Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
02 Зачем нужен фонетический разбор
Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл’и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
• Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё– [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м’ач], тёрн [т’орн], тюль [т’ул’], пена [п’эна].
Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
• В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
• Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
• [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
• Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
Зачем нужен ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слов? Объясняем ребёнку звуко-буквенный анализ
Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
• Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
«Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
• Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
• Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].
Порядок звуко-буквенного разбора слова
1) Сколько в слове слогов?
2) На какой слог падает ударение?
3) Гласные звуки:ударные и безударные. Какими звуками обозначены?
4) Согласные звуки: звонкие и глухие парные — непарные,твердые и мягкие парные-непарные.Какими звуками обозначены?
5)Сколько всего букв и звуков в слове?
Фонетический разбор
ОБРАЗЕЦ:
Семья– 2 слога
с — [с’] – согл., глух., парн., мяг., парн.
е — [и] – гл., безуд.
м — [м’] – согл., звон., непарн., мяг., парн.
ь –
я — [й’] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
__________________________
5 б., 5 зв.
Ведёшь – 2 слога
в — [в’] – согл., звон., парн., мяг., парн.
е — [и] – гл., безуд.
д — [д’] – согл., звон., парн., мяг., парн.
ё – [о] – глас., уд.
ш — [ш] – согл., глух., парн., твёр., непарн.
ь –
__________________________
6 б., 5 зв.
Яков – 2 слога
я — [й’] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
к — [к] – согл., глух., парн., твёр., парн.
о – [а] – гл., безуд.
в — [ф] – согл., глух., парн., твёр., парн.
__________________________________
4 б., 5 зв.
Источник: ped-kopilka.ru
Фонетический разбор слова
Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 . При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Порядок фонетического разбора слова
(по школьной традиции):
1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.
2. Поставьте ударение в слове.
3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).
4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
- характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный ;
- характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдыйили мягкий , звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образец фонетического разбора слова
(базовый уровень)
Чернеют — чер-нé-ют
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
— [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков
Конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.
Похожие записи
ТРЕНАЖЕР: Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание слов с пол- и полу-.
ТРЕНАЖЕР: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Гласные в приставках пре- и при-.
ТРЕНАЖЕР: Правописание И или Ы после приставок
Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание И или Ы после приставок.
Форма для написания комментария Отменить ответ
Русский язык. Конспекты:
Фонетика и орфоэпия
- Характеристика букв и звуков
- Фонетический разбор слова
- Слог. Ударение
Лексика и фразеология
- Лексическое значение слова
- Лексика ограниченного употребления
- Устаревшие слова. Неологизмы
- Синонимы, антонимы, омонимы
- Паронимы
- Однозначные и многозначные слова
- Фразеологические обороты
- Лексический анализ слова
Морфемика и словообразование
- Значимые части слова (морфемы)
- Основные способы словообразования
- Морфемный анализ слова
- Словообразовательный анализ
Орфография
- Орфограмма
- Безударные гласные в корне
- Чередующиеся гласные в корне
- Правописание приставок
- Гласные И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
- Гласные О/Е (Ё) после шипящих и Ц
- Мягкий знак. Употребление мягкого знака
- Правописание согласных
- Двойные согласные
- Частицы НЕ и НИ
- Употребление букв Э, Е, Ё и буквосочетания ЙО
- Правописание прописной и строчной букв
- Правописание суффиксов различных частей речи
- Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
- Правописание падежных и родовых окончаний
- Правописание личных окончаний глаголов
- Правописание суффиксов причастий
- НЕ с различными частями речи
- Правописание отрицательных местоимений и наречий
- Правописание служебных слов
- Разделительный твердый знак
- ТРЕНАЖЕР: Чередование гласных в корнях слов
- ТРЕНАЖЕР: Правописание И или Ы после приставок
- ТРЕНАЖЕР: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
- ТРЕНАЖЕР: Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
Морфология и орфография
- Имя существительное как часть речи
- Падеж и склонение имен существительных
- Правописание существительных
- Дефис в существительных
- Правописание суффиксов имен существительных
- Правописание сложных существительных
- Морфологический разбор существительного
- Имя прилагательное как часть речи
- Степени сравнения прилагательных
- Правописание прилагательных
- Правописание К/СК и КИЙ/СКИЙ в суффиксах прилагательных
- Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм
- Разряды прилагательных
- Краткая форма прилагательных
- Имя числительное как часть речи
- Склонение имён числительных
- Морфологический разбор имени числительного
- Местоимение
- Разряды местоимений
- Склонение местоимений
- Правописание местоимений
- Глагол как часть речи. Инфинитив
- Правописание суффиксов глаголов
- Морфологический разбор глагола
- Правописание личных окончаний глаголов
- Причастие как часть речи
- Действительные причастия
- Страдательные причастия
- Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм
- Правописание суффиксов причастий
- Деепричастие как часть речи
- Деепричастный оборот
- Деепричастия совершенного и несовершенного вида
- Морфологический разбор деепричастия
- Наречие как часть речи. Разряды. Степени сравнения
- Способы образования наречий
- Правописание наречий
- Морфологический разбор наречия
- Предлог
- Правописание предлогов
- Морфологический разбор предлога
- Союз как часть речи
- Частица как часть речи
- Частицы НЕ и НИ
- Морфологический разбор частицы
- Междометие как часть речи
Синтаксис
- Словосочетание
- Предложение. Грамматическая основа
- Главные члены предложения
- Второстепенные члены предложения
- Односоставные предложения
- Распространённые и нераспространённые предложения
- Полные и неполные предложения
- Простое предложение
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения
- Вводные и вставные конструкции
- Обращение
- Сложное предложение
- Сложные бессоюзные предложения
- Сложные предложения с разными видами связи
- Способы передачи чужой речи
- Синтаксический анализ простого предложения
- Образцы синтаксического анализа простого предложения
- Синтаксический анализ сложного предложения
- Образцы анализа сложного предложения
Пунктуация
- Знаки препинания (основные случаи)
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Знаки препинания в простом осложнённом предложении
- Знаки препинания при обособленных определениях
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
- Знаки препинания при обособленных дополнениях
- Знаки препинания при сравнительных оборотах
- Знаки препинания при уточняющих членах предложения
- Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
- Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями
- Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
- Знаки препинания при прямой речи
- Пунктуация при цитировании
- Знаки препинания в сложносочинённом предложении
- Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
- Запятая на стыке двух союзов
- Запятая при сравнительных оборотах
- Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
- Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
- Тире в простом и сложном предложениях
- Двоеточие в простом и сложном предложениях
- Пунктуация в простом и сложном предложениях
- Пунктуационный анализ
Речь. Языковые нормы
- Текст как речевое произведение
- Средства связи предложений в тексте
- Стили речи
- Отбор языковых средств в тексте
- Анализ текста
- Создание текстов различных стилей
- Языковые нормы
- Орфоэпические нормы
- Лексические нормы
- Морфологические нормы
- Синтаксические нормы
- Выразительность русской речи
- Выразительные средства русской фонетики
- Выразительные средства словообразования
О проекте
Сайт «Все конспекты» — некоммерческий школьный проект учеников, их родителей и учителей. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Возрастная категория: 12+
(с) Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!
Метки
Школьные предметы
Важные страницы
Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Уведомление о рекламе
Статьи
Источник: xn--b1agatbqgjneo2i.xn--p1ai