Ой, не пыль в поле запылилася,
Не туман с моря подымается, —
Подымалися гуси-лебеди;
А один лебедь оставается,
Он повадился по зарям летать,
По зарям летать, по заутренним
Он ко белой-то лебедушке.
— «Ой ты, белая лебедушка!
Да и где ж твое теплое гнездушко?» —
— «Мое гнездушко — на синем море,
Под ракиткою под зеленою.
Прилетай, лебедь, ночевать ко мне,
Ой, и к белой-то лебедушке!»
Разудалый добрый молодец,
Он повадился по ночам ходить,
По ночам ходить, по полуночам,
А он к красной ли ко девушке.
«Красная девушка, да и где ж твой высок терем?» —
— «Мой высок терем — поконец двора,
Поконец двора, подле садику.
Не ходи, парень, ночевать ко мне!
В меня батюшка грозен добре,
А братцы мои доглядливы;
Подглядят тебя добра молодца. »
Курская губерния. Кохановская, стр. 65.
Источник: folkmusic.ru
Русская народная песня — Что не пыль в поле запылилася Аранжировка — Турпанов Семён
«Запись народной песни (Что в поле за пыль пылит…)» М. Лермонтов
Что в поле за пыль пылит,
Что за пыль пылит, столбом валит?
Злы татаровья полон делят,
То тому, то сему по добру коню;
А как зятю теща доставалася,
Он заставил ее три дела делать:
А первое дело гусей пасти,
А второе дело бел кужель прясти,
А третье дело дитя качать.И я глазыньками гусей пасу,
И я рученьками бел кужель пряду,
И я ноженьками дитя качаю;
Ты баю-ба́ю, мило дитятко,
Ты по батюшке злой татарченок,
А по матушке родной внученок,
У меня ведь есть приметочка,
На белой груди что копеечка.Как услышала моя доченька,
Закидалася, заметалася:
Ты родная моя матушка,
Ах ты что давно не сказалася?
Ты возьми мои золоты ключи,
Отпирай мои кованые ларцы
И бери казны, сколько надобно.
Жемчугу да злата – серебра.Ах ты милое моя дитятко,
Мне не надобно твоей золотой казны,
Отпусти меня на святую Русь;
Не слыхать здесь петья церковного,
Не слыхать звону колокольного.
Рубрики стихотворения: Длинные стихи ✑ Стихи длиной 30 строк ✑
Источник: pishi-stihi.ru
каталог // музыка
В сегодняшнем мире стремительно стираются все временные и географические границы. И этот альбом — отчасти тому подтверждение. Собранный нами для него в разные годы материал — русская традиционная музыка — записывался несколько лет назад в США, издаётся сейчас в России, а слушаться будет любителями настоящего искусства, как мы надеемся, ещё много лет.
что не пыль в поле запылилась
В первый диск вошли казачьи песни — донских, тверских, кубанских казаков, казаков-некрасовцев, во второй — песни других регионов России.
Этот альбом — своего рода продолжение таких дисков Ансамбля Покровского с фольклорной музыкой, как «Faces of Russia», «Wild field», «Mother Russia», и так же преследует, скорее художественную, нежели сугубо этнографическую цель. Это обусловило и общее построение альбома. Мы расположили песни не в строгом географическом и стилевом соответствии, а подчиняясь их эмоциональному воздействию.
И, конечно, по традиции, в диски вошли несколько авторских произведений в вокальной интерпретации Ансамбля. Нам всем очень бы хотелось, чтобы самые разные слушатели поняли и полюбили так же, как и мы, эти древние завораживающие лады и удивительно поэтичные тексты, их пронзительную лирику и невероятно мощную энергетику! И самое главное — чтобы эта великая культура наших предков не исчезла и не растворилась бы в глобальном пространстве, а по-прежнему оставалась живой, неповторимой ветвью мирового дерева.
Мы хотим особо и горячо поблагодарить людей, без которых альбом не смог бы состояться — наших больших друзей — Пола Витера и В.В. Комиссарова, а также всех тех, кто принимал участие в его создании.
Мария Нефёдова
Музыкальный руководитель Ансамбля Покровского
Русское народное творчество — явление безмерное, как сама Россия. Накопления народного гения бесчисленны, многолики. Они наше всё: и история, особенная сущность души народной, и неукротимая мощь жизнелюбия. Но грянул век XX-й, и океан, плескавшейся на поверхности, стал уходить вглубъ, под почву нашу. Механическая поступь современная цивилизация и тиражированные клише масс-культуры лишали народную художественную идею её вечного национального главенства.
Дмитрий Покровский организовал свой Ансамбль на гребне новой волны национального самосознания, когда люди вновь потянулись к правдивому, подлинному. Он угадал блестяще.
Успех его начинания был ослепителен. Но ещё более замечательным стало долгожительство этого творческого содружества. За 35 лет творчества Ансамбль Покровского не просто показал тысячи уникальных образцов русского творчества в максимальном приближении к натуральному народному воплощению. Он сделал больше: он вывел живую, звучащую народную традицию из сугубо этнографического круга и представил её миру как явление всечеловеческой культуры.
В. Задерацкий
Профессор
Лауреат Государственной премии России
Ансамбль Дмитрия Покровского существует вот уже 35 лет. Двенадцать из них — после смерти своего создателя. В начале 70-х далеко не все понимали, что Ансамбль возникал на всеобщей волне фольклоризма, когда ясно стало, что рождается новое явления мировой цивилизации — экология культуры, в том числе и традиционной — устного народного творчества.
Как морские млекопитающие вернулись с суши в стихию воды, так и, благодаря энтузиастам-фольклористам, народная песня вновь начала обретать свою среду обитания, не отгораживаясь от урбанистической цивилизации — высокотехнологичных студий звукозаписи и массовых городских праздников, академических концертных залов и джаз-клубов. Не растворяясь в симфоническом оркестре, джазовых импровизациях, рок-децибелах и — позднее компьютерных сетях.
Поражённые тем, что длинноволосые поклонники откладывают электрогитары и берутся сами изготовлять народные музыкальные инструменты, критики это называли по-разному: фольклорный ренессанс, нео- и даже хеви- фолк, пока в 1987 в одном лондонском пабе, группа исполнителей, менеджеров и продюсеров не предложила вертевшееся у всех на кончике языка понятия world music — мировая музыка, музыка мира. И сразу стало ясно, что такие коллективы, как этот русский хор, который исполняет всю музыку мира — от фольклора до авангарда, как называется одна из программ Ансамбля Дмитрия Покровского, — восстанавливают распавшуюся было «связь времён». И в наш жестокий век, всё так же, как во времена поэта, восславляют свободу — в смысле единство всей мировой культуры. По большому счёту жаль только, что продолжателей Покровского у нас оказалось гораздо меньше, чем представлялось еще в 90-е самому Дмитрию Викторовичу. Тем более еще большую значимость сейчас приобретает каждое начинание Ансамбля Покровского, сохраняющего имя и идеи своего основателя — от записи казачьих песен и народных духовных стихов до сценических экспериментов Театра на Таганке и «новой простоты» модного британца Томаса Адеса.
Дмитрий Ухов
Музыкальный критик, искусствовед
-
CD 1
- А у нас ноне ранёшенько на заре (частая плясовая песня донских казаков, Волгоградская область)
- По-над лугом (историческая песня кубанских казаков, Краснодарский край
- По чёрным было по морюшку (былина казаков-некрасовцев, Ставропольский край)
- Ты грушница (частая песня тёрских казаков, Ставропольский край)
- Ты воспой, жавронёнок мой (лирическая протяжная песня донских казаков, Волгоградская область)
- Не кукушечка вскуковала (лирическая песня терских казаков, Ставропольский край)
- Хожу я, хожу по зелёной травке (крыловая песня казаков-некрасовцев, Ставропольский край)
- Наигрыш на колесной лире и жалейке
- Добрыня (былина донских казаков, Волгоградская область)
- Вы казачки, казачки (частая плясовая песня кубанских казаков, Краснодарский край)
- И.Ф. Стравинский «Полковник» (Из из цикла «Прибаутки» на народные тексты в вокальной аранжировке Ансамбля Покровского)
- Проснётся день красы моей (лирическая песня донских казаков, Волгоградская область)
- Во поле корчёмка (лирическая песня кубанских казаков, Краснодарский край.)
- Поехал казак во чужбину далёко (лирическая песня донских казаков, Волгоградская область)
- Не спалося вам (лирическая песня казаков-некрасовцев, Ставропольский край
- Наигрыш на гуслях и скрипке
- В 1791 (историческая песня кубанских казаков, Краснодарский край)
- Садко (былина казаков-некрасовцев, Ставропольский край)
- Наигрыш на губной гармошке (казаки-некрасовцы, Ставропольский край)
- Вниз по матушке по Волге (лирическая протяжная песня донских казаков, Волгоградская обл.)
- Ай на горе калина (частая плясовая песня кубанских казаков, Краснодарский край)
-
CD2
- Да на речке (плясовая, Курская область)
- Вспомни, старый друг-приятель (лирическая, Белгородская область)
- Наигрыш на колесной лире и гуслях
- Беспокойный в лесе комарёк (лирическая, Белгородская область)
- Не стой, верба, над водою (лирическая, Брянская область)
- Как за горой (свадебная, Псковская область)
- Заплетися, плетень (свадебная, Брянская область)
- Что не пыль в поле запылилась (лирическая, семейские Забайкалья)
- На улице девки гуляли (весенняя, Брянская область)
- Не кукуй, в саду кукушечка (лирическая, Белгородская область)
- Московская славна путь-дорожка (Костромская область, наигрыш на владимирском рожке)
- Мы пойдём (лирическая, Рязанская область)
- Ай да не близко от города (былина, Республика Коми)
- А. Раскатов «Еа гряной неделе» (из сюиты «Голоса замёрзшей земли» на народные тексты в аранжировке Ансамбля Покровского)
- Мне не спиться только ноченькой (лирическая, Белгородская область)
- Да приехал мой миленький (лирическая, Курская область)
- Иванушка рачит (шуточная, Белгородская область)
- И.Ф. Стравинский «Щука шла» (из «Подблюдных песен» на народные тексты)
- Уж вы стары старики (игровая, семейские Забайкалья)
- Да ты дуброва, дубравушка (плясовая, Курская область)
- Ты дороженька, ты ѓосподняя (духовный стих, Смоленская область)
- На воскрёсный день рано (свадебная, Тульская область)
- Ай, Дунюшка (плясовая, Белгородская область)
- 24. Наигрыш на скрипке и жалейке «Батюшка» (Курская область)
ссылки:
Источник: dom.com.ru