Инфантильное поведение в наши дни приобрело характер пандемии – не хуже, чем коронавирус. Главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Екатерина Шурова рассказывает, чем отличается инфантильная личность от взрослой, и почему современные дети все чаще врастают «незрелыми».
10 отличий инфантила от зрелой личности
Инфантилизм – нарушение развития, при котором у человека сохраняются особенности мышления и поведения, которые характерны для предыдущих этапов его становления как взрослой личности: подросток ведет себя, как ребенок, взрослый человек – как подросток .
Отличия инфантильной и зрелой личности
Инфантилизм в отношениях
Сосредоточенность на себе и неумение учитывать интересы окружающих особенно сказываются на личной жизни инфантильной личности.
Инфантильный человек строит отношения с партнером на основе иллюзий, социальных стереотипов и требований. Источник: Яндекс-картинки
Партнер многое должен инфантилу: с ним должно быть легко, весело и тепло. Он должен быть красивым, умным и с чувством юмора. Он должен заботиться, оберегать – и, желательно, обеспечивать. Взамен инфантильная личность планирует отдавать сам факт своей любви, тепло и ласку, «лучшие годы жизни» и «мотивацию к высоким достижениям».
Болезнь Альцгеймера. Первые проявления и симптомы.
Но, удовлетворяя свои личные потребности – в тепле, защите, чувственном насыщении – инфантил быстро теряет живой интерес к партнеру по отношениям.
Как маленький ребенок, он не способен достаточно глубоко и тонко чувствовать другого человека, налаживать с ним бытовой и чувственный взаимообмен, сообща решать проблемы, идти на компромиссы.
Инфантильная «любовь» подобна бенгальскому огню – красиво вспыхивает, быстро прогорает и гаснет. Источник: Яндекс-картинки
Но это «прогорание» и разрушение отношений инфантильная личность никогда не связывает с собой – винят несовместимость вкусов и темперамента, разницу в возрасте или внешние обстоятельства.
Пандемия инфантилизма – почему «взрослых детей» становится все больше?
Все чаще можно встретить молодых людей до 30 и постарше с явными чертами инфантильной личности.
О массовом инфантилизме есть множество теорий заговора. Например, о том, что такие люди больше склонны тратить деньги на новые товары и увлечения, потому во всем виновата реклама и эксплуатация образа «вечного ребенка» в медиа. Источник: Яндекс-картинки
Но проблема гораздо тоньше и глубже агрессивных рекламных кампаний – последние скорее можно назвать следствием главной проблемы.
Формирование инфантилизма начинается еще в детстве и подростковом возрасте. А мы сейчас наблюдаем глобальные перемены в подходе воспитания детей.
У подростковой стадии развития – 13-18 лет − есть 4 задачи:
· Научиться взаимодействовать с противоположным полом (половое созревание)
· Сформировать основы личного мировоззрения
· Научиться нормы и правила общества, научиться в нем жить и находить свое место, встраиваться в социальные отношения
Болезнь свинка – симптомы, лечение и профилактика
· Научиться обеспечивать свое существование
И если с первой половиной подростки все еще справляются, то последние два пункта все чаще глушатся «сверху».
Это не возрастная, а культурно-историческая особенность
Раньше подростки получали социальные права и обязанности одновременно с половым созреванием – примерно в 16 лет – девочки уже могли выходить замуж и заводить семью, мальчики шли на войну, оба пола уже могли полноценно работать. Но уровень жизни в обществе улучшается с каждым десятилетием, образование становится все более доступным и важным.
Сейчас в 16-17 лет подросток – все еще школьник, полностью зависимый от родителей
А студенты ВУЗов могут жить на полном обеспечении родителей до 24-25 лет — и не иметь ни дня реального рабочего опыта. Источник: Яндекс-картинки
Естественный процесс взросления нарушился и стал более сложным – сначала молодым людям годами велят «думать только об учебе», а потом резко выбрасывают во «взрослую жизнь» без важных навыков самообслуживания и самообеспечения.
Поэтому важнейшая задача современных родителей – обеспечить детям переход от подростка к зрелой личности, постепенно снижая уровень своей власти и опеки над ним
О том, как сделать это грамотно и плавно – мы поговорим в следующей статье.
А в нашем предыдущем материале вы также можете узнать, как вовремя заметить у ребенка развитие СДВГ-синдрома .
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.
Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!
Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе .
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Источник: dzen.ru
Болезнь когда впадают в детство как называется
Деменция – процессы деградации памяти, мышления, нарушение поведения и утрата навыков. По своей сути это не заболевание с одной конкретной причиной, а комплекс симптомов – синдром, проявляющийся в пожилом возрасте.
Постепенная утрата когнитивных функций (способности четко мыслить) с возрастом – естественный процесс старения. Однако близким пожилого человека все же следует понимать, что слишком быстрое прогрессирование такого состояния ненормально и требует помощи специалиста. Если есть подозрения на деменцию, обязательно нужно пройти психодиагностику.
Причины развития деменции
Наиболее часто деменция диагностируется в возрасте от 65-70 лет. Для этой категории пациентов основной причиной развития синдрома является болезнь Альцгеймера – на нее приходится 60-70% случаев. Также к нему может привести инсульт, травма головы, различные болезни головного мозга и сердечно-сосудистой системы, инфекции и интоксикация.
Эти факторы являются предпосылкой к развитию деменции, однако прогрессирование симптомов напрямую связано с образом жизни человека. Наш мозг уникален, он умеет перепрофилировать свои клетки, таким образом компенсируя нанесенный болезнью урон.
Этим объясняется, например, возможность восстановления некоторых функций, утраченных после инсульта – мозг просто осваивает их заново. Если человек находится в депрессивном состоянии, а это часто наблюдается у пациентов с утратой когнитивных функций, и из-за этого просто не может заниматься восстановлением, синдром будет стремительно развиваться. Доказано, что у людей, пребывающих в эмоционально подавленном состоянии, деменция выражена больше. А если подозрение на такой диагноз есть уже в 50-55 лет, это может говорить о сильном психоэмоциональном перенапряжении. Поэтому психологические тесты, которые выявляют депрессию, могут помочь в ранней диагностике деменции.
Симптомы деменции
Близким людям ни в коем случае не стоит списывать изменения характера пожилого человека на нормальные старческие проявления. Если вы обнаружили у своего родственника симптомы, перечисленные ниже, ему обязательно необходима психологическая диагностика.
· Заострение отдельных черт характера. Например, настойчивость превращается в упрямство, бережливость – в скупость.
· Забывчивость, касающаяся недавних действий и событий.
· Сужение интересов, зацикленность на одном действии или теме.
· Ухудшение аналитических навыков.
· Проблемы с концентрацией внимания.
В дальнейшем человек все больше утрачивает когнитивные навыки – не узнает родственников, не может самостоятельно себя обслуживать, дезориентируется в пространстве и так далее.
Характерным симптомом развития деменции является ухудшение характера. Человек становится нервозным, раздражительным, обидчивым. При ранней возрастной деменции в 50-65 лет депрессивные состояния на фоне проявления негативных черт характера иногда могут быть единственным признаком синдрома. Для уточнения диагноза можно пройти удобные психологические тесты онлайн, которые покажут вероятность деменции.
Что делать, если диагностирована деменция
Поскольку деменция является следствием определенных процессов или состояний, важно установить первопричину. Ведь лечение будет более эффективным, если наряду с психотерапевтом с человеком будет работать профильный специалист – невролог, кардиолог, инфекционист и прочие.
Деменцию невозможно вылечить полностью, поэтому задача терапии – максимально замедлить ее прогрессирование. Для этого необходимо создать психологически комфортную атмосферу и ни в коем случае не изолировать больного. Именно так мозг сможет перестраиваться и не утрачивать свои функции. Окружающим нужно постоянно побуждать человека к общению, получению позитивных эмоций, новым увлечениям.
26 июля 2016
Поделиться
- Депрессия
- Невроз
- Панические атаки
- Эректильная дисфункция
- Страхи и фобии
- Тревога и стресс
- Бессонница
- Шизофрения
- Маниакально- депрессивный психоз
- Диагностика
- Вакансии МЦ Гранат
Источник: www.granatmc.ru
Психический инфантилизм
Психический инфантилизм – психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.
- Причины психического инфантилизма
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы психического инфантилизма
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение психического инфантилизма
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков.
Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.
Психический инфантилизм
Причины психического инфантилизма
Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:
- Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
- Психические расстройства. У детей с умственной отсталостью, аутизмом, шизофренией, задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
- Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
- Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.
Патогенез
Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции.
Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.
Классификация
Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:
- Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы, асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром.
- Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
- Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.
Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:
- Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
- Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.
Симптомы психического инфантилизма
Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.
Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада.
Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения.
Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.
Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила.
Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.
Осложнения
Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия, тревожность, истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке.
Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.
Диагностика
Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:
- Беседу с врачом-психиатром. Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
- Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
- Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
- Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.
Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией, аутизмом, поведенческими расстройствами. Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.
Лечение психического инфантилизма
Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:
- Фармакотерапию. Выраженные поведенческие, эмоциональные нарушения купируются нейролептиками, транквилизаторами, антидепрессантами. Трудности обучения, снижение когнитивных функций корректируются ноотропами.
- Психотерапию. Наиболее распространено использование когнитивно-бихевиорального подхода. Проводится комплексная работа психотерапевта с эмоциями, установками и поведенческими шаблонами. Ребенок обучается новым адаптивным способам социального функционирования.
- Консультирование родителей.Психолог, психотерапевт рассказывает об особенностях психического, социального развития детей, влиянии воспитания на этот процесс. Подчеркивает взаимосвязь между гиперопекой, чрезмерным контролем и формированием психического инфантилизма.
Прогноз и профилактика
Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.
Источник: www.krasotaimedicina.ru