Зачем нужен дневник читателя
Читательский дневник учит детей:
- анализировать прочитанное;
- делать выводы;
- структурировать мысли;
- запоминать ключевые моменты;
- пересказывать.
Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а вот рассказать про что она не может. В этом случае чтение стает малополезным.
Как оформлять читательский дневник в 4 классе
В системе образования нет жестких требований по оформлению дневника читателя. Учитель имеет право предлагать свой вариант его ведения. На сегодняшний день имеются следующие способы оформления читательского дневника:
- Готовый печатный дневник по классам в соответствии с ФГОС. Они оформлены очень красочно, с игровыми моментами.
- Электронный читательский дневник. С его помощью можно не только дать информацию о прочитанных за лето книгах, но и приобрести навыки печатания. Можно в электронный вариант вставлять картинки, фотографии. Он позволяет исправить свои ошибки, увидеть их.
- Готовые шаблоны дневника читателя. Ребенку остается только заполнить титульный лист.
- Изготовленный своими руками. Ребенок берет обычную тетрадь, делает в ней подробный отчет по книге, описывает главных героев, высказывает свои мысли. На обратной стороне отчета можно сделать иллюстрацию прочитанного, обложку тетради – оформить героями прочитанных книг. Тогда эта тетрадь превращается в настоящее произведение искусства, другой такой уже нигде не будет.
Как заполнять дневник читателя
В 4 классе детям можно немного усложнить план работы над дневником читателя. Они в силах уже сделать своеобразную аннотацию на прочитанную книгу. План заполнения дневника:
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК \ Как я заполняю дневник и для чего он нужен?
- Фамилия, Имя, Отчество автора произведения.
- Название книги.
- Год написания книги.
- Жанр книги. Что это рассказ, басня, стихотворение, сказка, роман, поэма, сказ.
- Главные герои и их характеристика.
- Главная мысль книги.
- Отзыв о книги. Здесь ребенок пишет, что ему понравилось или кто понравился, что не понравился или кто не понравился.
- Словарь незнакомых слов с объяснением их значения.
- Иллюстрация к прочитанному.
Не нужно подробно переписывать главы. Ребенку следует описать основные моменты, пометить важные детали. В дальнейшем, при работе в классе с этим произведением, дети могут активно пользоваться читательским дневником. Он поможет вспомнить детали произведения, те моменты, которые вспоминаются с трудом.
Общие советы по ведению дневника читателя
Педагоги дают советы детям, которые облегчат им ведение дневника читателя:
- Начинайте заполнять дневник сразу после прочтения книги.
- Задумайтесь сразу после прочтения, почему книга имеет такое название.
- Укажите начальную и конечную дату чтения книги.
- Если книга большая, то делите ее на части.
Произведения должны соответствовать возрасту детей.
Читательский дневник, зачем он нужен?
Анализ основных произведений для 4 класса
Ниже мы предложим вариант ведения дневника читателя по основным произведениям 4 класса.
Аксаков «Аленький цветочек»
Название произведения: «Аленький цветочек».
Главные герои произведения:
- Купец. Торговец. Имел трех дочерей.
- Младшая дочь. Добрая девушка, которая не побоялась спасти отца и отправилась к чудищу.
- Чудище. Страшиле, который на самом деле был заколдованным сыном короля.
- Сестры. Старшие дочери купца, злые, завистливые.
Купец как-то отправился по делам торговли и спросил у каждой дочери, какой им привести подарок. Старшие дочери спросили у него украшения, младшая – цветочек аленький. Окончив свои дела, купец купил старшим дочерям подарки, но не мог найти аленького цветочка.
После того, как на его караван напали разбойники, купец спасся чудом. Он оказался в волшебном замке с прекрасным садом, где обнаружил аленький цветочек и сорвал его. Это действие вызвало гнев у хозяина замка – страшного чудища. Он согласился отпустить купца домой, но вместо него должна прийти одна из его дочерей.
Когда младшая дочь узнала о беде, которая нависла над отцом, она ушла к чудищу и жила в его замке, как госпожа. Чудище было добрым, приветливым, исполняло все ее желания. Как-то она отпросилась домой, проведывать родных, должна была вернуться в определенное время. Но, завистливые сестры перевели часы. Из-за чего младшая дочь купца опоздала и нашла мертвым чудище.
Девушка заплакала и сказала, что любит его. Вместо страшного чудища появился прекрасный королевич, который женился на ней.
Основная мысль сказки: часто внешность бывает обманчива. Страшное чудище может быть заботливым, любящим человеком.
Погорельский Антон «Черная курица, или Поземные жители»
Название произведения: «Черная курица, или Подземные жители».
Главные герои:
- Алеша. Одинокий, мечтательный мальчик, хороший товарищ.
- Чернушка. Курица — в мире людей, министр – в подземном мире. Справедливый, мудрый.
- Король. Мудрый, благодарный.
- Учитель. Жесткий, строгий.
Уже два года Алеша жил в пансионате, далеко от дома. Когда других детей забирали домой на выходные, мальчик ухаживал за курицами, среди которых ему особо полюбилась одна, Чернушка. Как-то кухарка решила зарезать ее на обед. Алеша узнал об этом и спас свою любимицу.
Следующей ночью к Алеше пришла Чернушка и привела его в подземный город. Там курица превратилась в министра, а король этого государства отблагодарил ребенка волшебным зернышком. С тех пор Алеша не тратил время на уроки, все знал на отлично. Но, мальчик должен был взамен все держать в тайне.
После этого Алеша изменился, потерял друзей, стал плохо себя вести. Однажды мальчика решили наказать, и от страха он все рассказал учителю. В ночь к нему пришла Чернушка, попрощалась с ним. Алеша заболел. После выздоровления стал прежним хорошим мальчиком, продолжил хорошо учиться и нашел себе друзей.
Основная мысль сказки: если человек получает все даром, не прилагая усилия, то это не приносит ему добра. Нужно уметь держать свое слово.
Павел Бажов «Малахитовая шкатулка»
Название произведения: «Малахитовая шкатулка».
Главные герои:
- Настасья. Строгая вдова, которая не понимала, что творится с ее дочерью.
- Танюшка. Дочь. Добрая, хозяйственная, рукодельница.
- Странница. Хозяйка медной горы, которая многому научила Танюшку.
- Паротя. Жестокий управляющий.
Настасья после смерти мужа осталась одна с тремя детьми. От супруга у нее была шкатулка с украшениями. Украшения никто не мог носить кроме Татьяны. Однажды к ним в дом пришла странница и научила девушку вышивать, подарила ей пуговицу, которую отдала ей в качестве советника.
В доме Настасьи случился пожар, и она решила продать украшения, которые купила жена Пароти, но носить их не смогла. Паротя заказал Татьяне вышить свой портрет, который увидел барин. Предложил Татьяне выйти за него замуж и показать царицу. Девушка согласилась, пришли они во дворец. Она там всех затмила своей красотой.
После того, как пришла в зал царица, Татьяна прошла в стену, а пуговица осталась на полу. Барин после этого пить стал, а люди видеть одновременно в одинаковых платьях двух Хозяек.
Основная мысль: нужно уметь ценить красоту души, а не внешнюю и золото в карманах.
Антон Чехов «Каштанка»
Название произведения: «Каштанка».
Главные герои:
- Лука Александрыч – хозяин Каштанки.
- Каштанка – умная собачка, веселая. Работала в цирке.
- Мсьё Жорж – внимательный к животным дрессировщик, приютил Каштанку, назвал ее Теткой.
- Иванович – важный гусь.
- Федор Тимофеевич – вечно недовольный кот.
- Хавронья Ивановна – добродушная свинья.
Каштанка жила с Лукой Александрычем и его сыном. Однажды она потерялась и прибилась к хорошему человеку, который оказался дрессировщиком цирка. Он оценил собаку и стал готовить ее к выступлению. Однажды от несчастного случая умирает гусь, и дрессировщик выставляет на сцену Каштанку. В это время Лука Александрыч с сыном были на представлении, они узнают свою собаку, кричат ее.
Каштанка бежит к ним.
Основная мысль: как бы собаке не было хорошо, она всегда бежит к своему хозяину. Собака – это лучший друг человека.
Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени»
Название произведения: «Сказка о потерянном времени».
Главные герои:
- Петя – неторопливый, ленивый мальчик.
- Злые и коварные волшебники.
- Маруся, Наденька, Вася – друзья Пети.
Петя – ученик третьего класса, плохо учился, всегда опаздывал. Однажды он пришел в школу и увидел, что превратился в старичка, которого не узнала даже мама. Мальчик испугался и побежал куда глаза глядят. Забежал в лес, увидел там злых волшебников, нечаянно узнал, что это они забрали его время и у таких же еще троих ребят.
Петя пошел на поиски других детей, находит их. Мальчик всех ведет в дом к волшебникам. Там друзья прячутся и ночью отматывают часы назад, после чего превращаются обратно в детей и перестают тратить время зря.
Основная мысль: нельзя тратить время зря, нужно учиться, заниматься полезными делами.
Саша Черный «Игорь Робинзон»
Название: «Игорь Робинзон».
Главные герои:
- Игорь – мальчик-фантазер, добрый, смелый, непослушный, находчивый.
- Цезарь – умная собака, пудель.
- Настя – кухарка.
- Жибер – садовник, добрый человек.
Как-то Игорь остался дома один, ему стало скучно. Он отправился на лодке поиграть в адмирала. Лодка поплыла, ее прибило к острову, на котором жили кролики. Игорь воодушевился, представил себя Робинзоном и стал осматривать остров. За это время лодку унесло.
Мальчик кричал, но его никто не слышал.
Ночью пришла крыса, мальчик отгонял ее. Он услышал лай. Это к нему приплыл Цезарь. Игорь отправил с ним записку, которую увидел садовник, но ничего не понял. Собака повела садовника к берегу пруда, и тот сообразил в чем дело, сел на лодку и спас мальчика.
Игорь стал считать своим спасителем Цезаря и сделал ему медаль.
Основная мысль: нужно думать о последствиях своих действий. Если бы Игорь слушался маму и не стал играть на воде, то ему бы удалось избежать неприятностей.
Михаил Зощенко «Елка»
Название произведения: «Елка».
Главные герои:
- Минька – глупый, невоспитанный мальчик.
- Леля – дерзкая, находчивая девочка.
- Мама – добрая, гостеприимная. Защищает своих детей, когда те неправы.
- Папа – умный, строгий, умеет настоять на своем.
В канун Нового года Минька с Лелей пробрались в комнату с подарками. Ребята стали с елки снимать сладости и откусывать их. Минька залез на стул, чтобы сорвать высоко висящее яблоко, но сорвался, упал и разбил куклу. Брат с сестрой убежали, испугавшись.
Пришли гости, мама начала им раздавать подарки. Внезапно она обнаружила обкусанные сладости и поняла, чьих это рук дело. Тогда мама подарила паровозик, который предназначался Миньке, другому мальчику. Тот обиделся и ударил его. Мама девочки, которой предназначалась кукла, обиделась, что она со сломанной рукой.
Гости стали высказывать свое недовольство, а мама – заступаться за детей. После чего гости ушли, обидевшись. Папа на это сказал, что ни праздника, ни подарков не будет. Выключил свет. Все ушли спать.
Основная мысль: нельзя быть жадным и обижать людей. Если пригласили гостей, то нужно проявлять гостеприимство, иначе можно остаться одиноким.
Это только основные произведения в списке чтения для детей 4 класса. По предложенному примеру можно составить отзывы на другие, заданные книги.
Источник: expertology.ru
Читательский дневник: кому стоит завести и как оформить
Студенты читают огромное количество литературы. Порой единственный способ сохранить всю информацию в голове и не забыть, о чем была только что прочитанная книга – читательский дневник. В статье мы расскажем, как вести и оформлять такой дневник.
Что такое читательский дневник
Читательский дневник представляет собой конспект, в который записывают важную информацию о прочитанной книге. Причины завести дневник могут быть разными:
- Задание по учебе. Иногда педагоги просят учеников записывать данные о прочитанной литературе.
- Собственная инициатива. Будучи студентом или просто человеком, который много читает, важно помнить детали книг. Если память подводит, лучше все записать.
Дневник может содержать записи о любой литературе: от художественной до технической.
Формы ведения дневника
Можно завести обычную тетрадь, а можно отдать предпочтение электронному варианту. В любом случае дневник будет:
- помогать упорядочить мысли;
- сохранять информацию о книге;
- дисциплинировать.
Бумажный дневник
Подойдет как простая тетрадь, так и специально расчерченный блокнот. У бумажного варианта есть особенное преимущество – конфиденциальность. Такой дневник легче скрыть, в отличие от записей в интернете.
Электронный
Записи можно вести в специальной программе или прямо на сайте. У такого дневника тоже есть плюсы:
- легко скопировать данные при необходимости;
- в некоторых программах можно настроить разные уровни доступа.
Как создать читательский дневник
В зависимости от выбранной формы дневника вам понадобятся:
- Тетрадь и ручка для бумажного варианта.
- Программа Microsoft Office или другие похожие ресурсы для электронных записей.
- Регистрация на специализированном сайте. Например, Bookmix.
Как вести дневник
Обычно важно записать данную информацию:
- ФИО автора.
- Название произведения.
- Тип.
- Объем.
- Оценку.
- Цитаты.
Для художественной литературы можно дополнительно записать жанр, год издания, список персонажей. Чтобы запомнить произведение лучше, можно кратко пересказать сюжет и записать собственную рецензию.
Для научно-популярных книг стоит дописать область знаний, факты и ссылки на литературу.
Оформление дневника
Удобно, когда есть готовый шаблон. Такой можно получить, если купить специализированный читательский дневник или скачать приложение или программу. В таком случае нужно будет просто вводить данные и не оформлять дневник самостоятельно.
Если в вашем распоряжении обычная тетрадь или пустой электронный документ, нужно самостоятельно разработать план заполнения и графы в дневнике. Такой способ подойдет творческим людям, которые не любят рамки.
Источник: studently.ru