Развитие речи очень важный момент в процессе воспитания детей. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи? Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.
Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно.
Т.к. я знаю своего ребенка, то я естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.
Как научить ребенка рассуждать и формулировать свои мысли
По характеру я — молчаливый человек, я могу молчать не испытывая никакого дискомфорта длительное время. Я молча делала дела, молча возилась с ребенком, ведь дочь была маленькой и мне трудно было беседовать с человеком, который мне ничего не отвечает, не задает вопросы. Она молчит, и я молчу. Муж приезжает домой уже под вечер, и развивать речь ребенку, учиться выражать свои пожелания, объяснять, что она хочет и что чувствует было просто не с кем.
1. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.
При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:
— Это слоник, — и отдаете ребенку.
А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: «Кто это здесь?»
Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.
2. Теперь необходимо было заняться развитием связной речи. Научить дочь понятно выражать свои желания. Приходит она на кухню и говорит: «Дай это», — показывает на стакан с водой. Я понимаю, что она просит, но ведь это я и я знаю ее и ее потребности. Но моя задача научить ее объясняться понятно и грамотно для всех. И я намеренно делаю вид, что не понимаю:
— Ну, это, — продолжает показывать пальцем.
— Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?
— Я хочу пить, дай стакан с водой.
— В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».
Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство память
3. И так всегда. Развитие речи раннего возраста очень важно. Старайтесь не угадывать, что говорит вам ребенок. Требуйте, чтобы сказал словами, назвал правильное слово. Не получается — помогите ему.
-Дай мне, — тянется за фото рамкой.
— А что это?- спрашиваю я.
Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.
— Правильно, так и проси и добавляй зачем.
-Дай мне фото — рамку, пожалуйста. А хочу ее рассмотреть поближе.
Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.
1) Мне нужно ТО-ТО …
2) Для таких-то целей..
1. Мне нужна фото-рамка.
2. Я хочу ее рассмотреть.
3. Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.
Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:
1. Мне не понравилось то-то …
3. Я почувствовала то-то …
Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.
Как – то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:
— Приходи в гости еще.
— Приду, когда вы воспитаете своего сына.
Подруга, справившись с шоком, спрашивает:
— И что же тебя не устроило?
— Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.
— Хорошо, я поговорю с ним.
Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.
Источник: www.stranamam.ru
Консультация для родителей «Как научить ребенка выражать свои мысли словами»
консультация на тему
Владение словом — большое искусство. Для того, чтобы культурная речь ребенка стала его визитной карточкой, необходимо приложить немалые усилия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка выражать свои мысли словами»
Речь — результат умственной работы, это способ передачи наших мыслей и чувств, способ обмена информацией.
Каждый человек нуждается в общении, а оно возможно, когда знаешь, о чем говоришь и как выразить свою мысль.
Для того чтобы владеть грамотной речью, надо тренировать произношение, говорить четко и внятно, пополнять свой запас новыми словами, осваивать навыки устной речи.
Чтобы речь детей была богатой, чтобы они могли понятно выразить свою мысль, родители могут провести с детьми несколько упражнений. Например, упражнение, которое заключается в том, что к словам нужно подобрать как можно больше эпитетов. Спросите у ребенка, какая снежинка (белая, мягкая, тающая, пушистая). Или наоборот, надо угадать — плакучая, раскидистая. Что это?
Ива. Поиграйте в антонимы и синонимы. Например, человек толстый-худой, или худой — тощий, толстый — упитанный. Вот еще одно задание — подобрать слова, подходящие под определения, например, что бывает карим, хмурым, бодрым, широким; или найти слова, обозначающие действия, например, дождь — льет, моросит, стучит по стеклам. Для придания экспрессивности речи можно поиграть «в лупу».
Например, «я взяла лупу и вижу не забор, а заборище». Можно попросить ребенка называть предметы в уменьшительно-ласкательной форме, не стол, а столик, не дерево, а деревце.
Поработайте с картинками. Спросите для начала, что изображено на картинке, а потом попросите составить связный рассказ. Можно исходить из таких вопросов: что изображено на картинке? Что вы чувствуете, глядя на эту картинку? Какой заголовок можно придумать к этой картинке?
Задание можно изменить и взять две картинки с изображением животных. Попросите найти сходства и отличия по внешнему виду (хвост, лапы, зубы, глаза, цвет и длина шерсти), по среде обитания и т.д.
Читайте с ребенком тексты и просите его пересказывать их. Умение пересказывать очень важно, так как ребенок учится выделять главную мысль, опускать ненужные подробности.
Для облегчения задачи ребенок может сначала составить план пересказа и пользоваться им при ответе. Для этого в тексте выделяются главные смысловые части, озаглавливаются, дается краткое (1-2 предложения) описание каждой части, затем составляется пересказ.
Такие упражнения помогут ребенку в дальнейшем, при изучении большого объема информации.
Чтобы развить и обогатить речь, нужно много читать. Читать нужно каждый день. Родителям надо обязательно спрашивать, понравилась ли ребенку книга, какие герои ему запомнились, научила ли книга чему-нибудь, получил ли ребенок какую-то новую информацию. Попросите ребенка сделать иллюстрацию к какой-нибудь сцене, или выписать понравившуюся фразу, выучить понравившийся отрывок.
Для того чтобы ребенок увлекся чтением, можно устраивать семейные чтения. Это лучше, чем просмотр телевизора. Выписывайте ребенку специальные журналы, в них часто проводятся конкурсы на лучший рассказ или стихотворение. Вдохновите ребенка принять участие в таких конкурсах.
Владение словом — искусство. По тому, как человек говорит, можно определить уровень его образованности, начитанности. Если ваш ребенок будет много читать, он будет и писать грамотно, и говорить. Культурная речь станет визитной карточкой вашего ребенка.
Источник: nsportal.ru
Наши дети не умеют выражать свои мысли
Однажды я стала свидетелем того, как мальчик лет двенадцати рассказывал о своем путешествии. Это был талантливый ребенок, но рассказывать он не умел — перескакивал с одной темы на другую, запинался, повторялся. Никто ничего не понял. Это проблема многих современных детей — им сложно выражать мысли.
Отчасти это последствия компьютеризации обучения — вместо развернутого устного ответа от детей требуется отвечать на тесты. Общение тоже в большей степени происходит в соцсетях, а реальные диалоги школьников изобилуют сленгом.
Тем не менее детям необходимо уметь грамотно доносить свои мысли, логически выстраивать беседу и формулировать развернутые предложения. Это пригодится и в профессии, и в социальном развитии детей.
Самый естественный способ научить ребенка образной речи — больше разговаривать с ним. Особенно в 5–7 лет, когда идет активное формирование словарного запаса. При этом психологи советуют убрать слова — они портят речь.
Дети часто выдают информацию потоком, без шлифовки мыслей. Это искажает смысл, делает рассказ непонятным. Некоторые проносят эту привычку в подростковый период. Важно учить детей выделять суть рассказа и анализировать — как точно понял их собеседник. Связанную речь развивают игры «Закончи предложение» или «Составь рассказ на одну букву».
Исследования Джона Хаттона из педиатрической клиники в Огайо показали, что когда дети слушают сказку, в мозге активизируются речевые функции, в то время как мультики их, наоборот, угнетают. Но не обязательно читать только детские книги. Стихи русских классиков хорошо воспринимаются детьми и увеличивают словарный запас.
Поощряйте детские хобби — новая деятельность полезна для речевого развития ребенка. Раскрыть в себе талант оратора помогут актерские курсы для детей — на занятиях ученики учатся красиво говорить. А на уроках музыки вырабатывается темп и плавность речи.
В «Имена Продакшн» мы с раннего возраста учим детей выражать свои мысли. Это нужно не только для гармоничного развития, но и для участия в съемках, выступлениях. Сейчас в рубрику «Взгляд снизу» идет набор детей, которые умеют размышлять и рассуждать. Приглашаем ваших детей!
Источник: imenapro.ru