Согласно исследованиям Американской педиатрической академии, 54% подростков признаются, что проводят слишком много времени в гаджетах, а 52% — считают это зависимостью и хотят с ней бороться. Реальное количество зависимых от смартфонов детей составляет около 70%. И хотя сегодня невозможно представить жизнь без интернета, эта цифра кажется слишком большой.
Чем опасна зависимость от гаджетов?
Влияние гаджетов на мозг детей еще изучается, но уже зафиксировано, что пребывание в смартфоне более 7 часов в день приводит к истончению коры головного мозга. Также есть сведения, что частое пребывание в смартфоне увеличивает риск развития депрессии у детей и подростков, повышает тревожность, раздражительность и пассивность.
Когда дети проводят много времени в телефоне, они постепенно перестают общаться в реальности.
У детей, которые смотрят много коротких видео из ТикТока или проводят время за бессмысленным , формируется «клиповое мышление», появляется «эффект золотой рыбки». Эти термины появились несколько лет назад, чтобы описать изменения, происходящие с мозгом в результате частого пользования гаджетами.
Как отучить ребенка от гаджетов
Так, человек с клиповым мышлением не способен на глубокий анализ темы, структурирование и осмысление информации. «Эффект золотой рыбки» описывает явление, когда возможность концентрировать у человека снижается до 8–9 секунд. Это свойственно современным людям, страдающим зависимостью от смартфона.
Это важно! Группа ученых провела масштабное исследование на базе одной из подмосковных школ. Детей разделили на группы: в первую входили школьники, которые активно пользовались смартфонами, во вторую — дети без телефонов. Исследование длилось несколько лет и позволило установить, что у пользователей телефонов почти на 40% увеличилась утомляемость и на 30% снизилась продуктивность. Дети хуже реагировали на звуковые стимулы, снизилась грамотность, увеличилось количество ошибок.
Поймите, зачем ребенку гаджеты
Многие родители стараются сразу запретить детям пользоваться смартфоном, как только замечают зависимость. Но для начала необходимо понять, что притягивает ребенка в гаджетах.
- Возможно, он нашел виртуальных друзей и общается с ними?
- Или его привлекают компьютерные игры, которые позволяют проживать «более интересную» жизнь?
- Может быть, у него проблемы в школе, и ему хочется «отключиться» от реальности?
- Или ребенок «сидит» на страничке любимого исполнителя и смотрит видео с его участием?
- Или сам пытается снимать видео на ютуб?
В зависимости от того, какую потребность удовлетворяет ребенок, необходимо строить дальнейшее общение и отучение от гаджетов. Важно показать, что все то, что он нашел в интернете, можно найти в реальной жизни, не заменяя виртуальным суррогатом.
Совет! Не стоит обесцениваться то, что притягивает ребенка в интернете. Иначе он только больше закроется и «уйдет» в телефон. Лучше проявите эмпатию, попробуйте понять увлечение ребенка, расспросите его о нем. Так вы сможете установить контакт и «вывести» малыша из виртуального мира.
Как преодолеть зависимость от гаджетов у ребенка?
Гаджет — не награда
«Получишь за контрольную пятерку, дам поиграть в телефон» — обещают некоторые родители. Но этот тоже неверный подход. Создавая вокруг гаджета ощущение «запретного плода», вы еще больше привязываете ребенка к нему. Учеба и хорошие оценки будут восприниматься школьником лишь как средство получения заветного телефона, а естественная мотивация и любознательность снизятся.
Семейные традиции
Живое семейное общение необходимо для полноценного и гармоничного развития детской личности. Когда мама и папа рядом, дети быстро забывают о телефонах. Придумайте, чем вы можете заниматься всей семьей и сделайте из этого традицию. Например, семейный ужин, где все делятся впечатлениями и событиями, произошедшими за день. Или вечер настольных игр, на который можно пригласить близких друзей.
Совет! Раз в неделю устраивайте «цифровой детокс» всей семьей. На весь день уберите телефоны, не заходите в соцсети, не проверяйте новости. Однако этот день стоит заранее хорошо продумать. Пусть он будет максимально заполнен интересными событиями, чтобы не было соблазна «сорваться» и взять смартфон.
Найдите интересные альтернативы
Стоит исходить из интересов ребенка — что может увлечь его больше телефона? Например, если он много времени проводит за играми в футбол на планшете, можно предложить ему записаться в спортивную секцию или хотя бы просто выйти во двор и «погонять» реальный мяч. Если у него в интернете появились друзья, можно устроить встречу и познакомиться в реальности.
Измените приоритеты
В большинстве случаев родители впервые дают ребенку телефон или планшет, чтобы успокоить его или развлечь, когда нет времени для полноценного общения. Но изначально гаджеты создавались как помощники и средства для обучения, а не как способ занять время. Я советую знакомить детей с интернетом именно в таком ключе. Если ребенок задает вопрос, можно предложить вместе поискать ответ в интернете или посмотреть обучающее видео на ютубе, также можно найти адрес ближайшего музея, библиотеки или детского центра.
Определите правила пользования смартфоном
Ненормированное пользование телефоном вредит детской психике, поэтому родители должны сразу ограничить время в гаджетах. Например, я советуют убирать телефон за 2–3 часа до сна и выделить определенное время на его использование в течение дня.
Мне кажется, важная задача родителей — не только заниматься всесторонним развитием детей, но и увлекать их реальным миром и создавать такую атмосферу, чтобы у них не было желания сбежать в телефон.
Источник: imenapro.ru
Как отвлечь ребенка от гаджетов?
В сегодняшнюю онлайн-эру удержать детей от экрана — огромная проблема для родителей. Тем не менее в наши дни смартфоны и планшеты становятся важными инструментами познания окружающего мира для детей – это могут быть различные развивающие игры на гаджетах и всевозможные обучающие приложения. Хотя в онлайн-мире есть много плюсов, он вызывает сильное привыкание. Если подходить безответственно к проблеме влияния гаджетов на детей, то это может привести к возникновению вредных тенденций.
Побочные эффекты цифровых устройств
Согласно исследованиям, подростки проводят около 9 часов в день перед экранами, а дети (8-12 лет) — 6 часов. Если дети долгое время сидят в гаджетах, то могут возникнуть следующие состояния:
- Поведенческие проблемы;
- Зависимость;
- Депрессия;
- Нарушения сна;
- Ожирение;
- Задержка в социальном развитии;
- Проблемы с вниманием и слухом;
- Проблемы нервной системы.
Удержать детей от гаджетов — сложная задача для родителей. Единственный способ победить в этой цифровой битве и достичь баланса — вовлечь ребенка в различные занятия, которые ему интересны.
5 креативных способов отвлечь ребенка, если он зависим от гаджетов
Занятие искусством и прикладным творчеством
Дайте волю творческому мышлению вашего ребенка. Вовлекайте малыша в деятельность, основанную на его способностях и уровне навыков. Отметьте его усилия и поощряйте творческое самовыражение. Держите под рукой запас необходимых художественных материалов. Пусть ребенок сам решит, что ему интересно:
- Рисунок и живопись
- Лепка из пластилина и глины
- Оригами
- Вышивка бисером, шитье и вязание
- Фруктово-овощное искусство и др.
Как это помогает: подобные занятия не только развивают творческие способности ребенка, но и его концентрацию, внимание и мелкую моторику.
Чтение книг
Откройте для своего ребенка дверь в мир книг — от фантастических рассказов до приключений, от триллеров до биографий — список бесконечен.
Сделайте чтение ежедневной привычкой, ритуалом перед сном или вечерней рутиной. Регулярно проводите сеансы чтения с малышом. Пусть ваш ребенок напишет свой собственный рассказ.
Как это помогает: чтение питает воображение вашего ребенка и помогает ему улучшить словарный запас, понимание и даже навыки рассказывания историй и письма.
Проведение исследований и экспериментов
Создайте возможности для вашего ребенка, чтобы он мог исследовать и экспериментировать с различными идеями и материалами. Проводите химические опыты, эксперименты по физике и биологические наблюдения, исследуйте космос и даже выращивайте кристаллы!
Как это помогает: исследования развивают мышление, кругозор и прививают ребенку интерес к явлениям окружающего мира.
Различные игры
От настольных до карточных игр, от шахмат до нард, от пряток до «салочек» — список забавных игр, в которые вы можете играть всей семьей, бесконечен.
Как это помогает: проводить время вместе, как семья, не отвлекаясь на гаджеты, работу или домашние дела, помогает улучшить связь между родителями и детьми. Это, в свою очередь, укрепляет доверие ребенка к вам, поощряет сотрудничество и уменьшает количество конфликтов.
Хобби
Домашние хобби могут варьироваться от коллекционирования монет и фигурок до фотографии и археологии, кулинарии и садоводства, и это лишь некоторые из них. Поощряйте интерес вашего ребенка, поддерживая его обучение необходимым навыкам и предоставляя ему инструменты и материалы, необходимые для занятия этим хобби.
Как это помогает: любое хобби, каким бы оно ни было, сделает эмоциональное, физическое и когнитивное развитие малыша правильным и здоровым.
Как избежать зависимости ребенка от гаджетов
Смартфон обладает огромным потенциалом для обучения детей. Полное воздержание от него нецелесообразно. Здесь главное умеренность. Не используйте смартфон в качестве поощрения или отвлечения внимания, так как это может иметь негативные последствия для детей.
- Укрепляйте связь со своим ребенком. В наши дни родители ведут очень занятую жизнь, и время, которое они могут проводить со своими детьми, становится ограниченным. Поэтому, если ваш ребенок зависим от гаджетов, важно уделять время общению с ним.
- Не следует использовать гаджет в качестве «успокоительного». Большинство родителей используют гаджеты, чтобы отвлечь детей во время кормления, одевания и поездки. Да, цифровые устройства могут быть полезными в сохранении спокойствия детей, но они не должны быть единственным способом их успокоить.
- Многие родители проводят большую часть своего времени со своими смартфонами, но говорят своим детям не пользоваться ими. В этом случае дети обязательно пойдут по стопам родителей. Поэтому начните с себя, ведь самое важное – это быть своему ребенку хорошим примером для подражания. Проводите со своими детьми больше времени, общайтесь, играйте с ними, обнимайте их, а гаджеты подождут.
Источник: www.votonia.ru
Что реально поможет отвлечь ребенка от гаджетов
subscribe.ru
Современные дети практически с пеленок погружаются в мир гаджетов и Интернета. Обычно родители сами дают малышу в руки планшет, чтобы отвлечь или успокоить его, но потом быстро понимают, что это становится любимой игрушкой у ребенка. Т.е. все остальное не может соревноваться по интересности с айпадом, планшетом или смартфоном.
С одной стороны, мы не можем отрицать положительные стороны использования современных технологий (не говоря уже о том, чтобы отказаться от них), но с другой, многих родителей волнует вопрос, как найти баланс и золотую середину. Но очень часто родители заблуждаются насчет детей и их отношения с гаджетами. Как именно, рассказывает Ольга Уткина, которая на собственном опыте убедилась, что ребенок с удовольствием будет увлекаться не только своим айпадом.
6 способов убедить ребенка отложить гаджеты
В какой-то момент я заметила, что айпад перестал быть редким развлечением для коротания времени в очереди у врача или в дороге, а превратился в манию. Если мы с детьми не идем гулять, то семилетняя Кира может на два, а то и на три часа зависнуть, по пятьдесят раз прокручивая в YouTube ролики подростков-блогеров, которые играют в Майнкрафт. Или сама будет резаться в Майнкрафт. Если мы пойдем гулять или в гости — тогда да, айпад будет повержен, и на прогулке она будет отлично играть с друзьями. Но если мы дома, то ни рисование, ни пластилин, ни куклы-конструкторы-наклейки с айпадом не сравнятся.
Муж начал ворчать: «Просто ей ничего не интересно. Мы с тобой в ее возрасте читали Робинзона Крузо, мифы Древней Греции, ходили на музыку, на рисование, а что она хочет? Сидеть дома и пялиться в айпад!» Я начала чувствовала себя виноватой в том, что вместо чтения и музыки моя дочь смотрит идиотские ролики в Интернете, и из-за этого начала ее попиливать. «Почему ты не хочешь ходить на кружки? — бурчала я. — Есть танцы, пианино, керамика!» «Я не хочу туда идти, — отвечала она, — я хочу быть с тобой дома, я не хочу на кружки» «Со мной — это значит пялиться в айпад!» — раздраженно выпалила я и тут же сама себя срезала. Ну конечно!
Это не ей ничего не интересно, это мне ничего, связанное с ее досугом, неинтересно. Это мне с ней неинтересно
Это я постоянно отказываюсь поиграть с ней, и ей приходится брать айпад. Сколько раз я слышала от совершенно адекватных, заботливых и внимательных родителей: «Мне неинтересно играть с моим ребенком». Сходить вместе в кино, в гости, встретиться с другими детьми, сводить на кружок, — то есть провести время там, где ребенок уже априори будет занят, — это да.
А вдвоем поиграть дома в куклы, побеситься, провести время на детской площадке, где нет знакомых, — это уже трудно и скучно. И рука то и дело тянется к айфону: что же нового там произошло за последние пять секунд в фейсбуке, ну-ка проверим. И каждый раз потом стыдно и досадно, но с удовольствием вовлечься в игру все равно не получается.
Ребенок же либо требует нашего участия, либо торчит в планшете. А нам-то ведь ах как хочется, чтоб он и дурацкие видеоролики не смотрел, и поскорее научился сам себя занимать: строил бы в тишине домики Лего, рисовал, лепил. Но он всего этого почему-то не делает, а хочет либо родителя, либо планшет. И что с этим делать? Вот к каким выводам я пришла:
Я плохо знаю, что на самом деле интересно моему ребенку
Я решила так: не может быть, чтоб кроме айпада моей дочери не было интересно вообще ничего. Я усадила ее на диван, дала ей листочек и фломастер и попросила написать список занятий, которые кажутся ей не менее классными, чем просмотр роликов в Интернете. В итоге у нее вышел список из 13 пунктов! Немало для человека, который якобы ничем, кроме Интернета, не интересуется.
Так я поняла, что она обязательно отложит айпад, если предложить ей поиграть в интересную настольную игру, затеять готовку или разрешить провести какой-нибудь безобидный химический опыт. Бесполезно петь зависшему в айпаде ребенку о том, как здорово сесть порисовать или как важно читать книги, зато можно сходить в магазин и принести пачку соды, бутылку уксуса и пищевой краситель.
Мне сложно раскрепоститься, я постоянно думаю о том, как глупо выгляжу со стороны, прыгая козлом по детской площадке
Недавно Кира провела вечер в гостях у школьной подруги и вернулась совершенно счастливая. «Во что вы играли?» — спросила я. «Мы пукали на громкость и это было очень весело!» — нимало не смутясь ответила Кира. Чем глупее, тем смешнее! Дети любят дурачиться и идиотничать, они не боятся выглядеть глупо или нелепо, зато этого часто очень боятся взрослые. «Фу, что за бред! Какая гадость!
Я не хочу в это играть! Это глупо!» — вот наш частый ответ на предложение побеситься. На самом деле мы просто боимся выглядеть по-идиотски. Я, например, очень стесняюсь танцевать. И раньше, когда дети начинали скакать под музыку, я просто садилась на диван и наблюдала. А в какой-то момент решила перебороть себя и начала прыгать вместе с ними.
Сначала чувствовала себя очень глупо, но потом вошла в раж, и теперь это наша с ними любимая история — попрыгать дома под музыку.
Мне лень убираться после игры, и я отказываюсь играть
На прошлой неделе я решила перебороть лень и устроить день готовки: мы замесили и раскатали тесто, наделали кружочков и налепили кривых, но вполне съедобных пельменей. С самого начала я решила не одергивать детей по любому поводу, а дать им свободу — пусть делают криво, косо, как угодно, пусть рассыпают муку. Особенно зверствовала полуторогодовалая Лида. Первые минут 15 было трудно удержаться от замечаний, потом все пошло прекрасно. Дети совершенно озверели от счастья, Кира вдруг впала в страшное возбуждение, начала орать и хохотать, и я поняла, что чуть ли не впервые вижу свою дочь испытывающей такое удовольствие от игры не с друзьями на площадке, а от какого-то занятия со мной.
Ничего осмысленнее кинопросмотра или болтовни по дороге из школы и перед сном у нас никогда особо не получалось. Все общение всегда было либо «по делу», либо «по душам». А так, чтобы просто вместе поиграть и повеселиться — такое выходило редко. Потому что резать аппликации — это мусор на полу, пластилин — он по всей квартире, готовка — это вообще катастрофа.
После приготовления пельменей тесто было даже на стенах в ванной — но я точно знаю, что на этой неделе мы опять будем что-нибудь готовить. Потому что это явно доставляет моим детям огромное удовольствие.
Я не показываю детям в Интернете то, что интересно мне самой, а лишь критикую их выбор
Сначала я пыталась бороться с айпадом, введя строгие рамки — два часа в день. Но потом поняла, что это ерунда, ведь кроме подростков-блогеров в Интернете есть еще куча интересного. Например, наше самое простое и любимое развлечение — YouTube-пати. Шанс и самой провести время так, как нравится, и показать детям классные клипы.
Мы с Кирой теперь можем пару часов провести, ставя друг другу любимые песни. А вчера сижу и слышу, она взяла айпад, но включила не Ивангая, а Passenger Игги Попа. Значит, все не зря!
Мне проще отказаться от игры, если я устала, чем включить фантазию
Недавно подруга научила меня гениальной игре на случай, если мама уставшая и хочет лежать, дети хотят играть, а планшет уже дымится. Выдаешь детям аквагрим, детскую косметику, да или хоть акварельные краски, ложишься на диван и разрешаешь превратить себя хоть в Бэтмена, хоть в Шрека.
Правда, потом придется умыться, но зато можно одновременно играть с детьми и лежать на диване, даже не открывая глаз. Иногда днем, если я чувствую, что совсем устала, то зову детей «поваляться». Мы идем в кровать, я строю шалаш из одеял и подушек, ложусь туда и ничего не делаю, а они ползают по мне, заворачиваются в простыни, вопят и прыгают. Иногда мне даже удается поспать в этот момент. Кира это «валяние» страшно любит, и, если я зову, всегда тут же выключает айпад и бежит бить сестру подушкой по голове.
Я не осознаю, как много могу получить из общения с ребенком: мне кажется, что ребенок ничего не «отдает», и мне скучно
Часто «скучно» нам бывает с людьми, от которых мы не получаем возможности продемонстрировать свои достоинства и покрасоваться или каких-то новых знаний. С ребенком вряд ли получится обсудить нового фон Триера, но если брать эмоциональную сферу, то здесь ребенок может многому нас научить. Многие взрослые на самом деле так и остались детьми, и в тот момент, когда мы ждем от мужа или подруги «взрослой» реакции, у них внутри бушует трехлетка. Общаясь со своим ребенком, мы можем не зацикливаться на деталях того, как «паровозик пришел в гости к лошадке», а попытаться понять механизмы возникновения обид и противоречий и методов их разрешения.
Игра — это отличный повод вслух обсуждать чувства и эмоции ребенка. В игре мы учимся терпеливому обсуждению и анализу, которые потом намного проще использовать в общении и со взрослыми. Почему паровозик обиделся на лошадку, и как им помириться? Что ты чувствуешь, когда проигрываешь? Мне не очень нравятся правила этой игры, и я бы хотела их поменять, давай попробуем это обсудить.
Да, паровозик и лошадка сами по себе — это не самое захватывающее занятие в мире, но если превратить их в инструменты для обсуждения эмоций, то можно стать этаким домашним психологом и научиться лучше понимать своего ребенка и окружающих взрослых тоже.
Источник: ihappymama.ru