Зачем человеку нужны чувства долга и совести

Долг… Честь… Совесть… В наше время эти слова часто произносят, когда хотят выразить сарказм. Для некоторых людей, а иногда и для определенных сообществ, они настолько отвлеченны и нежизнеспособны, что кажутся архаизмом.
Многие связывают их с «прошлым веком»: дуэли, осуждение обществом из-за неблаговидного поступка, совестливый «идиот» князь Мышкин и прочее, прочее, прочее. Сегодня, считают эти люди, придерживаться устаревших норм поведения неактуально. Действительно ли совесть, долг и честь в наше время – абстрактные понятия и как относиться к ним?
В словарях можно найти определение этих слов. Долг – это обязанность, которую человек берет на себя сам. Совесть – «внутренняя оценка, сознание моральности своих поступков». Честь – «социальное или моральное достоинство», качество человека, которое вызывает уважение. Все три понятия относятся к области нравственности.
Трудно представить человека, которого называют нравственным, не обладающего хотя бы одним из качеств, рассматриваемых здесь. А встречаются ли в жизни люди совестливые, но бесчестные и необязательные? Как чувствует себя человек, имеющий честь и достоинство, чувство долга, но при всем этом бессовестный? Можно ли такого вообще встретить?

Текст добавил: Ariuntrius

Иногда бывает трудно удержаться и сохранять спокойствие при сильном стрессе или в накаленной обстановке. В такой ситуации мы можем грубо ответить или нахамить кому-то. То же самое происходит, когда рушатся важные планы. Но успокоившись, человек понимает, что вел себя слишком эмоционально, и окружающие ни в чем не виноваты. Тогда наша совесть просыпается и заставляет извиниться перед людьми, попавшимся под горячую руку.
У взрослых и ответственных людей чувство совести выражено сильнее, чем у детей. Взрослый человек понимает степень своей ответственности и заранее просчитывает последствия своих поступков. Но и ребенку можно и нужно объяснять, что совесть – важная составляющая взросления и развития личности.
Совесть регулирует поведение человека. Она помогает взаимодействовать в отношении с другими людьми. Мы не можем пройти мимо чужой беды именно благодаря совести и эмпатии. Очень часто человек может спасти и принести домой бездомного котенка или щенка, даже если он совершенно равнодушен к животным. Именно совесть не позволит пройти мимо друзей наших меньших, оказавшись в беде.
Но с этим чувством то же нужно уметь справляться. Плохо совсем не иметь совести, но и слишком совестливым людям тяжело живется. Они боятся отказать кому-то в малейшей просьбе, боясь, что человек обидится, и их потом будет мучить совесть. Во всем важен баланс, поэтому такое чувство, как совесть, должно быть развито у каждого человека.

Тема «совести» в произведениях русских классиков

Русские классики большое внимание уделяли теме совести в своих произведениях. Вся русская литература XIX века так или иначе затрагивает эту важную тему.
Одним из известных произведений, где эта тема актуальна, является «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Здесь главный герой мучается и испытывает чувство вины после убийства своего друга Владимира Ленского. Совесть мучает его и не дает покоя. он не может спать и решает покинуть знакомые места, чтобы забыть эту чудовищную ошибку.

Это событие отдаляет от него влюбленную Татьяну Ларину, которая тяжело переживает гибель поэта. Татьяна Ларина в свою очередь тоже является очень совестливым человеком. после его признания в любви, она отказывает тему. И хотя она вышла замуж за нелюбимого человека, совесть не позволяет ей причинить боль тому, кто взял ее в жены.

Текст добавил: NEMDAKE

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия.

Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача — в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение.

Читайте также:  Как подписать грамоту за отличную учебу

Текст добавил: Nuadagelv

Важнейшее качество, формируемое в духовном облике человека, – это совесть – способность различать добро и зло и, основываясь на этом различии, оценивать поступки и мысли, свои и чужие. Поведение каждого человека зависит не только от совести, но и от чувства долга – иными словами, от того, что человек понимает и признаёт как необходимость, обязанность поступать определённым образом вне зависимости от своего желания, а порой даже вопрекиему.
У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги – и со всеми ними нас связывает определенный долг и объективные обязанности. Последнее означает, что эти обязанности не зависят от нашего желания. По-другому жизнь в обществе тяжело представить, в любой сфере необходимо поступать по долгу и по совести.
Большинство выборов в нашей жизни внутренне проверяются именно совестью. Долг и обязанности имеют большое значение для цивилизованного человека, но именно совесть диктует личности, как правильно поступить. Поэтому совесть определяют, как глубокое познание своей ответственности и долга, как внутренний моральный самоконтроль.
Считается, что совесть является личным чувством каждого человека, ее нельзя отнести к доводам рассудка. И не всегда человек способен трезво осознавать, по каким причинам совесть позволяет делать ему определенные вещи, а почему некоторые поступки строго запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль позволяет человеку чувствовать себя гармонично и спокойно, ведь когда он руководствуется совестью, он уверен, что поступил честно и справедливо.

Текст добавил: Arfinez

Человек не может по своему желанию избавиться от совести, следовательно, он не способен существовать без совести. Это мораль, справедливость, добро, порядочность, умение прислушиваться к себе, выбрать правильный путь в своей жизни.
Важно слушать свое внутреннее «я», чтобы жить в гармонии со своей душой. Совесть и честь в последнее время стали пустыми словами. В современном мире многие люди даже не задумываются о том, как их действия будут отражаться на других людях. Эти слова звучат только в пафосных речах во время предвыборных кампаний и забываются, если речь идет о судьбах простых людей.
В своих произведения Александр Пушкин рассуждал о совести, чести, порядочности. Он связывал эти термины с моралью, человеческим достоинством. Удивительные душевные муки главного героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» являются наглядным примером того, как совесть может изменить человека в лучшую сторону. Свое сочинение на тему «Совесть» я хотела бы завершить именно примером Родиона Раскольникова.
Убив гадкую, зловредную старушку, юноша ощутил ужасные муки совести. Они свидетельствуют о том, что у Родиона чистая и светлая душа. Если бы не те сложные жизненные обстоятельства, в которых он оказался в момент совершения этого тяжкого преступления, Родион никогда бы не совершил такого злодеяния.

Философский смысл

Приведенное сочинение на тему «Совесть» основано на романе Ф. Достоевского, но в отечественной литературе существует и масса других произведений, в которых можно найти рассуждения о совести, долге, честности, порядочности. Например, при написании выпускных сочинений старшеклассники часто выбирают в качестве весомых аргументов для обоснования своей позиции роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

Заключение

Совесть является внутренней оценкой, сознанием моральности совершаемых поступков, ответственности за свои деяния. Красота человека не только в его внешнем виде, но и во внутренней гармонии чувств и мыслей. Честь подразумевает уважение к себе, своим родным и друзьям. Если человек не замечает вокруг себя людей, пытается удовлетворять только собственные потребности, его трудно назвать честным, порядочным, совестливым человеком.

Источник: alphacat.ru

Этика. 2. 3. Долг, стыд, совесть

2.3.1. Долг и добродетель
Долг и добродетель можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности. Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей. Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования. С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные. Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра.

Читайте также:  Как ходить в солярий первый раз девушке

Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга. Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга. И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше.
Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга. Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно. Как в таком случае поступить человеку? Что выбрать: добро или долг?

Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике. Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром. Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика. Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, — это всё должно быть, изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное.

Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга. У Канта на страницах его серьёзного философского труда, посвящённого морали, «Критика практического разума» присутствуют настоящие лирические панегирики в адрес долга. «Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы».

Другую позицию в этом вопросе занимали многие русские этики, такие как Вл. Соловьёв, Н.А. Бердяев и др. Русские этики при противоречии добра и долга предпочтение отдавали добру. Н. Бердяев деонтическую этику называл ещё «законической» из-за того, что она важнейшее значение придаёт закону и долгу.

Он критиковал «законическую этику» за её неспособность проникнуть во внутренний интимный мир человека. Ужас этой этики в том, что она пытается сделать человека автоматом добродетели. В ней присутствует «нестерпимая скука» из-за чрезмерного морализаторства.
XX век, однако, стал во многих случаях веком «законической» морали, или, точнее сказать, «квазиморали», т.е. «лжеморали». XX век – это век осуществления морали долга. Именно такой моралью была та нравственность, которая навязывалась тоталитарными режимами.

Однако в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра. И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру. Но добро должно быть правильно понятым.

И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого противоречия между добром и долгом. Этика долга тяготеет к абсолютной форме выражения своих принципов, а в этике добродетелей человек как бы претендует на божественное.

Добродетель. С этой категорией в этике связано рассмотрение нравственных проблем с точки зрения совершенства в выполнении определенной социальной функции. Добродетель обозначает разные степени совершенства в умении управлять своими помыслами и социальными деяниями.

Этика добродетелей допускает различное нравственное отношение к разным людям, оценивая их достоинство по характеру и практическим делам. В этике добродетелей реализация нравственных качеств личности сопровождается многочисленными положительными эмоциями неморального характера. Необходимость направленности личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без обращения к абстрактным сущностям или иллюзорного удвоения мира. Мотивация абсолютной значимости является одним из проявлений реального гуманизма, так как снимает отчуждение, вызванное внешними, рационально непостижимыми принципами поведения. Этика добродетелей соотносится с коммюнитаристскими подходами, в которых предполагается, что личное счастье невозможно без того, чтобы сделать заботу об обществе предметом своих собственных устремлений, своих личных желаний.

2.3.2. Стыд и совесть
Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества. В словаре В.И.Даля стыд определяется как чувство, или внутреннее сознание предосудительного, как уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, как внутреннюю исповедь перед совестью Содержанием стыда является переживание вины.

Читайте также:  Гадание кто мой враг

Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей. Стыд регулирует отношение человека к тому, что ниже его по ценности, сострадание – к тому, что равно человеку по ценности, а благоговение – к тому, что выше его по ценности . Современная этика не отрицает первостепенной значимости чувств стыда, совести, сострадания и благоговения для нравственного бытия. Однако она не сводит к ним все субъективные предпосылки морали.

Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля. Совесть в отличие от стыда является более сложной формой осознания человеком не только виновности, но и правоты своих поступков, мыслей и чувств.

Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком. Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек.

Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитивистские, мистические. Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое определяет её нравственный выбор. Так, фрейдизм объясняет совесть как действие «Сверх-Я», с помощью которого общество контролирует волю индивида. Бихевиоризм рассматривает совесть через дихотомию «наказание – вознаграждение», когда личность научается исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые.

Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным. Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать «голосом Божиим в человеке» , который имеет во многом инстинктивный характер. «Основа совести, — писал философ, — …есть начало, столь глубинное и столь далёкое от скудости земного бытия, что совершенное опознание его в земных условиях невозможно; поэтому приговоры совести поднимаются из тёмных недр духа безотчетно и могут быть рационально обоснованы только в простейших случаях».

В мистических теориях совести устанавливается её связь с религиозным опытом. Здесь «совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным». Совесть есть осознанный долг совершать конкретные дела в следовании моральному закону.

Надо признать, что в христианской этике, которая также отстаивает мистическое понятие совести, в учении о совести отражён многовековой нравственный опыт, который полезен и верующим, и атеистам. Совесть может быть разных видов, — различают «добрую и совершенную совесть», «угасшую и несовершенную совесть». В свою очередь, «совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная, «несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная.

Источник: proza.ru

5. Долг, совесть, стыд

Понятие «долг» является очень важным в нравственной жизни. Бывают случаи, когда он определяет всю судьбу человека.

Изображение_9.png

сюжет рассказа Л. Пантелеева «Честное слово» совсем прост. Маленький мальчик посреди ночи не оставляет свой «пост», потому что в игре дал слово стоять здесь, пока его не снимут с поста. И стоял до тех пор, пока не пришёл настоящий офицер и не освободил его от данного слова — так силён был моральный долг малыша.

Хотим мы того или нет, но все наши поступки оцениваются нами самими, нашей совестью.
Совесть — это критическое осознание нашего долга, внутренний самоконтроль человека.

в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» рассказывается история бедного студента Раскольникова, убившего старуху ради денег. Муки совести заставляют его в конце концов признаться в содеянном.

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Мы часто употребляем понятия «угрызения совести», «бессовестный», «чистая совесть». И если человек прислушивается к её голосу, то он всегда будет поступать нравственно, даже если его никто не увидит и никто не узнает о его проступках. Совесть и моральный долг — самые сильные наши контролёры.

Когда человек переживает за совершённый поступок у него может возникнуть чувство стыда .

Стыд — чувство человека, для которого характерно сильное смущение, осуждение себя за совершённый поступок или поведение в обществе.

Источник: www.yaklass.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today