Зачем в деревню приехал фотограф фотография

Иван Хафизов уже 14 лет путешествует по России и фотографирует деревянные наличники. За это время он объездил 390 городов, деревень и сёл и собрал архив из снимков 20 000 домов. Кроме того, Иван выпустил книгу о наличниках, ведет аккаунт о них в Instagram и продает мерч с ними — футболки, маски, плакаты и даже миниатюрные макеты. Мы поговорили с Иваном и узнали, почему занятие фотографией превратилось в исследование русской культуры, какие наличники делали в 90-х и куда поехать, чтобы посмотреть дома с уникальной резьбой.

Фото из личного архива Ивана Хафизова

— Как так получилось, что вы начали фотографировать наличники?

— Это был город Энгельс, 2007 год, 3 июля. Я тогда работал в IT — поехал на предприятие устанавливать оборудование. Освободился рано, из развлечений в Энгельсе был только закрытый на ремонт музей Льва Кассиля. Поэтому я ходил, фотографировал город. И домики тоже.

Меня зацепили цветные окошки, и я решил сделать коллаж наподобие того, что видел уже когда-то, с тосканскими дверьми. Тогда я снял больше сотни окон. Сделал коллаж, закрыл гештальт. Отличный плакат получился!

Зачем нужно заниматься фотографией? Взгляд непрофессионального фотографа.

Я тогда снимал для фотобанков, и этот коллаж, кстати, до сих пор продается на европейских стоках. Мне даже прислали открытку из Германии, где написано «старые европейские окна». В принципе это правда, так как Саратовская область в европейской части России! Хотя к Германии, конечно, отношения не имеет.

После этого у меня было еще несколько командировок подряд. За 3 недели я собрал коллекцию снимков из 4 областей: Ярославской, Нижегородской, Владимирской, Саратовской.

— Откуда и когда появился интерес к истории наличников?

— Это не было изначальным позывом. Но я стал наблюдать и понял, что окошки отличаются регионально. Не только наличники Саратовской и Ярославской областей, между которыми тысяча километров, но и ростовские от борисоглебских, хотя города в 30 км друг от друга!

После этого я залез в ЖЖ, стал искать людей, которые знают про наличники. И не нашел. Только одно сообщество, которое выкладывало фотографии. Я понял, что никто в этом ничего не понимает.

Например, тогда все горели идеей, что на наличниках выточены древние символы и письмена, заложены какие-то смыслы. Я понял, что надо про это узнавать, так как было много нестыковок. Например, я нашел статью в интернете (в книжках об этом никто не пишет), что на орнаментах изображены растения доледникового периода. С другой стороны, я общался с архитекторами, которые говорят, что это ерунда и вообще всё пришло из Европы. Я начал постепенно выяснять вопрос и понял, что правда где-то между.

Нельзя сказать, что всё пришло из Европы. Вернее да, пришло, но легло на благодатную почву. С другой стороны, пальметта (растительный орнамент в виде листа — примеч. автора), древние растения, да тот же тюльпан — старинный символ, который уже тысячу лет используется в качестве орнамента в нашей и восточной культурах! Всё взаимопроникновенно.

Почему фотография будет жить всегда.

Наличники Злынки и Суздаля. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Когда вы впервые поехали за наличниками целенаправленно?

— Ох, нескоро. Первые 30 городов отфотографировал именно в командировках. В 2010-м был первый город «за свой счет» — Дмитров. Я сел на электричку и поехал. Даже без карты.

Сейчас хотя бы есть «Яндекс», а тогда бумажной карты днем с огнем не сыскать. Я просто ходил пешком, спрашивал у местных, где найти деревянные дома.

— Как вы находили город, куда поехать?

— Я ориентировался на список исторических городов России. Но, когда выложил его в ЖЖ, мне стали писать, что не надо ездить по всем городам — в Севастополе, Грозном наличников нет. Такое же в Курске и Смоленске, где фашисты всё зачистили. И народ начал присылать новые наименования.

Тогда для меня стало открытием, что больше деревянных домов сохранилось не в городах, а в селах и деревнях! Всё это развивалось, не согласовываясь с административными границами и важностью центра.

Однажды я приехал в Суздаль и был поражен разнообразием. Наличники цветные, белые, кружевные, пышные, объемная резьба! Спустя 6 лет вернулся, искал что-то типично суздальское, но шел и видел наличники Ивановской области, владимирские, костромские, нерехтские… И понял — суздальских просто нет! Я это так объясняю: Суздаль был настолько богатым, что тянул к себе мастеров со всей России. Как в Москве, где непонятно какая архитектура, потому что это конгломерат не только российских, но и мировых культур.

Или история с Переславлем-Залесским. Древний город, но в первую поездку я обнаружил всего 9 наличников! Позже я попал туда на машине, нашел еще пару десятков домов, явно XIX века, но большинство было без резьбы. Дело в том, что она развивалась там, где город рос в промышленную революцию. Люди зарабатывали, богатели, и им надо было выпендриваться друг перед другом.

Переславль же город старый, церковный. И знать там тоже старая, ей не надо было выделяться. Поэтому резьба и не получила развитие.

С другой стороны, в глуши брянских лесов, городке Злынка, всё в резьбе! Там была спичечная промышленность, на которой богатели купцы. Кроме того, Злынка — город каменщиков-отходников. Они уезжали на полгода во все стороны, от Парижа до Томска, а потом на полгода возвращались. Это были мужики с руками.

И вот они на отдыхе понемножку вырезали. А что такое для умелого мужика выпилить два десятка досок? Купец забирал их потом и приколачивал. Выходили особняки с невероятным уровнем резьбы, в пять слоев!

— На что снимаете?

На Canon 6D. Из объективов: Canon 70–200mm (очень его люблю), 16–35mm, 100mm макро, 24–70mm f/4 и «блинчик» 35mm, но его почти не использую для наличников. Я понял, что для них светосила особо не нужна. Можно поставить ISO повыше, снимать на штативе. Домики не убегают, так что проблем я не испытываю.

Снимаю параллельно на телефон, но в детализации камера по-прежнему впереди. Я покупал Canon 6D сознательно. Эта камера полупрофессиональная, чуть медленнее, но у нее есть Wi-Fi. Она сразу передает кадры на телефон, и я могу тут же выложить что-то в Instagram. А на профессиональных, когда я выбирал камеру, такого не было.

Читайте также:  Эко загар у ксении бородиной где сделать

— Какие есть особенности фотосъемки наличников?

— Самое сложное было понять, как выравнивать дом. Ты к нему подходишь, а он заваливается на тебя. Но, когда появился объектив с зумом, стало лучше. Теперь я фотографирую с другой стороны улицы. И только чуть-чуть в редакторе приходится поправлять.

Конечно, не всегда: например, если дом сам по себе чуть заваленный, это нужно сохранить!

Много лет я старался не брать людей в кадр. Наверное, это оттого, что раньше я фотографировал свадьбы. Снял больше 100, мне людей там хватало. Но со временем я стал добавлять их в кадр. Или хотя бы кошечек!

Наличники Соймиц и Томска. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Как жители реагируют на то, что вы приходите фотографировать их дома?

— В основном позитивно. Как бы я иначе снял 20 тысяч домов? Люди радуются, что снимают их дом, зовут на чай. Мне нужно, чтобы они не относились ко мне, как к террористу, чтобы видели, что я не скрываюсь. Для меня важно не только снять, но и пообщаться.

Объяснить, что это для музея, чтобы люди зашли на сайт, сохранили эти наличники, поэтому я всегда фотографирую в открытую (в ноябре 2010-го, через три года после того, как Иван впервые сфотографировал резное окошко, он создал виртуальный фотомузей — примеч. автора). Ситуаций пять было напряжных, но это уникальные случаи.

Однажды в Тверской области полиция забрала меня в участок. В отделении я спрашиваю: «В этом есть что-то незаконное?» А в ответ: «Нет, но подозрительное — да». Я был с ребятами, которые показывали мне город. Они позвонили мэру, он — губернатору, а тот — начальнику отделения. Только тогда, не извинившись, через 1,5 часа нас отпустили!

Еще была история в Нижегородской области. Мы приехали в деревню, там невероятные ассиметричные наличники с русалками, от известного мастера нижегородской резьбы Копалкина. Из окна выглядывает тёточка и говорит, что не даст снимать дом. Она рассказала, что наличники соседнего дома, в котором жила 90-летняя старушка, сфотографировали днем, а вечером пришли спиливать.

Бабушка выглянула, попыталась их прогнать, а они ей начали угрожать. Она огородами побежала к мужикам, которые ружьями спугнули воров. Но у неё не выдержало сердце — умерла. И та женщина сказала, что не хочет такую судьбу для своей мамы, которая тоже живет здесь одна.

— Как думаете, велика вероятность, что скоро опять будут украшать дома резьбой?

— Такое есть и сейчас! Мне присылают фотографии с резьбой на домах закрытых коттеджных поселков. Просто наличники — это дорого. Сложный стоит около 100 тысяч, несложный — от 20 тысяч. Да, сейчас помогают станки, но всё равно ручная работа.

А еще материал дорогой.

Я помню разговор с одним богатым человеком. Он хотел украсить дом резьбой. Попросил контакты мастеров. Стоимость оценили минимально в 800 тысяч, максимально — 1,5 миллиона. Еще и 7 месяцев работы.

И он решил оставить дом без резьбы.

Наличники Купанского и Брянска. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Вы считаете, наличники на домах, которые появляются сейчас, — это единичные случаи или возрождение традиции?

— Если смотреть вглубь истории, то понятно, что традиция украшать резьбой дома в принципе развивалась нелинейно. У нее был всплеск в конце XVII века, потом в начале XIX века после войны с Наполеоном. Тогда появился интерес ко всему русскому, развивались кружки славянофилов. Следующий подъем — пик промышленной революции, рубеж XIX–XX веков.

Повышается транспортная доступность, люди перемещаются между регионами, жизнь бурлит. Появляется фольклористика, этнография.

Все затихает из-за мировой войны, голода, бедности. А потом в 50-х, после смерти Сталина, крестьянам дают больше свободы. Опять происходит всплеск. Очень много дачных домиков этого времени.

Следующий небольшой подъем — в 90-х. Появляются наличники с тонкой резьбой, так как было мало материалов. Орнамент украшают кресты, купола, карточные символы. В 2010-х тоже был всплеск. Очень короткий, правда.

Я объясняю его глобализацией, когда люди опять же стали больше ездить и сравнивать себя с другими. И сейчас опять подъем!

Есть термин «национальный романтизм». Он про романтизирование корней, изучение прошлого. Приятно быть частью этого, я приложил немало усилий! А пандемия, конечно, только увеличила интерес к нашей культуре, ведь люди начинают больше ездить по стране. Вообще, Россия недооцененная с точки зрения туризма страна.

— Куда бы вы посоветовали съездить посмотреть наличники?

— Томск, Иркутск, Нижний Новгород, Вологда, Суздаль — их все знают и туда стоит съездить. Но есть города круче, о которых никто не помнит: Борисоглебск Воронежской области, Злынка и Новозыбков Брянской области, Рязань, Рыбинск, Гжель (куст деревень, куда нужно ехать на машине или велосипеде), Южа в Ивановской области, Ногинск и, конечно, Шуя — как настоящий Петербург, но только в Ивановской области!

Источник: www.fotosklad.ru

«#открытиеВологды»: Я люблю снимать пожилых людей, потому что хочу увидеть свою старость

Трапезников

Михаил Трапезников смотрит на мир как фотограф. Ощупывает его глазами, ищет фактурность, пробует на шершавость, оценивает типажи, колорит.

Ваш любимый город.

Питер, наверное. Он красивый, фактурный. Там много фриков. Складывается впечатление, что город строился специально для фотографов.

А Вологда?

На самом деле здесь есть что снимать. Но приходится прикладывать некоторые усилия.

Почему в Вологде хочется жить?

Это город для пенсионеров. Я долгое время жил в Череповце — учился там, а потом задержался на десять лет. Когда вернулся, Вологда показалась таким спокойны городом. Маленький, красивый городок. В Череповце, например, тогда была большая преступность — уж не знаю, как сейчас. А здесь «милиционеров больше, чем бандитов». Вологда — семейный, пенсионерский город.

Здесь удобно доживать.

Какие в Вологде люди?

Легкие на подъем. Очень благодарные — в отношении всяких мероприятий. Ходят на выставки, на концерты и так далее. Здесь легко что-то сделать. Череповец в этом смысле более циничный, его сложнее удивить.

В Вологде есть традиция ходить куда-то за компанию — и так могут достаточно много людей приходить.

Как ни обидно, но у всех героев проекта маршруты по Вологде примерно одинаковые — пролегают в районе Кремлевской площади. Но Михаил, несмотря на то, что своей маршрут он выстроил по прозаичным туристическим точкам, делал к ним своеобразные комментарии. Поэтому мы предлагаем вам пройтись по маршруту Михаила Трапезникова, увидеть Вологду его глазами. И обязательно сделать много фактурных фотографий.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы усыновить ребенка

Трапезников

От вокзала пешком по Мира — в Вологде, в принципе, всегда можно пешком, как в Тотьме, — доходим до церкви на Глинках, поворачиваем к «Панораме». Там — стадион «Динамо», и по Пушкинской до площади Революции идем. Потом по Каменному мосту — там бы на набережную, конечно. Ладно, набережную и так видно.

После моста выскакиваем на Старый рынок, потом на Кремлевскую площадь — обходим ее и идем в парк ВРЗ, выходим на Ленинградскую. Там крутимся к Резному палисаду, потом возвращаемся обратно на Ленинградскую. А что дальше делать? Наверное, кремль обойти с другой стороны, по Победы вдоль стены, перейти на рынок — там тоже достаточно колоритно. Наверное, ТЮЗ.

На Мира выскочить — и там до вокзала. Такой аппендикс получится.

У вас очень фотографичная Вологда.

Трапезников

Как начали заниматься фотографией?

Чисто математически. Я перебирал варианты заработка. Мне было 33 года, я работал в музыкальном магазине. Но в 33 года нужно задумываться, чем ты будешь заниматься в жизни — по китайской философии. Соответственно, попробовал себя в одном, в другом, параллельно с работой — и в фотографии тоже.

Так получилось, что я ушел в отпуск и за две недели заработал месячную зарплату. Поэтому решил не возвращаться. После этого перешел в фотографию на постоянку.

Трапезников

У Михаила есть фотопроект «Вологда — большая деревня». Фотограф отправляется в экспедиции в вологодские деревни в погоне за типажами, которых не найти в городе.

Как пришла в голову идея проекта «Вологда — большая деревня»?

Сама по себе фраза всем известна. У нас достаточно деревенский город — даже коренные вологжане все равно родом из деревни: у них родители оттуда, бабушки, дедушки. Я стал задумываться над тем, как формируется уклад вологжан. Это ведь все деревенские обычаи, отношения, деревенская кухня. Сначала меня это бесило — все боятся быть «как деревня».

Помните еще этот возглас из фильма «Любовь и голуби»: «Дерёвня!» С другой стороны, если есть протест, лучше всего разобраться в нем. Начинаешь копать и понимаешь, почему люди так воспитаны, так живут. И в виде эксперимента захотелось покататься по области. Идея максимум — проехать по всем районам и везде что-то поснимать. Но мне не сама по себе деревня нужна, мне интересна фактура.

Мне нужно зайти в дом, в мастерскую. Просто разрушенные дома не снимаю, хотя их очень много. Мне больше интересны люди. Я фотографирую человека в атмосфере — чтобы можно было посмотреть, чем человек живет. При этом некоторые говорят: «Тебе, наверное, нужен деревенский быт. Чтобы электричества не было».

Нет, наоборот. Вот стоит электрический чайник на печке, тут же отходы для собаки. Все это должно попасть в кадр, потому что это реальность. И она интересна.

Трапезников

Узнаете в деревнях тех же людей, которых видите в Вологде?

Скажу так — я узнаю привычки. Например, деревня славится своей простотой, практичностью. Еще мне понравилось видеть семьи, которые очень долго прожили вместе. Какое-то время назад пробовал снимать семьи, которые в браке 30 или 40 лет. Но в городе проблематично такие найти. Приезжаю в деревню, спрашиваю: «Долго ли вместе?» Отвечают: «Да всю жизнь».

А что, не было никогда соблазна? Говорят: «А куда я? С одной стороны брат живет, с другой — волки через реку». В деревне всю жизнь прожить вместе — это нормально. Простота и практичность — это выбор деревенских. Им больше, чем у них есть, не нужно. Куда им триста платьев на выход?

Но это не значит, что в деревне живут в нищете. У всех вода горячая, теплые туалеты. И дома не по 40 метров квадратных, а по 200. Здоровенные северные дома. Поражает такая основательность и уклад.

Можно даже сказать, что это немножко другая цивилизация.

Трапезников

Но вы любите деревню?

Я люблю фактуру. Меня однажды пригласили в современную деревню — дачный поселок. А что мне там снимать? Евроремонт внутри? Плиточную отделку?

Это не совсем уже деревня. Как у нас есть простое представление об Англии — такое же представление есть у меня и о деревне. Бревна, дом на холме, кладбище, разрушенная церковь — такой типаж я и жду.

Вы ездите по большим деревням?

Не обязательно. Может быть деревня из трех домов. Но есть так называемый куст деревень. Деревни выстроились вдоль дороги, реки, ручья, одна за другой. Иногда они касаются друг друга, иногда нужно проехать полтора километра.

Получается поездка — сегодня один куст, ночевка, завтра — следующий, через десять километров.

Как вы выбираете деревни?

Жду, когда пригласят. На месте должен быть человек — общественник, кто-то из администрации, кто заранее договорится со всеми о съемке, составит список. Я же не могу стучаться в окна и говорить: «Я фотограф, можно вас сфотографировать?» Люди не поймут. Я бы тоже не понял. Все съемки бесплатные. Все отснятые материалы я сразу оставляю у кого-нибудь на компьютере.

Потом еще высылаю обработанные снимки. Бабушкам, у которых нет интернета, печатал фотографии и отправлял конвертами. Целые пачки фотографий.

Трапезников

Как местные жители чувствуют себя перед камерой?

Всегда приятно быть первым. Когда у человека было, например, две съемки на паспорт и одна на свадьбе, а ты приезжаешь специально и фотографируешь — конечно, людям приятно. У меня есть серия шаблонов. Из таких вариантов, которые люблю снимать — бабушка на кровати.

Одна мне и говорит: «Что, с прохода сразу и на кровать?» Интересно, когда среди людей встречаются, например, целительницы, заговорщицы. Понятно, что никто прямо не скажет. Но перед встречей с кем-то предупредят: «Если предложат чай, соглашайся». Пожилые люди уже сами по себе картины. Каждый человек имеет историю. Можно догадываться, додумывать что-нибудь.

Вдруг вот этот человек в прошлом был пиратом или кем-то еще. Были бывшие председатели колхоза, мастера. Интересно просто смотреть, даже не зная, кто человек на самом деле. Это отражается на лицах.

Вы увозите с собой истории?

Читайте также:  Кто много работает тот

Сам я истории не записываю. Я договариваюсь обычно с теми людьми, которые меня приглашают. Я готовлю серию фотографий, они — текст. Получаются такие маленькие рассказики. Я не еду за впечатлениями или свежим воздухом — у меня есть конкретная цель, я увожу с собой фактуру.

Трапезников

Может быть, этот проект преподал вам какой-то урок?

Я люблю снимать пожилых людей, потому что хочу увидеть свою старость. Мне нужно понять, чем люди интересуются, как они выглядят, какие у них ценности. Потому что если вы много общаетесь с пожилыми людьми, есть шанс заглянуть в свое будущее. Ведь я буду таким же. Время все отсекает. Когда я прошу рассказать забавную историю, мне интересно, что у человека остается в памяти.

Интересно, что всякие мелкие обиды не запоминаются. Моя старость — это такая деревня, где все по-простому и самое яркое.

Что интереснее снимать — деревню или город?

Это как вопрос — что вкуснее, сладкое или соленое? В соленом есть своя вкусность, и в сладком тоже. В деревне есть то, чего в городе не найти. В городе очень много интересных людей: коллекционеры, спортсмены, музыканты — то, чего в деревне нет. Я мыслю фактурами.

Насколько то или иное место «шершавое» для съемки.

Трапезников

Знаете какие-нибудь вологодские диалектные слова?

Диалектов не знаю, но мне нравится история о том, почему мы окаем. Мне рассказал один человек из епархии гипотезу. Дело в том, что еще в царские времена в нашем районе было очень много обучающих православных школ, учили грамоте в монастырях. Обучались рабочие, крестьяне из ближайших деревень. И этих людей учили читать так, как написано: «дОрОга», «пОдОжди».

По сути, у нас правильное произношение.

Деревня изживает себя?

Я бы так не сказал. Дело в том, что их искусственно не поддерживают. Некоторые деревни зарастают, умирают. Почему это должно быть ненормально? Тогда вообще можно дойти до абсурда: почему люди умирают?

Это даже не проблема. Это просто жизнь. Но об этом можно говорить, это можно обсуждать, даже что-то делать. Вот, например, в деревнях нет молодежи. Почему?

Потому что уезжают в город. А когда так не было?

Трапезников

Чем современные деревни ценны?

Каждый может найти в них свое — смотря за чем едешь. Местный колорит, фактура. Новые впечатления. Запахи дома — от хлева до пыльного чердака. В конце концов, еда из печи.

Вы считаете, что ваш проект, который делает деревню популярнее?

Я считаю, что есть вещи, о которых нужно говорить и которые нужно видеть. То же самое деревни, бабушки. Все меняется, все уходит. И, может быть, мои фотографии не интересны сейчас — мы ведь привыкли смотреть на это каждый день. Но лет через тридцать, я надеюсь, они приобретут большую ценность.

Сейчас ведь все любят смотреть на фотографии старой Вологды — это такая ностальгия.

Фотографии взяты из открытого источника в сети Интернет — с личной страницы Михаила Трапезникова и из группы «Вологда — большая деревня» в социальной сети «ВКонтакте»

Источник: www.upinfo.ru

Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу? (Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

В 11:10 поступил вопрос в раздел Разное, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу? (Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «Разное». Ваш вопрос звучал следующим образом: Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу? (Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

это был Учитель

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:

Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Белоусова Мальта Святославовна — автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 68 700 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы — в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи — раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания — цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

  • Абадзехская стоянка, Даховская пещера. ..
  • По закону сохранения заряда каждый шарик после соприкас#10..
  • На основе анализа текста постройте пищевую цепь, состоящую из организмов, упоминаемых в тексте. Хулиганы-воробьишки – превосходные вориш.
  • Приведите примеры стран с разными формами государственного строя.
  • Каковы функции условного торможения
  • Установите соответствие между типом с/х и специализацией Зарубежной Европы Тип сельского хозяйства Специализация

Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам.

Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.

2020 — 2023 — UCHEES.RU

Источник: www.uchees.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today