У каждого своя дорога в кино. Кто-то с детства выбрал ее. А для другого это незапланированный жизненный поворот — зигзаг, ставший судьбой. Кинематограф – мощный магнит. Те, кого он втягивает в свою орбиту, уже не смогут освободиться от его чарующего, порой мучительного, но сладостного плена.
Мечтала ли Рая, девочка из уральской «глубинки», о кино? — Конечно! Как и ее сверстники, она была захвачена фильмами о Чапаеве, комсомольцах-добровольцах, Корчагине и других героях нашего детства. Но если б сказали ей, что ей придется работать в кино, наверняка бы не поверила – таким этот мир казался недосягаемым. А фильмы с их романтикой подвига звали в комсомол!
Вступив в его ряды, активная и деятельная, уже спустя год, Раиса работала методистом Шалинского Дома пионеров, и вскоре ее избрали членом бюро райкома. Девушке с такой активной жизненной позицией и жаждой деятельности непременно надо было учиться. Выбор пал на исторический (в те годы «партийный») факультет УрГУ.
Зигзаг удачи (FullHD, комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1968 г.)
Жизнь неодноцветна и неодномерна. И как не надоест мазать прошлое черной краской?… Да, конечно, разное бывало в комсомоле: и ханжество, и бюрократизм, но разве только этим исчерпывалась его суть? Как скинуть со счетов множество открытий и свершений, многие примеры проявления высоких духовных качеств, самоотверженности молодых людей — в то время поголовно комсомольцев? А можно ли забыть песни у костра, стройотряды, выезды на картошку и стихи о комсомольской богине?! А дружба и любовь на всю жизнь? А приподнятая атмосфера 60-х с ее поэтическим бумом, с песнями о «комиссарах в пыльных шлемах», когда верилось, что именно комсомолу предстоит очистить от грязи и крови великие идеалы, еще не подвергнутые сомнению, чтоб утвердить их уже навсегда…
После окончания вуза Раю направили по распределению учителем в среднюю школу города Каменска-Уральского, но уже через два месяца ее взяли в аппарат Красногорского РК ВЛКСМ и вскоре избрали вторым секретарем. После вступления в ряды КПСС её перевели в отдел пропаганды Свердловского Обкома ВЛКСМ.
Круг обязанностей – взаимодействие со средствами массовой информации («На смену!», «Уральский следопыт», Молодежная редакция радио и телевидения) и связи с творческими Союзами. А связи-то, как известно, решают все: вскоре ей было предложено место ответственного секретаря Свердловского отделения Союза кинематографистов. В кино? С таким-то послужным списком?! Ведь перед Раисой был открыт прямой путь к головокружительной партийной карьере… Но ее судьба вдруг неожиданно совершила зигзаг – Раиса выбрала кино!
Помня киностудию тех лет, знаю, что путь в кино для нее не мог быть ровным, да гладким. Кинематограф в те времена был властителем дум, а киношники – люди не без амбиций — ощущали себя особой «избранной» кастой.
Приход в замкнутую среду, отличавшуюся либеральным настроем и определенной оппозиционностью к властям «человека со стороны», да еще с манерами и задором комсомольского вожака, встречен был кем-то с усмешкой, а кем-то и с недовольством. Для многих тогда эталоном казалась ее предшественница — Надежда Ивановна Шарикова, и не верилось, что кто-то сможет ее заменить.
Где снимали «Зигзаг удачи»
Думаю, поначалу было ей не слишком уютно, но выручали оптимизм, интерес к новому и бойцовские качества. Заново нужно было доказывать, чего стоишь. Как человек становится «своим»? – Пуд соли надо съесть! Но у Раисы хватило ума и такта (при ее-то порывистости, импульсивности) не ломать с плеча. Усвоить и продолжить традиции помогали дружба с Н.И. Шариковой, ее опыт.
Понятно, что были и промахи, и споры, и стычки, неизбежные при взрывном, но отходчивом характере. И слезы… При всей внешней напористости очень ранимый она человек.
Но были и совместные дела, премьеры и праздники, и застолья, и песни…И кинематографисты понемногу стали замечать, что работа ладится и даже оживилась: возникают новые условия для профессионального и творческого роста, повышается уровень конференций, премьер, фестивалей. Ответственность, неформальный подход к людям и работе, доброта и самоотверженность Раисы постепенно были оценены и признаны большинством. Особенно пригодилась ее организаторская жилка в строительстве Дома кино. Приходилось делать множество разнообразных и новых для себя дел: вникать в технические тонкости проектной документации, бороться с недочетами строителей, закупать оборудование, мебель. А творческие ее качества раскрылись в руководстве деятельностью Дома кино — одного из важнейших центров культурной жизни города.
Расширялась география связей Уральского отделения: Екатеринбург понемногу сбрасывал с себя путы закрытого города. Сколько от Раисы Владимировны потребовалось усилий, чтобы осуществить встречу героя фильма «Египтянин» — художника М.М.
Потапова с советником по культуре посольства республики Египет д-ром Хосни Ибрагимом Юсефом!Въезд иностранцам в Свердловск был закрыт, но ее целеустремленность и авторитет среди партийного руководства области помогли одолеть препятствия. Дорога была проторена. В Екатеринбургский Дом кино стали приезжать с фильмами кинематографисты не только из советских республик, но и из зарубежья. Сколько с тех пор прописалось в Доме кино мероприятий международного ранга, таких, как фестиваль американского документального кино «Шоу-кейс», Фестивали японского кино, Дни французского, датского, корейского, израильского кино… Но на особом месте в сердце Раисы Владимировны всегда остается Открытый фестиваль документального кино «Россия», ведь в том, что Екатеринбург стал постоянным местом его проведения, есть немалый ее вклад.
По глубокому убеждению Енютиной кинематографистам необходимо создавать условия для творческих контактов, ведущих к взаимному обогащению: «Профессионал должен знать, что делают его коллеги и сам иметь возможность показывать им результаты своей работы». Первостепенное значение придает она созданию творческой атмосферы в Союзе и Доме кино.
А это предполагает внимание не только к творчеству, но и к нуждам, и болям членов Союза, особенно ветеранов и инвалидов. Годы ее работы в кино совпали с драматическим периодом жизни Свердловской киностудии, когда многие кинематографисты чувствовали себя выбитыми из колеи, испытывали стресс.
И здесь, как никогда, потребовались ее отзывчивость, душевность, умение поддержать человека словом и делом. Помогала, чем могла: лекарством, устройством на лечение, автомашиной. А приходилось хоронить — знали, что Раиса Владимировна поможет, обо всем договорится, все утрясет. А сколько могил одиноких кинематографистов под ее присмотром и попечением?! И все ухожены.
Делается все это не напоказ, а с большим тактом и любовью. Эта сторона ее работы, о которой как-то не принято говорить вслух, на мой взгляд, ярче всего характеризует ее человеческие качества.
Общественный темперамент Раисы Владимировны не остывает с годами и по-прежнему вырывается за рамки служебных обязанностей. За эти годы была она и членом Правления Уральского отделения Российского фонда культуры, представляла Уральское отделение Союза кинематографистов в Общественной палате Областной Думы, и сейчас она член Уральского отделения Международной Лиги защиты культуры и президент киноклуба.
Да, и шефство кинематографистов над Исправительной колонией № 2 г. Екатеринбурга трудно представить без ее участия. Она всегда с готовностью оказывает помощь не только киношникам, но героям документальных фильмов, нуждающимся в помощи. С ее посыла Фонд неигрового кино наградил денежной премией незрячего героя фильма «Кто косит ночью» (реж. Г. Дегальцев).
Ее подпись стояла под обращением творческой интеллигенции города к властям о необходимости сохранить для Урала замечательную певицу Елену Сапогову – героиню фильма «Колыбельная с куклой»( реж. Г. Негашев). А о многолетней дружбе Уральского отделения с художником М.М. Потаповым — героем фильма В. Тарика «Египтянин» — знают многие.
Раиса Владимировна имеет множество наград и почетное звание «Заслуженный работник культуры». Но не в этом дело. Если кто-то думает, что Рая – всего лишь образцовый функционер, пусть послушает, как самозабвенно, с каким глубоким и искренним чувством читает она стихи!
За 28 лет всякое бывало — и сомнения в правильности выбора, и метания: однажды едва не ушла в Фонд культуры. Не отпустили кинематографисты. Это и стало выражением их окончательного признания и любви к ней. Ну, а для нее они давно уже стали родными. В Доме кино вырос сын — Женя (а, бывало ведь, выходит мать на сцену, а малыш следом, цепляется за подол).
А член семьи – верный пес с несусветным именем Дженни-Махочкин –много лет изо дня в день приходивший вместе с любимой хозяйкой на службу, даже и не сомневался, что Дом кино – его территория. И трудно уже сказать теперь, кто дороже: друзья юности — комсомольцы, или киношники. Да, и не делит их она — все родные и близкие. А для уральских кинематографистов крутой вираж Раиной судьбы уж точно стал зигзагом удачи!
Очерк из книги Е.Лесниковой «Черно-белое кино или Ностальгия по настоящему»,
Екатеринбург, Банк культурной информации, 2005 г.
Источник: www.skekb.ru
«Зигзаг удачи» комедия 26 ноября
«Зигзаг удачи» комедия 26 ноября. Куда приведет «Зигзаг удачи»?
Приведет он во Дворец искусств Ленинградской области, если туда отправится вечером 26 ноября. Здесь покажут острую сатирическую комедию по культовому роману Юрия Полякова «Козленок в молоке».
«Зигзаг удачи» комедия 26 ноября Дворец искусств Ленинградской области
Мегазвезда за два дня
Остроумный сатирический роман Юрия Полякова, написанный в прошлом столетии, как никогда актуален сегодня. Полуграмотные, никому не известные люди, при наличии смекалки, коммерческого чутья и самоуверенности легко превращаются в богемных персонажей или светских львиц. Герой спектакля – молод, красив, легкомыслен и немного заносчив.
Он влюблен, а потому чувствует себя всемогущим и заключает пари: сделать из обыкновенного, никому не известного человека мегазвезду. Главное условие – чтобы об этом не знала ни одна живая душа. А вот подвернулась и жертва эксперимента – простой мытищинсий мужик. Он и не подозревает, что скоро станет гениальным богемным писателем-авангардистом.
В духе Ильфа и Петрова
Спектакль поставлен по роману Юрия Полякова «Козленок в молоке». Поляков – не просто известный писатель, его произведения, едва увидев свет, становились бестселлерами. Они выдержали рекордное количество переизданий, переведены на иностранные языки и экранизированы. Вот и эта история о временах перестройки и гласности, о настроениях в писательской среде, к удивлению самого автора, превратилась в бестселлер и переиздавалась в России 13 раз! Видимо, плутовская, в духе Ильфа и Петрова, история о том, как из простака Виктора Акашина сделали «мировую литературную знаменитость», даже не издав его романа, чем-то задела читателя …
Это было на заре перестройки
Итак, 1985 год – заря перестройки. Поэт Духов, выпивая с приятелями, затеял спор: из первого встречного, который не может двух слов написать, сделает всемирно известного писателя. Нужно только презентовать большое по объему произведение, которое всем будет лень читать.
Да еще придумать «писателю» душещипательную биографию, а в разговорах использовать фразу «Золотой минимум начинающего гения». И, конечно, завести нужные знакомства. Чем закончится легкомысленное пари – главная интрига романа и спектакля.
Сатира – это смех сквозь слезы
Спектакль наполнен искрометным юмором, неожиданными поворотами и заставит смеяться даже самого искушенного зрителя. Но есть над чем и призадуматься и погрустить. Смех сквозь слезы укладываются в традицию российской сатиры.
Актерский состав спектакля – молодежь, об эпохе гласности она знает только по рассказам родителей. Журналу «На Невском» любопытно, удастся ли молодым актерам передать настроение перестроечных времен.
В спектакле заняты:
Иван Стебунов. Творческое кредо – работать, репетировать, спорить. Признается, что жить без профессии не может, а если берет перерыв, то скучает уже на третий день.
Станислав Бондаренко. Благодаря яркой внешности и харизме чаще всего появляется в образе героев-любовников, но сейчас встречаются довольно интересные исключения.
Валентина Мазунина. Начинала как сериальная актриса. Так, в одном проекте ее героиня на протяжении всего фильма с удовольствием грызла семечки. После съемок актриса сказала, что за всю свою жизнь не съела столько семечек, сколько на съемках. Однако доказала, что может сыграть серьезную драматическую роль.
Афиша театральной и концертной жизни культурной столицы : по ссылке…
Источник: nanevskom.ru
Как снимали культовую трагикомедию Рязанова «Зигзаг удачи»
История фотографа Володи Орешникова, выигравшего в лотерею крупную сумму на деньги, взятые из кассы фотоателье, не сразу полюбилась зрителям. Поначалу Эльдар Рязанов даже сожалел, что решил экранизировать «Зигзаг удачи».
В основу сценария легла реальная история из жизни профсоюзного служащего, который покупал облигации на деньги из общей кассы. Сначала повесть Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского опубликовали в журнале, а уже потом авторы подали заявку на экранизацию. Фильм разрешили взять в работу под рабочим названием «Кривая счастья».
Первым в актерском составе появился Евгений Евстигнеев, его пригласил сам режиссер. На роль Алевтины изначально претендовала Алиса Фрейндлих – Эльдар Рязанов давно хотел снять ее в своем фильме. Но в момент начала съемок стало известно, что актриса беременна, поэтому пришлось искать другую кандидатуру. В итоге пробы прошла Валентина Талызина.
В главной роли режиссер видел Иннокентия Смоктуновского, однако артист не смог сниматься из-за проблем со здоровьем. На роль Володи Орешникова пробовались многие: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Сергей Шакуров… Но Эльдар Рязанов все же остановил выбор на Евгении Леонове, и не прогадал.
Съемки проходили в тяжелых условиях. Работа над фильмом «Зигзаг удачи» началась в январе 1968 года, и морозы стояли страшные! Порой температура опускалась до 20 градусов ниже нуля, при этом сцен на натуре было предостаточно, да и длились они иногда по 12 часов. Поговаривают, что актеры согревались алкоголем, за что Эльдар Рязанов на них ужасно ругался.
Итоговый вариант картины художественному совету понравился, но проблемы возникли на следующем этапе. Профсоюз раскритиковал работу режиссера и никак не хотел одобрять «Зигзаг удачи». По мнению начальства, комедийное отношение автора к работе фотоателье недопустимо, да и как можно так иронично и несерьезно относиться к деньгам кассы взаимопомощи?! В итоге фильм все же пропустили, но… присвоили вторую категорию и ограничили в прокате. Премьера состоялась 30 декабря 1968 года.
Однако зрители и критики «Зигзаг удачи» не приняли. Конкретных недочетов не называли, но в прокате фильм шел плохо. Возможно, картина просто пришлась не ко времени и не к месту. Писали, что в ленте чересчур предсказуемая концовка, говорили, что и сценарий не слишком продуман, а главные герои просто потерялись на фоне второстепенных, сыгранных более «сильными» актерами.
- На роль директора автобазы, помимо Евгения Евстигнеева, претендовал бард Юрий Визбор.
- С «Зигзага удачи» началось многолетнее сотрудничество Эльдара Рязанова с Валентиной Талызиной и Георгием Бурковым. Однако здесь они сыграли главные роли, в дальнейшем им доставались большей частью эпизодические персонажи.
- Фотоателье в фильме не зря носит название «Современник». Рязанов не мог пройти мимо главного театрального конфликта того периода – раскола в московском театре «Современник» под предводительством Олега Ефремова.
Алкоголь вредит вашему здоровью.
Источник: milomarket.com