- Петергоф
- История
- Нижний парк
- Большой петергофский дворец
- Музей «Особая кладовая»
- Музей «Банный корпус»
- Музей «Екатерининский корпус»
- Историко-культурный проект «Государевы потехи»
- Верхний сад
- Дом игральных карт
- Музей коллекционеров
- Музей «Церковный корпус»
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Дворец «Монплезир»
- Дворец «Марли»
- Вольеры
- Музей «Гроты Большого каскада»
- Музей фонтанного дела
- Музей семьи Бенуа
- Музей «Императорские яхты»
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Павильон «Эрмитаж»
- Фонтаны Верхнего сада
- Фонтаны Квадратных прудов
- Фонтан «Межеумный»
- Фонтан «Дубовый»
- Фонтан «Нептун»
- Фонтаны Нижнего парка
- Большой каскад
- Воронихинские колоннады
- Лабиринт
- Фонтан «Самсон»
- Фонтаны «Чаши»
- Террасные фонтаны
- Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
- Аллея фонтанов
- Фонтан «Тритон»
- Каскад «Шахматная гора»
- Римские фонтаны
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан-шутиха «Елочки»
- Фонтан-шутиха «Дубок»
- Фонтан-шутиха «Зонтик»
- Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
- Фонтан-шутиха «Диванчики»
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны «Колокола»
- Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Фонтан «Фаворитка»
- Фонтан «Китовый»
- Львиный каскад
- Фонтаны «Менажерные»
- Фонтаны «Тритоны-колокола»
- Каскад «Золотая гора»
- История
- Парк Александрия
- Фермерский дворец
- Дворец «Коттедж»
- Музей «Дворцовая телеграфная станция»
- Новая Ферма
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Готическая капелла
- Музей «Фельдъегерский домик»
- История
- Парк Ораниенбаум
- Большой Меншиковский дворец
- Картинный дом
- Дворец Петра III
- Павильон Катальной горки
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Китайский дворец
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Павильон «Китайская кухня»
- Павильон «Каменное зало»
- История
- Сады на островах Колонистского парка
- Царицын и Ольгин павильоны
- История
- Фруктовый сад и огород Стрельны
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Дворец Петра I в Стрельне
- История
- Купить билет
- Поддержать музей
- Распечатать карту
- Сведения об образовательной организации
- Доступная среда
В связи со штурмовым предупреждением все парки ГМЗ «Петергоф» и Большой Меншиковский дворец 10 февраля закрыты. Большой петергофский дворец открыт, проход по балюстраде.
Фонтаны Петергофа Самсон разрывающий пасть льва История создания
О фонтане Самсон в Петергофе: герой раздирающий пасть льва, высота, где стоит
- История
- Нижний парк
- Большой петергофский дворец
- Музей «Особая кладовая»
- Музей «Банный корпус»
- Музей «Екатерининский корпус»
- Историко-культурный проект «Государевы потехи»
- Верхний сад
- Дом игральных карт
- Музей коллекционеров
- Музей «Церковный корпус»
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Дворец «Монплезир»
- Дворец «Марли»
- Вольеры
- Музей «Гроты Большого каскада»
- Музей фонтанного дела
- Музей семьи Бенуа
- Музей «Императорские яхты»
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Павильон «Эрмитаж»
- Фонтаны Верхнего сада
- Фонтаны Квадратных прудов
- Фонтан «Межеумный»
- Фонтан «Дубовый»
- Фонтан «Нептун»
- Фонтаны Нижнего парка
- Большой каскад
- Воронихинские колоннады
- Лабиринт
- Фонтан «Самсон»
- Фонтаны «Чаши»
- Террасные фонтаны
- Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
- Аллея фонтанов
- Фонтан «Тритон»
- Каскад «Шахматная гора»
- Римские фонтаны
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан-шутиха «Елочки»
- Фонтан-шутиха «Дубок»
- Фонтан-шутиха «Зонтик»
- Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
- Фонтан-шутиха «Диванчики»
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны «Колокола»
- Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Фонтан «Фаворитка»
- Фонтан «Китовый»
- Львиный каскад
- Фонтаны «Менажерные»
- Фонтаны «Тритоны-колокола»
- Каскад «Золотая гора»
Ближайшие мероприятия
- 17.02.2023 — 05.03.2023 «Масленицу мы встречаем, ум и ловкость проверяем»
Как добраться до Петергофа?
- От метро «Автово» до остановки «Правленская ул.» или «Разводная ул.» Автобусы: №200, №204, №210
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
- От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №352, №356, №463, №489
Александрия
- История
- Парк Александрия
- Фермерский дворец
- Дворец «Коттедж»
- Музей «Дворцовая телеграфная станция»
- Новая Ферма
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Готическая капелла
- Музей «Фельдъегерский домик»
Ближайшие мероприятия
- 20.02.2023 — 18.03.2023 Праздничные программы «Новой фермы»
Как добраться до Александрии?
- От метро «Автово» до остановки «Александрия» Автобусы: №200, №201, №204, №210
- От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутки: К-639Б. Автобусы: №103, №343
- От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №162, №201, №278
Ораниенбаум
- История
- Парк Ораниенбаум
- Большой Меншиковский дворец
- Картинный дом
- Дворец Петра III
- Павильон Катальной горки
- Музeи, закрытые на зиму 2023
- Китайский дворец
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Павильон «Китайская кухня»
- Павильон «Каменное зало»
Как добраться до Ораниенбаума?
- От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»). Автобус №200, №204, №401
- От метро «Проспект Ветеранов» Автобус №343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
- От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
- История
- Сады на островах Колонистского парка
- Царицын и Ольгин павильоны
Как добраться до Островов?
- От метро «Автово» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №200, №204, №210
- От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Торговая площадь» Автобусы: №103, №343
- От ж/д Балтийский вокзал Электричка до станции «Новый Петергоф». От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах №351А, №351Б, №356, №463, №489, №162, №201, №278
- История
- Фруктовый сад и огород Стрельны
- Музeи, закрытые на реставрацию
- Дворец Петра I в Стрельне
Как добраться до Стрельны?
- От метро «Автово» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №200, №204, №210
- От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фронтовая» Автобусы: №103, №329, №343
- Купить билет
- Календарь
- Поддержать музей
- Распечатать карту
- Контакты
- Сведения об образовательной организации
- Доступная среда
Фонтан «Самсон»
300 лет фонтанной системе Петергофа
То, что вы увидите сейчас, существует благодаря «вечному двигателю» — фонтанному водоводу Петергофа.
Комментирует фонтанный мастер: «Фонтан «Самсон» в летний сезон ежедневно вручную включают и выключают фонтанные мастера в западной части Большого каскада. Выключают фонтан все по-разному. Кто-то более плавно опускает, кто-то наоборот. Самсон всегда работает на максимуме своей высоты, а это 20 метров. В течение дня фонтанные мастера следят за тем, чтобы фонтан не снижал своей высоты».
1735 г., скульптор Б. К. Растрелли.
1802 г., скульптор М. И. Козловский.
1947 г., скульпторы В. Л. Симонов, Н. В. Михайлов.
Идейным центром Большого каскада является скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» – памятник великим русским победам. Она была установлена в честь 25-й годовщины Полтавской битвы – решающего сражения Северной войны. 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска, шведская армия была разгромлена.
Петра I еще при жизни сравнивали с другим Самсоном – библейским богатырем, первый подвиг которого, описанный в 14-ой главе «Книги Судей», заключался в победе над молодым разъяренным львом. Лев, как часть шведского герба, символизировал Швецию и ее короля Карла XII. Многозначительные совпадения легли в основу образного решения памятника.
Трехметровая скала служит постаментом скульптурной группе. Могучим и спокойным движением богатырь останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть, из которой в бессильной ярости вырывается, как последний рык, мощный водяной столб высотой 20 м. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя вместе с героем и взметая вверх водяные струи, образующие сверкающий венок. А львы, олицетворяющие стороны света, изумленно выглядывают из скальных ниш, внимая шуму борьбы, решающей судьбы России и Европы.
Скульптурная группа, отлитая из свинца по модели Б. К. Растрелли и установленная в ковше в 1735 году, к концу XVIII века, из-за непрочности свинца, потеряла свой блеск. В 1802 году ее заменили бронзовой скульптурой, созданной М. И. Козловским, который сохранил первоначальный идейный замысел и композицию. Во время Великой Отечественной войны «Самсон» был утрачен. После освобождения Ленинграда скульптор В. Л. Симонов с помощником Н. В. Михайловым воссоздали монумент по довоенным фотографиями и старым изображениям. Новый «Самсон» был установлен на пьедестале в 1947 году, став не только символом победы над врагом, но и известной всему миру визитной карточкой Петергофа.
Источник: peterhofmuseum.ru
Жемчужина «русского Версаля». Петергофским фонтанам – 300 лет
Идея о создании загородной резиденции на берегу Балтийского моря возникла у Петра Великого в 1714 году. С присущей ему энергичностью царь не только контролировал возведение дворцов и фонтанов Петергофа, но и приложил руку к составлению планов, эскизов и чертежей. Менее чем через десять лет состоялось торжественное открытие «Петрова двора».
Петергофский водовод был спроектирован инженером Василием Туволковым: на расстоянии в 49 километров расположено восемнадцать прудов вместимостью более миллиона кубометров воды. Система водоснабжения Петергофа отличается своей естественностью – никаких насосов или водонапорных сооружений не используется, зато применяется принцип сообщающихся сосудов благодаря разнице в уровнях расположения прудов и фонтанов. Вода поступает в фонтаны с Ропшинских высот.
За Большим каскадом, примыкавшим к Петергофскому дворцу (изначально двухэтажному), скрывались гроты с необычными фонтанами, работа которых заставала посетителей резиденции врасплох. «Шутихи» или «шутейные фонтаны» включались неожиданно: например, когда кто-то протягивал руку к блюду с фруктами на импровизированном столике или просто шел по тропинке. По рисункам Петра I в Нижнем парке построили также дворец Монплезир, в переводе с французского – «Мое удовольствие». Благозвучное название дано неслучайно: царь необыкновенно ценил время, проведенное во дворце. В покоях Монплезира до наших дней сохранились вещи, принадлежавшие Петру I: ночной колпак из фетровой ткани, кувшин, тазик для умывания и полотенце. Литературный критик XIX века Виссарион Белинский писал: «Монплезир – одна самых почитаемых реликвий отечественной истории».
После смерти Петра Великого для Петергофа настали трудные времена: противники реформ из московской знати увезли юного царя Петра II в Первопрестольную, и резиденция за несколько лет пришла в запустение. Лишь в 1730 году, когда трон заняла Анна Иоанновна, о Петергофе вспомнили вновь и продолжили его обустройство.
Императрица обратилась к одному из самых известных отечественных архитекторов – Михаилу Земцову. В 1925 году искусствовед Владимир Курбатов так писал о его работе: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».
Дело Петра Великого продолжала и его дочь Елизавета Петровна, питавшая страсть к украшению новых дворцов. Придворный архитектор Ф.-Б. Растрелли, пик карьеры которого пришелся именно на елизаветинское правление, возвел новый корпус Монплезира, Большой дворец, а также составил проекты новых фонтанов. По инициативе Растрелли в Петергоф перевели более ста пятидесяти картин, приобретенных Петром I за границей. При Екатерине II границы Петергофа расширились и вышли за те пределы, которые определил для них первый российский император.
Три Самсона
В годы правления Анны Иоанновны годовщину Полтавской битвы отпраздновали сооружением самого величественного фонтана Петергофа. Монумент, окруженный водой, получил название «Самсон, разрывающий пасть льва». Фигура Самсона символизировала мощь России и ее триумф не только в Полтавской баталии, но и во всей Северной войне.
Почему именно Самсон стал главной фигурой Большого каскада? На то есть две причины. Во-первых, победа над шведами в 1709 году была одержана в день Святого Самсония Странноприимца, который считался покровителем русского войска. Кроме того, самого Петра Великого сравнивали при жизни с библейским персонажем по имени Самсон, одним из подвигов которого была победа над львом. В противники Самсону льва избрали еще и потому, что этот зверь располагался на шведском гербе.
Первая свинцовая статуя Самсона в начале XIX века потемнела и пришла в негодность – тогда ее заменили аналогичной, но из бронзы. Вариант 1802 года создал скульптор М.И. Козловский. В годы Великой Отечественной войны второй Самсон был утерян безвозвратно, и судьба его неизвестна до сих пор.
В акте «Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» написано, что скульптуру разрезали на части и вывезли для переплавки в Германию. При этом фотографии из Петергофа, сделанные в 1941-1943 годах, доказывают, что в это время Самсон еще был на месте.
Другая фотография, очевидно, более поздняя, запечатлела группу нацистов на фоне Большого каскада уже без скульптуры. Исследователи сходятся во мнении, что если Самсона действительно увезли в Германию, то сделано это было в 1943 году после прорыва блокады Ленинграда. Третья скульптура Самсона появилась в 1947 году, когда Петергоф восстанавливали после разрушительных последствий войны. Она, как и ее пропавшая предшественница, выполнена из золоченой бронзы. Перед возвращением на законное место скульптуру торжественно провезли по улицам Ленинграда.
Возрождение из пепла
Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М.
Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков».
Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала.
В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности».
Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели.
Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.
Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось.
Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа.
Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.
Источник: histrf.ru
О том, кто раздирает пасть льва в Петергофе
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Петергоф. 10 июня 2018
Вы видели главный петербургский фонтан — «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе? Интересно, что раздирающий не похож на ветхозаветного героя Самсона, а выглядит как античный полубог Геракл. Поразбирался с этим вопросом, читайте результат!
Позолоченная бронзовая скульптура в ковше Большого каскада фонтанов в Петергофе посвящена победе над Швецией. Раздираемый могучим героем лев — символ этой северной страны, до сих пор присутствует на ее гербе. Уничтожающий же льва герой носит имя Самсон, судя по общеизвестному названию фонтана. Но правомерно ли оно? Сомнения возникают потому, что отличительной чертой ветхозаветного Самсона были длинные волосы, скульптура же изображает коротковолосого кудрявого атлета.
Самсон, раздирающий пасть льва. Крупный план
Не Геракл ли перед нами?
В пользу того, что перед нами Геракл, говорит сходство скульптуры с другой, изображающей именно Геракла. В Эрмитаже находится мраморная группа «Геракл в борьбе с немейским львом» (копия той скульптуры, что создал Лисипп). Геракл душит льва, подняв его на задние лапы и сжав горло сгибом локтя.
Геракл, борющийся с Немейским львом. Эрмитаж
Голова Геракла напоминает голову петергофского Самсона, только у первого есть борода. Отличие же петергофской скульптуры в том, что она изображает не подвиг Геракла, задушившего льва, а поступок Самсона, разорвавшего льву пасть.
В пользу того, что перед нами Самсон, говорит то, что Петра I за полтавскую победу называли вторым Самсоном. Сначал хвалу Петру I как Самсону возносили его соратники, а затем на государственном уровне была провозглашена хвала Сампсонию. Дело было так.
Победа в решающем сражении русско-шведской войны была добыта русскими войсками под Полтавой 27 июня 1709 года, в день святого Сампсона Странноприимца (по новому стилю в 2018 году отмечается 10 июля). Этот святой жил в конце IV века. Соратник Петра I Феофан Прокопович в торжественной речи от 22 июля 1709 года по старому стилю отметил, что победа была обретена не без божественного участия. Феофан в этой речи первым назвал императора вторым Самсоном, который растерзал льва шведского. Речь была произнесена в Киевском соборе в присутствии Петра I (пишет историк А. Г. Раскин), так что дальнейшее продвижение этого сравнения было с ведома императора.
В этом же 1709 году была создана гравюра, посвященная Полтавской битве, с подписью «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему». На следующий, 1710-й год в Санкт-Петербурге в честь победы была воздвигнута Сампсониевская церковь, позже перестроенная в собор. Расположен он по адресу Большой Сампсониевский проспект, дом 41.
В год 25-летия победы принято решение создать скульптуру Самсона, раздирающего пасть льву. Первая скульптура была свинцовая, Самсон был изображен длинноволосым и в плаще (автор — Растрелли-старший, Бартоломео Карло Растрелли). В 1799 году было принято решение создать вторую скульптуру, на замену. Скульптор Козловский работал над ней с 1800-го по 1802-й год.
Нынешняя скульптура является копией скульптуры Козловского, которая была вывезена гитлеровцами в Великую Отечественную войну. После тяжелой победы Советского Союза над фашистской Германией скульптор В. Л. Симонов по фотографиям ленинградцев восстановил утерянную скульптуру. Ее установили в ковш Большого каскада и открыли 14 сентября 1947, в День танкиста (танкисты первыми ворвались в освобождаемый от гитлеровцев Петергоф).
В общем
Петергофский Самсон, раздирающий пасть льва, — это не точное, но аллегорическое изображение Самсона. Он изображен как античный Геракл, среди статуй античных богов Большого каскада фонтанов Петергофа. Фонтан Самсон является прославлением Петра I, совершившего немало деяний для славы Российской Империи, одно из которых — создание армии, победившей сильнейшую шведскую армию в Полтавской битве 27 июня 1709 года, в день святого Сампсония Странноприимца.
Речь Феофана Прокоповича от 22 июля 1709 года
Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе, пресветлейшему государю царю и великому князю Петру Алексиевичу, всея Великия и Малыя и Белыя россии самодержцу, в лето господне 1709 месяца июня дня 27 Богом дарованной
.
Яко убо иногда Самсон в растерзанном от себе льве обрете пчелы и мед и, усладився от него, предложи гадание: от ядущаго, рече, ядомое изыйде, и от крепкаго изыйде сладость. Подобие и тебе, пресветлейший монархо, божиим благословением случися.
Растерзал еси, аки вторый Самсон (не без смотрения же, мню, божия и в день сей Самсона случися победа твоя), растерзал еси мужественне льва свейского. Се убо обретаеши в нем сладкий нектар. Се и на тебе Самсоново гадание исполняется: от ядущаго изыйде ядомое; от того, иже пожерл бяше отечески я твоя земли и многих народов пожре имения, имееши ядомое, толикий и толь дивную воинства его плень и все пребогатыя користы; от крепкаго изыйде сладость; понеже крепкий сый и страшный непобедимою твоею десницею побежден есть: того ради сладчайшая есть торжественная радость. И якоже горько слышати бяше от сумнящихся и малодушествующих; невозможно побежденным быти воем свейским, тако невоместимая ныне сладость всех, нелицемерне любящих царство твое, сердца исполняет, егда видим уже онаго страшнаго и непобедимаго супостата побежденна преславно, побежденна победою неслыханною, на весь мир дивною и страшною. Пий убо сие свышше данное тебе вино радости!
.
(текст по книге «Феофан Прокопович. Сочинения», 1961 г. Москва, Ленинград)
Источник: timgud.livejournal.com