Один из самых популярных сказочных сюжетов у народов мира – о том, как у вдовца, имевшего дочь, появляется новая жена, которая приходит в дом с родной дочерью или обзаводится ею после замужества. Мачеха неизменно оказывается злобной особой, люто ненавидящей падчерицу. А несчастная сиротка – всегда умница и красавица, трудолюбивая, добрая, смиренно сносящая все нападки новых членов семьи.
Источник: pexels
Обычно сказки – народные и авторские – заканчиваются победой добра над злом: все происки мачехи не остаются безнаказанными, в то время как у падчерицы все складывается замечательно. Она чудесным образом обогащается, счастливо выходит замуж, в общем воплощаются все мечты девушки, много лет терпевшей унижение и обиды.
Народы разные, а сказки похожие
В различных вариациях сказочный сюжет о злой мачехе и несчастной падчерице можно найти в фольклоре почти всех стран. Первыми на ум приходят «Белоснежка» братьев Гримм, «Золушка» Ш. Перро, «12 месяцев» С. Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина. Да, это авторские сказки, но каждая из них основана на сюжете народной.
ПОКА МАМА БЫЛА В ЛЕСУ, ДОЧКА СПАЛА С ОТЧИМОМ
Достаточно заглянуть в любой из сборников сказок народов мира, чтобы прочитать волшебную историю о злоключениях падчерицы, которую ненавидит новая жена отца. В Японии это «Земляника под снегом», в Осетии «Мачеха и падчерица», в Татарстане «Зухра и месяц», в России «Морозко», у народов Африки «Волшебное зеркало», у монголов – «Волшебный мертвец».
Главная сюжетная линия, которую знают все
Начинается повествование почти одинаково. Отец с дочерью остаются вдвоем после смерти жены и матери, живут в любви и согласии, пока в дом не приходит новая жена и мачеха и не устанавливает свои порядки. Обычно эта властная женщина перемещает отца на второй план, обожает родную дочку (или дочерей), балуя ее и потакая всяческим капризам. Падчерице же достается роль служанки – она занимается уборкой, готовит еду, стирает, ухаживает за садом и выполняет бесконечные поручения мачехи и ее детей.
Кульминацией становится решение мачехи навсегда избавиться от нелюбимой падчерицы: она выгоняет ее из дому, пытается отравить, дает невыполнимое задание, в результате которого неродная дочка должна погибнуть. И тут начинаются чудеса. Доброй, приветливой, трудолюбивой девочке на помощь приходят животные, волшебники, сказочные существа. Они не дают бедняжке погибнуть, мало того, одаривают ее богатством и помогают найти жениха.
Когда правда о чудесном спасении падчерицы становится известной мачехе, она, в попытке обеспечить благополучие родной дочери, отправляет ее по тому же пути. Но у избалованной девицы не получается поладить с чудесным миром сказочной природы и ее обитателями. В конце концов и дочь, и ее мать ждет справедливое наказание – превращение в животных или даже смерть. Лишь в некоторых случаях (как, например, в осетинской сказке «Мачеха и падчерица») семья приходит к примирению.
Чем объясняется популярность сюжета
Великий датский сказочник Г.Х. Андерсен говорил: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». На самом деле, сюжет о мачехе и падчерице взят из жизни. Историй о том, как сложно складываются отношения между детьми и их новыми родителями, немало.
ФИЛЬМ ПОРАЗИЛ ВСЕХ! МАЧЕХА И ДОЧЬ НЕ ПОДЕЛИЛИ ЛЮБИМОГО! КАК ПРОСТИТЬ ЭТИ «ПОСТЕЛИ»!? НЕЗАБЫТАЯ
Конечно, в сказках, по правилам жанра, все преувеличено. Вряд ли в реальном мире мачеха будет желать смерти ребенку мужа. Однако заставить себя искренне полюбить падчерицу или пасынка невозможно. Мудрая женщина, полюбившая мужчину-вдовца, постарается хотя бы принять детей, окружит заботой и вниманием. Но и со стороны ребенка чаще возникает недоверие, неприятие женщины, которой придется заменить мать.
Вероятно, такие сложные взаимоотношения и привели к рождению многочисленных сказок о злой мачехе и бедной падчерице. И возможности жанра таковы, что истинные чувства к новым родственникам проявляются не в тихом и смиренном терпении, а в открытой неприязни и ненависти. А торжество добра над злом в таких сказках, скорее всего, лишь дань традициям.
Возможно, в сказке образ мачехи — это воплощение всего плохого, что пытается проникнуть в семью (род) из вне, чтобы ее развалить и привести к внутреннему конфликту, а падчерица — это все хорошее, что объединяет семью (любовь, традиции и т.п.).
При написании статьи не удалось найти сказку о доброй мачехе, которая бы искренне, всем сердцем полюбила падчерицу. Если вы знаете такую сказку, поделитесь ею.
Интересно, какую сказку сочинили бы взрослые дети, выросшие с мачехой или отчимом? Чему бы она учила других? Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на канал, где вас ждет еще много интересных статей.
Источник: dzen.ru
За что мачеха с пушкинской «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» возненавидела свою падчерицу?
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Злая мачеха царица в сказке Пушкина о мертвой царевне
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях присутствует злая мачеха.
После смерти первой жены и рождения дочки, царь женился во второй раз и взял в жены молодую женщину.
Она была очень красива собой, но имела скверный характер.
Когда царская дочь подросла и стала прекраснее своей мачехи, злая царица сослала её в лес, а после отравила.
В конце царевна оживает, а ее мачеха умирает от своей собственной злости.
В этой сказке отрицательный образ царицы противопоставляется положительному образу молодой царевны. И, хотя они обе обладают прекрасной внешностью, характеры их абсолютно противоположные.
Именно за счет описания характера и поступков мачехи складывается ее отрицательный образ.
Из слов автора мы понимаем, что она красивая, но при этом «гордая», «своенравная» и «ревнивая».
Пушкин отмечает, что она умна, но свой ум она использует не во благо, а во вред окружающим — пытается погубить свою падчерицу.
Из ее отношений с волшебным зеркалом можно сказать, что она очень любит, когда ей льстят. Зеркало было способно говорить только правду, но правда не устраивала ее, она желала слышать только то, что хотела.
Мачеха дважды пыталась убить молодую царевну, что говорит о ее коварстве. А судя по тому, как она общалась со своими слугами, можно отметить, что она очень грубая.
Автор сам несколько раз называет мачеху злой — и это в полной мере отражает ее духовное состояние. В конце она сама себя отравила этой злобой и умерла.
В завершение можно сказать, что злая мачеха в сказке Пушкина является ярким примером того, что внешняя красота может быть очень обманчива. И что важнее любой внешности красота и чистота души.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях:
Источник: hronika.su