Зачем нужен фонетический разбор слова

Содержание

Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].
А, О, У, Ы, Э — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] – всегда мягкие:
сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

02 Зачем нужен фонетический разбор


Я, Ё, Ю, И, Е — это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл’и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

• Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я – [а], ё– [о], ю – [у], е – [э] :
Мяч[м’ач], тёрн [т’орн], тюль [т’ул’], пена [п’эна].
Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

• В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
• Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
• [й’] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .
В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
• Звонкие
образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.

Читайте также:  Факторы влияющие на первое впечатление о человеке

Зачем нужен ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слов? Объясняем ребёнку звуко-буквенный анализ


Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные: Мы же не забывали друга.
• Глухие
произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
П, Ф, К, Т, Ш, С – глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
X, Ц, Ч, Щ – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
«Степка, хочешь щец?» – «Фи!»
Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
• Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
• Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].

Порядок звуко-буквенного разбора слова
1) Сколько в слове слогов?
2) На какой слог падает ударение?
3) Гласные звуки:ударные и безударные. Какими звуками обозначены?
4) Согласные звуки: звонкие и глухие парные — непарные,твердые и мягкие парные-непарные.Какими звуками обозначены?
5)Сколько всего букв и звуков в слове?

Фонетический разбор
ОБРАЗЕЦ:
Семья– 2 слога
с — [с’] – согл., глух., парн., мяг., парн.
е — [и] – гл., безуд.
м — [м’] – согл., звон., непарн., мяг., парн.
ь –
я — [й’] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
__________________________
5 б., 5 зв.

Ведёшь – 2 слога
в — [в’] – согл., звон., парн., мяг., парн.
е — [и] – гл., безуд.
д — [д’] – согл., звон., парн., мяг., парн.
ё – [о] – глас., уд.
ш — [ш] – согл., глух., парн., твёр., непарн.
ь –
__________________________
6 б., 5 зв.

Яков – 2 слога
я — [й’] – согл., звон., непарн., мяг., непарн.
[а] – гл., уд.
к — [к] – согл., глух., парн., твёр., парн.
о – [а] – гл., безуд.
в — [ф] – согл., глух., парн., твёр., парн.
__________________________________
4 б., 5 зв.

Читайте также:  Духи с феромонами это что такое

Источник: ped-kopilka.ru

Фонетический разбор слова

Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 . При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Фонетический разбор слова

Порядок фонетического разбора слова
(по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный ;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдыйили мягкий , звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образец фонетического разбора слова
(базовый уровень)

Чернеют — чер-нé-ют
ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий
н [н′] — согласный, мягкий, звонкий
е [э] — гласный, ударный
ю [й’] — согласный, мягкий, звонкий
— [у] — гласный, безударный
т [т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Конспект урока «Фонетический разбор слова«. Следующая тема: Слог. Ударение.

Похожие записи

ТРЕНАЖЕР: Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание слов с пол- и полу-.

ТРЕНАЖЕР: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Гласные в приставках пре- и при-.

ТРЕНАЖЕР: Правописание И или Ы после приставок

Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание И или Ы после приставок.

Форма для написания комментария Отменить ответ

Русский язык. Конспекты:

Фонетика и орфоэпия

  • Характеристика букв и звуков
  • Фонетический разбор слова
  • Слог. Ударение

Лексика и фразеология

  • Лексическое значение слова
  • Лексика ограниченного употребления
  • Устаревшие слова. Неологизмы
  • Синонимы, антонимы, омонимы
  • Паронимы
  • Однозначные и многозначные слова
  • Фразеологические обороты
  • Лексический анализ слова

Морфемика и словообразование

  • Значимые части слова (морфемы)
  • Основные способы словообразования
  • Морфемный анализ слова
  • Словообразовательный анализ

Орфография

  • Орфограмма
  • Безударные гласные в корне
  • Чередующиеся гласные в корне
  • Правописание приставок
  • Гласные И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
  • Гласные О/Е (Ё) после шипящих и Ц
  • Мягкий знак. Употребление мягкого знака
  • Правописание согласных
  • Двойные согласные
  • Частицы НЕ и НИ
  • Употребление букв Э, Е, Ё и буквосочетания ЙО
  • Правописание прописной и строчной букв
  • Правописание суффиксов различных частей речи
  • Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
  • Правописание падежных и родовых окончаний
  • Правописание личных окончаний глаголов
  • Правописание суффиксов причастий
  • НЕ с различными частями речи
  • Правописание отрицательных местоимений и наречий
  • Правописание служебных слов
  • Разделительный твердый знак
  • ТРЕНАЖЕР: Чередование гласных в корнях слов
  • ТРЕНАЖЕР: Правописание И или Ы после приставок
  • ТРЕНАЖЕР: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
  • ТРЕНАЖЕР: Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

Морфология и орфография

  • Имя существительное как часть речи
  • Падеж и склонение имен существительных
  • Правописание существительных
  • Дефис в существительных
  • Правописание суффиксов имен существительных
  • Правописание сложных существительных
  • Морфологический разбор существительного
  • Имя прилагательное как часть речи
  • Степени сравнения прилагательных
  • Правописание прилагательных
  • Правописание К/СК и КИЙ/СКИЙ в суффиксах прилагательных
  • Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм
  • Разряды прилагательных
  • Краткая форма прилагательных
  • Имя числительное как часть речи
  • Склонение имён числительных
  • Морфологический разбор имени числительного
  • Местоимение
  • Разряды местоимений
  • Склонение местоимений
  • Правописание местоимений
  • Глагол как часть речи. Инфинитив
  • Правописание суффиксов глаголов
  • Морфологический разбор глагола
  • Правописание личных окончаний глаголов
  • Причастие как часть речи
  • Действительные причастия
  • Страдательные причастия
  • Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Алгоритм
  • Правописание суффиксов причастий
  • Деепричастие как часть речи
  • Деепричастный оборот
  • Деепричастия совершенного и несовершенного вида
  • Морфологический разбор деепричастия
  • Наречие как часть речи. Разряды. Степени сравнения
  • Способы образования наречий
  • Правописание наречий
  • Морфологический разбор наречия
  • Предлог
  • Правописание предлогов
  • Морфологический разбор предлога
  • Союз как часть речи
  • Частица как часть речи
  • Частицы НЕ и НИ
  • Морфологический разбор частицы
  • Междометие как часть речи
Читайте также:  С каким цветом сочетается нежно голубой

Синтаксис

  • Словосочетание
  • Предложение. Грамматическая основа
  • Главные члены предложения
  • Второстепенные члены предложения
  • Односоставные предложения
  • Распространённые и нераспространённые предложения
  • Полные и неполные предложения
  • Простое предложение
  • Однородные члены предложения
  • Обособленные члены предложения
  • Вводные и вставные конструкции
  • Обращение
  • Сложное предложение
  • Сложные бессоюзные предложения
  • Сложные предложения с разными видами связи
  • Способы передачи чужой речи
  • Синтаксический анализ простого предложения
  • Образцы синтаксического анализа простого предложения
  • Синтаксический анализ сложного предложения
  • Образцы анализа сложного предложения

Пунктуация

  • Знаки препинания (основные случаи)
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Знаки препинания в простом осложнённом предложении
  • Знаки препинания при обособленных определениях
  • Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
  • Знаки препинания при обособленных дополнениях
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • Знаки препинания при уточняющих членах предложения
  • Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
  • Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями
  • Знаки препинания в осложненном предложении (обобщение)
  • Знаки препинания при прямой речи
  • Пунктуация при цитировании
  • Знаки препинания в сложносочинённом предложении
  • Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
  • Запятая на стыке двух союзов
  • Запятая при сравнительных оборотах
  • Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • Пунктуация в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью
  • Тире в простом и сложном предложениях
  • Двоеточие в простом и сложном предложениях
  • Пунктуация в простом и сложном предложениях
  • Пунктуационный анализ

Речь. Языковые нормы

  • Текст как речевое произведение
  • Средства связи предложений в тексте
  • Стили речи
  • Отбор языковых средств в тексте
  • Анализ текста
  • Создание текстов различных стилей
  • Языковые нормы
  • Орфоэпические нормы
  • Лексические нормы
  • Морфологические нормы
  • Синтаксические нормы
  • Выразительность русской речи
  • Выразительные средства русской фонетики
  • Выразительные средства словообразования

О проекте

Сайт «Все конспекты» — некоммерческий школьный проект учеников, их родителей и учителей. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных в целях функционирования сайта, проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Возрастная категория: 12+

(с) Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Метки

Школьные предметы

Важные страницы

Пользовательское соглашение
Политика конфиденциальности
Уведомление о рекламе
Статьи

Источник: xn--b1agatbqgjneo2i.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today