивалось бы как уголовное преступление.
Сейчас я понимаю, что мы, тогдашние воспитанники яслей, получили максимум заботы и благ, возможных в то время на этой грешной Земле. Ясли для детей были вторым домом. Нянечки именно так понимали свои обязанности: создать домашний уют и заботиться о вверенных им детях как о своих собственных. Поэтому в ясли дети шли охотно, никто не плакал.
У многих детей обстановка дома была намного проще, беднее. В нашем доме, например, никаких ковров тогда не было.
Каких-то специальных занятий в яслях не помню. Наверное, нам читали книжки, организовывали игры, пели песенки.
Несокрушимое здоровье и безопасность детей – вот была главная цель тогдашних яслей, это было делом государственным. В те годы забота о детях в СССР достигла наивысшей точки. Моё поколение стало одним из самых здоровых за всю историю России.
В 1958-м из яслей меня перевели в детский сад № 19. Располагался он в огромном деревянном бревенчатом угловом здании на ул. Халтурина (давно снесено). Скорее всего, до революции это был гостевой дом на Оренбургском тракте.
По этой же стороне, через дорогу переулка, который ведёт к Ашкадару, к югу, всё ещё стоит очень похожее здание старой конторы Стерлитамакского лесхоза (адрес: улица Халтурина, 64). Здание детсада было побольше, чем здание яслей, двор намного больше, территория обнесена глухим, высоким, дощатым забором.
Помещение детского сада было достаточно просторным и предоставляло возможность цивилизованного общения детей. Именно в детском саду у меня появился первый настоящий друг.
Мой интерес к живой природе находил благодатную почву на обширном дворе, где царило буйство жизни: растения, насекомые, птички. На прогулке мы были предоставлены сами себе, играли, лазили по кустам и в цокольном этаже, который был пуст.
Не помню каких-либо инцидентов, чтобы ребёнок поранился или даже ушибся. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы меня кто-то ударил или грубо толкнул. Никакой агрессии и словесных перепалок между детьми не было. Воспитатели относились к нам весьма доброжелательно, с уважением, какие-либо наказания не практиковались, всё ограничивалось увещеваниями.
Обеды были по-прежнему вкусными. За час до обеда по территории разносились аппетитные запахи. Каждый день полагалась столовая ложка рыбьего жира, чтобы не было рахита. Вкус не очень приятный, но приемлемый. Я и сейчас не отказался бы от этой ложки.
Дорогое удовольствие нынче.
Хорошо помню обязательные медосмотры, измерения роста, веса. Какие-то специальные занятия не запомнились. Читать я выучился самостоятельно, в 5 лет. Готовили утренники на Новый Год. Никакой идеологии не было, никаких стишков про Ленина.
Три года, которые я провёл в детском саду, были годами больших изменений в жизни страны, начавшихся с приходом нового правителя, Никиты Хрущёва. Законы, правила становились всё менее строгими, бюджетные расходы на воспитание детей не такими щедрыми, порядки более демократичными, точнее расхлябанными. Но принцип равного, безплатного воспитания и образования детей сохранялся незыблемым.
Фотография из моего личного архива: старшая группа детских яслей № 1 города Стерлитамака, 1957 год. Чаепитие.
Источник: proza.ru
Чем советский детсад отличался от современного, и Так ли страшна была манка с комочками
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отписаться можно в любой момент.
Забота советского правительства о гражданине начиналась с самого рождения. С 2-месячного возраста будущим строителям светлого будущего предлагались ясли при детских садах. И если ясельные группы становились вторым домом далеко не для всех, то уже непосредственно детсады навещали подавляющее число советских детишек. Кто-то сохранил с тех времен самые теплые воспоминания, другие помнят манку с комочками и сварливых воспитателей. Но общее у всех одно: детский сад времен СССР возводился в ранг серьезной ступени воспитания и был не просто местом, где можно вынужденно оставлять ребенка.
Высочайшие требования с довоенных пор к воспитателям яслей
Сад часто становился вторым домом.
Детский сад изобретением Советского Союза не является. Говоря о России, стоит упомянуть, что первые дошкольные воспитательные общества открывались еще в дореволюционный период. По некоторым источникам детские комнаты работали при фабриках и домах трудолюбия еще на заре 19 века. Так матери получали возможность работать, пока маленькие дети находились под присмотром нянь. Правда, женский труд на производстве в Российской империи использовался редко, поэтому дошкольные учреждения особого распространения не получили.
С провозглашением страны рабочих и крестьян все резко изменилось. Государство нуждалось в миллионах рабочих рук – в области промышленности, на различных службах и в колхозах труд женщин решили использовать на полную катушку. Тогда-то и выросли как грибы ясли и сады, позволявшие высвободить матерей из домашних дел. В ясли детишек принимали с 2 месяцев — именно столько длился в первое время декрет в СССР. Следующая стадия – детсад, куда принимали в возрасте 3 года и воспитывали до 7. После выпуска ребенка ждала общеобразовательная школа, так что воспитание и образование советских детей вне дома было спланировано и организовано считай с самого рождения.
Распорядок дня в детсадах тщательно расписывался. Прогулки и игры обязательно чередовались с образовательными занятиями — буквы, цифры, грамотность, творчество, подготовка к школе. Любые занятия утверждались Министерством образования – будь то лепка из пластилина, аппликация, пение или рисование. В воспитательном процессе всячески поощрялось чтение.
Младшим читали вслух воспитательницы: особо популярными авторами были Чуковский, Маршак, Михалков. Любовь к книге прививалась с первых лет жизни, наверное, поэтому Советский Союз считался самой читающей страной мира. Детсадовцы постарше декламировали стихи известных поэтов, а также разыгрывали сценки из книг. Государство пристально следило, чтобы к детям допускались только профессионалы — в руках этих специалистов сосредоточивалось будущее страны!
С 30-х существовали утвержденные требования к воспитанию в дошкольных учреждениях: появились программы подготовки и курсы для будущих воспитателей. Открывались факультеты в технических учебных заведениях, где можно было пройти обучение для работы с детьми, издавались спецжурналы.
За что и сколько советским родителям приходилось платить
Оплата садиковских будней никому не била по карману. /Фото: n1s1.hsmedia.ru
Основные расходы на организацию работы детских садов в СССР ложились на государство. Поборов «на моющие и шторы» не было. За счет родителей лишь частично покрывались расходы на питание. Сумма рассчитывалась на основании совокупного семейного дохода. Минимум платили те, чей доход не превышал 60 рублей на каждого члена семьи.
Чуть больше детсад обходился тем, кто зарабатывал от 120 руб. на человека. Зависела сумма и от времени пребывания ребенка в учреждении: 10-14 часов или сутки. В крупных городах платить приходилось на рубль–два больше, чем в селе. Но в любом случае, детский сад не бил по карману даже малоимущим.
В среднем в 70-х десятичасовое пребывание ребенка в саду стоило 4 рубля в месяц, 14 часов — 5 рублей, а суточное пребывание обходилось родителям аж в 6. Воспитание в яслях оценивалось в 3 рубля в городе и до 2 в селе. Дороже всего приходилось платить за выездное 24-часовое пребывание детей в санаториях, что тогда часто практиковалось (9-20 рублей для горожан и 6-18 для сельчан).
Нужно сказать и о льготах. Мать-одиночка получала 50% скидку на оплату детсада, полностью бесплатно посещали учреждения слабовидящие, слабослышащие, дети с проблемами опорно-двигательного аппарата. Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами.
О чем вспоминают воспитанники советского детсада
Государство заботилось о детях очень ответственно. /Фото: papik.pro
Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Огромное внимание уделялось питанию. Меню составляли по рекомендациям специалистов по о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного. Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао.
Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель. А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили.
Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев – тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя. За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина.
Что касается наказаний за провинности, то чаще всего они ограничивались беседами с воспитанниками. Любое рукоприкладство и брань по тем временам грозило статьей. Несмотря на отсутствие камер наблюдения подобные случаи выносились на широкий суд всего населенного пункта, разбирались на уровне гороно. Но и к воспитателям, равно как и к учителям, отношение родителей и детей было другим – с уважением и признанием авторитета.
Очень много странных личностей в истории становились святыми посе смерти. Прочтите об одном из таких в другой нашей статье и узнайте, как один византийский монах спас римские ворота в Германии и стал святым.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Советские ясли и детские сады пятидневки. Личные воспоминания
У современных родителей есть выбор, как воспитывать своих детей. Одни принимают решение отдать малыша до трех лет на пару часов в группу кратковременного пребывания, чтобы иметь возможность сбегать по магазинам. Другие устраивают чадо в государственный или частный садик после трех лет, чтобы выйти на работу. Иные растят ребенка сами до школы или нанимают няней. А в советское время большая часть детей пребывала на «пятидневках».
Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:
До 1979 года декретный отпуск предоставлялся на 56 дней до родов и 56 дней после. С 1979 года мамы могли продлить его до одного года без сохранения заработной платы. Для многих это было роскошью. Стране требовалась рабочая сила, в том числе женская. А так как в ясли принимали детей с двухмесячного возраста, то, вынужденные работать, мамы пользовались такой возможностью.
По всему Советскому Союзу в яслях и детских садах имелись группы, в которых дети могли находиться с утра понедельника по вечер пятницы. Их забирали домой только на выходные, чтобы искупать, постирать вещи, накормить домашними вкусностями и вместе провести время. В то время взрослые работали от зари до зари, часто выходили в ночные смены.
Не у всех были бабушки и дедушки, которым можно было оставить маленьких детей. У кого-то они жили слишком далеко, другие тоже работали наравне с родителями. Каждый вечер забирать ребенка из сада не было возможности, поэтому круглосуточные группы были необходимостью. Ребенок посещал ясли до трех лет, а после переходил в детский сад.
Со времен перестройки «пятидневки» постепенно начали упразднять. Мамы, папы, бабушки и дедушки стали работать до шести вечера.
Меня отдали на «пятидневку» в восемь месяцев, на дворе стоял 1988 год. Ясли были далеко от дома, маме нужно было учиться, бабушка и дедушка работали. Они считали, что забирать ребенка на пару часов домой, сменяя несколько видов общественного транспорта, а потом еще ни свет, ни заря утром отвозить обратно – это не разумно. Поэтому родителей мне заменяли воспитатели вплоть до школы.
Сейчас с позиции тридцатипятилетнего возраста я вспоминаю то время с грустью. Тоска по близким людям была настолько сильной и болезненной, что твердо запечаталась в память. Переходя по возрасту из группы в группу, я до сих пор помню всех воспитателей, где стояла моя кровать, какая была комната для умывания и сна, игровая, двор.
Как я часто не могла заснуть и играла с пальцами или придумывала истории. Если была хорошая смена воспитателей, то меня брали на кухню чистить картошку. И это было куда интереснее, чем одной лежать среди пустых тридцати кроватей, потому что всех детей забрали на ночь домой.
Помню, как смотрела каждый вечер в глаза чужим родителям с мольбой взять и меня тоже. Чувствовала я себя тогда очень одинокой и брошенной, каждый раз разочаровывалась во взрослых и искренне завидовала другим детям, а еще горевала и злилась.
Однажды, получилось уговорить любимую воспитательницу забрать меня к себе домой. Ехать нужно было на электричке полтора часа, а потом встать в четыре утра, чтобы вовремя вернуться. Но меня это совсем не пугало. То была самая запоминающая поездка.
Помимо пустых уговоров чужих взрослых, я нашла отличный план, как оказываться дома с мамой. Частые болезни стали неотъемлемой частью моей детской жизни. Температуры, больные уши и воспаленные лимфоузлы казались праздником, ведь тогда обо мне заботились близкие люди, а значит любили. Занимательно, что все закончилось, когда я пошла в первый класс, и меня каждый день начали забирать домой после продленки.
Распорядок дня в советском садике «пятидневке» напоминал современный. Только, оставленным на ночь детям, утром перед завтраком нужно было самим одеться, почистить зубы, умыться и расчесать волосы. Кормили нас свежеприготовленной в самом садике едой. Не всегда она была вкусной, но зная, что вечером меня никто не покормит дома, я ела все. Гуляли мы много и среди большого количества детей было весело, поэтому о расставании с родителями я не вспоминала до наступления темноты.
Вечера мы коротали за играми. Нас учили вышивать, читали нам книжки. Мы делали подделки из бумаги, рисовали и лепили, чтобы порадовать мам. А к девяти часам все, оставшиеся на ночевку, дети отправлялись в кровати. И это было самое тоскливое время дня.
Сейчас тоже есть круглосуточные детские сады, но частные, а не государственные. К подобным услугам родители прибегают лишь в крайнем случае, при трудных жизненных обстоятельствах. И меня, как когда-то ребенка, выросшего фактически без родителей, это очень радует.
Юлия Ломакина
Источник: www.eg.ru