Скопец – последователь определённой религиозной секты.
Курган – древняя могильная насыпь.
Шелом – шлем.
Латы – доспехи.
Мурава – трава.
Очи – глаза.
Яства – вкусная, царская еда.
Парча – тяжёлая ткань из шёлка с узором.
Сарачинская шапка – чалма, шапка иностранного происхождения.
Жезл – посох, символ власти царя.
Колесница – древний вид транспорта.
Работа над образом царя Дадона
— Каким представил нам Пушкин в сказке царя Дадона?
– Докажите словами текста, что царь был задиристым.
(И соседям то и дело
Наносил обиды смело)
– т.е. право определял силой.
– В каких словах выражается его грозность? (Смолоду был грозен он)
– Почему соседи стали беспокоить старого царя? (Поняли, что царь не в силах уже воевать. Дадон сам виноват, что у него много врагов, но он не хочет отвечать за свои поступки.)
– В чем проявилась его беспомощность, прочитайте.
(Инда плакал царь Дадон,
Золотой Петушок из Египта, технологии древности
Инда забывал и сон.)
– В чем еще проявилась беспомощность Дадона?
(Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу.)
– Почему вы считаете, что царь был жадным?
(Должен был он содержать
– Если бы он не был жадным и содержал бы большое войско, то соседи побоялись нападать на царство Дадона.
– Докажите злость Дадона.
– А как вы думаете, почему он обратился к мудрецу? Зачем он это сделал? (Надеется на какое-то волшебное разрешение проблемы, сам «наломал дров» и обратился к мудрецу.)
– Когда проявилась глупость царя?
(Волю первую твою
Я исполню, как мою)
– В это время думал царь, что надо будет отвечать за свои слова? (Нет, он живет сегодняшним днем, а что будет завтра, то и будет)
– Действительно, царь не думал о том, что будет происходить дальше, он не думал о будущей расплате. Даже имя Дадон указывает на глупость царя.
– Найдите в этом отрывке образное выражение, т.е. эпитет. (Горы золота сулит)
– Обратите внимание, как поэт называет Дадона в начале сказки? (Славный)
– О ком так в жизни говорят? (О том, кто делает добрые, славные дела)
– Подходит это слово – эпитет к нашему герою?
– Как вы думаете, зачем Пушкин сделал это? (Сопоставить добро и зло)
– Добро и зло – это неделимые, вечные начала.
– Где проявилась своенравность царя? (В разговоре с мудрецом в конце сказки)
– Докажите словами текста
(Или бес в тебя ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли, ты, кто я?)
– Когда Дадон показал свою жестокость и самодурство?
(Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь…
Убирайся, цел пока!
Царь хватил его его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
– Посмотрите, какие качества царя мы выявили? (Злые)
– Как вы думаете, кто в сказке является символом добра и справедливости? (Петушок)
Пушкин, царь, Натали и «Сказка о золотом петушке»
Работа над образом петушка
– Почему петушок символ справедливости и добра? Зачем это нужно? (Должна произойти расплата за зло по законам волшебной сказки).
– Какими качествами А.С. Пушкин наделил петушка?
– Докажите, что петушок был верным царю. (Верный сторож как со сна)
– Сколько раз петушок выручал царя? (Три раза)
– Когда петушок проявил справедливость?
(Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице полетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…и в то же время
С колесницы пал Дадон!)
– Итак, золотой петушок свершает кару. Когда угомонился Дадон? (Когда золотой петушок… клюнул в темя.)
Лексико-фразеологические упражнения на материале сказке
– Смысл образа петушка сведен к какой народной поговорке?
Не рой другому яму – сам туда попадешь.
Правда суда не боится.
По правде и сила.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
– Как понимаете смысл этой поговорки? (Когда кто-нибудь перестанет самодурствовать, делать что-либо только по-своему, не считаясь со мнением других.)
— Найдите в тексте устаревшие слова. Зачем автор использовал их?
(очи, колесница, латы, шелом, мурава, курган. Авто использует их, чтобы показать дух эпохи, также для красочности и богатства речи).
— Замените словосочетание лихие гости одним словом.
— Составьте синонимический ряд к слову лихие.
(бойкие, злые, энергичные, лютые, резвые, хваткие)
— К какому выражению в тексте подходит такое описание: «Извиняться, просить прощения, просить о примирении кого-либо»?
(послать с поклоном)
— Найдите в тексте слова-синонимы к слову помощь.
— Найдите описание Шамаханской царицы. С чем сравнивает её автор?
— Как вы понимаете, что царица сияет, как заря?
(Ослепительно красива и обаятельна)
— Найдите в тексте синонимы к фразеологизму сойти с ума.
(бес в тебя ввернулся, с ума рехнулся)
— Найдите в тексте Перед ним молва бежала. Какую пословицу вы вспомните со словом молва?
(Добрая молва лежит, а плохая бежит)
Работа с тавтологическими устойчивыми выражениями
— Найдите в тексте тавтологические сочетания.
(Жил-был; год, другой; было ль, не было ль; день и ночь; быль и небыль)
-Зачем автор использует их?
(для придания тексту богатства, самобытности)
Стилистическая работа
— Найдите в тексте обороты, характерные сказке.
(В тридевятом царстве, в тридесятом государстве; жил-был; сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок)
— Приготовьтесь к пересказу сказки, используя сказочные «формулы».
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Пикантные детали детских сказок Пушкина
Рисунки в черновиках Пушкина
Значение Александра Сергеевича Пушкина для нашей культуры сложно переоценить. Стихи, сказки, проза — всё у него было блестящим.
Некоторых сказкам, вернее, их пикантным деталям, и посвящена эта статья.
«Руслан и Людмила» — красивая эпическая поэма, знакомая всем с детства. В первую очередь знакомая по шедевральному прологу, который все знают наизусть — «У лукоморья дуб зелёный. » А целиком эту поэму, думаю, далеко не все читали. Может быть, разве что отдельные моменты помнят — огромную голову, полёт Руслана, держащегося за бороду Черномора.
А текст этой поэмы местами имеет вполне прозрачный сексуальный подтекст.
К чести Александра Сергеевича, он свои творения детям и не адресовал. Так что претензий к нашему главному классику нет никаких.
Действие «Руслана и Людмилы» начинается на пиру. Былинный, а не реальный, князь Владимир выдаёт свою дочь Людмилу за славного князя Руслана.
«Руслан и Людмила». Иллюстрация Л.Владимирского
Жених же думает только об одном — как поскорее дождаться брачной ночи.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту.
Пир закончен, и вот уже всё близится.
И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли… и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры…
Вы слышите ль влюбленный шопот
И поцелуев сладкий звук
И прерывающийся ропот
Последней робости?… Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали… Вдруг.
«Руслан и Людмила». Иллюстрация Н.Кочергина.
Здесь интим заканчивается, так и не начавшись.
Гремит, гром, всё покрывается дымом, а когда дым рассеется, Людмила исчезает.
Руслан идёт на поиски — классическая сказочная схема.
В пути Руслан попадает в пещеру старца-финна. Тот рассказывает, что возлюбленную Руслана похитил карла Черномор — страшный волшебник, похищающий красавиц. И погибнуть ему суждено от руки Руслана.
Главный герой воодушевляется, и вдруг понимает, что Людмила может в таком случае достаться ему уже не девушкой. Немыслимое дело!
Но финн успокаивает Руслана.
. тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет — задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой…
Получается, Черномор похищает красавиц по привычке, но в интимном плане уже ничего, увы, делать с ними не может.
А первая редакция поэмы была совсем эротической! После бурной критики Пушкин выкинул из произведения такое описание (текст — по примечаниям к «Собранию сочинений», т. 3, Москва, 1960):
Вы знаете, что наша дева
Была одета в эту ночь,
По обстоятельствам, точь-в-точь
Как наша прабабушка Ева.
Наряд невинный и простой!
Наряд Амура и природы!
Как жаль, что вышел он из моды!
Затейник был Александр Сергеевич, ничего не скажешь!
Кстати, «Руслана и Людмилу» он писал три года, от 17 до 20 лет.
Ещё есть любопытные детали в «Сказке о Золотом Петушке».
Про Шамаханскую царицу писать нечего — что она делала с царём Дадоном неделю в шатре, нам неизвестно. Пушкин ограничился лишь указанием, что царь там пировал и отдыхал на парчовой кровати. Ограничивался ли он только едой и сном или нет — домысливать не будем. Интереснее другое — личность волшебника, к которому в начале сказки уставший от набегов соседей царь обратился за помощью.
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Мудрец и звездочёт был. скопцом! Думаю, знаете, что это такое.
«Сказка о Золотом Петушке». Иллюстрация И.Билибина
Подарил он царю Золотого Петушка, предупреждавшего о наступлениях. За это Дадон обещал ему исполнить любую его волю. И когда царь приехал с Шамаханской царицей, мудрец попросил у царя эту женщину. Царь был возмущён.
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
А действительно, зачем?
«Сказка о Золотом Петушке». Иллюстрация В.Конашевича
В общем, если смотреть на сказки взрослым взглядом, можно много интересного увидеть. Ну и повторюсь — не маленьким детям Пушкин их адресовал. Просто эти сказки, в отличии куда более жёстких сказок, например, из «1000 и 1 ночи», как правило, включаются в детские сборники. Проблемы в этом, собственно, и нет — не заметят этого дети.
Сам в детстве не обращал внимания на слово «скопец» в «Петушке», поскольку и понятия не имел, что это такое. А «Руслана и Людмилу» целиком вообще мало кто читает.
В «Гаврилиаде», которую, слава Богу, к детским произведениям не относят, архангел Гавриил вообще выигрывает борьбу с бесом очень оригинальным методом:
По счастию проворный Гавриил
Впился ему в то место роковое
(Излишнее почти во всяком бое),
В надменный член, которым бес грешил.
Лукавый пал, пощады запросил
И в темный ад едва нашел дорогу.
Так что немало пикантных деталей у Александра Сергеевича найти можно!
P.S. А Пушкин всё равно гений!
Иллюстрация Н.Кочергина
P.P.S. В оформлении использованы иллюстрации дореволюционного и советского периодов, а также рисунки самого Пушкина.
Источник: dom-pod-goroy.livejournal.com
Из каких мифов и легенд Пушкин взял сюжеты своих сказок?
Критик Виссарион Белинский категорично осуждал сказки Пушкина. Он считал — зачем тратить талант на такие мелочи, как приукрашивания народных сюжетов? Но такое отношение современников самого Пушкина никак не смущало.
Русские сказки
Наибольшие споры у пушкинистов вызывает «Сказка о царе Салтане». Самая убедительная версия сводится к тому, что в порыве выиграть спор с Жуковским на написание лучшей сказки Пушкин переработал народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанную А.Афанасьевым.
В обеих сказках есть эпизод с разговором трех девиц, которых подслушал царь, рождение «неведомого зверюшки», противопоставление доброй младшенькой сестрицы двум старшим злым, «путешествие» в бочке. В пушкинских тетрадях все эти идеи присутствуют, хотя остается неясным: записал ли он их по памяти или со слов Арины Родионовны. Но народную сказку Пушкин преобразил и обогатил, дополнив героями не из русского фольклора, а также сюжетами из других источников.
Античные мифы
Литературовед А. Гаврилов предполагал, что сюжет о Гвидоне и его матери Пушкин, прекрасно знавший античную литературу, «подсмотрел» в мифе о Персее. Не исключено, что в элегии о Данае — интерпретации мифа о Персее одного из наиболее значительных древнегреческих поэтов, Симонида Кеосского. Одно из подтверждений версии – запись в пушкинской тетради о встрече царя и оракула. Другой довод «за» – обширная библиотека древнейших классиков в переводе на французский, к которой Пушкин обращался неоднократно.
Напомним, что в оригинальном мифе аргосскому царю Акрисию оракул предсказывает рождение у дочери Данаи сына, который свергнет и убьет деда. Акрисий заточает дочь в подземелье, но влюбленный в нее Зевс проникает в темницу в виде золотого дождя. Даная беременеет и рождает сына Персея. Акрисий сажает дочь и внука в большой сундук и бросает их в море.
За время странствий по волнам Персей вырастает в богатыря. Сундук случайно попадает в сети рыбака, который и освобождает невольников.
Звездные атласы и не только
Как уверяет тюменский пушкинист А. Захаров в книге «Вслед за Великой Богиней», ни в одной из русских сказок, ни в античной литературе не найти Царевну-Лебедь. Возможно, идея о Прекрасной деве родилась у Пушкина при изучении древних звездных атласов, а именно – атласа польского астронома Яна Гевелия. Его альбом звездного неба с 1690 года был хорошо известен не только в Европе, но и в России, а три из четырех экземпляров хранились в Санкт-Петербурге. Атлас Гевелия Пушкин мог видеть в Лицее или на Петровском планетарии – огромном шаре, подаренном Петру и помещенным им в кунсткамеру для всеобщего обозрения.
Прекрасные гравюры неизвестных мастеров, на которых созвездия «оживали», наверняка впечатлили поэта. Натягивающий лук Антиной рядом с созвездием прекрасной Девы с распахнутыми крыльями стали точкой отсчета для проработки образов Гвидона и Царевны-Лебедь. Интересно, что рядом с созвездием Девы на карте Гевелия расположено созвездие Орла, который у Пушкина превращается в коршуна: «Бьется лебедь средь зыбей,/Коршун носится над ней».
Такую запоминающуюся деталь образа Царевны-Лебедь, как блестящий под косой месяц, Пушкин мог позаимствовать из «Начертаний гербоведения» немецкого ученого эпохи Просвещения, Иоганна Гаттерера. Он описывал богиню охоты и леса Диану в легком охотничьем платье белого цвета и с заплетенными волосами, в которых блестел полумесяц. Так что Пушкину было достаточно протянуть руку, взять с собственной книжкой полки сочинение Гаттерера и «подсмотреть» там яркие детали образа Царевны Лебедь.
Древнерусская литература и римские историки
Очевидно, что бравую команду богатырей, Пушкин тоже не сам придумал. Не исключено, что он был знаком или слышал в пересказе широко известное на Руси сочинение «О человецех, незнаемых в восточной стране». Кроме прочих чудес, там рассказывается об удивительных морских жителях, которые месяцами «лежат в воде», потому что на берегу «их тело трескается». Как тут не вспомнить пушкинское «А теперь пора нам в море./Тяжек воздух нам земли».
Другим источником, вдохновившим Пушкина на создание 33 богатырей, могло стать сочинение римского историка Павла Йовия, которое поэт имел в своей библиотеке и неоднократно читал. Там есть упоминание о народе, большую часть жизни проводящем в воде и питающемся исключительно сырой рыбой. Народ этот, подобно рыбам, покрыт чешуей. И у Пушкина: «В чешуе, как жар горя/Тридцать три богатыря». К тому же поэт наверняка знал о сибирском обычае употреблять в пищу сырую рыбу и искусном умении аборигенов шить одежду и обувь из рыбьей кожи.
Интересно, что образ дядьки Черномора Пушкин мог подсмотреть в народной легенде о морских жителях, бытовавшей на Севере. Там рассказывается о самоедах и обдорских остяках, большую часть жизни проводивших в море. Как поясняет знаток северных обрядов и традиций прошлого века Н. Абрамов, эти народы регулярно «выходили из воды» и совершали на берегу обряд поклонения водным божествам, бросая в море деньги и угощения. Их тотемный предок – некий морской дядька – и мог стать прообразом Черномора.
Американская классика и шахматная доска
У пушкинистов не вызывает сомнений, что сюжет «Сказки о Золотом петушке» Пушкин позаимствовал в «Легенде об арабском звездочете» из сборника романтических рассказов «Альгамбра» «отца американский литературы» Вашингтона Ирвинга. В начале XIX века его читала вся Европа, был знаком с творчеством Ирвинга и Пушкин. Из «Легенды» американского классика русский поэт взял главных персонажей – престарелого правителя и помощника волшебника-звездочета, которые при помощи магии противостоят врагам-захватчикам. Пушкин заимствовал у Ирвинга даже мелкие детали – например, арабскую чалму (сарачинскую шапку) на голове звездочета: «Вдруг в толпе увидел он (Дадон), в сарачинской шапке белой,/Весь как лебедь поседелый,/Старый друг его, скопец». Зато Шамаханская царица – образ исключительно пушкинский.
Есть и существенные отличия. Если в пушкинской сказке о приближении недругов сообщает Золотой петушок, то в «Легенде» это делают оживающие на шахматной доске фигуры. Впрочем, шахматная доска в сказке Пушкина всё же незримо присутствует. Для исчисления времени поэт использует цифру восемь, а не традиционно-сакральные для Руси семь или десять. «Вот проходят 8 дней,/А от войска нет вестей», «Снова 8 дней проходят,/Люди в страхе дни проводят». Не исключено, что в пушкинскую сказку «восьмерка» перекочевала с шахматной доски – именно столько чередующихся черно-белых клеток умещается на одной стороне ее поля.
С миру по нитке
Первые строки «Руслана и Людмилы» Пушкин, как известно, написал еще лицеистом на стенах карцера, куда был в очередной раз помещен за «шалости». Когда поэт закончил работу над сказочной поэмой, «побежденный учитель» Жуковский подарил победителю-ученику Пушкину свой памятный портрет и поздравил с «великой пятницей» — днем окончания произведения, ставшего образцом русского романтизма.
Поэма стала событием в мире русской литературы – и это несмотря на то, что все ее сюжеты и идеи были заимствованы из различных источников. Живая голова, шутливая характеристика главной героини, очарованный замок и всё остальное Пушкин подсмотрел у разных авторов – у Ариосто в «Неистовом Роланде», у Вольтера в «Девственнице», в сказках М. Чулкова и Гамильтона, в фольклорной повести о Еруслане Лазаревиче, у Радищева в поэме «Алеша Попович». А вот образ волшебного кота Баюна Пушкин взял из лубочных повестей, пользовавшихся огромной популярностью на Руси. Там Баюн предстает сказочным чудовищем-птицей с исцеляющим голосом, который сидит на высоком столбе и своими песнями зачаровывает и лишает силы прохожих.
И всё же спустя четверть века критики напишут, что Пушкин в «Руслане и Людмиле» «гнул стих русский», как искусный ваятель воск, и заставлял его петь на все лады, подобно оживляющему скрипичные струны Паганини.
источник
Источник: staryiy.livejournal.com