Что названо в честь нансена

НАНСЕН, ФРИТЬОФ (Nansen, Fridtjof) (1861–1930), норвежский полярный исследователь. Родился 10 октября 1861 близ Кристиании (ныне Осло). По окончании университета Кристиании в 1883 совершил путешествие в воды Гренландии на зверобойном судне «Викинг», год спустя был назначен куратором отдела зоологии в музее города Берген. Нансен решил пересечь Гренландию с востока на запад.

Вместе с пятью товарищами пытался высадиться на побережье Гренландии близ Ангмагсалика. Группа пробилась сквозь льды, вышла к побережью, отправилась на лыжах через неизвестную территорию, а 3 октября 1888 достигла Готхоба, совершив первый переход через льды Гренландии. По возвращении Нансен был назначен куратором по зоологии университета Кристиании (в 1897 получил должность профессора).

Также по теме:
СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

Решив пересечь Северный Ледовитый океан, Нансен построил корабль «Фрам», способный во время дрейфа по течению противостоять давлению паковых льдов. Начав плавание от берегов Норвегии 24 июня 1893, обогнул мыс Нордкап, прошел вблизи берегов Сибири и 28 сентября 1895 вошел в паковые льды.

Нансен: гений, полярник, плейбой, филантроп

Убедившись в прочности судна, Нансен сошел с корабля и решил подойти на санях как можно ближе к Северному полюсу. 7 апреля 1895 вместе с Фредериком Иохансеном достиг 86 ° 13’36» с.ш. Нансен добрался до суши и перезимовал на Земле Франца-Иосифа. На следующее лето, через несколько дней после возвращения Нансена в Норвегию, «Фрам» освободился от ледовой блокады и в августе 1896 благополучно пришел в Норвегию под командованием О.Свердрупа. Несколько лет Нансен занимался обработкой результатов экспедиции, особенно в области океанографии, и написал несколько работ, включая Первое пересечение Гренландии (The First Crossing of Greenland, 1890) и Крайний Север (Farthest North, 1897).

Не прекращая океанографических исследований, Нансен занялся общественной деятельностью. В 1906–1908 был назначен послом Норвегии в Великобритании. В конце Первой мировой войны был представителем Норвегии в США, в 1920–1922 верховным комиссаром Лиги наций по делам репатриации военнопленных из России.

В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро. В 1922 был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931.

Также по теме:
АНТАРКТИКА

Читайте также:  Кто старший в семье

Умер Нансен в Люсакере близ Осло 13 мая 1930.

Источник: www.krugosvet.ru

Путешествие в «Страну будущего»

После героического дрейфа через Ледовитый океан на судне «Фрам» норвежский путешественник Фритьоф Нансен стал необыкновенно знаменит. Куда бы он ни приезжал, его приезд становился событием. Залы, где Нансен читал лекции о своем путешествии, были переполнены. Он объехал почти все крупные города Европы. Весной 1898 года прославленный полярный исследователь впервые приехал в Петербург.

Первая дрейфующая экспедиция Нансена

Почетный гость.

В полдень 25 апреля 1898 года, задолго до прихода поезда, на перроне Варшавского вокзала собрались известные географы и путешественники, профессора высших учебных заведений, литераторы, репортеры, студенты. Едва выйдя из вагона, Нансен оказался в тесном кольце. Здесь же, прямо на вокзале, известный русский путешественник П.П. Семенов-Тяншанский под громкие аплодисменты торжественно вручил Нансену звезду ордена Станислава.

Путешественник поселился в «Европейской» гостинице, и началась его беспокойная петербургская жизнь. Все хотели видеть и слышать прославленного исследователя. «Почетного гостя рвут на части, — писала одна из столичных газет, — и сегодня ему опять предстоит парадный обед».

27 апреля Нансена чествовало Русское Географическое общество. Просторный зал общества не мог вместить всех желающих увидеть и послушать Нансена. Многие стояли в проходах. Семенов-Тяншанский произнес приветственную речь и объявил, что Русское Географическое общество решило наградить доктора Нансена золотой медалью, специально выбитой в его честь.

С огромным вниманием слушали собравшиеся рассказ Нансена о его экспедиции на «Фраме». Рассказ он сопровождал диапозитивами, снятыми во время дрейфа.

Прожив в Петербурге ровно неделю, Фритьоф Нансен уехал в Москву. Очевидно, он так устал от утомительных приемов в Северной столице, что в Белокаменной отказался участвовать в торжественном обеде и через два дня уже отбыл в Вену.

Новый поход.

Прошло пятнадцать лет. За это время Нансену ни разу не довелось побывать в северных краях. Однако в душе он по-прежнему оставался полярным путешественником, и когда летом 1913 года появилась возможность совершить плавание к устью Енисея, он с радостью принял приглашение. «Почему же мне было не согласиться? — писал Нансен. — Ведь представилась такая заманчивая возможность совершить пушествие по Ледовитому океану, а затем увидеть Сибирь».

Научных задач экспедиция не ставила. Судно «Коррект», на котором предстояло выйти в море, было обычной шхуной. Экспедиция имела целью доказать, что торговый путь из Европы в Сибирь Северным морским путем вполне реален.

Читайте также:  Что делают мужчины в свободное время

«Коррект» вышел из Тромсе в Норвегии 5 августа 1913 года дождливым сумрачным днем. Нансена сопровождали русский дипломат Лорис-Меликов и золотопромышленник Востротин.

«Коррект» шел знакомым Нансену путем. На тринадцатый день плавания он достиг Енисейского залива. Здесь Нансен и его спутники пересели на маленький пароходик «Омуль» и двинулись вверх по течению Енисея.

До первого большого города на этой могучей реке — Енисейска — «Омуль» тащился 18 дней. Дальше ехали на двух тарантасах, держа путь на Красноярск. Целые сутки тряслись на ухабах от одной почтовой станции до другой.

Жаркая Сибирь.

А в это время в Красноярске готовились к встрече дорогого гостя. Хотя Нансен и просил не устраивать громких чествований, торжественных встреч и многословных заседаний, все же и в Красноярске не обошлось без традиционного русского гостеприимства и хлебосольства. Состоялись, конечно, и торжественные заседания. Одно — в местном музее, другое, главное — в городском театре.

Закончилось все банкетом. «Шампанское лилось рекой, — писала газета, — и под влиянием его паров говорилась масса сладких речей. Только в 2 часа ночи великий путешественник, измученный больше, чем в далеком путешествии, отбыл в гостиницу».

В ответной речи на торжественном заседании Нансен сказал: «Говорят, что Сибирь — холодная страна. Но я убедился в том, что она очень жаркая, судя по радушному приему. Сибирь очаровала меня».

Рано утром 29 сентября 1913 Нансена проводили на станцию. Путь его лежал на восток. Подошел экспресс, весь запорошенный снегом. В уютном салоне специального вагона Нансена радушно встретил инженер Е.Д. Вурцель, управляющий сибирскими железными дорогами, пригласивший необычного гостя совершить путешествие по Сибири.

Для Нансена, жителя маленькой Норвегии, были удивительны бескрайние просторы Сибири, ее леса и многочисленные реки. Картины, открывавшиеся за окном вагона, поражали гостя.

На восток и обратно.

За Читой поезд свернул к китайской границе. Амурская железная дорога еще строилась, и путь во Владивосток шел по Маньчжурии, по Китайско-Восточной железной дороге (знаменитой КВЖД).

Остановка во Владивостоке была короткой. Осмотрев местные достопримечательности, Нансен опять сел в поезд, но теперь уже идущий на запад.

За Амуром начиналась временная железнодорожная линия. Маленький паровозик потащил вагон по наспех уложенным рельсам. Вскоре дорога стала настолько слабой, что пришлось пересесть на дрезину. А дальше железная дорога и вовсе кончилась.

Читайте также:  Что значит если приснился старый друг

Пересели на автомобиль. Машину нещадно подбрасывало на рытвинах. Неудивительно, что автомобиль вскоре сломался и его пришлось сменить на более надежный «экипаж» — тарантас.

От станции Угрюм в Забайкалье снова началась железная дорога. После всех дорожных приключений странно было услышать звон колокола на перроне вокзала маленькой станции.

В конце октября 1913 года, после столь долгого путешествия, Нансен прибыл в Петербург. Надо ли говорить, что встретили его здесь так же горячо, как и пятнадцать лет назад. Русское Географическое общество, конечно же, опять устроило в честь Нансена торжественное заседание. Желающих присутствовать на нем оказалось так много, что пришлось снимать для торжества зал в Меньшиковском дворце на Васильевском острове.

В другой России.

Нансен провел в Петербурге целую неделю. Уезжая на родину с Финляндского вокзала, прославленный путешественник выражал надежду, что еще приедет в Россию. Наблюдений и дневниковых записей о Сибири Нансену хватило на толстую книгу с многозначительным названием: «В «Стране будущего»». Нансен имел в виду Сибирь.

Он приехал к нам в третий раз уже в другую Россию. В 1921 году Поволжье охватил страшный голод. Являясь верховным комиссаром Лиги Наций, Фритьоф Нансен отправился в Поволжье. Зимой на стареньком автомобиле он объехал многие деревни и своими глазами увидел страшные обличья людей, превратившихся в живые скелеты.

Вернувшись в Европу, ученый-гуманист обратился к общественности со страстным призывом о помощи голодающим. На собранные деньги было закуплено зерно. В 1922 году, получив Нобелевскую премию мира, Нансен большую ее часть отдал на организацию в СССР двух сельскохозяйственных станций.

В последний раз Фритьоф Нансен посетил нашу страну в июне 1928 года. Тогда в Ленинграде открылся Международный арктический конгресс. Хотя ученому шел уже 67-й год, он был готов возглавить воздушную экспедицию на дирижабле к Северному полюсу. Собственно, об этой экспедиции и шел разговор на конгрессе.

Но планы Нансена не осуществились: 13 мая 1930 года великого путешественника не стало. Он был искренним другом России. «Не может быть никаких сомнений, — писал Нансен в 1923 году, — что русскому народу предстоит великое будущее».

Источник: zema.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Lady Today