Драгоценная «Курочка», находившаяся на выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта, попадает под санкции, в то время как все принадлежащие государственным музеям экспонаты благополучно вернулись домой
Яйцо «Курочка» из собрания Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, принадлежащего Виктору Вексельбергу, не может вернуться в Россию. Оно было предоставлено для выставки «Фаберже в Лондоне. От романтики до революции», проходившей с 20 ноября по 8 мая в Музее Виктории и Альберта, и уже несколько месяцев назад стало ясно, что его судьба находится под вопросом из-за санкций, наложенных Западом на Виктора Вексельберга.
В пятницу (20 мая) издание The Telegraph сообщило, что судьбу изделий Фаберже решают эксперты британского Казначейства, так как музей столкнулся с дилеммой относительно их возвращения. «Перед экспертами Казначейства из Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI) теперь стоит задача определить будущее яиц Фаберже и решить, можно ли вернуть сокровища, когда-то принадлежавшие российской императорской семье, без подрыва режима санкций Великобритании или нарушения международного права», — пишут журналисты.
Вот почему яйца Фаберже такие дорогие
Относительно экспонатов, привезенных из российских музеев, было принято положительное решение, и основные раздумья теперь касаются изделий из частных коллекций, в первую очередь «Курочки» Вексельберга, самого первого императорского яйца, сделанного фирмой Карла Фаберже в 1885 году.
Всего Виктор Вексельберг приобрел девять императорских яиц из коллекции Малькольма Форбса через Sotheby’s в 2004 году, но на лондонскую выставку отправилось лишь одно. Ранее The Art Newspaper сообщила, что Музеем Фаберже также был предоставлен еще один экспонат — золотой эмалированный портсигар 1913 года, принадлежавший Ротшильдам.
Фирма Карла Фаберже. Пасхальное яйцо «Курочка». 1885.
Фото: Музей Фаберже
В каталоге выставки оба предмета помечены как принадлежащие «фонду „Связь времен“, Музей Фаберже, Санкт-Петербург». Но The Art Newspaper установила, что их формальным владельцем является компания Lamesa Arts Inc, зарегистрированная в Панаме, что задокументировано в записях Совета по искусству Англии, который занимается от имени министерства культуры предметами искусства, имеющими иммунитет против ареста по принятому в 2007 году закону. В них говорится, что яйцо было куплено Виктором Вексельбергом, а нынешнее право собственности указано как «Lamesa Arts Inc, по соглашению с Музеем Фаберже / „Связь времен“».
Представитель музея подтвердил The Art Newspaper, что эти два предмета принадлежат компании Lamesa Arts Inc, у которой есть «соглашение с The Link of Times Foundation, оператором Музея Фаберже в Санкт-Петербурге», добавив: «Наше соглашение о предоставлении экспонатов было заключено непосредственно между двумя культурными организациями — Музеем Виктории и Альберта и фондом „Связь времен“. Мы намерены вернуть экспонаты фонду „Связь времен“ [. ] в соответствии с английским законодательством и требованиями соглашения». Как пишет британское издание, пока неясно, как будут влиять санкции на эти произведения искусства, переданные господином Вексельбергом в частный музей в России, а затем отданные в аренду британскому музею. Тот факт, что они теперь принадлежат панамской компании, добавляет дополнительный уровень сложности.
История легендарных Яиц Фаберже
Тем временем изделия фирмы Фаберже из государственных собраний Российской Федерации, находившиеся на той же выставке, вернулись в страну 20 мая. Министерство культуры сообщило, что речь идет о 14 предметах. Это девять экспонатов из фондов Музеев Московского Кремля, в частности пасхальные яйца «300-летие дома Романовых» и «Московский Кремль», портсигар императора Николая II и молитвослов императрицы Александры Федоровны. Директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина прокомментировала это возвращение: «Выставка закончилась в срок, и точно так же вовремя, согласно изначальным договоренностям, хранители проверили и приняли предметы из нашей коллекции, а затем успешно привезли их обратно в музей. Экспонаты вернулись в том же состоянии сохранности, в котором они были до сдачи, и спустя почти полгода заняли свое место в ряду других шедевров фирмы Фаберже».
Остальные предметы вернулись в Петербург и пригороды. Это три экспоната из Государственного Эрмитажа — миниатюрная точная копия императорских регалий: большая корона, малая корона и держава на подушках из белого бархата, часы-яйцо Ротшильда и хрустальное блюдо с изображением герба Санкт-Петербурга; а также по одному предмету из музеев-заповедников «Петергоф» (пресс-папье с двумя ящерицами) и «Павловск» (фигурка камер-казака А.А.Кудинова). «Возврат музейных предметов с территории иностранных государств осуществляется во взаимодействии Минкультуры России с другими ведомствами. Все процедуры, включая тонкости транспортировки, тщательно прорабатывались. Минкультуры России благодарит за всестороннюю поддержку МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“ и „Хепри“», — сообщило ведомство.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, в свою очередь, рассказал: «Вернулась наша очередная выставка. Понадобились определенные усилия: воздушное пространство закрыто, появились новые правила, поэтому нужно было оформлять дополнительные бумаги. Но, как мы и договаривались, все получилось и вернулось в срок. Все гарантии, которые мы, российские музеи, много лет создавали, работают».
Источник: www.theartnewspaper.ru
Яйца с сюрпризом: что внутри яиц Фаберже
Яйца Фаберже — это знаменитая серия ювелирных изделий, изготовленных компанией Карла Фаберже в период с 1885 по 1917 год. Каждое яйцо уникально как по внешнему виду, так и по содержимому. В компании работало несколько выдающихся мастеров, которые трудились над ювелирными шедеврами для императорского двора, в числе них были Михаил Перхин, Хенрик Вигстрём, Альберт Холмстрём.
История создания этих яиц началась с того, что император Александр III заказал в ювелирной фирме Карла Фаберже пасхальный подарок с сюрпризом для своей супруги — императрицы Марии Федоровны. Первое яйцо было изготовлено в 1885 году и называлось «Курочка».
Подарок пришелся по душе императрице, да и сам Александр III был настолько доволен, что поручил Фаберже и его мастерам каждый год делать по одному ювелирному яйцу. Подарочные яйца для жены императора должны были быть уникальными, оригинальными и содержать внутри подарок-сюрприз. Так родилась серия ювелирных изделий, которые предназначались для императрицы Марии Федоровны, а позднее, когда на престол взошел Николай II, компания Фаберже стала изготавливать по два пасхальных яйца: одно для его матери и одно для жены, императрицы Александры Федоровны.
Над созданием каждого яйца трудился не лично сам Карл Фаберже, как ошибочно полагают многие. В компании числились более 10 ювелиров, занимавшихся изготовлением пасхальных шедевров. Все яйца имеют разные размеры и, конечно же, разное оформление и оригинальные сюрпризы внутри: модели дворцов и кораблей, часы и колесницы, а также многое другое. Это настоящие шедевры ювелирного искусства, которые, к сожалению, оказались разбросаны по всему миру.
На данный момент известно о создании 71 ювелирного изделия в форме яйца, которые были изготовлены мастерами компании Карла Фаберже. Большая часть из них — 54 (по другим данным 52) подарочных пасхальных яйца было изготовлено специально для царской семьи, а оставшаяся часть принадлежала частным коллекционерам. После революции 1917 года многие экземпляры императорской коллекции или содержимое-сюрпризы яиц были утеряны, а их поиски напоминают остросюжетный детектив.
Сохранившиеся яйца находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Наибольшим числом экспонатов обладают: Музей Фаберже (г. Санкт-Петербург, Россия), Музей Оружейная палата (г. Москва, Россия), Виргинский музей изящных искусств (г. Ричмонд, США), Британская королевская коллекция (Великобритания).
А вот еще несколько фотографий знаменитых ювелирных шедевров, изготовленных фирмой Карла Фаберже для императорской семьи.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
В одном из самых красивых дворцов Санкт-Петербурга разместился шикарный музей Фаберже. Шуваловский дворец является сам по себе достопримечательностью, а хранящаяся в нем коллекция пасхальных императорских яиц и других изделий Фаберже не оставляет сомнений — в музей надо идти.
Посещение музея Фаберже в Санкт-Петербурге можно сравнить с выходом в высший свет. Попадая в залы великолепного Шуваловского дворца, в интерьерах которого переливаются экспонаты, становится немного неловко из-за удобного растянутого свитера или истоптанных ботинок, которые исходили сотни километров.
Музей Фаберже
В Музее Фаберже хочется надеть длинное платье, заколоть волосы и с царственно поднятой головой не спеша ходить от витрины к витрине, наслаждаясь произведениями искусства. В витринах можно увидеть подлинные, знаменитые на весь мир, яйца Фаберже – не все, конечно, лучшие образцы императорского фарфора, серебряную посуду, аксессуары и другие предметы роскоши. Такого количества красоты на один квадратный метр где-либо еще найти сложно, да еще и выставленного в таких шикарных интерьерах. Вместо привычных бабушек-смотрительниц за музеем следят охранники в строгих костюмах, что не удивительно.
Потолок над лестницей
Музей Фаберже является частным, благодаря фонду «Связь Времен» мы с вами можем увидеть те самые императорские яйца Фаберже, о которых все слышали, да мало, кто видел. И пусть мы приехали в Санкт-Петербург всего на три дня, пройти мимо Фаберже мы не могли. На фото — императорское пасхальное Яйцо «Коронационное». Ювелиры сделали миниатюрную карету — точную копию той, на который ехала Мария Федоровна в день коронации Николая II. Когда пришло время реставрировать карету, специалисты сделали фотографии деталей с ювелирного произведения и смогли успешно провести работу по спасению раритета.
Яйца Фаберже
В этой поездке многое связывало нас с музеем Фаберже. Во-первых, наш отель оказался на бывшей улице ювелиров (Большая Морская) практически напротив дома, где работал сам Фаберже. Во-вторых, в это время в Санкт-Петербурге проходила уникальная выставка картин Фриды Кало.
Выставка была оформлена в том же Шуваловском дворце, стена к стене с музеем Фаберже. Уникальна как сама Фрида и ее творчество, так и то, что ее картины впервые за все время покинули территорию Мексики. Представляете, с какой скоростью мы полезли покупать электронные билеты, как только об этом узнали? Спасибо фонду «Связь Времен» за такой подарок.
Выставка Фриды Кало
Честно сказать, до посещения этого музея, к творениям Фаберже я относилась прохладно, а байки про манящую магию яиц Фаберже поднимала на смех. Но, увидев это своими глазами, я поняла, что все это не шутки – у яиц действительно есть необъяснимая аура, на них хочется смотреть, хочется здесь и сейчас получить такое же яйцо себе. После музея мне было не жаль потрать 4 000 руб. и купить себе копию. Никогда бы не подумала, что я когда-нибудь потрачу не малую сумму на фэйковое яйцо Фаберже.
День похода в музей Фаберже выдался насыщенный и длинный. Так как музей работает до 21-00 мы отправились туда вечером. Батарейка в нас была уже на пределе, но мы собрали волю в кулак и зашли внутрь.
Билеты на выставку Фриды и в музей мы купили заранее на сайте, опасаясь «очереди_на_серова». Вход по электронному музею осуществляется через отдельный вход и занимает не больше минуты. Раздевшись в гардеробе мы пошли наверх по шикарной лестнице, на которой ощущение убогости свитера достигло апогея, чуть не побежала домой переодеваться.
Шуваловский дворец, где находится музей Фаберже
Шуваловским дворец стали называть после свадьбы Нарышкиной и Шувалова. Внутри каждое помещение — шедевр, каждое в своем стиле. Шикарная лестница появилась здесь после перестройки здания новыми хозяевами (первоначально дворец принадлежал Воронцовым), а до этого здесь был двор для проезда карет.
В Музее Фаберже
В парадной синей гостиной размещены главные экспонаты музея — пасхальные яйца Фаберже. Всего было создано 50 яиц, но на текущий момент найдено только 42. В санкт-петербургском музее выставлена самая большая их коллекция в количестве девяти штук после Оружейной палаты Кремля.
Синяя гостиная
Первое яйцо было выполнено по заказу Александра III в качестве подарка на Пасху.
Яйца Фаберже
Далее каждый год Фаберже лично привозил царю пасхальное яйцо, обязательно непохожее на предыдущее. Целый год шла работа по созданию шедевра, каждое изделие демонстрировало гениальность русских мастеров.
Бла бла
Помимо пасхальных яиц царская семья заказывала Фаберже яйца к годовщине коронации и другим важным событиям. Например, вот это Георгиевское яйцо было выполнено после получения Николаем II ордена.
Яйца Фаберже
Около витрин музея толпилось довольно много людей с фотоаппаратами (в 2016 году в музее разрешили фотосъемку без вспышки).
Портреты на ювелирных изделиях были выполнены художником акварелью, а сверху покрыты тончайщим пластом хрусталя.
Яйцо Фаберже
Яйца Фаберже
Со временем яйца Фаберже становились все сложнее и сложнее, в них были добавлены механические сюрпризы. Из такого яйца появлялась райская птичка.
Яйцо Фаберже
Карл Фаберже хотя и сам был ювелиром, не сам выполнял всю работу при создании яиц. Он нанимал лучших мастеров, говоря современным языком, раскручивал свой бренд.
Карл Фаберже
Помимо яиц в музее можно увидеть уникальную коллекцию посуды и других предметов роскоши.
В Музее Карла Фаберже
В Музее Карла Фаберже
Официальный сайт: http://fabergemuseum.ru/
Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 21
Источник: shagau.ru