Зачем нужен читательский дневник

Зачем нужен дневник читателя

Читательский дневник учит детей:

  1. анализировать прочитанное;
  2. делать выводы;
  3. структурировать мысли;
  4. запоминать ключевые моменты;
  5. пересказывать.

Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.

Как оформлять читательский дневник в 4 классе

В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:

  1. Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
  2. Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
  3. Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
  4. Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.

Как заполнять дневник читателя

В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК \ Как я заполняю дневник и для чего он нужен?

  1. Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
  2. Название книги.
  3. Год написания книги.
  4. Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
  5. Главные герои и их характеристика.
  6. Главная мысль книги.
  7. Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
  8. Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
  9. Иллюстрация к прочитанному.

Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.

Общие советы по ведению дневника читателя

Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:

  1. Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
  2. Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
  3. Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
  4. Если книга большая, то делите ее на части.

Произведения должны соответствовать возрасту детей.

Читательский дневник, зачем он нужен?

Анализ основных произведений для 4 класса

Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.

Аксаков «Аленький цветочек»

Название произведения: «Аленький цветочек».

Главные герои произведения:

  1. Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
  2. Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
  3. Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
  4. Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Читайте также:  Почему жены уходят от хороших мужей

Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.

После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.

Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище.

Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.

Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.

Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»

Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».

Главные герои:

  1. Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
  2. Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
  3. Король. Мудрый, благодарный.
  4. Учитель. Жесткий, строгий.

Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.

Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.

После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.

Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.

Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»

Название произведения: «Малахитовая шкатулка».

Главные герои:

  1. Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
  2. Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
  3. Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
  4. Паротя. Жестокий управляющий.

Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.

В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.

Читайте также:  Каким должен быть первый пост в инстаграм

После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.

Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.

Антон Чехов «Каштанка»

Название произведения: «Каштанка».

Главные герои:

  1. Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
  2. Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
  3. Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
  4. Иванович – важный гусь.
  5. Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
  6. Хавронья Ивановна – добродушная свинья.

Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее.

Каштанка бежит к ним.

Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»

Название произведения: «Сказка о потерянном времени».

Главные герои:

  1. Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
  2. Злые и коварные волшебники.
  3. Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.

Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.

Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.

Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.

Саша Черный «Игорь Робинзон»

Название: «Игорь Робинзон».

Главные герои:

  1. Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
  2. Цезарь – умная собака, пудель.
  3. Настя – кухарка.
  4. Жибер – садовник, добрый человек.

Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло.

Мальчик кричал, но его никто не слышал.

Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика.

Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.

Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.

Михаил Зощенко «Елка»

Название произведения: «Елка».

Главные герои:

  1. Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
  2. Леля – дерзкая, находчивая девочка.
  3. Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
  4. Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
Читайте также:  Кто разводился с маленьким ребенком форум мужем

В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.

Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.

Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.

Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.

Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.

Источник: expertology.ru

Читательский дневник: кому стоит завести и как оформить

Студенты читают огромное количество литературы. Порой единственный способ сохранить всю информацию в голове и не забыть, о чем была только что прочитанная книга – читательский дневник. В статье мы расскажем, как вести и оформлять такой дневник.

Что такое читательский дневник

Читательский дневник представляет собой конспект, в который записывают важную информацию о прочитанной книге. Причины завести дневник могут быть разными:

  1. Задание по учебе. Иногда педагоги просят учеников записывать данные о прочитанной литературе.
  2. Собственная инициатива. Будучи студентом или просто человеком, который много читает, важно помнить детали книг. Если память подводит, лучше все записать.

Дневник может содержать записи о любой литературе: от художественной до технической.

Формы ведения дневника

Можно завести обычную тетрадь, а можно отдать предпочтение электронному варианту. В любом случае дневник будет:

  • помогать упорядочить мысли;
  • сохранять информацию о книге;
  • дисциплинировать.

Бумажный дневник

Подойдет как простая тетрадь, так и специально расчерченный блокнот. У бумажного варианта есть особенное преимущество – конфиденциальность. Такой дневник легче скрыть, в отличие от записей в интернете.

Электронный

Записи можно вести в специальной программе или прямо на сайте. У такого дневника тоже есть плюсы:

  • легко скопировать данные при необходимости;
  • в некоторых программах можно настроить разные уровни доступа.

Как создать читательский дневник

В зависимости от выбранной формы дневника вам понадобятся:

  • Тетрадь и ручка для бумажного варианта.
  • Программа Microsoft Office или другие похожие ресурсы для электронных записей.
  • Регистрация на специализированном сайте. Например, Bookmix.

Как вести дневник

Обычно важно записать данную информацию:

  1. ФИО автора.
  2. Название произведения.
  3. Тип.
  4. Объем.
  5. Оценку.
  6. Цитаты.

Для художественной литературы можно дополнительно записать жанр, год издания, список персонажей. Чтобы запомнить произведение лучше, можно кратко пересказать сюжет и записать собственную рецензию.

Для научно-популярных книг стоит дописать область знаний, факты и ссылки на литературу.

Оформление дневника

Удобно, когда есть готовый шаблон. Такой можно получить, если купить специализированный читательский дневник или скачать приложение или программу. В таком случае нужно будет просто вводить данные и не оформлять дневник самостоятельно.

Если в вашем распоряжении обычная тетрадь или пустой электронный документ, нужно самостоятельно разработать план заполнения и графы в дневнике. Такой способ подойдет творческим людям, которые не любят рамки.

Источник: studently.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today