Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | Х | ХI |
Количество слов | 90-100 | 100-110 | 110-120 | 120-140 | 150-170 | 170-190 | 190- 21О |
Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.
Примечания:
— При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
— Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
— Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.
— Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.
— Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.
Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы | Число видов орфограмм | Число видов пунктограмм |
V | 2 — 3 | |
VI | 3 — 4 | |
VII | 4-5 | |
VIII | ||
IX | ||
Х-ХI |
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5, в VI-VII — не более 7, в VIII-IX — не более 10, в Х-ХI — не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Примечание:
— До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
· в переносе слов;
· на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
· на еще не изученные правила;
· в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
· явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);
· в передаче авторской пунктуации.
По орфографии необходимо различать:
· орфографические и грамматические ошибки;
· орфографические и фактические ошибки;
· орфографические ошибки и описки;
· грубые и негрубые ошибки;
· повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;
· однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».
К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: «у Нагульного» вместо «у Нагульнова» и т. д.
Описки — неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
· ошибки в исключениях из правил;
· написание ы и и после приставок;
· большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;
· написание собственных имен нерусского происхождения;
· нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;
· случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
· случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
· постановка одного знака препинания вместо другого;
· пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок).
Примечания:
— Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
— Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
— Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.
— Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
— Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
— При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
— Диктант оценивается одной отметкой.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка | Количество допускаемых ошибок |
«5» | 0 / 0 |
«4» | 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4 |
«3» | 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7 |
«2» | 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6 |
Примечания:
— «5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
— «4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
— «3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
— В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» — две орфографические ошибки, для «3»- четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки — за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка | Объём правильно выполненной работы |
Все задания | |
Не менее 3 / 4 | |
Не менее 1 / 2 | |
НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины | |
НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания |
Примечание:
— Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | Х-ХI |
Количество слов | 15-20 | 20-25 | 25-30 | 30-35 | 35-40 | 45-50 |
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка | «5» | «4» | «3» |
Количество допускаемых ошибок | 1 – 2 | 3 – 4 |
Источник: studopedia.ru
Нормы оценивания по русскому языку и литературе
учебно-методический материал по русскому языку
Диктант — одна из основных форм проверки ор ф ографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся данного класса. Требования к тексту диктанта представлены в таблице 1.
Таблица 1 Требования к тексту диктанта
Количество в контрольном диктанте
Количество слов в словарном диктанте
Слов (самост. служебных)
слов снепроверяемыми орфограммами
Примечание: в текст контрольного диктанта должны в основном включаться те орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись не менее чем на 2-3-х предыдущих уроках.
Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 Нормы оценивания диктантов
Нормы оценок (количество ошибок)
1 негрубая орфографи-ческая +1
• 4 орфографическая + 4 пунктуационные;
• 3 орфографические + 5 пунктуационных;
• 0 орфографических + 7 пунктуационных;
• 7 орфограф +7 пунктуационных
• 6 орфограф +8 пунктуационных;
• 5 орфограф+9 пунктуационных;
• 8 орфограф +6 пунктуационных
- при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
- при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
- отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
- при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:
- в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
- учитывает однотипные ошибки как обычные;
- все исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам:
- учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
- оценка не снижается за многочисленные исправления;
- все однотипные ошибки считаются как одна.
При выставлении отметки за четверть (триместр, полугодие) преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (речевыми, орфографическими, пунктуационными). Поэтому итоговая отметка не может быть положительной, если большинство контрольных диктантов на протяжении четверти (триместра, полугодия) оценено на «2».
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, которое не изучается в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
- Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с
предлогами, правописание которых не регулируется правилами; - в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различ ен ия не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: вырощенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Источник: nsportal.ru
Нормы оценивания письменных работ по русскому языку и математике в начальной школе
Как выставляются оценки в начальных классах? По каким критериям? Почему в одних школах второклассники учатся с оценками, а в других без оценок?
Эта статья не является официальным документом, на который можно ссылаться при выставлении отметок. Но в ней содержатся материалы, которые помогут учителям начальных классов и родителям младших школьников объективно оценить знания детей.
Хорошо было раньше: Министерство образования публиковало письмо (читай: указ или даже приказ), учителя на методическом объединении изучали его, распечатывали для себя и для интересующихся родителей, принимали к сведению, применяли в оценивании. Последний такой документ был опубликован в 1998 году: Методическое письмо Минобрнауки России «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Соблюдение норм оценивания, указанных в письме, было строго обязательным для всех школ.
А потом ввели новые стандарты (ФГОС), а с ними и РЕКОМЕНДАЦИИ по оцениванию универсальных учебных действий. На основе этих рекомендаций школа издаёт нормативные локальные акты о системе оценивания, положение о текущем контроле успеваемости учащихся.
infourok.ru
Рассмотрим нормы оценок в начальной школе в соответствии
с рекомендациями ФГОС .
В 1 классе безоценочная система обучения , т.е. отметки не выставляются в течение всего первого класса. В некоторых школах принято положение о безоценочном обучении и во 2 классе (образовательное учреждение имеет право принять такое решение, это указано в школьных нормативных локальных актах).
Как же объективно оценить успехи первоклассника? На основе метода мониторинговых наблюдений. Не стоит думать, что если нет отметок, то первоклассники не пишут никаких проверочных и контрольных работ. Пишут. Только их результаты оценивают не по пятибалльной шкале, а по уровню развития умений и навыков — высокий, средний, низкий.
Обычно, если работа выполнена правильно на 75%-100% — это высокий уровень знаний, на 50%-75% — средний уровень, на 25%-50% — низкий уровень. А если в работе правильно выполнено меньше 25% заданий, значит, ребёнок не усвоил материал.
Во 2 – 4 классах используются пятибалльная система. «Единица» как отметка сейчас в начальных классах теоретически присутствует, но практически не применяется. К концу обучения в начальной школе ребёнок формирует портфель достижений.
Оценивание письменных работ по русскому языку
«5» – ставится, если нет ошибок; работа написана каллиграфическим почерком (допускается 1 аккуратное исправление);
«4» – ставится, если допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто (возможно 1-2 исправления);
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно;
«2» – ставится, если допущено 5-7 орфографических ошибок, работа написана неряшливо;
«1» – ставится, если допущено 8 и более орфографических ошибок.
Если вспомнить советскую школу, то за 5 ошибок в диктанте ставилась «двойка», а «пятёрку» получали за диктант, написанный без ошибок и исправлений.
Что считается ошибкой? Нарушение правил орфографии; пропуск и искажение букв; замена слов, если это меняет смысл предложения; отсутствие изученных знаков препинания; неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова, их списки даны в программе каждого класса).
Что не считается ошибкой? Ошибки на не те орфограммы, которые не изучались; единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Словарный диктант .
1 класс – 8 — 10 слов;
2 класс – 10 – 12 слов;
3 класс – 12 – 15 слов;
4 класс – 15 — 20 слов.
Время написания – 10-15 минут.
«5» – нет ошибок; нет исправлений;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 ошибка и 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки;
«2» – 5 – 7 ошибок;
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание (оценивается строже, чем диктант)
«5» – нет ошибок, нет исправлений;
«4 » – 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 2-3 ошибки (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (2 – 4 кл.)
Проверочные работы и тесты
«1» — менее 30%
«5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 незначительных исправления.
«4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, от 3 до 5 орфографических ошибок и 1-2 исправления.
«2» — имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, нарушена последовательность событий, отсутствует связь между частями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за контрольные изложения.
«5» — логически последовательно раскрыта тема, передана полнота развития сюжета, определена и ярко выражена основная мысль. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова, нет орфографических и речевых ошибок, допускаются 1-2 исправления.
«3» — некоторые отклонения от темы или недостаточно полное раскрытие темы, незначительно нарушена последовательность событий, допущены нарушения в построении 2-3 предложений, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.
«2» — тема не раскрыта; нет связи между предложениями, частями текста, однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки не выставляются.
Оценивание письменных работ по математике
Грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, исправляются, но оценка не снижается.
Что считается грубой ошибкой: вычислительные ошибки в примерах и задачах; неправильный ход решения задачи; невыполнение до конца решения задачи, примера; нарушение порядка действий; невыполненное задание.
Негрубые ошибки : нерациональные приёмы вычисления; неверно оформленный ответ задачи; неправильная запись данных, но при этом правильный ход решения и верные вычисления; не доведение до конца преобразований.
Контрольная работа, состоящая из примеров
«5» — без ошибок, допускается 1 аккуратное исправление
«4» — 1-2 грубые ошибки или 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
«3» — 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки
«2» — 4 грубые ошибки
«1» — более 4 грубых ошибок
Контрольная работа, состоящая из задач
«5» — без ошибок, допускается 1 аккуратное исправление
«4» — 1-2 негрубые ошибки
«3» — 1 грубая и 2-3 негрубые ошибки.
«2» — 2-3 грубые ошибки
«1» — более 3 грубых ошибок
Комбинированная контрольная работа (задачи, примеры, уравнения, построения)
«5» — без ошибок, допускается 1 аккуратное исправление
«4» — 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«3» — 2 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным
«2» — 4 грубые ошибки.
«1» — более 4 грубых ошибок
Контрольный устный счет
«5» — без ошибок, без исправлений
«4» -1-2 ошибки.
«3» — 3-4 ошибки
«2» — 5 ошибок
«1» — более 5 ошибок
Математический диктант
«5» — без ошибок, без исправлений
«4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — 5 ошибок
«1» — более 5 ошибок
Проверочные работы и тесты
Источник: dzen.ru