Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»
Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.
При изучении букв нужно помнить , что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках.
Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.
Учим буквы правильно.
Порядок изучения букв может быть следующим:
А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ
Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.
Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице». Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах. Многие из них выполнены стилизованным шрифтом.
Предложите ребенку угадать, где какая буква.
После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.
Какой буквы не стало.
Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.
Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.
Угадай, какая буква?
1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.
2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.
Почини букву.
Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает. Попросите дописать недостающие элементы.
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.
Учим буквы. Как быстро выучить алфавит с ребенком 4, 5, 6 лет? Изучаем азбуку в виде игры и песни.
Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.
Звуки и буквы. Как их правильно изучать.
Часть 2. «БУКВЫ»
Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? Подходящим моментом станет проявление интереса к чтению у самого ребенка. Среди других, многочисленных вопросов начнут появляться следующие: «А какая это буква? С какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?»
Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.
При изучении букв нужно помнить , что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам звуки. Например, буква К произносится не «ка» (как в названиях букв алфавита), а «к» (кратко). Не следует в период обучения чтению говорить с ребенком о названиях букв алфавита. Можно дать понятие о гласных и согласных звуках.
Обратите внимание ребенка, что гласные произносятся свободно, воздушная струя не встречает преграды, тогда как согласные произносятся с усилием: воздуху мешают выходить губы, зубы или язык. Опираясь на эти ощущения ребенок никогда не перепутает гласный и согласный звук.
Порядок изучения букв может быть следующим:
А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ
Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.
Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книжки и предложите ребенку зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент. Например: «Зачеркни все буквы У на этой странице». Большим подспорьем могут служить красочные вывески на улицах. Многие из них выполнены стилизованным шрифтом.
Предложите ребенку угадать, где какая буква.
После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.
Какой буквы не стало.
Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало.
Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.
Угадай, какая буква?
1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.
2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.
Почини букву.
Предложите ребенку лист бумаги, на котором буквы «поломались», то есть некоторых элементов не хватает. Попросите дописать недостающие элементы.
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.
Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.
Источник: dsad167.ru
Как учить звуки
С чего начать занятия по грамоте? Прежде всего, мы должны научить ребенка слышать из каких звуков состоят слова, которые мы произносим.
Практически каждого родителя интересует вопрос «когда начинать». Однозначного ответа на этот вопрос не существует, однако многие педагоги предлагают начинать учить звуки как можно раньше, но ребенок должен с интересом относиться к занятиям.
Учимся читать. Правильно!
Занимаясь с ребёнком не стоит рассчитывать на мгновенные результаты. В начале можно просто познакомиться с азбукой, показать малышу картинки, чтобы вызвать интерес. Если малыша заинтересовали занятия, ему интересны новые буквы, слоги, можно продолжать обучение. Не стоит переусердствовать, в 4-5 лет ребёнку сложно воспринимать большие объёмы информации и удерживать внимание.
Лучше заниматься понемногу, когда у малыша есть желание. Основания задача родителей, на этом этапе, развивать интерес и поощрять первые успехи.
Подготовка к занятиям
Занятия нужно проводить в игровой форме, а для этого родителям необходимо подготовиться, необходимо:
- Найти интересные книжки с объёмными иллюстрациями, яркие кубики и таблицы. Начинают занятия с изучения букв, постепенно продвигаясь к образованию слогов. Не нужно заставлять зазубривать малыша буквы по порядку, лучше время от времени менять книжки, искать новые материалы, чтобы ребёнок не терял интерес.
- Ознакомиться с современными методиками обучения. В сети есть масса различных методик, придерживаясь которых можно быстро и правильно выучить алфавит, а затем научить ребёнка читать. Стоит почитать рекомендации опытных педагогов, на практике знающих как правильно проводить занятия.
- Играть с ребёнком. Любая методика может превратится в увлекательное развлечение, поэтому можно смело импровизировать и проявлять творческий подход. Скучные, монотонные объяснения ребёнку не интересны.
- Отложить занятия, если малыш плохо себя чувствует. Повторение информации важно, но лучше пропустить несколько занятий, пока ребёнок не поправится.
- Придумать задачки, которые ребёнок с удовольствием выполнит. Удерживать внимание малыша непросто, поэтому нужно чаще менять книжки, чтобы интерес не угас.
- Подавать личный пример. Если ребёнок видит, что в семье читают и любят это занятие, можно не сомневаться, что вскоре он сядет рядом и будет подражать. Этой возможностью можно воспользоваться, приобщая ребёнка к чтению.
- Практиковаться и учится письму. Устная и письменная речь неразрывно связаны между собой. Когда ребёнок обводит букву, пытается её написать запоминание происходит быстрее, и информация откладывается в памяти.
От теории можно приступать к практике, пора начинать первые уроки.
Учим буквы
Ребёнок быстрее выучит алфавит если:
- будет рисовать буквы и обводить их фломастерами;
- складывать буквы из кубиков, палочек и других подручных материалов;
- слепит буквы из пластилина.
Переходим к слогам
Когда первые буквы освоены, можно начинать знакомство со слогами. Занятия проводятся по тому же принципу, в игровой форме и постепенно. Прочитав слог, пусть ребёнок повторит его, а потом сам найдёт на картинке. Чтобы информация быстрее запоминалась нужно:
- чаще повторять слог;
- давать ребёнку проявлять инициативу;
- искать слова со слогами;
- сочинять вместе стишки и сказки.
Объяснить образование слогов можно на простом примере, как встретились две буквы и спели вместе песенку.
Можно изготовить несколько бумажных слогов из картона, вырезав забавные буквы с ручками и ножками, а потом попросить малыша пропеть полученный слог. Если заниматься регулярно, вскоре ребёнок сам научится составлять слоги и читать их.
Также можно учить слоги с помощью игры «Полосочки», когда ребенок сам двигает полосочки букв и читает полученный слоги. Пример на рисунке ниже.
Что такое звуки?
Ребёнку сложно понять почему слово пишется и произносится по-разному, а некоторые буквы и вовсе пропадают на письме. К изучению звуков приступают позднее, когда ребёнок поймёт, что буква – это лишь символ, а звук – то, что мы слышим.
Проще всего разобраться в этом вопросе на примерах, разбирая каждое прочитанное слово по звукам. Глухие звуки можно делать ударными, придумывать рифмы к ним, или искать слова, которые начинаются с этого звука, пир – мир, ночь – дочь, и другие.
Когда ребёнок уже знает алфавит
С дошкольниками заниматься проще, ребёнок уже хорошо знаком с буквами, знает алфавит и делает первые попытки читать. Не стоит останавливаться на достигнутом, занятия нужно продолжать, можно:
- Написать на листке буквы в разброс, и попросить ребёнка расставить их в правильном порядке.
- Выбрать букву, и предложить ребёнку найти слова, которые с неё начинаются, просто оглянувшись вокруг, или на странице книги.
- Прогуливаясь по улице дать ребёнку задание отыскать изученную букву в окружающих предметах. Это может быть природа, или рекламная вывеска. Чем больше найдено слов, тем лучше.
Результаты занятий не заставят себя ждать, главное не заставлять малыша и поощрять его интерес.
Источник: abvgdee.ru