· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование:
— проектор, компьютер, словообразовательные словари, материалы к уроку, карточки со словами и заданиями разного уровня, схемы, иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Ра звивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. П редставлять информацию в виде схемы.
3 . Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Части речи — Глагол. Как объяснить ребенку?
3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Р азвивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Р азвивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Минутка чистописания.
— Запишем число и классная работа.
-Какой месяц у нас наступил?
-Что вы можете рассказать об этом месяце?(2- месяц с начала года; 3-зимний месяц)
-Какая первая буква в этом слове (эф)
-Дайте характеристику звуку этой буквы.
На минутке чистописания запишем
-Прочитайте слова и скажите,что они обозначают?
Февраль снежень лютень ( бывают еще лютые морозы) бокогрей ( начинает проглядывать солнышко и пригревать бока)
— А теперь прочитайте пословицу и объясните её значение..
Февраль-месяц лютый, спрашивает: как обутый?.
— Запишите и поставьте ударение в словах .
-Найдите в этой пословице словарные слова( февраль, месяц).
III . Объявление темы урока:
У: Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным – полно
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс
Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим, очень богат.
Сегодня на уроке мы идём в гости к одной большой и дружной семье.
Учитель: А к какой это мы узнаем, отгадав загадки. А отгадки запишем в два столбика.( работа у доски). Тема урока будет спрятана в первом столбике. Обратите внимание, ответы на загадки – словарные слова.
1. Лето, осень и зима.
И красавица весна!
Если мы их сосчитаем,
Что за цифру получаем? (четыре)
2. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
— В гости к нам пришёл .
Ответ (Апрель)
3. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака)
4. То я в клетку, то в линейку, —
Написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать,
Называюсь я…(Тетрадь)
5. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
6. Здесь кормушки для пернатых
7. Ягода чёрная — да не черника,
Куст колючий — да не малина. (Ежевика)
8. Четвертый день недели. (Четверг)
9. Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста —
Дети: «Части речи». ( прикрепить на доску)
Учитель: Новая это для вас тема или нет?
Дети: Нет, не новая
Оцените свою работу в листах достижений.
Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках.
. Слов в русском языке очень много. В Русском орфографическом словаре их около 180 тысяч.
Все слова поделены на большие группы, которые называются части речи.
-Слово- это главный работник в языке. У каждого слова есть своя работа.
IV . Закрепление знаний об имени существительном
Давайте об этом послушаем рассказ. (Выходит Имя существительное)
Имя существительное: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. Я — имя существительное — самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные.
Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я -самая древняя часть речи.
-Ребята, давайте сделаем обобщение. Что же такое имя существительное? (Правило).
-Выпишите в тетрадь все имена существительные . Девочки выписывают слова отвечающие на вопрос кто?, мальчики на вопрос что?
Игрушка, волк, прыгать, сторож синий, учитель, дождливый, букет, красивый , счастье, заяц, жизнь, кенгуру, свободный, планета.
-Проверим. По «цепочке» читаем по одному слову. Оцените свою работу.
V . Физминутка
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
VI . Закрепление знаний об имени прилагательном.
-А теперь послушаем Имя прилагательное.
Имя прилагательное: «Определяю я предметы, они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, меня вам надо знать, беречь! Родилась я с очень покладистым характером. Мечтаю дружить с именем существительным.»
-Ребята, а что вы знаете об имени прилагательном?
-Имя прилагательное сказало. что хочет дружить с именем существительным. Как вы думаете, получится у них дружба?
-Если мы прилагательное поставим рядом с существительным, что у нас получится? (Словосочетание)
-Что вы знаете о словосочетаниях? ( Словосочетание-это два слова, связанных между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания)
VII . Закрепление знаний о местоимении.
-Интересный рассказ о себе нам приготовило местоимение.
Местоимение: «Я о себе такого мнения: огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена. Мой мир широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. Я могу работать вместо имени существительного»
-Согласны ли вы с таким утверждением?
-Что такое местоимение? (Местоимение-это часть речи. Они не называют предмет, а только на него указывают.
-Какие местоимения знаете?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно,они)
-А сейчас возьмите карточку №1. Замените в тексте часто повторяющиеся слова местоимениями. ( работа по группам)
Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга подняла в воздух лёгкие снежинки. Снежинки закружились в хороводе.
Приближалась грозовая туча. Туча становилась всё темнее. Над лесом тревожно летали птицы. Птицы громко кричали. Подул резкий ветер.
Ветер сильно качал деревья.
Ранней весной мы отправились к знакомому леснику. Лесник жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом. Дорога вела прямо к избушке лесника. У дороги росли сосны.
Сосны были старые, ветвистые.
VIII . Закрепление знаний о глаголе.
Глагол: «Что без меня предметы? Лишь названия! А я приду — всё в действие придёт: летит ракета, люди строят здания, цветут сады, хлеб растёт. Я настоящий богатей среди частей речи. Я хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с существительным, местоимением, числительным, наречием.
По частоте употребления я занимаю 2-ое место после существительного».
-Что такое глагол?
-Возьмите карточку . Выберите себе одно задание, прочитайте внимательно и приступайте.
— 1. Подчеркните глаголы.
Строит, уходит, выключатель, ловушка, играют, направят, ответит, ласковый, захватчик, творожный.
2. Напишите подходящие глаголы.
3. Напишите глаголы, противоположные по смыслу.
IX Физминутка.
— А сейчас ребята отдохнём и поиграем.
— Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – подпрыгиваете, если имя прилагательное – показываете волну руками.
Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, горячо.
— Ребята, а что же надо делать на слово горячо? Как вы думаете? Почему?
— Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.
X . Задания:
Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают.
КРАСИВАЯ ЧТО ДЕЛАЛ?
2 Учитель читает слова, а задача учеников записать 1 ряд-имена существительные, 2 ряд- имена прилагательные, 3ряд — глаголы.
(Народ, дорога, рубить, шить, герой, покупать, рассеянный, скромный, сон, храбрый, бегать. весёлый)
XI . Рефлексия.
— Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и выполнить все задания.
— Вспоминаем тему урока: «Части речи»
– Что общего у слов одной части речи? (вопросы, значение)
– Какие части речи вы знаете?
Опираясь на таблицу, закончи предложения .
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Это закон языка.
Теперь я умею определять… части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке… есть самостоятельные и служебные части речи.
Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
XII . Домашняя работа
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Основные правила по русскому языку за 2 класс
Памятка «Основные правила по русскому языку за 2 класс» поможет быстро вспомнить пройденные правила после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Части речи
- Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что? — это имена существительные . Например: кот, город, мальчик.
- Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.
- Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делать – это глаголы . Например: стоит, прошел, прыгал.
Части слова
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Отличить приставку и предлог:
Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.
Предлог – это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово.
Корень
Главная значимая часть слова — это корень . Слова, имеющие один корень, называют однокоренными. В корне содержится основное значение слова.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс –ёнок- (тигрёнок, утёнок).
После твердых согласных и [ч’], пишется суффикс –онок- (волчонок, мышонок).
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются, а значит, не имеют окончания (например: кафе, кофе, какао, желе, эскимо, меню, пальто, метро, кино, лото, шоссе, такси, кенгуру, пони, пианино, радио).
Основа слова
Часть слова без окончания – это основа.
Основа слова = Приставка + Корень + Суффикс. Чтобы найти основу, надо найти окончание.
Образование слов
- Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Форма слова и родственные слова
- Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общую часть родственных слов называют корнем. Корень – это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.
- При изменении формы слова значение слова не меняется. То есть изменяется только окончание.
Буквы при написании
- Безударные гласные в корне слова: ч тобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
- жи — ши пиши букву и.
- ча — ща пиши букву а.
- чу — щу пиши букву у.
- чк, чн — пишутся без мягкого знака, потому что звук [ч’] мягкий.
Предложения
Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
- Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
- Вопросительные – содержат вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?).
- Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).
Предложения по интонации:
- Восклицательные – произносятся с особым чувством
- Невосклицательные – произносятся спокойно
Интонация – чувство, настроение, передаваемые голосом.
Текст
Значение слов
- Слова, которые имеют два и более значений, называют многозначными , которые имеют одно значение, называют однозначными . В тексте слово всегда употребляется в одном значении. Значение многозначного слова может быть понято только в тексте, в предложении или в словосочетании.
- Синонимы — слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос . Например: дети — ребята — детвора — малыш, трудный — тяжелый.
- Антонимы — слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению. Например: слабый — сильный, плохой — хороший.
- Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и (или) написанию, но разные по значению . Например: девичья коса, острая коса, среда обитания — среда (день недели).
- Многие слова пришли в русский язык из других языков. Такие слова называют заимствованными . Например: цирк, касса, аренам лев —латинские слова; трюк — французское слово.
- Слова, которые родились в русском языке, называют исконными . Например: огород, берег, молоко, корова, борозда, веретено.
- Слова, которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими .
Фразеологизмы
В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называю фразеологизмами . Например: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны). Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумывали сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Также смотрите следующие правила по русскому за 2 класс
- Фонетический разбор слова. Подробное описание можно прочитать в статье «Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова«.
- Словарные слова, написание которых проходят в первом классе. Их перечень в статье «Словарные слова за 1, 2, 3, 4 класс«.
Заключение
Быть грамотным — признак культурного человека. Правила по русскому языку за 2 класс — это база для дальнейшего изучения и повышения грамотности.
Источник: intmag24.ru
Особенности изучения служебных частей речи в младших классах
Особенности изучения служебных частей речи в младших классах
Необходимость изучения в начальной школе служебных слов обусловлена нуждами речевой практики. В повседневной разговорной практике ученики уже используют служебные лексемы – предлоги, союзы и частицы. Поэтому возникает потребность в их целенаправленном изучении, чтобы дать ученикам возможность понимать отличия данных слов от полнозначных, освоиться с выполняемой ими функцией.
Система русского предлога отличается многообразием. Существуют как неизменяемые, так и те, написание которых обусловливается фонетическим принципом. Поэтому важно научить детей различать эти группы предлогов и не смешивать их на письме. Производные предлоги не являются предметом изучения в начальной школе, что обусловлено как сложностью данной темы для детей, так и недостаточными сведениями о грамматической системе.
Изучая орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами», второклассники знакомятся с отрицательной частицей, её функцией в речи, осваивают её правописание с глагольными лексемами. Информация о разрядах частиц на начальном этапе не даётся, их изучение происходит позднее, в 6-7 классах.
Знакомясь со структурой предложения, понятием однородности, ученики усваивают первоначальные сведения о союзах, их роли в соединении членов предложения. В четвёртом классе, когда учащиеся впервые знакомятся со сложным предложением, сведения о союзах и их роли в предложении углубляются. Ученики начальной школы знакомятся с сочинительными союзами «и», «а», «но», усваивают правила пунктуации в предложениях с данными союзами.
«Особенности изучения служебных частей речи в младших классах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Трудности в обучении младших школьников морфологии служебных слов заключаются в следующем:
- Отсутствие у таких слов лексического значения, их большая абстрактность по сравнению с полнозначными словами.
- «Вспомогательный» характер служебных слов: данные слова выполняют грамматическую функцию, обеспечивая либо связь компонентов предложения, либо формообразование (частицы), либо передачу модальных значений (смысловые частицы).
- Отсутствие у данных слов самостоятельной синтаксической функции.
Данные особенности обусловливают тот факт, что детям порой сложно бывает найти служебные части речи, опознать их, правильно определить их роль в тексте.
Методика изучения служебных лексем в начальной школе
Методическая работа по изучению данного раздела морфологии обеспечивается системой упражнений, направленных на формирование следующих навыков:
- Опознавательных, которые предполагают умение вычленять изучаемые слова в тексте и отличать их от полнозначных.
- Классифицирующих, связанных с различением групп (классов) по морфолого-синтаксическим критериям.
- Орфографических, предполагающих развитие умений правильно писать данные слова, руководствуясь нормами письменной речи.
- Пунктуационных, которые связаны с умениями расставлять знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзами и без.
Специфика изучения данных морфологических групп учениками первого-четвертого классов заключается в широком применении наглядности, в том числе речевой, использовании игровых технологий, методов проблемного обучения.
Для достижения этих умений используются следующие упражнения:
- Игра «Посчитай количество слов»: ученикам даётся задание посчитать количество слов в тексте с учётом всех частей речи. Цель упражнения – развитие внимания детей к служебным частям речи.
- Игровое задание «Наборщики»: детям даются деформированные предложения без предлогов, союзов и предлагается восстановить их первоначальный вид, вставив пропущенные служебные слова. Упражнение развивает умение использовать служебные слова в речи, формирует представление об их роли в организации предложения.
- Упражнение «Назови служебные слова»: в определённом тексте ученик должен назвать только служебные слова. Данное задание учит опознавать такие слова в высказывании и отличать их от полнозначных лексем.
- Задание «Распредели слова по группам»: ученики должны отнести служебные лексемы к соответствующей группе – предлоги, союзы или же частицы. Упражнение способствует формированию умений дифференцировать служебные слова.
- Упражнение «Слитно или раздельно»: ученикам предлагается записать текст, раскрывая скобки, и выбрать правильное написание полнозначных лексем с предлогами, а также верно записать приставки. Это задание формирует умения разделять предлоги со словоформой на письме пробелом.
- Задание на расстановку знаков препинания в конструкциях с союзами.
Замечание 1
Изучение служебных слов на начальном этапе языкового образования школе является залогом более глубоко понимания системы морфологических отношений русского языка.
Источник: spravochnick.ru