Вы представитель учебного заведения ? Вашей организации ещё нет на нашем портале ? Добавить учебное заведение
информационный портал об образовании в России
Войти через социальные сети
Войти с помощью логина и пароля
- Главная страница
- ЕГЭ и ГИА
- Высшее образование
- Дополнительное и последипломное образование
- MBA
- Иностранные языки
- Проф. курсы
- Компьютерные курсы
- Главная →
- Статьи →
- Статьи о первом высшем образовании и магистратуре →
- Родительское собрание в школе
Родительское собрание в школе
Родительское собрание — это официальное мероприятие, его организует школа, чтобы продемонстрировать и обсудить успехи обучающихся, а также улучшения условий обучения.
Часто учителя признаются, что время, которое приходится на родительское собрание, — сложная и не очень приятная часть работы. Все родители разные, у них много разных вопросов. А вопросы, поднятые учителем, часто встречают равнодушие. В ФЗ «Об образовании» нет упоминаний о родительских собраниях. В школе создаётся документ — положение.
Спрашивали? Отвечаем! (Выпуск №2) Зачем нам родительское собрание? Может ли оно быть полезным?
В нём описываются цели и правила поведения собраний. В нём же описываются функции родительского комитета (РК) школы и класса.
Если возникли проблемы и разногласия с РК или на самом собрании, следует прочитать положение, выяснить, какая статья из него была нарушена. Тогда обсуждение будет аргументированным.
Основные правила
Проводиться они должны не реже, чем раз в четверть или триместр, но при возникновении неотложных проблем – чаще. Считаются обязательными для посещения, но тут есть нюансы. В любом случае, родители, которые не смогут присутствовать, должны предупредить учителя.
Узнавать о собрании родители должны не позднее, чем за 3 дня до назначенной даты. Для оповещения используются социальные сети, записи в дневниках.
1. Учитель должен ознакомить родителей со связанными со школьным образованием законами и подзаконными актами, принятыми в школе, городе, на федеральном уровне.
2. Классный руководить должен приглашать учителей – предметников, как правило, приглашаются наиболее «проблемные» педагоги.
3. Иногда ведется протокол, его пишет секретарь, выбранный из числа родителей, и подписывается председателем РК, но это не часто. Может быть организована встреча со специалистом, например, врачом. Разговор обычно идёт о проблемах, которые волнуют родителей.
Могут демонстрироваться фильмы и видеоролики о развитии ребёнка, воспитании, и другие.
Не должны публично обсуждаться успехи или проблемы отдельных учеников. Если же такой разговор инициирует кто-то из родителей, задача классного руководителя — дипломатично закрыть тему. Вопросы и проблемы, связанные с конкретным учеником, решаются индивидуально между учителем и его родителями.
БЕСПОЛЕЗНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
Конфликт, в котором участвует несколько учеников, также разбирается не при всех: беседа должна вестись только с их родителями, а не при всех. Организовывать сбор денег на нужды класса, или на подарки — это обязанность РК, а не учителя.
Если родитель пропустил собрание
Собрание организуется в первую очередь для родителей: обсуждаются полезные вещи: нововведения в школе, проблемы в классе, мероприятия в каникулы. Часто учитель просит заполнить анкеты и заявления за подписью родителей.
Следует учитывать, что за непосещение собраний — спрашивается с учителя.
Но при этом, родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.
Вместе с тем, Закон не регламентирует их посещение, как обязанность родителей. Поэтому законодательством не предусмотрена административная ответственность за то, что родители не их посещают. Тем более, что школа не являются организацией, которая может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.
Форматы родительских собраний
1. Ознакомительное. Проводится один раз в целях знакомства с новым классным руководителем. Учитель рассказывает о своей квалификации, опыте работы и дальнейших планах. Он же может задать родителям вопросы о детях. Такое собрание устраивается не в самом начале работы, чтобы минимальная информация уже была собрана.
Оптимальное время — после первой рабочей недели.
Основная цель — создание доверительных отношений между классным руководителем и родителями.
2. Плановые. Проводятся в конце четверти или триместра. Учитель предоставляет важную информацию о работе детей, родители же могут получить ответы на все интересующие вопросы. Цель плановых собраний — информирование об успехах и проблемах, планах. Посещение собрания поможет родителям оставаться в курсе школьной жизни. Собрания протоколируются.
При подготовке к очередному собранию желательно пересмотреть протоколы, чтобы сделать выводы об эффективности работы.
3. Экстренные. Созываются при возникновении неотложной проблемы. Несмотря на то, что проблема может быть разной, она вряд ли будет полностью уникальной. Учитель в этом случае всегда может спросить совета у коллег по работе и ознакомиться с протоколами собраний, на которых подобные ситуации уже разбирались. В этом случае родители смогут узнать о том, какие методы преодоления и разрешения ситуации реально работают.
4. Консультации. Проводятся нерегулярно, и могут созываться как по инициативе родителей, так и по инициативе учителя. На них приглашается учитель-предметник, рассказывающий от успехов класса более детально, рекомендующий дополнительные пособия и практики.
Нужно заметить, что такие собрания часто плохо посещаются родителями, считающими, что разговор об одном предмете — это лишняя трата времени. Желательно, чтобы классный руководитель заранее анонсировал темы, которые будут обсуждаться на собрании. Родителям будет более интересно получить практические советы.
5. Собрания-лекции. Большинство родителей сталкивается с одинаковыми проблемами воспитания. Научить с ними справляться можно непосредственно во время родительского собрания. После заранее проведённого анкетирования можно выяснить, какие темы более актуальны, и затем в комфортной и доверительной беседе дать актуальные советы. Такая встреча может проводиться не самостоятельно, а с приглашением экспертов.
6. С участием детей. Во многих школах такие собрания стали доброй традицией и проходят не реже раза в год. Родители могут увидеть своих детей в школьной обстановке, а дети — продемонстрировать свои успехи в той или иной форме.
Такое собрание требует подготовки и модерации: необходимо составить и расписать план, обсудить с классом, что именно они готовы показать и рассказать родителям. 7. Необычные форматы. Каждое родительское собрание имеет конкретную цель: налаживание от доверительных отношений с родителями, решение возникших в классе проблем; помочь родителям в воспитании.
Возможно, родителям стоит посмотреть и обсудить какой-то видеоролик? Или педагог инициирует «классный чай» для организации дружеского и приятного общения.
И немного о коронавирусе
Как мы помним, в 2020-2021 году родительские собрания в школах были запрещены Роспотребнадзором в связи с пандемией. Все встречи были перенесены в онлайн — в родительские чаты. И, конечно, решались на них лишь организационные и утилитарные вопросы. Эффективен ли такой формат в обычных, а не экстремальных условиях, судить пока рано.
Комментарий:
Евгения Степановна, преподаватель: «Родительские собрания очень полезны для всех, кто принимает в них участие. Есть возможность увидеть всех родителей, побеседовать, принять меры. Часто на них обнаруживается недовольство кого-то из семей. В этом случае поговорить можно отдельно. Сложности могу возникнуть, если началась эпидемия и собираться офлайн нельзя: тогда общаются в чате.»
Вставить в блог | Опубликовать в: |
Источник: academica.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Тема: Методика проведения родительского собрания.
Тема: Методика проведения родительского собрания. |
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов |
1. Понятие «родительское собрание», его цели. 2. Виды родительских собраний: Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации. Собрания, совместные с учениками и родителями. Собрания, на которых учитель отвечает на вопросы родителей. Общешкольные родительские собрания проводятся 1-2 раза в год. Основной целью общешкольного родительского собрания является знакомство родителей с целями и задачами работы школы, с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями и итогами работы учебного заведения. Собрания родителей параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, которая касается только учащихся данных классов( например, собрание родителей выпускных классов; родителей первоклассников). Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в учебном году. Может проводиться один раз в месяц. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги выполненной работы. 3. Подготовка родительского собрания. 2. Тщательно продумать сценарий родительского собрания – необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения с учителями-предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в класс. 3. Следует заранее договориться с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинским работником, с родительским комитетом о выступлениях, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением. 4.Необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, раздаточный материал для родителей (правила учащихся, устав школы). 5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учащихся, позвонить родителям, можно придумать различные формы приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. 6. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может заранее попросить родителей и детей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить более конкретное представление о том предмете, который предполагается обсудить. 7. Продумать оформление класса, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ учащихся, отображающую классную и внеклассную деятельность детей, выпустить стенгазету «раскладушку», видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса). 8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог – только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Подготовить вопросы, которые зададим родителям. 9. Помещение должно быть убрано и проветрено. 10. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно. 11. Особое внимание обратить на размещение родителей в классе. Вошло в традицию рассаживать родителей на те же места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место своего ребенка, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, т.к. сидящие за одной партой часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной. Можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга. 12. На парту перед каждым родителем положить тетради ребенка, дополнительную литературу, лист бумаги с ручкой. Можно положить папку с работами ученика, в которой также даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному учащемуся и его семье. Эти записи как бы молчаливая индивидуальная беседа учителя с родителями во время коллективного общения. Совершенно ясно, что родителей интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу, классному руководителю стоит особо подчеркнуть ряд оценок (маркером). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, т.к. известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика в уч.процессе не дает. 13. Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения. Подбирая и демонстрируя работы детей, учитель преследует цель наглядно показать родителям рост и совершенствование ЗУН каждого ребенка. 14.Собрание не должно превышать 1,5 часов. 15. Обращаться к родителям по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положить перед собой список с их именами. 16. Помнить о «золотом правиле» пед.анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее. 17. Заранее подготовить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах. 4. Примерный порядок проведения родительского собрания. 2. Сообщение классного руководителя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы). Сообщение могут сделать: учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, участковый, медицинский работник и т.д. 4. Выступление родителя об опыте семейного воспитания по определенному вопросу. 5. Обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу. 6. А) Анализ учебных достижений учащихся класса. Б) Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. 7.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах. Причем финансовые вопросы лучше заранее обсудить с родительским комитетом. 9. Подведение итогов родительского собрания. После проведения родительского собрания предметом пед.анализа кл.руководителя может стать: Денисова Н.А., Россия, 2011
Источник: www.vashpsixolog.ru |