За что обычно выгоняют учеников из класса

Фотографии: Unslpash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Согласно опросу Педсовета, шестьдесят два из ста учителей хоть раз выгоняли учеников из класса за плохое поведение. Вместе с психологом, педагогами и юристом разбираемся, как «коридорное образование» влияет на школьников, почему не стоит выбирать этот метод воспитания и на что его можно заменить.

Метод «вон из класса»

Как правило, учителя прибегают к этому способу, когда нужно:

  • пресечь деструктивное поведение ученика;

Например, когда на уроке складывается конфликтная ситуация — ученик откровенно срывает занятие и не реагирует на замечания.

Если ребенок систематически опаздывает, учитель может не пустить его на урок, чтобы продемонстрировать, чем чревато его неуважительное отношение к учебному процессу.

Психолог Мария Авраменко подчеркивает, что импульс удалить ученика из класса появляется у преподавателя из-за нежелательного поведения ребенка. Причин этому, к слову, может быть множество: от переходного возраста и неустойчивого эмоционального фона у ребенка до семейных проблем и межличностных конфликтов внутри класса.

Однако эта мера — выгнать с урока или не пустить на него — не помогает в долгосрочной перспективе, так как не решает проблему, а только усугубляет ее.

Евгений, выпускник из Санкт-Петербурга:

«Моя учительница русского языка выгоняла из класса всех, кто провинился, без разбора, даже если это было самое начало урока. Если честно, это никак не помогало восстановить дисциплину. Ученики продолжали шуметь и даже делали это нарочно, чтобы „свалить“ с занятия и провести время поинтереснее».

Почему выгонять ученика неэффективно

Учителя — живые люди, которые подвержены усталости и выгоранию. Стремясь погасить конфликт быстро и с наименьшими потерями и не желая тратить на это эмоциональные и временные ресурсы, они отправляют ребенка за дверь. Также к методу «вон из класса» нередко прибегают молодые учителя, у которых недостаточно профессионального опыта.

Но надо понимать, что «коридорное воспитание» относится к тормозящим приемам педагогического воздействия.

«В психике ребенка формируется негативная схема решения проблем — бороться с их последствиями и внешними проявлениями, не углубляясь в причины», — говорит Мария Авраменко.

А причины нежелательного поведения могут быть разные.

Это болезни и особенности развития, которые затрудняют социальную адаптацию и ухудшают поведение. Например, поражения центральной нервной системы. Также на поведение подростков влияют изменения гормонального фона.

Особенности эмоционального склада, которые препятствуют продуктивным отношениям с окружающими.

Плохое поведение часто носит защитный характер. Подросток переживает, что его не любят и не принимают таким, какой он есть, и нежелательное поведение — это способ показать, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие.

«Трудные дети» из неблагополучных семей позволяют себе нарушать правила поведения в классе, даже если хорошо представляют возможные последствия.

На поведении детей сказывается общий уровень нравственного развития общества. Если материальные ценности ставятся выше духовных, дети это принимают за норму.

«Очевидно, что ни одну из этих проблем нельзя решить удалением ученика с занятия. У школьника лишь формируется чувство изоляции, разочарование и агрессия», — объясняет эксперт.

Что говорит закон?

Юрист Иван Платонов, создатель паблика «Омбудсмен образования», считает, что любое удаление школьника с урока незаконно и нарушает прописанное в Конституции право на образование.

Читайте также:  Куда подавать документы на материнский капитал

К тому же, если с учеником, который оказался в школьном коридоре в учебное время, что-то случится, то отвечать, согласно Закону «Об образовании», будет администрация школы и педагог, отправивший его за дверь.

Чем заменить «коридорные методы» воспитания

По мнению учителей русского языка Юлии Плехановой и Валентины Ткачевой, есть другие способы добиться от ученика желаемого поведения, которые лучше работают в долгосрочной перспективе, чем метод «Выйди вон!».

  1. Если ученик находится в состоянии повышенной нервной возбудимости, предложите ему стакан воды. Попросите сделать 10 глотков и 10 глубоких вдохов, сообщив, что вы продолжите с ним говорить только после того, как он выполнит вашу просьбу.
  2. Используйте юмор. Он отлично работает и на пресечение нежелательного поведения, и на его профилактику.
  3. Попросите ученика, который демонстрирует нежелательное поведение, выполнить какое-то поручение, не связанное с учебой. Например, можно сказать так: «Я вижу, что ты сейчас не настроен заниматься. Я собираюсь предложить тебе другое задание. Полей, пожалуйста, цветы в классе».
  4. Честно, но при этом сдержанно, говорите о своих чувствах. Например: «Я прошу вас успокоиться. Мне сложно вести урок в таких обстоятельствах». Большинство детей отреагируют на эти слова положительно.
  5. Избегайте публичных замечаний или перехода на личности. В случае конфликта возвратитесь к разговору с учеником через некоторое время, чтобы обсудить ситуацию еще раз и выслушать его мнение.

Чтобы не приходилось выгонять детей из класса, учителю стоит:

  • Подмечать эмоциональное состояние учеников. Если есть опасность конфликта или эмоциональной бури, необходимо переключить внимание ребенка.
  • Чаще хвалить за конструктивное поведение, особенно проблемных учеников.
  • Совместно с учениками разработать свод правил поведения на уроке, оформить его в виде плаката и повесить на видное место в классе.

Унизительное «выйди вон из класса» приводит лишь к усилению защитной агрессии. К любым проблемам ученика желательно проявлять больше искреннего понимания и принятия, и со временем его реакция на замечания о его поведении станет спокойнее.

Материалы по теме:

  • Как управлять классом, чтобы сохранить дисциплину
  • Почему крик не лучшее средство для достижения дисциплины в классе
  • «Он просто выводит меня из себя!» Как работать с непослушными учениками?

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

За что обычно выгоняют учеников из класса

Предлагаем вам разгадать веселую загадку.

Загадка звучит так:

За что обычно учеников выгоняют из класса?

За что обычно учеников выгоняют из класса?

Ну как, уже придумали отгадку?

Внимание подсказка!

Эта шуточная загадка основана на игре слов.

Внимание!

Ниже приведен правильный ответ!

Правильный ответ:

Источник: dumaika.ru

За что могут отчислить из школы ученика

Отчисление ученика из школы по инициативе школьного руководства — это процедура, которая проводится в строгом соответствии с федеральным законом об образовании.

За что могут отчислить из школы ученика

У каждой из сторон школьной баррикады есть свои права и обязанности. У школьника и его родителей, подвергающихся давлению со стороны школьной администрации. У директора и учителей, защищающих права учеников и свои собственные. У родителей, защищающих своих детей от школьных хулиганов.

  • по приказу руководства школы за определенные проступки и нарушения;
  • в случаях незаконного зачисления ученика по его вине (по вине его родителей) в школу и обнаружения этого нарушения;
  • если школу закрывают (ликвидируют);
  • при других обстоятельствах, которые не зависят ни от воли ученика и его родителей, ни от воли обучающей организации;
  • по просьбе родителей ученика или по просьбе самого ученика.
  • если ученику не исполнилось 15 лет;
  • нельзя исключить школьников с ограничениями по психическому здоровью;
  • во время каникул;
  • во время академического отпуска;
  • когда ученик болеет;
  • нельзя исключить из школы беременную школьницу и ученицу в отпуске по беременности и родам;
  • если ученик оформил отпуск по уходу за ребенком.
Читайте также:  Скрещенная петля из протяжки как вязать

Исключение из школы за нарушения

За что могут исключить из школы по приказу директора: если ученик не один раз нарушал устав школы или регулярно нарушает правила школьного распорядка. Чтобы отчислить ученика, руководство школы должно подтвердить, что:

  • оно перепробовало все другие доступные ему меры воздействия — замечания, выговоры, беседы, работу с психологом и социальным педагогом;
  • ученик плохо влияет на других школьников — нарушает их права;
  • ученик нарушает права учителей или других работников школы;
  • он нарушает нормальный школьный процесс и мешает проводить обучение других учеников.

Закон не разрешает исключение из школы за одно нарушение или проступок. Если проступки школьника не были зафиксированы на бумаге, они не будут учитываться при рассмотрении вопроса об отчислении. Если ученик в течение года не получал выговор или замечание, отчислить его не имеют права.

Как отчисляют из школы

Отчислить могут только ученика старше 15 лет. Рассмотрим поэтапно процедуру отчисления: Шаг 1. Предварительная работа со школьником и родителями:

  1. Все нарушения ученика фиксируются, собираются доказательства. Если никакие разъяснительные беседы с учеником и его родителями не помогают, созывается педсовет.
  2. На педагогический совет приглашают комиссию по делам несовершеннолетних. В ее присутствии и при ее участии обсуждают вопрос об отчислении.
  3. Беседуют с родителями ученика, объясняют им, что ученику предстоит отчисление, если он не исправится.

Шаг 2. Назначается испытательный срок.

Ученику дают возможность исправить ситуацию. Ему и его родителям официально делают предупреждение.

В течение испытательного срока за учеником наблюдают, контролируют его поведение, успеваемость, посещение уроков. Если поведение школьника не меняется, переходят к следующему шагу.

Шаг 3. Процедура отчисления.

Предварительно родителям предлагают самим написать заявление о просьбе исключить ребенка из школы. В этой ситуации родители могут указать в заявлении общую причину, не расписывая промахи своего ребенка.

Если они отказываются, директор оформляет приказ в принудительном порядке с указанием причины отчисления.

Шаг 4. Информирование ученика и родителей.

Когда приказ подписан, родителям и ученику сообщают об этом. Им выдают личное дело, медицинскую карту, справку об обучении.

В течение месяца после подписания приказа об отчислении ребенка должны принять в другую школу.

Что делать, если не согласны с отчислением

Что делать, если выгоняют из школы, а вы считаете это неправомерным:

  1. Родители ученика или его законные представители могут обратиться в школу и попросить директора письменно объяснить, за что и почему ребенка исключают.
  2. После этого написать заявление в Управление образования, подробно изложив ситуацию. Приложить к заявлению письменное объяснение директора. Если есть какие-то доказательства или свидетельство того, что руководство школы действует неправильно, их нужно приложить в письменном виде.
  3. Если с помощью управления образованием не получается разобраться с проблемой, можно обратиться в прокуратуру.
Читайте также:  Какая мука без глютена

Все эти действия помогут при условии, что ученик больше не нарушает устав, извинился за свои проступки, убедил директора в том, что исправился и больше такого поведения не допустит.

За что могут выгнать из школы: мифы и реальность

Иногда учителя в порыве эмоций говорят ученику, что за двойки его отчислят из школы. Могут ли выгнать из школы за неуспеваемость и могут ли выгнать из школы за прогулы?

  • дать ему возможность пересдать двойки;
  • оставить на второй год;
  • предложить перейти на семейное обучение частично или полностью.

Как справиться со школьным хулиганом младше 15 лет

С одной стороны, хорошо, что законодательство защищает права несовершеннолетних и дает им право получать образование до 15 лет, не боясь отчисления из школы. С другой стороны, это оставляет безнаказанными малолетних хулиганов.

Когда в классе появляется ученик, поведение которого угрожает здоровью остальных детей или мешает учебному процессу, от него невозможно избавиться при помощи отчисления.

Пример. В первый класс без нарушений зачислили ребенка. Никаких указаний по его психическому или физическому здоровью не было. Со второго месяца обучения школьник стал проявлять неуважение к учителю, срывать уроки. Требовал к себе повышенного внимания.

Обижал других детей. Беседы с родителями ребенка не привели ни к каким результатам. Время шло, а ситуация становилась все хуже. Родители пострадавших детей написали коллективное письмо директору с просьбой разобраться в ситуации. Решением директора стало перевести ученика в другой класс с нового учебного года.

Предполагалось, что на поведение школьника может влиять и сама учительница, и дети, обучающиеся в классе. На этой версии настаивали родители маленького хулигана. Со следующего учебного года ситуация повторилась в новом классе. Его одноклассники дома рассказывали не о своей учебе, а о том, чем опять отличился новенький. Постоянные срывы занятий, угрозы в адрес учителя и детей.

И физическая агрессия. Школа в данном случае не имеет права отчислить ребенка. Что можно сделать в этой ситуации руководству школы и родителям пострадавших детей:

  1. Руководство школы должно фиксировать все нарушения ребенка.
  2. С учеником и его родителями проводят беседы психолог и социальный педагог. Предлагают возможность перевестись на семейное обучение или пройти медкомиссию и перевестись в коррекционную школу.
  3. О любом проступке ребенка, побоях, угрозах, хамском поведении сообщается родителям.
  4. Руководство школы предлагает родителям или другим доверенным лицам присутствовать на уроках. Чтобы они сами могли оценить ситуацию и несли ответственность за поведение своего ребенка. Для достижения эффекта недостаточно одного-двух посещений.
  5. Родителям пострадавших детей фиксировать каждую ситуацию. Писать о каждом случае заявление на имя директора. Собирать показания свидетелей. Если есть любые проявления физического насилия: ушибы, ссадины, царапины, синяки — письменно фиксировать их на осмотре врачом. Поговорить с родителями хулигана. Объяснить, что нужно срочно скорректировать поведение ребенка или забрать его из школы, чтобы он не вредил другим детям. Объяснить всю серьезность намерений пострадавших: если ничего не поменяется, с ребенком начнут работать сотрудники из отдела по делам несовершеннолетних. Рассказать о том, что собраны все факты неадекватного поведения, есть показания свидетелей психологического насилия и фактов нападения, есть свидетельство врачебного осмотра, подтверждающее нанесение физического вреда. Объяснить, что пострадавшие приложат все усилия для того, чтобы хулигана наказали.

В таких ситуациях нужно постараться доказать родителям хулигана, что их бездействие вредит их же ребенку.

Источник: go2school.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today